Восьмое правило Никейского собора: истолкование возложения рук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восьмое правило Никейского собора: истолкование возложения рук



Как уже отмечалось, одним из предметов спора являлось толкование на 8-е правило Никейского собора о принятии в клир клириков кафаров (новатиан), присоединяющихся к Православной Церкви (ключевая часть правила приведена в цитате I). На соборе сначала обсуждался вопрос о применимости его к иконоборчеству и иным ересям, а уже затем — истолкование возложения рук, нам же удобнее будет рассмотреть эти вопросы в обратном порядке.

Вопрос о том, в каком именно смысле в правиле говорится о возложении рук на бывших кафарских клириков – является предметом споров. Помимо толкования, которое отстаивал (и успешно) на соборе свт. Тарасий, можно отметить два других. Одно – толкование Аристина, согласно которому возложение рук – в данном случае является древним (идущим еще от апостольских времен) аналогом миропомазания, т.е. таинства, в котором присоединяемым к Церкви ниспосылается Святой Дух:

«…Из приходящих к святой, Божией, соборной и Апостольской церкви, одни крещаются, другие помазуются миром, а иные только предают анафеме свою и всякую другую ересь. Обольщенные Наватом и названные им Чистыми, как не принимающие покаяния согрешивших и запрещающие второй брак, если придут к церкви и исповедают, что будут принимать и двубрачных, и оказывать снисхождение согрешившим, но покаявшимся, и вообще следовать всем церковным догматам и предадут анафеме свою ересь и другие,должны быть приемлемы и помазуемы одним святым миром…» [20]

В защиту этого толкования можно сослаться на другие правила чиноприема кафаров (новатиан): 7-е правило Лаодикийского собора [21], 7-е правило II Вселенского собора [22] и повторяющее его 95-е правило Трулльского (VI Вселенского) соборов, согласно которым кафаров (независимо от сана) при приеме в Церковь следовало миропомазывать. Можно также отметить 8-е правило Арльского собора 314 г. [23] и правило, которое в Славянской кормчей и некоторых греческих рукописях приписывается св. Тимофею Александрийскому [24] – в них подтверждается, что при возложении рук в чиноприеме на принимаемых нисходит Святой Дух.

Если рассматривать возложение рук в IВС8, как аналог миропомазания, то, с точки зрения такого толкования возложение рук при приеме в Церковь автоматически «актуализирует» сан, который имели кафары в расколе.

Другое толкование: возложение рук, как рукоположение в сан – было упомянуто (и отвергнуто) в приводимых выше словах св. Тарасия:

«С лово “рукоположениеможет быть здесь сказано… не о хиротонии».

По-видимому, именно в смысле повторной хиротонии понимал 8-е правило Никейского собора Феофил Александрийский в послании к епископу Афингию (вошло в Книгу Правил Православной Церкви как 12-е правило Феофила Александрийского):

«Известило меня твое благочестие, яко некоторые из именующих себя чистыми, желают присоединитися к Церкви. А понеже великий собор блаженных отцев наших, бывший в Никее (Прав.8,19), определил рукополагати приходящих от ересей, то по сему уставу, благоволи и ты рукополагати восхотевших присоединится к Церкви, аще токмо житие их добородетельно, и нет никакого тому препятствия»[25].

Очевидно, добродетельность жития и наличие иных «препятствий» не могут препятствовать принятию в Церковь через миропомазание/возложение рук (единое для клириков и мирян). Такие препятствия могут иметь значение только в случае, если над принятыми в Церковь кафарами совершается таинство рукоположения в сан. Таким образом, по второму толкованию речь идет о хиротонии (рукоположении), совершаемом над присоединенными к Церкви уже после присоединения.

Третье толкование, как уже отмечалось, отстаивал на VII Вселенском соборе свт. Тарасий (и собор с ним согласился):

«… здесь сказано просто о благословении».

Свт. Никодим (Милаш) уточняет, что фактически имеется ввиду покаяние:

«Принимая во внимание толкование Тарасия, смысл этих слов в данном Никейском правиле тот, что при переходе новатианских духовных лиц из раскола в церковь, подлежащий православный епископ или пресвитер должен возложить на их голову руки, как это бывает при таинстве покаяния, и прочитать в это время над ними определенную молитву, примиряющую их с церковью (примирительная молитва). Но этот обряд может совершиться только тогда, когда они, как говорит правило, письменно (έγγράφως, in scriptis) признают, что будут во всем строго придерживаться учения православной церкви и, следовательно, отрекаются от всех своих прежних заблуждений»[26]

По этому толкованию речь идет о признании сана, полученного в расколе – этот сан актуализируется при приеме через покаяние. Отметим, что данное толкование хорошо стыкуется с 68-м Апостольским правилом в толковании прп. Феодора Студита (см. выше): в случае приема в Церковь тех, кто не является еретиком в собственном смысле таинство рукоположения не может повторяться.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.3 (0.005 с.)