Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. Общий ход обсуждения. Цитаты и умолчания
Обсуждение вопроса о чиноприеме епископов-иконоборцев на первом заседании VII Вселенского собора свелось к мягкой полемике святителя Тарасия Константинопольского и монахов Студитского монастыря. Св. Тарасий, которого, по-видимому, поддерживали светские власти – считал правильным признавать сан епископов-иконоборцев и принимать их через покаяние. Студиты возражали против такого чиноприема, как слишком мягкого. Отметим, что противостояние двух групп иконопочитателей в Константинопольской Церкви – иерархов, близких политической верхушке Византии и монахов-студитов – имело продолжение после собора в куда более жестких формах: в виде михианской схизмы (отделения студитов во главе со преп. Феодором от свт. Тарасия, а затем и свт. Никифора Константинопольских ввиду обвинения последних в прелюбодейной ереси), затем, после победы над вторым иконоборчеством – в виде противостояния свт. Мефодия Константинопольского и студитов (с разрывом общения и анафемой) и наконец – противостояния свт. Игнатия и свт. Фотия Константинопольских (первый также был близок к студитам). Как мы видим из соборных актов, обсуждение чиноприема иконоборцев свелось в основном к истолкованию канонических правил. Ко времени VII Вселенского собора в Восточной Церкви уже действовал достаточно полный канонический корпус, близкий к современному (за вычетом более поздних правил). Основные дискуссии развернулись вокруг толкования 8-го правила I Вселенского собора (см. цитату I и примечание 1) и послания свт. Афанасия Великого к Руфиниану [9] (см. цитату II). В цитате III также обсуждается послание св. Василия Великого к никопольским пресвитерам[16], которое не входит в канонически корпус. Можно отметить, что на соборе не упоминалось Апостольское правило 68, имеющее непосредственное отношение к обсуждаемой теме: «Если кто епископ, или пресвитер, или диакон, приемлет от кого-либо второе рукоположение: да будет извержен от священного чина, и он и рукоположивший; разве если достоверно известно будет, что от еретиков имеет рукоположение. Ибо крещенным, или рукоположенным от таковых, ни верными, ни служителями церкви быть невозможно». [17] На первый взгляд, такое умолчание можно списать на нежелательность упоминания канона, на первый взгляд, запрещающего признание сана, полученного у еретиков. Однако судя по посланию преп. Феодора Студита к Навкратию, вопрос о применении этого правила к иконоборцам обсуждался (возможно, даже в кулуарах собора). Вот объяснение мнимого противоречия между указанным правило и признанием сана иконоборцев, которое дает преп. Феодор:
«… Относительно же сказанного тобой, что правило не различает, но определенно гласит, что рукоположенные или крещенные еретиками не могут быть ни клириками, ни верными, - прими во внимание, что А постольское правило именует еретиками тех, кто не крещены и не крестят во имя Отца и Сына и Святого Духа <...> Из последующего текста ясно, что данное толкование принадлежит не самому преп. Феодору и не кому-либо из его современников, но «одному из древнейших трудолюбивых мужей, сделавшему исследование и извлечение из книг византийской Церкви» [19], и очевидно, было известно студитам во время собора. Одной из причин, по которой на соборе это правило было предано умолчанию, могло быть то обстоятельство, что в Римской Церкви признавались только первые 50 Апостольских правил, а лишние споры с римлянами на соборе были нежелательно для обоих партий византийцев.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.005 с.) |