О каноническом статусе толкования свт. Тарасия на 8-го правила I Вселенского собора. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О каноническом статусе толкования свт. Тарасия на 8-го правила I Вселенского собора.



Как мы видели, свт. Тарасий на VII Вселенском соборе предложил расширенное толкование 8-го правила I Вселенского собора, согласно которому законный сан, полученный в еретических и раскольничьих сообществах – должен сохраняться при присоединении к Православной Церкви. Остается определить канонический статус такого толкования.

В современной богословской литературе мы весьма часто видим два заблуждения относительно авторитета Деяний Вселенских соборов. Согласно первому, всякое слово, сказанное на соборе и записанное в его Деяниях (за исключением речей осужденных еретиков) – имеет Вселенский авторитет – догматический или канонический. Разумеется, это неверно. Среди участников соборов были люди разных взглядов, с разным богословским образованием. Очень немногие из них канонизированы. Зачастую, разные выступавшие (не говоря уж о выкриках с мест) говорили разное по смыслу (хотя и не противоречащее общесоборным постановлениям). Конечно, авторитет таких выкриков и речей – ничуть не выше, чем если бы они были сказаны в любом другом месте.

Сторонники противоположного заблуждения, напротив, утверждают, что авторитетом обладают лишь тезисы и документы, принятые всеобщим соборным голосованием (оросы, анафематизмы, догматические послания, правила и т.п.). С ними можно согласиться в том, что подобные постановления (и только они) имеют в прямом и собственном смысле авторитет, равный авторитету Вселенских соборов. Однако неверно считать, что остальное содержание соборных Деяний – вообще не авторитетно. Читая Деяния, мы не раз встречаем указания на согласные (хотя и без формального голосования) заявления участников собора (всех или заведомого большинства). Часто в Деяниях мы видим обороты «Собор сказал», «отцы сказали». Иногда при обсуждении каких-то вопросов мы видим, как ряд выступавших подряд утверждают одну и ту же или близкие точки зрения – и никто ее не оспаривает, либо оспаривающие получают убедительные ответы. Из соборных Деяний видно, что в подобных случаях участники собора интуитивно или осознанно констатируют наличие соборного согласия по данному вопроса, что обычно выражается в завершении его обсуждения и переходе к последующему. Такое неформальное согласие, по мнению автора этих слов, хотя и менее авторитетно, чем постановление Вселенского собора, принятое всеобщим голосованием, но и считать его частным мнением лица, его высказавшего – тоже неверно. Оно занимает среднее положение, отчасти освященное авторитетом Вселенского собора.

Именно в таком положении находится толкование 8-го правила Никейского собора свт. Тарасием. Оно было озвучено свт. Тарасием, т.е. председателем собора, обсуждалось (включая рассмотрение контраргументов) и в конечном счете не вызвало возражений – участники собора согласились с таким толкованием, хотя формального голосования по этому вопросу и не было.

_____________________________________________________________

[1] 8-е правило I-го Вселенского собора - https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-apostolov-i-vselenskih-soborov-s-tolkovanijami/93#sel=7:1,7:103. Поскольку в тексте «Деяний Вселенских Соборов», (издание Казанской Духовной академии) в переводе этого правила имеется смысловая ошибка, составитель приводит правило по переводу Книги Правил. Заключительная часть правила, не имеющая отношения к обсуждаемой ситуации, на соборе не зачитывалась.

[2] Свт. Василий Великий. Первое каноническое послание к Амфилохию (Правило 1), фрагмент https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-ottsov-pravoslavnoj-tserkvi-s-tolkovanijami/2#sel=7:472,7:649

[3] Свт. Василий Великий. Письмо 243 (251). К евсеянам, фрагмент https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/pisma/243#sel=8:452,8:479;8:573,8:597

[4] Свт. Василий Великий. Письмо 255 (263). К западным https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/pisma/255#sel=10:1,10:201

[5] Свт. Василий Великий. Письмо 95 (99). К Терентию, комиту, фрагмент https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/pisma/95#sel=8:153,10:81

[6] Деяния третьего Вселенского собора против мессалиан, то есть евхитов https://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejanija-vselenskikh-soborov-tom2/1_1_5#sel=53:71,53:168

[7] Свт. Кирилл Александрийский. Письмо Максиму диакону https://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejanija-vselenskikh-soborov-tom7/1_9#sel=104:1,104:162

[8] Свт. Кирилл Александрийский. Письмо пресвитеру Геннадию https://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejanija-vselenskikh-soborov-tom7/1_9#sel=106:1,106:164

[9] Послание св. Афанасия Великого к Руфиниану (Правило 3 Афанастия Великого) https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-ottsov-pravoslavnoj-tserkvi-s-tolkovanijami/128

[10] Деяния четвертого Вселенского собора (о присоединении Ювеналия Иерусалимского и др. участников 2-го Ефесского собора): https://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejanija-vselenskikh-soborov-tom3/1_3#sel=288:826,288:838, https://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejanija-vselenskikh-soborov-tom3/1_3#sel=288:826,288:838;319:295,319:323.

[11] Деяния четвертого Вселенского собора. Фрагмент о присоединении иллирийских епископов. https://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejanija-vselenskikh-soborov-tom3/1_3_31#sel=988:157,988:170

[12] Руфин. Церковная история цит. по https://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejanija-vselenskikh-soborov-tom7/1_9#sel=106:1,106:164;137:1,137:289. В русском переводе книги Руфина данная глава отсутствует

[13] Сократ Схоласт. Церковная история https://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholastik/tserkovnaja-istorija-socrata/2#sel=70:37,70:59

[14] Сократ Схоласт. Церковная история https://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholastik/tserkovnaja-istorija-socrata/2#sel=70:37,70:59;77:276,77:294;77:340,77:398

[15] Деяния седьмого Вселенского собора. Деяние 1. https://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejanija-vselenskikh-soborov-tom7/1_9#sel=60:1,208:15

[16] Свт. Василий Великий. Письмо 232 (240). К никопольским пресвитерам. Фрагмент https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/pisma/232#sel=10:49,11:45

[17] Апостольское правило 68. https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-apostolov-i-vselenskih-soborov-s-tolkovanijami/68#sel=7:1,7:47

[18] Преп. Феодор Студит. Послание 40. К Навкратию, сыну https://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/poslania/40#sel=12:1,12:46;15:1,15:76

[19] Там же, https://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/poslania/40#sel=27:1,27:42

[20] Аристин. Толкование на I ВС 8 https://azbyka.ru/otechnik/pravila/pravila-i-sobory-pravoslavnoj-cerkvi-pervyj-vselenskij-sobor-nikejskij/#sel=62:74,62:150

[21] «О бращающихся от ересей, то есть новатиан, или фотиниан, или четыренадесятников, как оглашенных, так и верных по их мнению, приимати не прежде, как проклянут всякую ересь, особенно же ту, в которой они находились: и тогда уже глаголемые у них верные, по изучении символа веры, да будут помазаны святым миром, и тако да причащаются святых тайн» (7-е правило Ладикийского собора). https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-apostolov-i-vselenskih-soborov-s-tolkovanijami/112#sel=7:1,7:74

[22] «Присоединяющихся к Православию и к части спасаемых из еретиков приемлем, по следующему чиноположению и обычаю. Ариан, Македониан, Савватиан и Наватиан, именующих себя чистыми и лучшими, четырнадцатидневников или тетрадитов, и Аполинаристов, когда они дают рукописания и проклинают всякую ересь, не мудрствущую, как мудрствует святая Божия Кафолическая и Апостольская Церковь, приемлем запечатлевая, то есть помазуя святым миром во-первых чело, потом очи, и ноздри, и уста, и уши, и запечатлевая их глаголем: печать дара Духа Святаго…».(7-е правило II Вселенского собора) https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-apostolov-i-vselenskih-soborov-s-tolkovanijami/112#sel=7:1,7:74

[23] «Если кто-либо приходит из ереси в Церковь, ему предлагается произнести Символ Веры; и если увидят, что он был крещен во имя Отца и Сына и Святого Духа, то на него только возлагают руки, чтобы он принял Святого Духа. Но если окажется, что он не был крещен во имя Святой Троицы, пусть его крестят». (8-е правило Арелатского собора 314 г.) https://vk.com/aletheia?w=wall-184478279_4570

[24] «Вопрос. По что обращающияся еретики к Соборней "еркви не покрещаем?
Ответ. Аще бы се было, небыся человек скоро обещал от ереси покрещения стыдяся, обаче и возложением руку пресвитерску и молитвою, весть приходити Дух Святый, яко же свидетельствуют деяния святых апосто
л». https://azbyka.ru/otechnik/pravila/pravila-i-sobory-pravoslavnoj-cerkvi-kanonicheskie-otvety-timofeja-aleksandrijskogo/#sel=93:1,94:35 Происхождение этого правила является предметом споров. В Славянской Кормчей и некоторых греческих рукописях оно приписывается св. Тимофею Александрийскому, однако в большинстве сборников канонов Византийского периода, включая Синтагму «Номоканона XIV титулов» оно отсутствует. Также оно присутствует в «Вопросах и ответах» преп. Анастасия Синаита (вопрос 14).

[25] Послание Феофила к епископу Афингию о так именуемых чистых (12-е правило Феофила Александрийского)https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-ottsov-pravoslavnoj-tserkvi-s-tolkovanijami/140#sel=8:1,8:52

[26] Свт. Никодим Милош. Толкование на 8-е правило I Вселенского собора. https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-apostolov-i-vselenskih-soborov-s-tolkovanijami/93#sel=11:105,11:194

[27] Цитата из фрагмента 7-го правила II Вселенского собора о евномианах, монтанистах, саввелианах и др. https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-apostolov-i-vselenskih-soborov-s-tolkovanijami/112#sel=7:117,7:119

[28] Апостольское правило 47 https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-apostolov-i-vselenskih-soborov-s-tolkovanijami/112#sel=7:117,7:119

[29]См. примечание 17

[30]Апостольское правило 62 https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-apostolov-i-vselenskih-soborov-s-tolkovanijami/62#sel=7:1,7:41

[31] Вселенский VII собор // Православная энциклопедия, т.9. М.: 2005 г., стр.647 https://www.pravenc.ru/text/155500.html

[32] Тех, которые крещены во имя трех Лиц-Отца и Сына и Святого Духа, не следует перекрещивать, хотя бы они и крещены были еретиками, если только еретики эти исповедуют три Лица. А над теми, которые обращаются ко святой церкви от других ересей, пусть будет совершаемо крещение. (Свт. Дионисий Великий. К Дионисию и Стефану, предстоятелям римской церкви). https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleksandrijskij/k-dionisiyu-i-stefanu-predstojateljam-rimskoj-tserkvi/#sel=4:1,4:44

[33] «…Потому что те, которые получили крещение от еретиков, не будучи до этого крещёнными, должны быть утверждены возложением рук, только через обращение к Святому Духу, потому что они были крещены в самой простой форме, без силы освящения. И, как вы знаете, мы требуем, чтобы это правило соблюдалось во всех церквях, что купель, в которую уже вошли, не должна быть осквернена повторением, так как Бог говорит: “Един Бог, едина Вера, едино Крещение”. И это омовение не должно быть загрязнено повторением, но, как мы сказали, только обращением к Святому Духу, т.к. это никто не может получить от еретиков, но от кафолических священников» (Свт. Лев Великий. Письмо 159. 21 марта 458 г. в консульстве майора Августа, цит. по Веселов Алексей, диакон, История принятия западных христиан в Греческой Церкви и богословие акривии и икономии https://bogoslov.ru/article/2478466).

[34] Свт. Василий Великий. Правило 1 https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-ottsov-pravoslavnoj-tserkvi-s-tolkovanijami/2#sel=7:162,7:193

[35] Свт. Афанасий Великий. Послание на ариан, Слово 2-е, https://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velikij/Poslanie_na_Arian_slovo_vtoroe/#sel=74:2,74:76

[36] 95-е правило Трулльского (VI Вселенского) собора https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-apostolov-i-vselenskih-soborov-s-tolkovanijami/246#sel=7:73,7:169.

[37]«…к чему же брат наш Стефан простер свое жестокое упорство до того, что даже и крещению Маркиона, Валентина, Апеллеса и прочих хулителей Бога Отца вздумал присвоить силу рождать чад Богу, утверждая, что и там во имя Иисуса Христа дается отпущение грехов, где изрыгаются хулы на Отца и Господа Бога Христа?» (Свмч. Киприан Карфагенский. Письмо 61. К Помпею против письма Стефана о крещении еретиков) https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfagenskij/pysma/#sel=427:581,427:627

[38] «Юлий, Марк, Сильвестр и прочие древние епископы принимали всех еретиков также через покаяние…: потому что и Собор Никейский, о котором мы упомянули выше, принял всех еретиков, исключая учеников Павла Самосатского. А что еще важнее, собор этот сохраняет степень пресвитерства за епископом новацианским, если он обратится. Это определение опровергает и Люцифера и Илария: потому что относится в одно и тоже время и к клирику и крещенному». (Бл. Иероним. Разговор против люцифериан. /Творения блаженного Иеронима Стридонского, книга 6, часть 4. Киев, 1880, с. 92) https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/razgovor-protiv-lyutsiferian/#sel=80:761,80:817;80:990,80:1069

[39] «Прежде чем состоялся собор ариминский, прежде чем был изгнан Люцифер, – Иларий, будучи диаконом римской церкви, принимал приходящих еретиков с тем крещением, которое они получили прежде. Разве, быть может, только ариане еретики, и только крещенного ими нельзя принимать, а крещенного другими можно! Ты же, Иларий, был диаконом, и принимал крещенных манихеями; ты был диаконом, и одобрял крещение Евиона» (там же, стр. 91). https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/razgovor-protiv-lyutsiferian/#sel=80:761,80:817

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.012 с.)