Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Итог занятия. Игра «скажи, где стоишь. ».
Дети стоят в кругу, перестраиваются по инструкции логопеда и, употребляя предлог между, говорят, где они стоят.
ЗАНЯТИЕ № 87 Тема: звуки [ш] — [ж], буквы Ш — Ж. Цель: учить дифференцировать звуки [ш] — [ж] по звонкости-глухости в слогах, словах, предложениях и буквы Ш — Ж при чтении и письме; развивать зрительное восприятие. Оборудование: кукла «Художник Карандаш», звуковая дорожка, мяч, ручки, тетради, контурные картинки, альбом 2. Ход занятия 1. Организационный момент. Дети стоят в кругу. — Скажи, между кем ты стоишь? Сообщение темы занятия. — В гостях у нас сегодня Художник Карандаш. Логопед выделяет голосом звуки [ш], [ж]. — Какие звуки я выделила голосом? Эти звуки мы будем учиться различать. Поможет нам Художник Карандаш. Логопед демонстрирует Художника Карандаша. Я — Художник Карандаш, В детский сад зашел я ваш. Будем мы шипеть, жужжать, Звуки эти различать. 3. Сравнение звуков [ш] — [ж] (с. 45). —Как выходит воздух из проколотого шара? Расскажите о звуке [ш]. —Как жук жужжит? Расскажите о звуке [ж]. —Юпик предлагает сравнить звуки [ш] — [ж]. Чем они похожи? А чем отличаются? 4. Дифференциация звуков [ш] — [ж] в произношении. а) Дифференциация изолированных звуков. — Художник Карандаш нарисовал звуковую дорожку из звуков [ш] и [ж]. Пройдите по ней, произнесите эти звуки, включая и выключая голос. б) Дифференциация звуков в слогах и словах. Игра «Наоборот» (с мячом). — Замените звук [ш] на звук [ж]. ша — ша — жа — жа шаль —... шо — шо —... Луша —... аша — аша —… — Замените звук [ж] на звук [ш]. жу — жу —... жар —... жи — жи —... жить —... ужу — ужу —... — У нашего художника есть два карандаша. Один карандаш для звука [ж], а другой ― для звука [ш]. Картинки на карандашах помогут определить, где какой карандаш. Дети называют картинки, выделяя голосом звуки [ ш] и [ ж]. — Художник Карандаш нарисовал свою одежду. Надо развесить ее по вешалкам. Около вешалок буквы Карандаш написал. Как одежду повесить, Он нам указал. — Какую одежду повесите справа? — Что повесите слева? Физминутка. а) Пальчиковая гимнастика. Если слышишь в слове [ш] — шар изобрази. Если слышишь в слове [ж] — жука мне покажи. Логопед произносит слова: шахматы, журавль, жаворонок, шиповник, тишина, ужин, дружок, клавиши.
б) Выполнение движений по инструкции логопеда (см. конспект № 85). 6. Дифференциация Ш — Ж при чтении и на письме. — Художник Карандаш написал слоги с буквами Ш и Ж. Прочитайте их. б) «Пропавшие буквы». Огорчился Карандаш: Ш и Ж сбежали. Вот беда, пропал и след! Вы их не видали? Ну тогда слова прочтите, Эти буквы отыщите. На доске и в тетрадях написаны слова с пропущенными буквами: .апка; ко.а; си.у;.аба; ви.ни; пи.у. Отгадывание ребусов «ужин», «машина». Итог занятия. —Художник Карандаш нарисовал для вас картинки-невидимки (контурные), в названии которых есть звуки [ш] и [ж]. —Покажите, как научились различать звуки [ш] и [ж] в словах: «Возьмите по одной картинке. Пока звучит музыка, вы ходите по кругу и думаете, какой звук в слове. Когда музыка закончится, встаньте в две колонны: к букве Ш и к букве Ж».
ЗАНЯТИЕ № 88 Тема: звуки [ш] — [ж], буквы Ш — Ж; слоги ши — жи. Цель: учить детей дифференцировать звуки [ш] — [ж] по звонкости-глухости и буквы при чтении и на письме; познакомить с правописанием ши и жи в словах; закрепить написание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Оборудование: ручки, тетради, альбом 2. Ход занятия Организационный момент. Игра «Закрой окошко». .ук ко.а мо.ка хо.у .аг ко.ка поду.ка но.у .аба мо.но пид.ак ви.у Знакомство с правописанием ши и жи (с. 46). Вудивительной стране Грамотными были все, Юпик тоже там бывал, Очень многое узнал. — Правила этой страной королева Грамота. Она открыла Юпику одну из тайн грамотного письма. Послушайте ее и вы. Логопед рассказывает сказку (с. 46). Дети рассматривают картинки к сказке. — Почему плачет буква ы? Логопед читает стихотворение Э. Красноруцкого. Лыжи, мыши и ужи, Шины, ежики, чижи. Жи да Ши, Жи да Ши С буквой И всегда пиши. — Чтобы вы это правило хорошо запомнили, прочитаем его в красной рамочке. Закрепление правила правописания ши и жи. а) Письмо слогов ши и жи в тетрадях. — В тетрадях королева Грамота нарисовала вам «узелки на память». Заполните их написанием слогов ши и жи и запомните, что они всегда пишутся с буквой И.
б) Письмо слов с пропущенными слогами. — Королева Грамота решила проверить, понял ли Юпик, как нужно написать слова с ши и жи. Юпик задумался: что написать? Давайте разберемся вместе. Дети разбирают задание. Затем выполняют его в тетрадях. Логопед читает стихотворение: Жи и ши — такие слоги, Что всегда к ребятам строги. Жи и ши, жи и ши — Только с и всегда пиши! Физминутка. Выполнение движений с речевым сопровождением. — Повторите движения Юпика. Юпик быстро встал на ножки, Пошагать решил немножко. Важно поднял он головку: «Посмотри, какой я ловкий». Вот он хлопает в ладошки, Вот попрыгал немножко, Поскакал и покружился, А потом остановился. Закрепление написания парных звонких и глухих согласных на конце слова. — Со второй тайной королевы Грамоты вы уже знакомы. В конце слова, без сомнения, Происходит оглушение. Если слышишь парный звук, Будь внимательным, мой друг. Парный сразу проверяй, Слово смело изменяй: Боб-бобы, сад-сады, Будешь грамотным и ты. — Королева Грамота дала Юпику буквы Ш и Ж, чтобы он расставил их в словах. А как вы их поставите? Дети читают слово, объясняют его значение, подбирают проверочное слово и вписывают пропущенную букву. Итог занятия. — Покажите, какими вы стали грамотными. Дети друг за другом — по цепочке или парами — вписывают буквы Ш и Ж в слова, написанные на доске, и получают звездочки от королевы Грамоты: у. ва. камы. ков. эта. бага. но. ду. на. — Грамоте учиться — всегда пригодится. Почему так говорят?
ЗАНЯТИЕ № 89 Тема: звуки [ж] — [з], буквы Ж — З. Цель: учить дифференцировать звуки [ж] — [з] в слогах, словах, предложениях на слух и в произношении и буквы Ж ― З при чтении и письме; упражнять в употреблении существительных в форме предложного падежа единственного числа с предлогом в; отрабатывать дикцию; развивать мышление. Оборудование: макет дерева, две корзины, желуди, игрушки; разрезные слоги ши и жи, альбом 2. Ход занятия Организационный момент. У детей по одному разрезному слогу ши или жи. — Прочитайте слог ши (жи) и назовите слово с этим слогом. 2. Сравнение звуков [ж] — [з] (с. 47). —Как звенит комар? Расскажите о звуках [з], [зь]. —Как жужжит жук? Расскажите о звуке [ж]. —Юпик предлагает сравнить звуки [з] и [ж]. Чем они похожи? Чем отличаются? Дети сравнивают звуки по схеме анализа артикуляции звуков. 3. Дифференциация звуков [ж] — [з] на слух и в произношении. а) Загадка. Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок — Ничего, что плод мой мелок. (Дуб) —Как называются плоды дуба? —Перед вами дуб. На нем созрели желуди — желтые, тяжелые. Логопед демонстрирует макет дерева (или рисунок) с желудями. — Мы соберем их в корзинки. Логопед демонстрирует две корзинки. Корзинки будут наполняться желудями по ходу занятия. — В одну корзинку собирает желуди команда первого ряда — «Жуки», а в другую — команда второго ряда — «Комары». Посмотрим, чья команда наберет больше желудей. —Готовы жуки к работе? Ответьте жужжаньем жуков. —Комары, готовы к работе? Ответьте звоном комаров. б) Дифференциация изолированных звуков [ж] — [з]. — Произнесите звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка:↑↓↑↓↑↓↓↑... Не ошибитесь.
Команды хором произносят звуки по схеме. Логопед оценивает произношение и кладет желуди в корзинки. в) Дифференциация звуков [ж] — [з] в слогах. Игра «Решето». Дети стоят около своих мест. — Замените в слоге звук [ж] на [з] и наоборот. Логопед произносит слог для каждого ребенка. Если ответ правильный, ребенок садится на место («просеивается» сквозь решето). Логопед оценивает работу команд и кладет желуди в корзинки, г) Дифференциация звуков [ж] — [з] в словах. Игра «Эхо». — Повторите слова за мной, как эхо: чисто, без помехи. Команды поочередно произносят слова за логопедом, зайка — лужайка кожа — коза зажим жук — зуб жевать — зевать железо глазок — флажок лизать — лежать зажигалка Жора — Зоя лежа — береза жизнь В корзинку кладутся желуди. д) Дифференциация звуков [ж] — [з] в предложении. — Произнесите отчетливо скороговорку, выделяя голосом звуки [з] и [ж]. Задрожали зайки, Увидев волка на лужайке. —Произнесите скороговорку: со страхом; с сожалением. Каждая команда произносит скороговорку. —Почему зайки задрожали? Логопед кладет в корзинку желуди. 4. Физминутка: «Жуки и комары». а) — Бели в слове звук [ж] — летят дети команды «Жуки». Если в слове звук [з] — летят дети команды «Комары»: жаба, зонт, зубы, живот, кожура, газон. б) «Найди игрушку». По групповой комнате расставлены игрушки. — Найдите себе игрушку. «Жуки», найдите игрушку, в названии которой есть звук [ж], «Комары» — игрушку, в названии которой есть звук [з]. Логопед кладет желуди в корзинки. 5. Дифференциация Ж — З при чтении и на письме. а) Чтение слогов и слов. — Прочитайте слоги и слова четко, выделяя голосом звуки [ж] и [з]. Команды поочередно читают пары слогов и слов. б) «Кто где живет?» — Назовите животных. Рассмотрите их жилища. Поду Логопед следит за употреблением существительных в форме предложного падежа единственного числа с предлогом в. в) Чтение предложений. Дети читают предложение. Называют в предложении третье слово, первое слово и т.д. После каждого вида чтения логопед оценивает работу команд. Итог занятия. «Эстафета». Каждой команде дается столбик из шести слов. — Покажите, как научились различать звуки [ж] — [з] и обозначать их буквами Ж и З. .аба.убы.акат но.и Та.ы.ук у.и ва.а эта.и.авод.амок пи.ама Логопед подводит итог соревнования.
ЗАНЯТИЕ №90 Тема: звук [л]. Цель: уточнить произношение, звука [л]; упражнять в звуковом анализе двусложных слов со стечением согласных; упражнять в согласовании числительных и местоимений-числительных с существительными; отрабатывать дикцию; развивать слуховую память. Оборудование: модель самолета, сигнальные фонарики, индивидуальные схемы, листы бумаги, зеркала, предметные картинки, разрезные картинки, альбом 2. Ход занятия Организационный момент. — Произнесите отчетливо скороговорку: «Задрожали зайки, увидев волка на лужайке». Артикуляционная гимнастика. «Почистить верхние зубы». «Качели». «Пощелкать кончиком языка». 3. Знакомство со звуком [л]. —Узнайте предмет по его частям: крылья, салон, шасси, хвост, кабина. (Самолет.) —Посмотрите на модель самолета-лайнера. Лайнер — это большой самолет для перевозки пассажиров. Он летает на большие расстояния. —Высоко в небе за облаками летит лайнер. До нас доносится его гул: л —Покажите, как гудит лайнер? Дети произносят звук [ л] хором. 4. Анализ артикуляции звука [л]. — Произнесите звук [л], наблюдая за артикуляцией в зеркале. Губы в легкой улыбке. Зубы разомкнуты. Кончик языка поднят за верхние зубы и прижат к верхним зубам. Боковые края языка опущены. Между ними и коренными зубами остаются щели, через которые проходит воздушная струя. Голос работает. — Расскажите, какой звук [л]? 5. Упражнение в произношении звука [л]. а) Индивидуальное произношение звука [л]. — Передавая лайнер друг другу, покажите, как он гудит. Дети друг за другом, по цепочке, произносят звук [ л] и передают модель лайнера друг другу. б) Произнесение слогов с изменением высоты голоса. — Лайнер летит над горами: Логопед показывает изменение высоты голоса. Детиповторяют за логопедом. 6. Закрепление звука [л] (с. 48) а) Повторение характеристики звука [л]. — Посмотрите на картинку с изображением лайнера в левом верхнем углу страницы. Как гудит лайнер? Почему Юпик поднял синюю фишку? б) Игра «Сигнальщики». — Ученые и инженеры-конструкторы строят все новые и новые модели лайнеров. И мы сегодня, как конструкторы, построим каждый свой лайнер и запустим его в небо. У детей листы бумаги. По ходу занятия дети конструируют самолет. —Конструкторы должны хорошо слышать и узнавать звук летящего лайнера. —А как вы слышите звук [л]? Покажите фонариком. Логопед произносит слова: штурвал ракета аэрофлот пилот трап салон — Припомните и назовите слова со звуком [л]. Выполняется первый сгиб модели самолета. в) Выделение звука [л] из состава слова. — Рассмотрите картинку «На отдыхе». Назовите слова со звуком [л]. Рассмотрите схемы под картинкой. Подберите к каждой схеме слова со звуком [л]. — Самостоятельно разложите свои картинки под схемы. У каждого ребёнка картинки: ландыши, стул, белка, волк. Выполняется второй сгиб модели самолета. г) Игра «Положи, как я скажу». Логопед называет цепочку слов: белка, волк, ландыши, стул. Дети по памяти выстраивают цепочку соответствующих картинок и воспроизводят ряд слов. Затем логопед меняет порядок слов.
Выполняется третий сгиб модели самолета. Физминутка. а) «Мы летаем высоко». (См. конспект № 43). б) Игра «У кого вторая половина?» По групповой комнате разложены разрезанные пополам картинки, в названии которых есть звук [л]. — Возьмите картинки-половинки. Посмотрите внимательно и решите, половина какой картинки у вас. Вызванный ребенок показывает половину своей картинки и говорит: «У меня половина лопаты». Тот, у кого вторая половина картинки, встает рядом с ним, прикладывает свою половину и говорит: «И у меня половина лопаты». Затем дети вместе говорят: «У нас получилась лопата». Дети голосом выделяют звук [л]. Выполняется четвёртый сгиб модели самолёта. 8. Упражнение в произношении звука [л] в скороговорке. Клава лук клала на полку, Позвала к себе Николку. Выполняется пятый сгиб модели самолета. Звуковой анализ. — Назовите картинки внизу страницы. — Составим схемы этих слов (Приложение 1). Один ребенок у доски составляет схему слова лампа. Дети по вариантам самостоятельно составляют схемы слов клумба, волна. Выполняется шестой сгиб модели самолета. 10. Упражнение в согласовании числительных и место имений-числительных с существительными. — Закончите предложения словами лампа, клумба, волна: В зале погасло несколько.... Около школы дети вскопали пять.... На море много.... Выполняется последний сгиб модели самолета. Итог занятия. — Лайнеры сконструированы, загудели и полетели. Дети произносят звук [л] и запускают свои лайнеры. ЗАНЯТИЕ №91 Тема: звук [ль]. Цель: уточнить произношение звука [ль]; совершенство вать звуковой анализ; упражнять в употреблении глагола лететь с разными приставками; отрабатывать дикцию; развивать логическое мышление. Оборудование: индивидуальные схемы, зеркала, карандаши, альбом 2. Ход занятия 1. Организационный момент. — Найдите в слове мягкий согласный звук: шасси стюардесса путь 2. Знакомство со звуком [ль]. —Какой вид транспорта вам напомнили эти слова? —Кто управляет самолетом? —Самолет, самолет, отправляйся в... (полет). — Самолет, летчик, полет.... Какой одинаковый согласный звук, нежный и ласковый звук, слышите в этих родственных словах? 3. Анализ артикуляции звука [ль]. —Произнесите звук [ль], наблюдая за артикуляцией в зеркале. Расскажите, как правильно произнести звук [ль] (по схеме анализа артикуляции). —Какой звук [ль]? 4. Закрепление звука [ль] (с. 49). а) Произношение звука [ль]. — Маленький самолет гудит: ль-ль-ль. Дети хоромпроизносят звук [ль]. — Какую фишку поднял Юпик? Почему? б) Произношение: с переносом ударения: ля́ — ля — ля ля — ля́ — ля ля — ля —ля́ с заменой гласных звуков: ля — ле — лю — ли ле — лю — ли — ля в) Выделение звука [ль] из состава слова. — Наш самолет прилетел на телестудию. Вот мы зашли в первую студию. Там снимались разные мультфильмы. Рассмотрите кадры из мультфильмов. Назовите имена героев со звуком [ль], выделяя голосом звук [ль]. Назовите слова со звуком [ль] в начале слова (в середине слова). г) Произношение звука [ль] в скороговорке. —Во второй студии готовилась передача «Во саду ли в огороде». В ней снимались мальчик Коля и девочка Поля. Посмотрите на картинки. Что делали Коля и Поля? —Произнесите отчетливо: Коля колья колет. Поля поле полет. Физминутка. — А сейчас у нас физкультурная пауза. Игра «Летает — не летает» Кто летит, кто не летит? Кто ответит без подсказок, Тот в игре и победит. Логопед предлагает слова: самолет вертолет лесенка лиса лебедь мотылек лес лев пеликан олень Если предмет не летает — дети приседают. Если летает — «летают» по группе, изображая полет самолёта. Звуковой анализ. а) — В третьей студии снималась передача «Поле чудес». Отгадайте загадки. Определите место звука [ль] в словах-отгадках. Обозначьте звук [ль] в схеме. б) — В четвертой студии художники подбирали картинки для будущих фильмов. Рассмотрите картинки. Найдите, и назовите лишний предмет в каждой группе картинок. Составьте схемы слов: лиса, пальма (Приложение 1).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.124 с.) |