Занятие 8. Рассматривание сюжетных картин (по выбору воспитателя) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 8. Рассматривание сюжетных картин (по выбору воспитателя)



Цель. Учить детей понимать, что изображено на картинке; осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечая на вопросы воспитателя; способствовать активизации речи.

Рассматривание картины "Спасаем мяч"

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину "Спасаем мяч" (автор серии Е. Батурина). Малыши перечисляют, кто (что) на ней изображен (изображено): девочка плачет, мяч упал в лужу, мальчик достает мяч и т. п.

Педагог кратко описывает картину. Затем спрашивает: "Почему плачет Таня? (Боится, что утонет мяч, – хоровой и несколько индивидуальных ответов.) Надо Таню успокоить. Скажите ей: "Тише, Танечка, не плачь! Не утонет в речке мяч!" (Хоровое и несколько индивидуальных повторений.)

Мальчик (показывает) помогает Тане достать мяч. Покажите (приглашает детей к картине) мальчика, который достает мяч. Он его веточкой достает. А теперь покажите, как мальчик веточкой достает мяч. А что делает девочка с куклой? (Смотрит, как мальчик достает мяч.) Она присела (покажите как) и смотрит".

Дети возвращаются на свои места.

Воспитатель предлагает малышам послушать рассказ о Тане и ее друзьях (он значительно подробнее первого рассказа педагога): "Дети играли в мяч и уронили его в большую лужу. "Ой!" – испугалась девочка и присела около лужи. "А-а-а! – заплакала Танюшка. – Мяч утонет, утонет в луже!" "Не плачь, не плачь! Я достану мяч", – успокоил Танечку мальчик в полосатой рубашке. Он взял веточку и стал толкать мяч к краю лужи. Еще, еще немножко, и мяч будет спасен. Хорошие у Танюши друзья. Находчивые!"

Педагог повторяет рассказ. Дети договаривают выделенные слова.

Не убирая картину, воспитатель читает стихотворение А. Барто "Мячик". Дети активно помогают педагогу читать знакомое стихотворение.

Желающие малыши рассматривают картину самостоятельно.

Рассматривание картины "Возле Большого Пня" [8]

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям рассказать, что (кто) нарисовано (нарисован) на картине "Возле Большого Пня". Педагог одобряет реплики малышей, дополняет их. Затем он кратко, не спеша, рассказывает о картинке: "Каждый день Малыш ходит гулять к Большому Пню.

Там Малыша ждут, ему рады. Он разговаривает со всеми, кто живет возле Большого Пня".

Воспитатель уточняет: "А кто же живет возле Большого Пня?" (Синички, белочка, лягушка, пчелка, улитка.)

"Покажите, – продолжает беседу педагог, – как Малыш поднял руку, приветствуя своих маленьких друзей и Большой Пень.

– Здравствуй, лягушечка, – кричит Малыш. А она в ответ… (ква-ква-ква).

– Доброе утро, птички-синички! – А они: "Чив-чив, чив-чив! Ждем тебя, ждем тебя!"

Пчелка зажужжала… белочка зацокала… Большой Пень заулыбался. Видишь его добрые глаза?

Только улитка продолжает спать, ничего не видела, ничего не слышала. Потом, когда я приглашу вас поближе, чтобы рассмотреть картинку, советую вам разбудить ее. Как вы это сделаете? Что вы скажете улитке? А вдруг это не улитка, а спрятавший голову ежик? Тогда осторожнее, не уколитесь!"

Воспитатель, похвалив детей за то, что они помогли ему рассмотреть картину, предлагает послушать рассказ о Малыше и его друзьях, живущих вблизи Большого Пня: "Каждый день Малыш ходит гулять к очень доброму Большому Пню. Там его ждут маленькие друзья. "Идет, идет, чив-чив, идет!" – радуются птички-синички. "Ква-ква-ква! Доброе утро, Малыш!" – приветствует его зеленая лягушка.

"Ж-ж-ж, – жужжит пчелка. – Сегодня чудесный день, Малыш".

"Доброе утро! Доброе утро, мой дорогой, любимый Большой Пень! – кричит Малыш. – Доброе утро, мои замечательные маленькие друзья. Будем играть?""

Педагог повторяет рассказ, предоставляя детям возможность договаривать выделенные слова.

Воспитатель приглашает детей подойти поближе к картине и рассмотреть ее. Он обращает внимание малышей на то, как красиво вокруг Большого Пня, как много здесь цветов, ягод; слушает реплики и рассуждения детей.

Рассматривание картины "В песочнице" [9]

Ход занятия

Воспитатель рассказывает о том, что все дети любят играть с песком, что песок можно копать, насыпать в ведерки, делать из него куличики и т. д.

"Хотите, я покажу вам детей, которые с удовольствием играют в песочнице", – продолжает разговор педагог и демонстрирует картинку. Воспитатель дает детям возможность рассмотреть ее и обменяться впечатлениями.

"Видите, какая большая песочница, – говорит воспитатель. – Какие широкие у нее бортики. А сколько песка в песочнице? (Много. Целая гора.) Какого цвета песок? (Желтого.)

Целая гора песка, а на вершине горы… (полосатая машина.) Чья это машина, как вы думаете? Я тоже думаю, что это машина черноволосого мальчика с синим совком в руке. Черноволосый мальчик разговаривает… (с мальчиком, который играет с зеленой машиной). Интересно, о чем они договариваются? (Воспитатель выслушивает и уточняет ответы детей.)

А что делает в песочнице девочка в красном платье? Она украсила уголок песочницы мелкими цветными игрушками. Девочка делает… (куличики).

Нравится детям играть в песочнице? Они довольны? Вы это видите?" (Да, дети улыбаются.)

Можно закончить занятие примерно таким рассказом: "Хорошо играть в песочнице, интересно. Песочница большая, с широкими бортиками, с чистым желтеньким песочком. Песка много, целая гора. Мальчики с машинами расположились по разные стороны горки. Договариваются прорыть туннель, чтобы ездить друг к другу в гости.

Хорошенькая девчушка в красном платьице печет куличики. Она приглашает вас угоститься куличами. Придете?"

Ноябрь

Занятие 1. Дидактическая игра "Кто пришел? Кто ушел?". Чтение потешки "Наши уточки с утра…"

Цель. Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, вести простейший диалог со сверстниками, развивать внимание. Учить детей различать и называть птиц, о которых упоминается в потешке.

Ход занятия

Воспитатель выставляет на фланелеграф картинки и беседует с детьми по их содержанию: "Выглянуло солнышко (показывает картинку) и проснулись уточки (картинка). Проснулись, закрякали: "Кря-кря-кря". Как закрякали уточки?" (Хоровой и 3 – 4 индивидуальных ответа.)

Воспитатель повторяет фразу, побуждая детей договаривать слова: "Выглянуло… (солнышко), проснулись… (уточки), проснулись и… (закрякали) ".

Педагог продолжает рассказ: "Проснулись и гуси (картинка). Пошли на пруд поплавать. Идут, кричат: "Га-га-га". Как гуси кричат? Куда они идут?

Выглянуло солнышко, проснулся индюк. Вот он какой этот индюк (картинка): сам большой, хвост колесом. По двору индюк ходит, сам с собой разговаривает: "Бал-бал-бал, бал-бал-бал!" Как индюк сам с собой разговаривает?

И курочки (картинка) проснулись. "Ко-ко-ко, – говорят. – Вот мы, ко-ко-ко". Кто проснулся? Как вы догадались, что курочки проснулись?"

Далее воспитатель показывает детям голубей и петушка, напоминает, как они кричат.

Затем педагог читает потешку "Наши уточки с утра…". Он повторяет потешку 1 – 2 раза, поощряя попытки малышей повторять звукоподражания.

Воспитатель проводит дидактическое упражнение "Кто пришел? Кто ушел?".

"Выглянуло солнышко, и во двор вышла маленькая девочка, – рассказывает педагог. – Вот она (показывает картинку). Девочка вышла покормить птиц. Сначала пришли к ней… (уточки). Потом пришли… (гуси), затем пришел… (индюк), прибежали… (курочки).

Наелись птицы и собрались кто куда. Сначала ушел… закройте глаза (дети не должны закрывать глаза руками)". Воспитатель убирает картинку и говорит: "Откройте глазки. Скажите, кто ушел? (Индюк.) Зажмурьте глаза. А теперь откройте. Что скажете? (Гуси ушли. На пруд ушли.) Еще раз закройте глаза. Откройте. Что теперь видите? (Ушли курочки, а пришел петушок.)" И так далее. (Вернулись гуси, прилетели голуби, убежала девочка и т. п.)

С детьми младшей подгруппы занятие на этом заканчивается.

Детям старше 2 лет 6 месяцев можно предложить поработать воспитателем. Оставив на фланелеграфе 4 картинки (остальные лежат рядом), педагог приглашает желающего ребенка, объясняет, что нужно сделать и сказать.

Малыш просит детей закрыть глаза (Пожалуйста, закройте глаза. Не подглядывайте!), убирает (добавляет) картинку и разрешает сверстникам открыть глаза.

Воспитатель приглашает еще 2 – 3 детей, которые интересуются у сверстников, что изменилось на мольберте.

Занятие 2. Дидактическое упражнение "Ветерок". Чтение стихотворения А. Барто "Кто как кричит"

Цель. С помощью султанчиков учить детей медленно выдыхать воздух через рот (подготовительные упражнения для развития речевого дыхания). Познакомить детей со стихотворением-загадкой, совершенствовать речевой слух.

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям: когда дует ветер, листочки на деревьях шелестят. Показывает им султанчик (палочка длиной 13 – 15 см, к концу которой приклеены (привязаны) полоски тонкой бумаги (6 – 7 штук). Длина полоски 4 – 5 см, ширина 0,5 см.)

Педагог говорит детям, что палочка – это дерево с листьями. Он дует на листочки, показывая ребятам, как они шелестят. Затем предлагает 3 – 4 малышам подуть на султанчик.

Педагог раздает султанчики всем детям. Проверяет, правильно ли малыши их держат: расстояние от султанчика до губ ребенка должно быть около 8 – 10 см. Дети одновременно дуют на листочки. Потом отдыхают и дуют снова.

Воспитатель предлагает посмотреть и послушать, как шелестят листочки на Олином дереве (на Павлушином и т. д.). При этом он следит, чтобы ребенок выдыхал воздух только через рот, дул длительно (больше секунды), не добирая воздуха, выдыхал плавно, не поднимая плеч. Воспитатель замечает детей со слабым выдохом, чтобы позже позаниматься с ними индивидуально.

Педагог предлагает детям обменяться султанчиками, интересуется, кто с кем поменялся. Затем малыши еще раз одновременно дуют на листочки, после чего воспитатель собирает султанчики.

Воспитатель несколько раз читает детям стихотворение А. Барто "Кто как кричит". Затем говорит: "Сейчас проверю, умеете ли вы отгадывать загадки. Будьте внимательны. Не спешите отвечать, чтобы не ошибиться: "Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу". Кто так кричит?" И так далее.

Завершая занятие, воспитатель еще раз читает стихотворение.

Занятие 3. Дидактическая игра "Это я придумал". Чтение детям русской народной потешки "Пошел котик на торжок…"

Цель. Закрепить умение детей объединять действием 2 – 3 любые игрушки, озвучивать полученный результат при помощи фразовой речи; познакомить с народной песенкой "Пошел котик на торжок…".

Ход занятия

Игра "Это я придумал" – усложненный вариант игры "Поручения".

Перед детьми – 6 – 8 игрушек (по выбору воспитателя). Например, небольшая кукла, тарелка, медвежонок, бант, мячик, зайчик, шарманка, расческа.

Воспитатель просит детей назвать игрушки. Объясняет, что они могут действовать с игрушками как захотят: "Например, я могу подарить бант медвежонку и сказать ему: "Тебе, медвежонок я подарю красивый зеленый бант"".

Педагог вызывает желающего ребенка, помогает ему осуществить задуманное и озвучить действие ("Зайчик играет на шарманке", "Куколка танцует", "Медвежонок взял мяч", "Медвежонок собирается есть" и т. п.).

Воспитатель убирает игрушки и показывает детям игрушечного кота. Малыши рассматривают игрушки, а педагог читает потешку: "Пошел котик на торжок…" и называет имя присутствующего на занятии ребенка "Самому ли есть, либо Сашеньке снесть? Я и сам укушу, да и Сашеньке снесу". (Сашенька "принимает" подарок, благодарит кота.)

Педагог читает потешку еще 3 – 4 раза, адресуя ее всем детям или кому-то персонально. Заканчивая занятие, предлагает малышам сказать котику что-нибудь хорошее, покормить его, поиграть с ним.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.031 с.)