Структурно-функциональный анализ школьного учебника, темы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структурно-функциональный анализ школьного учебника, темы.



Схема анализа учебника истории

1)Выходные данные учебника

А) Автор(ы) учебника: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт

Б) Название учебника: История России 20 – начало 21 века

В) Адресат учебника (класс, уровень образовательной программы, структура исторического образования): 9 класс, образовательные программы основного общего образования, история для учащихся 6-9 класс)

Г) место и год издания: Москва «»Просвещение» 2011 год

Д) Гриф органов управления образованием (кем рекомендован, допущен к использованию в качестве учебника): Рекомендовано Министерством образования и науки РФ, учебник имеет положительные заключения Российской академии наук (№2-10106-5215/12 48 от 13.10.2006) и Российской академии образования (№ 01-280/5/7д от 23.10.2006)

2) Анализ структуры и содержания учебника

А) Хронологические рамки курса, их соответствие программам школьных курсов истории: 20-начало 21 века

Б) Характер курса (систематический)

В) Цели изучения данного исторического курса и истории в целом в понимании авторов учебника: формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих её народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории; воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся, формирование личностного отношения к истории своей страны, стимулировало желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины; создание у учащихся представлений об исторических источниках, их особенностях, формирование основ их анализа;

развитие у учащихся способностей к самостоятельному анализу событий прошлого и настоящего, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов, использованию знаний, полученных в ходе изучения курса истории, при анализе и оценке современного состояния общества;

Г) Методологическая основа учебника: комплексный

Д) Структура учебника: хронологический, проблемно – тематический

Е) Анализ текста учебника

Выводы.

Приемы работы с текстом учебника.

Техника активно-продуктивного чтения представляет собой ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников. Данная деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме.

Техника активно-продуктивного чтения формирует:

  • коммуникативные УУД
  • умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию
  • адекватно понимать собеседника (автора)
  • познавательные УУД (умение извлекать информацию из текста)

На уроке ребятам представляется целый комплекс учебных задач, сочетающих в себе приёмы всех уровней.

Главное преимущество данной техники – активная позиция ученика к содержанию текста. Учебный текст становится средством для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций.

В технике активно-продуктивного чтения используются технологические приёмы:

Приём «ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА»

В начале урока учащимся рассказывается загадка (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Например, на уроке в 5 классе ученикам предлагается выяснить, почему Персидскую державу называли «Царство стран», а ее цари носили титул «царя царей». Перед объяснением темы «Вечный город» и его жители» получают задание, объяснить почему город получил такое название.

Загадку (удивительный факт) можно дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Приём «ОЦЕНКА ТЕКСТА»

Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа. Например, при изучении в 9 классе параграфа «Духовная жизнь Серебряного века» учащимся предлагается в течении некоторого времени изучить текст и ответить на следующие вопросы:

  • Какие разделы встречаются в тексте?
  • Какие слова выделены курсивом?
  • Почему они так выделены?
  • Какие имена чаще всего встречаются в данном параграфе? Какие из них вам уже известны?
  • Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему?

Таким образом,текст как инструмент познаниястановится более эффективным, когдамы создаём условия егокритичного осмысления.

Приём «ЗАДАЙ ВОПРОС»

«Спросить – значит понять».

Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление. Ребята учатся задавать вопросы не только по содержанию текста, но и по его анализу. «Стоимость», важность вопросов может быть разной. Необходимо обязательное ранжирование вопросов:

  • Вопросы, направленные на репродукцию знаний начинаются со слов: «Кто…?», «Что…?», «Когда…?», «Сколько…?» и т.д.
  • Вопросы, направленные на репродукцию процесса начинаются со слов «Как…?», «Каким образом…?» и т.п.
  • Вопросы на выявление причинно-следственных связей начинаются со слов «Почему…?», «В чём причины…?» и т.п.
  • Вопросы, требующие анализа, синтеза новых знаний, начинаются со слов «Что общего…?», «В чём особенности…?», «Сравните…», «Докажите…».

Сформулировать правильно вопрос означает, что ученик очерчивает тот круг знаний, который у него имеется, и тот круг неизвестного, та «зона ближайшего развития» (по Л.В. Занкову), которые он хотел бы узнать.

Приём «КУБИК БЛУМА»

Американский педагог и психолог Бенджамин Блум является автором нескольких оригинальных приёмов педагогической техники. Один из них «Кубик Блума».

На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись».

Ученик или я сама бросаю кубик. Дети самостоятельно формулируют вопрос к учебному материалу по той грани, на которую он выпадет.

Например, по параграфу «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы» были заданы такие вопросы:

  • Объясни, почему на столбе было изображение, где бог Шамаш передает Хаммурапи жезл.
  • Предложи своё название параграфа.
  • Назови основные законы Хаммурапи.
  • Придумай рассказ по иллюстрации на стр. 69 учебника А. А. Вигасина, Г. И. Годера «История Древнего мира»
  • Почему Хаммурапи защищал своих подданных от обращения в рабство.

· Поделись своими мыслями о прочитанном.

Этот прием очень удобен при проверке домашнего задания и повторительно-обобщающих уроках. Дети без труда составляют вопрос и отвечают на него.

Приём «СОСТАВЬ ЗАДАНИЕ»

Ребятам на уроке предлагается научиться, не только выполнять, но и составлять тесты: альтернативные тесты, тесты на соответствие или на исключение лишнего, на восстановление последовательности и т.д. Также ребята составляют ребусы, кроссворды, головоломки. Иногда стоит предложить конкурс на лучшее задание. Например, на лучший кроссворд.

Вот, один из кроссвордов, составленный пятиклассником.

      1 В Е Л Ь М О Ж И      
2 Н А Л О Г И                
      3 Ч И Н О В Н И К И    
        4 П И С Ц Ы          
      5 Н Е Р А В Е Н С Т В О
  6 З Н А Т Ь                

Задание к кроссворду: Составь наиболее полные и грамотные вопросы к кроссворду.

Такие задания лучше задавать на дом, так как на уроке не хватает времени на их составление.

Прием «ПОМЕТКА НА ПОЛЯХ»

Прием «Пометка на полях» является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Правда, учитывая возрастные особенности детей, использование данного приема в школе имеет свою специфику.

Изучение новой темы по истории при использовании данного приема состоит из 4 этапов:

Первый этап – вызов и актуализация. Учащиеся должны были воспроизвести в памяти все, что им известно о предмете разговора. После объяснения темы занятия предлагаю учащимся вспомнить, что они знают по данной теме, сделать пометки у себя в рабочих тетрадях.

Второй этап – работа в парах – обмен информацией, дополнение друг друга. Пары объединяются в группы (по 4 человека) иобсуждают, происходит «сброс идей в корзину». Каждая группа сообщает о своих результатах обсуждения. Необходимо систематизировать материал (таблица, схема и т.д.)

Третий этап осмысление (пометки на полях, составление таблицы).
Каждому ученику выдается готовый текст по изучаемой проблеме (биографический очерк, научная статья, отрывок хрестоматии, иногда и текст учебника). Теперь дети должны выяснить, насколько они знакомы с изучаемой темой занятия.

Им предлагается, внимательно изучая текст, карандашом оставлять пометки на полях. Ученики знакомятся с маркировочными знаками и по мере чтения они ставят их карандашом на полях. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

  • Знаком «галочка» отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.
  • Знаком «плюс» отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
  • Знаком «минус» отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
  • Знаком «вопрос» отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Четвертый этап – рефлексия (анализ, самоанализ, самооценка, мотивация к новому витку познания). Подвожу итоги с учениками, что они узнали нового. Спрашиваю, а что дети хотели бы еще узнать по данной теме?

Дети формулируют вопросы. После изучения текста ученикам предлагается составить таблицу со следующими колонками:

Знал Узнал Хочу узнать
     

В колонки необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» дает возможность проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на учебном занятии, а если нет, то можно предложить завершить ее дома. Возможен и другой вариант работы с данной таблицей. Она используется на первом этапе работы (вызов) для проверки домашнего задания и актуализации темы.

Происходит своего рода «инвентаризация» текста. После заполнения таблицы ученикам предлагается вернуться к началу урока и самим проанализировать, насколько их представления об изучаемом предмете или явлении изменились.

Особое внимание обращаю на последнюю колонку «Хочу узнать», даю рекомендации, задания, указания справочных изданий, где дети могли бы найти ответы на интересующие их вопросы.

Например, этот приём я использовала на уроке истории в 7 классе по теме “Великие географические открытия и их последствия”

Прием «Пометки на полях» эффективен в классах, где учащиеся обладают высокой техникой чтения. В классах, где у учеников низкая техника чтения, на эту работу уходит достаточно много времени, поэтому, лучше применять данный прием при чтении домашнего параграфа.

Приём «АНАЛИТИК»

Более сложной может стать работа учеников не с текстом учебника, а с хрестоматией, другими дополнительными материалами. И тут необходимо так продумать задание, чтобы работа выполнялась учениками не механически, а творчески.

Необходимо так продумать задание, чтобы работа выполнялась учениками не механически, а творчески.

Использовать данный приём можно уже в 5 классе. На уроке «Природа и люди Древней Индии» учащимся предлагается текст:

Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину.

· Если бы ты только знал, - рассказывает он приятелю, - какая удивительная страна Индия! Там на кустах растёт белая шерсть.

Приятель принимает эти слова за шутку.

· Ну, какой ты выдумщик и враль!

· Не хочешь – не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из неё красивые и прочные ткани… Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мёд без всяких пчёл. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твёрдым и хрустит на зубах подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного мёда.

· Враньё!.. На свете нет ничего слаще пчелиного мёда!

· Подумайте, лгал ли путешественник. Почему его рассказ встретил недоверие и удивление?

Урок «»Индийские касты»

Бог Брахма разделил людей на касты, определив их занятия, права и обязанности. Положение каждой касты определялось её происхождением.

Из своих уст Брахма создал касту жрецов-брахманов. Поэтому только брахман может говорить от имени бога.

Из рук своих Брахма создал воинов.

Из бёдер были созданы земледельцы.

Из ног, запачканных в грязи, Брахма создал касту слуг.

Особенно тяжёлым и унизительным было положение

неприкасаемых, не входящих ни в одну из каст.

  • Сделайте подписи к иллюстрации Брахмы

Урок «Греки и критяне»:

Учащимся предлагается ответить на вопросы, используя текст мифа о Тесее и Минотавре

1.Обозначьте на контурной карте (подпишите):

А. Название города, жители которого каждые девять лет отправляли Минотавру семь юношей и семь девушек.

Б. Название области Греции, в которой был расположен этот город.

В. Название острова, на котором был построен Лабиринт.

Г. Название моря, произошедшее от имени царя, бросившегося в него с высокого обрыва (царь, решил, что его сын погиб).

2.Перечислите героев мифа. Какие герои были родом из одного города? (Подчеркните их имена одной чертой).

3.Объясните значение слов: Минотавр, Лабиринт.

4.Подумайте, что означает крылатое выражение «нить Ариадны».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 584; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.039 с.)