Формирование грамматического строя речи (с. 20). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование грамматического строя речи (с. 20).



а) Знакомство с предлогом «без».

—Посмотрите на гнома в верхнем левом углу страницы. Этот гном без волос, без бороды. Всегда ходит без колпака. Как его зовут?

—Маленькое слово без — предлог. Мы произносим его тогда, когда у предмета что-нибудь отсутствует.

—Назовите героев сказок. Какой одинаковый звук в их именах? Они торопились на бал и что-то из вещей забыли. Без чего приехал Буратино? Кот Базилио? Бармалей? Док­тор Айболит?

Дети составляют предложения с предлогом без, выделяя пред­лог голосом. Логопед делает вывод: «Безпредлог, стоит отдель­но от других слов».

б) Упражнение в согласовании прилагательного и сущест­вительного.

— Посмотрите, как оделась на бал Белоснежка. Какой цвет она любит? Что у Белоснежки белое? Белый? Белая? Белые?

в) Образование глагола с разными приставками.

—Зайца тоже пригласили на бал. Но откуда ни возьмись — волк. У зайца душа ушла в пятки. Во весь дух помчался заяц, только пятки засверкали, а волк за ним.

—Когда говорят: «Душа ушла в пятки»? «Только пятки засверкали»?

—Расскажите, как заяц бежал от волка. Используйте слова забежал, выбежал, подбежал, перебежал, убежал.

Итог занятия.

Все гости собрались на бал.

Никто на бал не опоздал.

Они там пели и плясали,

А мы здесь звуки изучали.

— Какие звуки мы изучали? Расскажите о звуке [б] ([бь]).

 

ЗАНЯТИЕ № 65

Тема: буквы Б, б.

Цель: закрепить звуки [б], [бь]; познакомить с их графиче­ским обозначением; обучать звуко-буквенному анализу двусложных и трехсложных слов; формировать навык чтения двусложных и трехсложных слов; развивать зри­тельное восприятие.

Оборудование: кассы букв; цветы, бабочки из бумаги, аль­бом 2.

Ход занятия

Организационный момент.

— Произнесите отчетливо: Белые бараны били в барабаны.

2. Повторение характеристик звуков [б], [бь].

— Отгадайте загадку:

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

(Бабочка)

— Какой согласный звук дважды слышится в слове бабо­чка? Расскажите о нем. Расскажите о звуке [бь].

— Посмотрите на нарядных бабочек. Нам надо помочь им напиться сладкого цветочного нектара. Но только нашей хорошей работой мы сможем им помочь.

Знакомство с буквами (с. 21).

—Сегодня мы познакомимся с буквами, которые обозна­чают звуки [б], [бь].

—Посмотрите на большую букву Б в голубой рамочке. Сколько у нее элементов? Какие? Посмотрите на малень­кую букву б. Похожа ли она на большую букву В? Сколько у нее элементов? Какие это элементы?

—Прочитайте буквы в голубой рамочке.

—Посмотрите в левый верхний угол страницы.

Барабанщик Боря

В барабан играет,

Букву Б большую

Он изображает.

— Посмотрите, как изобразили ее с помощью пальцев рук. Постройте ее так же. — Посмотрите, на что похожа бу­ква Б! Какую новую букву узнали?

Логопед ставит бабочку на цветок.

Звуко-буквенный анализ.

Отвечая на вопросы, дети составляют в кассе слова: бант, бу­сы, кабина.

— Вспомните, что приготовили для бала бельчата? (Бу­сы, бант.) Какое слово можно найти в слове бусы.? Как бант превратить в бинт? Как называется часть машины, в которой сидит водитель? (Кабина.)

Логопед ставит бабочку на цветок.

Физминутка.

а) Пальчиковые упражнения.

Бабочка-коробочка, Улетай под облачко. Там твои детки На березовой ветке. Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые — бабочка сидит. Мягкими и плавными движениями рук в запястьях имитировать полет бабочки.

 

б) Выполнение движений с речевым сопровождением. «Ба­бочка»:

Дети присели. Голова опущена вниз, руки на коленях, спина расслаблена.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

Логопед ставит третью бабочку.

Чтение (с. 21).

а) Чтение слогов.

— Посмотрите в книгу, какая необычная окраска у бабо­чки. Какая буква у нее на брюшке? А на крыльях? Какие слоги можно прочитать на бабочке?

б) Чтение слов.

Дети читают слова в столбиках и объясняют их значение. После прочтения слов каждого столбика отвечают на во­просы: «Чем похожи слова? Сколько в них слогов?»

Логопед ставит четвертую бабочку.

в) Чтение «рассыпанных» слов.

— Прочитайте все слоги.

— Какие слова из них можно составить?

г) «Полубуковка».

— Прочитайте слово по половинкам букв.

Логопед ставит пятую бабочку.

Отгадывание ребуса «кабан».

Ставится шестая бабочка.

Заселение буквы Б в «Домик букв».

— Куда поселилась буква Б? Почему?

Ставится седьмая бабочка.

Итог занятия.

Пьют бабочки цветочный сок.

Благодарят тебя, дружок.

 

ЗАНЯТИЕ №66

Тема: буквы Б, б (закрепление).

Цель: закрепить звуки [б], ([бь]) и буквы Б, б; формировать навык письма букв Б, б, слогов и слов с ними; формиро­вать навык интонационного чтения рассказа; развивать мышление.

Оборудование: тетради, ручки, «рассыпанное слово», кар­точки для чтения слов, альбом 2.

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Да-нет».

Дети, совещаясь, задумывают букву из «Домика букв». Напри­мер, «З». Логопед отгадывает ее, задавая вопросы. Дети отвеча­ют словами «Да» или «Нет».

—Эта буква обозначает гласный звук? (Нет.)

—Она обозначает звонкий согласный звук? (Да.)

—Этот звук парный? (Да.)

—Эта буква есть в слове зонт? (Да.)

—Это буква З.

—А теперь я загадаю букву.

Логопед загадывает букву Б. Дети аналогично задают вопросы и отгадывают букву.

2. Повторение характеристики звуков [б], [бъ].

— Расскажите о звуках [б], [бь].

Письмо.

а) Письмо букв Б, б.

— Отгадайте домашнее животное. Я скажу слова, назы­вающие его действия: лежит, сидит, спит, бежит, грызет, кусается, охраняет, лает.

Дети отгадывают слово собака.

— Кличка собаки «рассыпалась».

 

—Как зовут собаку?

—Почему слово Бобик написано с большой буквы?

—Сколько элементов у буквы Б? Какие это элементы?

Письмо буквы Б.

— Какие элементы у буквы б?
Письмо буквы б.

б) Решение линейного кроссворда.

В тетрадях детей дан кроссворд. В его начале изображена соба­ка, а в конце изба:

 

— Помогите Бобику добраться до избы. Первое слово — кличка собаки. Какое слово напишете?

— Отгадайте второе слово:

Эти чудо-кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них — сломаю,

Строить снова начинаю. (Кубики)

Дети пишут слово кубики.

— Куда бежит Бобик? Напишите слово изба.

Физминутка.

а) Пальчиковая гимнастика. «Собака»

У собаки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указа­тельный, средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

б) Игровая зарядка «Важный пес».

Выполнение движений с речевым сопровождением.

 

Жил на свете пес мохнатый, Очень важный был. Каждым утром спозаранку Прогуляться выходил. Обычная ходьба.
Шел он парком, шел он важно, В стороны глядел. Ходьба с поворотом головы.
Так же важно, деловито Хвостиком вертел. Ходьба с поворотом бедер.
Раз, два, три, четыре — В стороны глядел. Повороты головы.
И решил поспать с утра. Но будить его пора. Изображение сна (в течение 1 минуты).

Чтение (с. 21).

— Что делал Бобик у избы, вы узнаете, прочитав текст.

Дети читают название текста.

— О ком мы прочитаем рассказ?

При чтении дети упражняются в передаче восклицательной ин­тонации, объясняют смысл каждого прочитанного предложения. Вопросы после чтения: Что делает Бобик у избы? А что он должен был делать?

6. Итог занятия.

У каждого ребенка по карточке, с учетом уровня овладе­ния навыком чтения:

бык банка батон

собака бак банан

кабан боты бобы

бизон ботинки бисквит

Дети читают слово про себя. Затем логопед дает задание:

— Прочитайте слова, называющие животных (посуду, обувь). Что можно употреблять в пищу?

 

ЗАНЯТИЕ № 67

Тема: звуки [п], [пь][б], [бь], буквы ПБ.

Цель: учить дифференцировать звуки [п], [пь][б], [бь] по звонкости-глухости на слух, при чтении, на письме; познакомить с написанием парных звонких и глухих со­гласных П — В на конце слова; закрепить умение соста­влять предложение по опорным словам.

Оборудование: разрезные слоги, карандаши, контуры ры­бок для штриховки, альбом 2.

Ход занятия

Организационный момент.

— Прочитайте слоги и дополните их до целого слова: па, по, пу, пы, пи, бы, ба, бо, бу, би.

Сообщение темы занятия.

— Назовите согласные звуки из прочитанных слогов.

— Эти звуки очень похожи. Дети их часто путают. Сегод­ня мы научимся их различать.

3. Сравнительная характеристика звуков[п], [пь][б], [бь] (с. 22).

— Как пыхтит тесто? Расскажите о звуках [п], [пь].

— Как блеют бараны? Расскажите о звуках [б], [бь]

— Чем похожи эти звуки? Чем они отличаются?

4. Дифференциация звуков [п], [пь][б], [бъ].

а) Введение в занятие сказочного сюжета.

— Из какой сказки этот отрывок?

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря.

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

— Кто написал эту сказку? С какого согласного звука на­чинается фамилия автора сказки?

б) Игра «Наоборот».

— Долгими вечерами старик со старухой играли в слова со звуками. Сначала старуха называет слова со звуком [п], а старик меняет в словах звук [п] на [б], а потом наоборот.

пой — бой пыль —... бот —... бодать —...

пух —... путь —... забить —... пас —...

почка —... били —...

в) «Четвертый лишний».

— Сердитой была старуха. Каждый день бранила старика, давала ему все новые и новые задания. Кто помогал старику?

—А сегодня мы, как и золотая рыбка, будем помогать старику исполнять все прихоти старухи.

—Пойди, — говорит старуха, — отыщи лишнюю картин­ку в каждом ряду. Да найди первый звук в словах-названи­ях лишних картинок.

Дети рассматривают ряды картинок с левой и с правой стороны страницы, находят лишние картинки (плащ, пила, банан, бегемот) и выделяют в словах первый звук.

— Кланяется вам старик, благодарит за помощь.

г) «Вот так улов!»

—Бранится старуха: «Ступай, старик, к синему морю и налови рыбы на обед». Взял старик невод, четыре ведра и пошел к синему морю. Закинул он невод в море, пришел не­вод с разными предметами. Рассмотрите картинку «Вот так улов!» Скажите, что принес невод? В какие ведра положит старик выловленные предметы?

—Вот спасибо, опять помогли старику.

Физминутка.

а) Мимическая гимнастика.

— Изобразите злую старуху. (Печального старика. Доб­рую золотую рыбку.)

б) «Приседай, беги».

— Если услышите в слове звуки [п], [пь] — присядьте, если [б], [бь] — бегите на месте.

6. Дифференциация [п], [пь] — [б], [бь] при чтении.
Чтение слоговых рядов.

Опять бранится старуха:

Дурачина ты, простофиля.

Ничего-то ты не умеешь.

— А ну-ка, прочитай слоги рядком.

Дети читают слоговый ряд и воспроизводят его по памяти.

— Еще поклон старик вам шлет.

7. Дифференциация П — Б на письме.

— Еще пуще бранится старуха, заставляет старика оты­скать потерянную букву. Опечалился старик. Не может до­гадаться, какие буквы «потерялись».

Дети вставляют буквы П и Б в начало слова.

Какой звук слышится на конце слова суп (зуб)? Ка­кую букву надо написать? Почему?

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Зуб — зубы,

Суп — супы —

Будешь грамотным и ты.

— Рад старик, что дети помогли ему найти «потерянные» буквы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.045 с.)