Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Происхождение и сущность сознания

Поиск

План:

1. Определение сознания. Категория сознания в истории философии.

2. Взаимосвязь материи и сознания. Сознание, как свойство высокоорганизованной материи.

3. Происхождение сознания.

4. Структура сознания

5. Сознательное и бессознательное

6. Общественное сознание.

 

1. Сознание – это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир и он сам.

    Сознание отражает все чувства и переживания человеком окружающей деятельности.

    В сознании дано не только все знание о мире, но и вся боль мира. Именно потому, что у человека есть сознание, он способен к душевному страданию.

    Понять, описать и определить сознание очень трудно, поскольку оно не существует как отдельный предмет или вещь.

    В истории философии проблема сознания имеет два уровня своего решения:

1. Описание способов, какими вещи даны в сознании, существуют в нем.

2. Имеет цель объяснить, как возможно проявление самого сознания.

    Вокруг проблемы соотношения «сознания» и «материи» в философии идет постоянная борьба.

    Идеалисты – отделяют идеальное сознание от материи, взаимоотношения сознания и материи на основе признания материи первичной, а сознание вторичным, т.е. одним из свойств материи.

    Дуализм – материя и сознание существует одновременно и независимо друг от друга.

    Современная трактовка – сознание существует идеально, как отражение материального мира.

Источники сознания

1. Материя – сознание, как свойство высокоорганизованной материи.

2. Социокультурная среда – социальные идеалы, правовые нормы, этические

и эстетические установки.

3. Духовный мир индивида – собственный уникальный опыт жизни и

переживания.

4. Мозг – природная система, состоящая из множества нейронов,

обеспечивающая осуществление общих функций сознания.

 5. Космическое информационно – смысловое поле. Современная наука считает, что мозг представляет собой космическую систему, которая берет энергию из Вселенной. Эта энергия поступает через кожу человека. Мозг связан с биосферой планеты, а = со всей Вселенной.

Индивид влияет своей информацией на общемировой информационный процесс.

    Есть предположения, что таким образом влияет на нас и информация умерших предков (это происходит через сферу бессознательного).

    Проблема сознания тесно связана с самосознанием. Считается, что самосознание существует в рамках сознания.

    Если сознание – это осмысление человеком окружающего мира, то при самосознании субъектом осмысления самого себя.

    Объектом анализа при самосознании становятся собственные мысли, чувства, переживания, поведение, цели, действия.

  Самосознание держит под контролем само сознание.

    В процессе самосознания человек становится личностью и начинает осознавать себя как личность.

    В самосознании особо выделяется функция самоконтроля.

2. Связь сознания и материи состоит в следующем:

1. Сознание – свойство высокоорганизованной материи головного мозга

отражать явления окружающей действительности

2. Головной мозг человека – сложная материальная, физиологическая

система.

3. Высшая нервная деятельность мозга – материального по своей природе и

является физиологической основой психического сознания человека.

    Сознание – свойственная только человеку, связанная с речью функция головного мозга, состоящая в мысленном отражении и преобразовании действительности.

    Сознание, как высшая форма отражения, вторично.

    Сознание возникло в результате трудовой деятельности (мозг развивался с развитием руки).

    Сознание существует в форме понятий, суждений, умозаключений, возникающих в результате чувственного и языкового общения человека с окружающим миром.

    Сознание творчески активно, оно не только отражает объективный мир, но и творит его.

3. Сознание  - результат длительного развития человеческого общества.

Это продукт трудовой деятельности человека, так как, в процессе труда

людям необходимо было общаться.

    Появление труда привело к возникновению языка, который сыграл решающую роль в развитии и совершенствовании мышления.

    Мышление – это важная особенность человеческого сознания.

    Язык – это звуковая система знаков, посредством которой создаются отражения и при помощи которой осуществляется общение.

    Основные функции языка:   

1. Обозначающая – человек словами дает определение всем предметам и явлениям.

2. Обобщающая – в слове в сжатом виде отражается существенное явление

3. Коммуникативная – возможность общения между людьми.

4. Выражения – язык отражает интересы и потребности людей.

5. Воздействия – речь всегда оказывает воздействие на слушателя (вопрос, просьба, предложения).

4. Структура сознания. Структуру сознания можно условно представить в виде круга,

разделенного на четыре части (см. схему № 1.)

 

 

 

 


Сектор (I) обозначает сферу чувственных телесно – перцептивных способностей (ощущения, восприятия, представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире – чувственная сфера).

Сектор (II) – представляет логико-понятийную сферу сознания (мышление, анализ и синтез, логические доказательства, главной целью является достижения истины).

Сектор (III) – представляет эмоциональную сторону сознания (субъективно- психологические личностные переживания, воспоминания, предчувствия, галлюцинации, стрессы, эмоции – гнев страх, восторг и т.д.).

Сектор (IV) – обозначает сферу ценностей – это духовные идеалы личности, фантазии.

    Цель этой сферы сознания – красота, правда, справедливость.

Следовательно, в сознании человека можно выделить два сегмента: нижний (III и)

I) – бессознательное человека; верхний (IV и II) – сознательное.

    Эту структуру сознания можно соотнести с полушариями мозга.

5. Сознательное и бессознательное. Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного.

Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, не поддающихся контролю со стороны сознания. Бессознательное делится на:

1. Действия, которые когда – то осознавались, впоследствии стали автоматическими.

2.    Действия, которые никогда не осознавались.

    Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояние невменяемости. К сфере бессознательного можно отнести инстинкты, от которых человек, как биологическое существо, не свободен. Инстинкты могут порождать у человека желания, эмоции, волевые импульсы.

    Фрейд, австрийский невропатолог, психолог (1856 – 1939гг) пришел к выводу о важной роли бессознательного в психике человека, разработанный им психоанализ очень помог медицине.

    Фрейд считал, что психика человека имеет три сферы: «Оно», «Я», и «Сверх – я».

    «Оно» - бессознательные влечения на основе природных инстинктов (половых и пищевых)

    «я» - сфера сознательного – посредник между бессознательным и внешним миром.

    «Сверх- я» - внутриличностная совесть, в которой выражены моральные установки общества.

    «Я», выступая посредником между «Оно» и внешним миром, пытается обуздать «Оно», подавить все инстинкты и желания.

    Сила и содержание бессознательного проявляется в сновидениях человека, поэтому 3. Фрейд исследования сны. Считал, что инстинкты человека по мере развития цивилизации, вытесняются, но не исчезают. Вытеснения бессознательных инстинктов приводит к психическим взрывам, социальным бунтам.

Человек живет в обществе, а значит ему не избавиться от влияния «Сверх – я» и пока живет его тело, то ему не удается освободиться полностью от силы инстинктов.

Необходим баланс между «Сверх – я» и «Оно» и свобода сознания («я»).

Современный мир идею 3. Фрейда об освобождении «оно», освобождении бессознательного воспринял слишком прямо. Если в Новое время люди освободились от Бога, то в Новейшее время люди освободились от социальных норм и ценностей, а прежде всего от стыда.

Мир искусства занялся бесстыдным показом всех скрытых пороков человека, его тайных инстинктов и желаний.

Но главное, о чем говорил 3.Фрейд люди забыли – это победить «Оно».

Фрейд писал, что укротить буйство бессознательного «оно» можно, только если усилить «Сверх – я», т.е. если усилить культуру. В противном случае человечеству грозит опасность опрокинуться в варварство.

   Основные идеи психоанализа 3.Фрейда изложены в его работах: «По ту сторону принципа удовольствия», «Массовая психология и анализ человеческого «я».

Глубинный слой человеческой психики, по мысли Фрейда, функционирует на основе природных инстинктов, "первичных влечений" целью получения наибольшего удовольствия.

В качестве основы первичных влечений Фрейд сначала рассматривал чисто сексуальное влечение. Позднее он заменяет его более общим понятием «либидо», которое охватывает уже всю сферу человеческой любви (родительская любовь, дружба, любовь к Родине).

Фрейд делает вывод, что деятельность человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений, где демонстрирующую роль играют так называемые «инстинкт жизни» - эрос и инстинкт смерти – танатос.

7. Фрейд не абсолютизировал силу бессознательного, считал, что человек может овладеть своими инстинктами и страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни.

Фрейд считал, что психоанализ может быть использован для объяснения и регулирования общественных процессов. Человек не существует, изолирован для объяснения и регулирования психической жизни всегда присутствует «другой», с которым он вступает в контакт.

    Он полагал, что люди постоянно находятся в состоянии страха и беспокойства от достижений цивилизации, поскольку таковые могут быть использованы против человечества.

  Фрейд считал, что от природы человек склонен к агрессии и разрушению.     Развитие культуры – это выработанная человечеством форма обуздания человеческой агрессивности и деструктивности. Противоречия между культурой и внутренними устремлениями человека ведут к неврозам, поскольку культура является достоянием не одного человека, а всей массы людей, то возникает проблема коллективного невроза. Фрейд ставил вопрос: «не становится ли человечество под влиянием культуры «невротическим»?

Идеи психоанализа развивал ученик Фрейда, а далее его критик Карл Густав Юнг (1875 – 1961гг). Он считал, что инстинкты имеют не биологическую, а чисто символическую природу.

Символика является составной частью психики человека и бессознательно вырабатывает формы и идеи, носящее схематический характер и составляющее основу всех представлений человека. Эти формы он назвал «архетипами» - формальные образцы поведения или символические образы, которые действуют в человеке инстинктивно.

Архетипы берут свое начало от архетипических образов в человеческом уме, которые передаются не только посредством традиций и миграций, но и с помощью наследственности.

    6. Общественное сознание – совокупность существующих в обществе традиций, взглядов, воззрений, чувств, настроений, отражающих общественное бытие людей.

    Общественное сознание делится на:

1) практическое сознание:

а) накопленный опыт трудовой деятельности

б) нормы нравственности, обычаи, традиции

в) народно – художественное творчество

2) теоретическое сознание – отражение научных, философских, политических, эстетических и других знаний.

Лекция №15

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.185.207 (0.01 с.)