Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О каноническом статусе толкования свт. Тарасия на 8-го правила I Вселенского собора. ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Как мы видели, свт. Тарасий на VII Вселенском соборе предложил расширенное толкование 8-го правила I Вселенского собора, согласно которому законный сан, полученный в еретических и раскольничьих сообществах – должен сохраняться при присоединении к Православной Церкви. Остается определить канонический статус такого толкования. В современной богословской литературе мы весьма часто видим два заблуждения относительно авторитета Деяний Вселенских соборов. Согласно первому, всякое слово, сказанное на соборе и записанное в его Деяниях (за исключением речей осужденных еретиков) – имеет Вселенский авторитет – догматический или канонический. Разумеется, это неверно. Среди участников соборов были люди разных взглядов, с разным богословским образованием. Очень немногие из них канонизированы. Зачастую, разные выступавшие (не говоря уж о выкриках с мест) говорили разное по смыслу (хотя и не противоречащее общесоборным постановлениям). Конечно, авторитет таких выкриков и речей – ничуть не выше, чем если бы они были сказаны в любом другом месте. Сторонники противоположного заблуждения, напротив, утверждают, что авторитетом обладают лишь тезисы и документы, принятые всеобщим соборным голосованием (оросы, анафематизмы, догматические послания, правила и т.п.). С ними можно согласиться в том, что подобные постановления (и только они) имеют в прямом и собственном смысле авторитет, равный авторитету Вселенских соборов. Однако неверно считать, что остальное содержание соборных Деяний – вообще не авторитетно. Читая Деяния, мы не раз встречаем указания на согласные (хотя и без формального голосования) заявления участников собора (всех или заведомого большинства). Часто в Деяниях мы видим обороты «Собор сказал», «отцы сказали». Иногда при обсуждении каких-то вопросов мы видим, как ряд выступавших подряд утверждают одну и ту же или близкие точки зрения – и никто ее не оспаривает, либо оспаривающие получают убедительные ответы. Из соборных Деяний видно, что в подобных случаях участники собора интуитивно или осознанно констатируют наличие соборного согласия по данному вопроса, что обычно выражается в завершении его обсуждения и переходе к последующему. Такое неформальное согласие, по мнению автора этих слов, хотя и менее авторитетно, чем постановление Вселенского собора, принятое всеобщим голосованием, но и считать его частным мнением лица, его высказавшего – тоже неверно. Оно занимает среднее положение, отчасти освященное авторитетом Вселенского собора.
Именно в таком положении находится толкование 8-го правила Никейского собора свт. Тарасием. Оно было озвучено свт. Тарасием, т.е. председателем собора, обсуждалось (включая рассмотрение контраргументов) и в конечном счете не вызвало возражений – участники собора согласились с таким толкованием, хотя формального голосования по этому вопросу и не было. _____________________________________________________________ [1] 8-е правило I-го Вселенского собора - https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-apostolov-i-vselenskih-soborov-s-tolkovanijami/93#sel=7:1,7:103. Поскольку в тексте «Деяний Вселенских Соборов», (издание Казанской Духовной академии) в переводе этого правила имеется смысловая ошибка, составитель приводит правило по переводу Книги Правил. Заключительная часть правила, не имеющая отношения к обсуждаемой ситуации, на соборе не зачитывалась. [2] Свт. Василий Великий. Первое каноническое послание к Амфилохию (Правило 1), фрагмент https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-ottsov-pravoslavnoj-tserkvi-s-tolkovanijami/2#sel=7:472,7:649 [3] Свт. Василий Великий. Письмо 243 (251). К евсеянам, фрагмент https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/pisma/243#sel=8:452,8:479;8:573,8:597 [4] Свт. Василий Великий. Письмо 255 (263). К западным https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/pisma/255#sel=10:1,10:201 [5] Свт. Василий Великий. Письмо 95 (99). К Терентию, комиту, фрагмент https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/pisma/95#sel=8:153,10:81 [6] Деяния третьего Вселенского собора против мессалиан, то есть евхитов https://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejanija-vselenskikh-soborov-tom2/1_1_5#sel=53:71,53:168 [7] Свт. Кирилл Александрийский. Письмо Максиму диакону https://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejanija-vselenskikh-soborov-tom7/1_9#sel=104:1,104:162 [8] Свт. Кирилл Александрийский. Письмо пресвитеру Геннадию https://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejanija-vselenskikh-soborov-tom7/1_9#sel=106:1,106:164 [9] Послание св. Афанасия Великого к Руфиниану (Правило 3 Афанастия Великого) https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-ottsov-pravoslavnoj-tserkvi-s-tolkovanijami/128 [10] Деяния четвертого Вселенского собора (о присоединении Ювеналия Иерусалимского и др. участников 2-го Ефесского собора): https://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejanija-vselenskikh-soborov-tom3/1_3#sel=288:826,288:838, https://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejanija-vselenskikh-soborov-tom3/1_3#sel=288:826,288:838;319:295,319:323.
[11] Деяния четвертого Вселенского собора. Фрагмент о присоединении иллирийских епископов. https://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejanija-vselenskikh-soborov-tom3/1_3_31#sel=988:157,988:170 [12] Руфин. Церковная история цит. по https://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejanija-vselenskikh-soborov-tom7/1_9#sel=106:1,106:164;137:1,137:289. В русском переводе книги Руфина данная глава отсутствует [13] Сократ Схоласт. Церковная история https://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholastik/tserkovnaja-istorija-socrata/2#sel=70:37,70:59 [14] Сократ Схоласт. Церковная история https://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholastik/tserkovnaja-istorija-socrata/2#sel=70:37,70:59;77:276,77:294;77:340,77:398 [15] Деяния седьмого Вселенского собора. Деяние 1. https://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejanija-vselenskikh-soborov-tom7/1_9#sel=60:1,208:15 [16] Свт. Василий Великий. Письмо 232 (240). К никопольским пресвитерам. Фрагмент https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/pisma/232#sel=10:49,11:45 [17] Апостольское правило 68. https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-apostolov-i-vselenskih-soborov-s-tolkovanijami/68#sel=7:1,7:47 [18] Преп. Феодор Студит. Послание 40. К Навкратию, сыну https://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/poslania/40#sel=12:1,12:46;15:1,15:76 [19] Там же, https://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/poslania/40#sel=27:1,27:42 [20] Аристин. Толкование на I ВС 8 https://azbyka.ru/otechnik/pravila/pravila-i-sobory-pravoslavnoj-cerkvi-pervyj-vselenskij-sobor-nikejskij/#sel=62:74,62:150 [21] «О бращающихся от ересей, то есть новатиан, или фотиниан, или четыренадесятников, как оглашенных, так и верных по их мнению, приимати не прежде, как проклянут всякую ересь, особенно же ту, в которой они находились: и тогда уже глаголемые у них верные, по изучении символа веры, да будут помазаны святым миром, и тако да причащаются святых тайн» (7-е правило Ладикийского собора). https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-apostolov-i-vselenskih-soborov-s-tolkovanijami/112#sel=7:1,7:74 [22] «Присоединяющихся к Православию и к части спасаемых из еретиков приемлем, по следующему чиноположению и обычаю. Ариан, Македониан, Савватиан и Наватиан, именующих себя чистыми и лучшими, четырнадцатидневников или тетрадитов, и Аполинаристов, когда они дают рукописания и проклинают всякую ересь, не мудрствущую, как мудрствует святая Божия Кафолическая и Апостольская Церковь, приемлем запечатлевая, то есть помазуя святым миром во-первых чело, потом очи, и ноздри, и уста, и уши, и запечатлевая их глаголем: печать дара Духа Святаго…».(7-е правило II Вселенского собора) https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-apostolov-i-vselenskih-soborov-s-tolkovanijami/112#sel=7:1,7:74 [23] «Если кто-либо приходит из ереси в Церковь, ему предлагается произнести Символ Веры; и если увидят, что он был крещен во имя Отца и Сына и Святого Духа, то на него только возлагают руки, чтобы он принял Святого Духа. Но если окажется, что он не был крещен во имя Святой Троицы, пусть его крестят». (8-е правило Арелатского собора 314 г.) https://vk.com/aletheia?w=wall-184478279_4570 [24] «Вопрос. По что обращающияся еретики к Соборней "еркви не покрещаем?
[25] Послание Феофила к епископу Афингию о так именуемых чистых (12-е правило Феофила Александрийского)https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-ottsov-pravoslavnoj-tserkvi-s-tolkovanijami/140#sel=8:1,8:52 [26] Свт. Никодим Милош. Толкование на 8-е правило I Вселенского собора. https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-apostolov-i-vselenskih-soborov-s-tolkovanijami/93#sel=11:105,11:194 [27] Цитата из фрагмента 7-го правила II Вселенского собора о евномианах, монтанистах, саввелианах и др. https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-apostolov-i-vselenskih-soborov-s-tolkovanijami/112#sel=7:117,7:119 [28] Апостольское правило 47 https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-apostolov-i-vselenskih-soborov-s-tolkovanijami/112#sel=7:117,7:119 [29]См. примечание 17 [30]Апостольское правило 62 https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-apostolov-i-vselenskih-soborov-s-tolkovanijami/62#sel=7:1,7:41 [31] Вселенский VII собор // Православная энциклопедия, т.9. М.: 2005 г., стр.647 https://www.pravenc.ru/text/155500.html [32] Тех, которые крещены во имя трех Лиц-Отца и Сына и Святого Духа, не следует перекрещивать, хотя бы они и крещены были еретиками, если только еретики эти исповедуют три Лица. А над теми, которые обращаются ко святой церкви от других ересей, пусть будет совершаемо крещение. (Свт. Дионисий Великий. К Дионисию и Стефану, предстоятелям римской церкви). https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleksandrijskij/k-dionisiyu-i-stefanu-predstojateljam-rimskoj-tserkvi/#sel=4:1,4:44 [33] «…Потому что те, которые получили крещение от еретиков, не будучи до этого крещёнными, должны быть утверждены возложением рук, только через обращение к Святому Духу, потому что они были крещены в самой простой форме, без силы освящения. И, как вы знаете, мы требуем, чтобы это правило соблюдалось во всех церквях, что купель, в которую уже вошли, не должна быть осквернена повторением, так как Бог говорит: “Един Бог, едина Вера, едино Крещение”. И это омовение не должно быть загрязнено повторением, но, как мы сказали, только обращением к Святому Духу, т.к. это никто не может получить от еретиков, но от кафолических священников» (Свт. Лев Великий. Письмо 159. 21 марта 458 г. в консульстве майора Августа, цит. по Веселов Алексей, диакон, История принятия западных христиан в Греческой Церкви и богословие акривии и икономии https://bogoslov.ru/article/2478466). [34] Свт. Василий Великий. Правило 1 https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-ottsov-pravoslavnoj-tserkvi-s-tolkovanijami/2#sel=7:162,7:193 [35] Свт. Афанасий Великий. Послание на ариан, Слово 2-е, https://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velikij/Poslanie_na_Arian_slovo_vtoroe/#sel=74:2,74:76
[36] 95-е правило Трулльского (VI Вселенского) собора https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-apostolov-i-vselenskih-soborov-s-tolkovanijami/246#sel=7:73,7:169. [37]«…к чему же брат наш Стефан простер свое жестокое упорство до того, что даже и крещению Маркиона, Валентина, Апеллеса и прочих хулителей Бога Отца вздумал присвоить силу рождать чад Богу, утверждая, что и там во имя Иисуса Христа дается отпущение грехов, где изрыгаются хулы на Отца и Господа Бога Христа?» (Свмч. Киприан Карфагенский. Письмо 61. К Помпею против письма Стефана о крещении еретиков) https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfagenskij/pysma/#sel=427:581,427:627 [38] «Юлий, Марк, Сильвестр и прочие древние епископы принимали всех еретиков также через покаяние…: потому что и Собор Никейский, о котором мы упомянули выше, принял всех еретиков, исключая учеников Павла Самосатского. А что еще важнее, собор этот сохраняет степень пресвитерства за епископом новацианским, если он обратится. Это определение опровергает и Люцифера и Илария: потому что относится в одно и тоже время и к клирику и крещенному». (Бл. Иероним. Разговор против люцифериан. /Творения блаженного Иеронима Стридонского, книга 6, часть 4. Киев, 1880, с. 92) https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/razgovor-protiv-lyutsiferian/#sel=80:761,80:817;80:990,80:1069 [39] «Прежде чем состоялся собор ариминский, прежде чем был изгнан Люцифер, – Иларий, будучи диаконом римской церкви, принимал приходящих еретиков с тем крещением, которое они получили прежде. Разве, быть может, только ариане еретики, и только крещенного ими нельзя принимать, а крещенного другими можно! Ты же, Иларий, был диаконом, и принимал крещенных манихеями; ты был диаконом, и одобрял крещение Евиона» (там же, стр. 91). https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/razgovor-protiv-lyutsiferian/#sel=80:761,80:817
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.012 с.) |