Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос западных епископов и ответ свт. Тарасия
В конце фрагмента II имеется место, которое едва ли существенно для понимания позиции свт. Тарасия, но которое, однако, может вызвать недоумение у читателей. Группа итальянских и сицилийских епископов вновь спрашивает о том, как правила о чиноприеме новатиан, энкратитов и ариан могут быть применены к иконоборцам. Выше (см. п.3) мы видели, что на аналогичный вопрос свт. Тарасий отвечал, что 8-е правило Никейского собора применимо ко всем ересям. Здесь свт. Тарасий дает расширенный и, на первый взгляд, несколько странный ответ – он сравнивает иконоборцев с представителями таких крайних ересей, как маркиониты и манихеи (также отвергавшие иконы) – и, однако, продолжает настаивать на приеме иконоборцев в сущем сане. Для понимания этого фрагмента нужно учитывать, что до этого момента в обсуждении участвовали, две партии православных греков (одну представлял свт. Тарасий, другую студиты). Несмотря на известные различия в позициях они прекрасно понимали друг друга: опирались на общую восточную святоотеческую традицию (с некоторым тяготением к Западу у студитов) и общую каноническую систему. Совсем в другом положении на соборе находились итальянские епископы. Несмотря на то, что номинально южная часть Италии и Сицилия при императорах-иконоборцах была подчинена Константинопольскому патриарху [31], в ней сохранялись римские традиции, римские богословские и канонические авторитеты. Спустя почти полтора тысячелетия после собора сложно судить о том, насколько хорошо итальянские епископы владели греческим языком: быть может, ответ свт. Тарасия, приведенный в цитате I, просто остался неуслышанным итальянцами, либо они не поняли его – и они повторили вопрос. Ответ свт. Тарасия характеризует его, как искусного дипломата. Он дан в римской «системе канонических координат». Как известно, правила чиноприема в отношении крайних ересей на Востоке и на Западе несколько различались. Для Востока условиями признания крещения, совершенного в ереси или расколе являлись правильная форма и вера в Троицу [32]. На Западе же правильная форма Крещения считалась самодостаточной и принципиально не допускающей повторения (см. [23], [33]). Если свт. Василий Великий [2], [34], свт. Афанасий Великий [35] решительно отвергали таинства подобных групп, что было позднее подтверждено 7-м правилом II Вселенского собора [27] и 95-м правилом VI Вселенского собора [36], то на Западе их таинства признавались. О признании крещения маркионитов писал свт. Стефан Римский в полемике со свт. Киприаном Карфагенским [37]. Бл. Иероним в тексте, направленном против последователей Лукифера Калабрийского (люцифериан) пишет о признании крещения всех еретических групп, кроме последователей Павла Самосатского [38]; по его свидетельству его оппонент (Иларий), еще до отпадения в раскол принимал крещение манихеев [39]. При этом сама апология бл. Иеронима строится на том, что из принятия крещения ариан (с чем были согласны люцифериане) он логически выводит правомочность признания сана. Можно предположить, что и сан таких радикальных еретических групп, если он был – на Западе признавался.
Исходя из этого, сопоставление иконоборцев с манихеями и маркионитами (также бывших иконоборцами) в словах свт. Тарасия, обращенных к «западным», становится вполне логичным. Конечно свт. Тарасий мог бы повторить сказанное ранее и заняться апологией восточной канонической традиции чиноприема. Это вызвало бы спор о правильности западной или восточной традиций, совершенно неуместный в тех условиях. Вместо этого свт. Тарасий дал ответ западным в рамках западной же традиции: если Вы принимаете таких еретиков – значит нужно принимать и иконоборцев. Судя по тому, что итальянцы не стали продолжать спор – им такой ответ показался убедительным.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.93.44 (0.004 с.) |