Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Происхождение и сущность сознанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
План: 1. Определение сознания. Категория сознания в истории философии. 2. Взаимосвязь материи и сознания. Сознание, как свойство высокоорганизованной материи. 3. Происхождение сознания. 4. Структура сознания 5. Сознательное и бессознательное 6. Общественное сознание.
1. Сознание – это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир и он сам. Сознание отражает все чувства и переживания человеком окружающей деятельности. В сознании дано не только все знание о мире, но и вся боль мира. Именно потому, что у человека есть сознание, он способен к душевному страданию. Понять, описать и определить сознание очень трудно, поскольку оно не существует как отдельный предмет или вещь. В истории философии проблема сознания имеет два уровня своего решения: 1. Описание способов, какими вещи даны в сознании, существуют в нем. 2. Имеет цель объяснить, как возможно проявление самого сознания. Вокруг проблемы соотношения «сознания» и «материи» в философии идет постоянная борьба. Идеалисты – отделяют идеальное сознание от материи, взаимоотношения сознания и материи на основе признания материи первичной, а сознание вторичным, т.е. одним из свойств материи. Дуализм – материя и сознание существует одновременно и независимо друг от друга. Современная трактовка – сознание существует идеально, как отражение материального мира. Источники сознания 1. Материя – сознание, как свойство высокоорганизованной материи. 2. Социокультурная среда – социальные идеалы, правовые нормы, этические и эстетические установки. 3. Духовный мир индивида – собственный уникальный опыт жизни и переживания. 4. Мозг – природная система, состоящая из множества нейронов, обеспечивающая осуществление общих функций сознания. 5. Космическое информационно – смысловое поле. Современная наука считает, что мозг представляет собой космическую систему, которая берет энергию из Вселенной. Эта энергия поступает через кожу человека. Мозг связан с биосферой планеты, а = со всей Вселенной. Индивид влияет своей информацией на общемировой информационный процесс. Есть предположения, что таким образом влияет на нас и информация умерших предков (это происходит через сферу бессознательного). Проблема сознания тесно связана с самосознанием. Считается, что самосознание существует в рамках сознания. Если сознание – это осмысление человеком окружающего мира, то при самосознании субъектом осмысления самого себя. Объектом анализа при самосознании становятся собственные мысли, чувства, переживания, поведение, цели, действия. Самосознание держит под контролем само сознание. В процессе самосознания человек становится личностью и начинает осознавать себя как личность. В самосознании особо выделяется функция самоконтроля. 2. Связь сознания и материи состоит в следующем: 1. Сознание – свойство высокоорганизованной материи головного мозга отражать явления окружающей действительности 2. Головной мозг человека – сложная материальная, физиологическая система. 3. Высшая нервная деятельность мозга – материального по своей природе и является физиологической основой психического сознания человека. Сознание – свойственная только человеку, связанная с речью функция головного мозга, состоящая в мысленном отражении и преобразовании действительности. Сознание, как высшая форма отражения, вторично. Сознание возникло в результате трудовой деятельности (мозг развивался с развитием руки). Сознание существует в форме понятий, суждений, умозаключений, возникающих в результате чувственного и языкового общения человека с окружающим миром. Сознание творчески активно, оно не только отражает объективный мир, но и творит его. 3. Сознание - результат длительного развития человеческого общества. Это продукт трудовой деятельности человека, так как, в процессе труда людям необходимо было общаться. Появление труда привело к возникновению языка, который сыграл решающую роль в развитии и совершенствовании мышления. Мышление – это важная особенность человеческого сознания. Язык – это звуковая система знаков, посредством которой создаются отражения и при помощи которой осуществляется общение. Основные функции языка: 1. Обозначающая – человек словами дает определение всем предметам и явлениям. 2. Обобщающая – в слове в сжатом виде отражается существенное явление 3. Коммуникативная – возможность общения между людьми. 4. Выражения – язык отражает интересы и потребности людей. 5. Воздействия – речь всегда оказывает воздействие на слушателя (вопрос, просьба, предложения). 4. Структура сознания. Структуру сознания можно условно представить в виде круга, разделенного на четыре части (см. схему № 1.)
Сектор (I) обозначает сферу чувственных телесно – перцептивных способностей (ощущения, восприятия, представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире – чувственная сфера). Сектор (II) – представляет логико-понятийную сферу сознания (мышление, анализ и синтез, логические доказательства, главной целью является достижения истины). Сектор (III) – представляет эмоциональную сторону сознания (субъективно- психологические личностные переживания, воспоминания, предчувствия, галлюцинации, стрессы, эмоции – гнев страх, восторг и т.д.). Сектор (IV) – обозначает сферу ценностей – это духовные идеалы личности, фантазии. Цель этой сферы сознания – красота, правда, справедливость. Следовательно, в сознании человека можно выделить два сегмента: нижний (III и) I) – бессознательное человека; верхний (IV и II) – сознательное. Эту структуру сознания можно соотнести с полушариями мозга. 5. Сознательное и бессознательное. Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного. Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, не поддающихся контролю со стороны сознания. Бессознательное делится на: 1. Действия, которые когда – то осознавались, впоследствии стали автоматическими. 2. Действия, которые никогда не осознавались. Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояние невменяемости. К сфере бессознательного можно отнести инстинкты, от которых человек, как биологическое существо, не свободен. Инстинкты могут порождать у человека желания, эмоции, волевые импульсы. Фрейд, австрийский невропатолог, психолог (1856 – 1939гг) пришел к выводу о важной роли бессознательного в психике человека, разработанный им психоанализ очень помог медицине. Фрейд считал, что психика человека имеет три сферы: «Оно», «Я», и «Сверх – я». «Оно» - бессознательные влечения на основе природных инстинктов (половых и пищевых) «я» - сфера сознательного – посредник между бессознательным и внешним миром. «Сверх- я» - внутриличностная совесть, в которой выражены моральные установки общества. «Я», выступая посредником между «Оно» и внешним миром, пытается обуздать «Оно», подавить все инстинкты и желания. Сила и содержание бессознательного проявляется в сновидениях человека, поэтому 3. Фрейд исследования сны. Считал, что инстинкты человека по мере развития цивилизации, вытесняются, но не исчезают. Вытеснения бессознательных инстинктов приводит к психическим взрывам, социальным бунтам. Человек живет в обществе, а значит ему не избавиться от влияния «Сверх – я» и пока живет его тело, то ему не удается освободиться полностью от силы инстинктов. Необходим баланс между «Сверх – я» и «Оно» и свобода сознания («я»). Современный мир идею 3. Фрейда об освобождении «оно», освобождении бессознательного воспринял слишком прямо. Если в Новое время люди освободились от Бога, то в Новейшее время люди освободились от социальных норм и ценностей, а прежде всего от стыда. Мир искусства занялся бесстыдным показом всех скрытых пороков человека, его тайных инстинктов и желаний. Но главное, о чем говорил 3.Фрейд люди забыли – это победить «Оно». Фрейд писал, что укротить буйство бессознательного «оно» можно, только если усилить «Сверх – я», т.е. если усилить культуру. В противном случае человечеству грозит опасность опрокинуться в варварство. Основные идеи психоанализа 3.Фрейда изложены в его работах: «По ту сторону принципа удовольствия», «Массовая психология и анализ человеческого «я». Глубинный слой человеческой психики, по мысли Фрейда, функционирует на основе природных инстинктов, "первичных влечений" целью получения наибольшего удовольствия. В качестве основы первичных влечений Фрейд сначала рассматривал чисто сексуальное влечение. Позднее он заменяет его более общим понятием «либидо», которое охватывает уже всю сферу человеческой любви (родительская любовь, дружба, любовь к Родине). Фрейд делает вывод, что деятельность человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений, где демонстрирующую роль играют так называемые «инстинкт жизни» - эрос и инстинкт смерти – танатос. 7. Фрейд не абсолютизировал силу бессознательного, считал, что человек может овладеть своими инстинктами и страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни. Фрейд считал, что психоанализ может быть использован для объяснения и регулирования общественных процессов. Человек не существует, изолирован для объяснения и регулирования психической жизни всегда присутствует «другой», с которым он вступает в контакт. Он полагал, что люди постоянно находятся в состоянии страха и беспокойства от достижений цивилизации, поскольку таковые могут быть использованы против человечества. Фрейд считал, что от природы человек склонен к агрессии и разрушению. Развитие культуры – это выработанная человечеством форма обуздания человеческой агрессивности и деструктивности. Противоречия между культурой и внутренними устремлениями человека ведут к неврозам, поскольку культура является достоянием не одного человека, а всей массы людей, то возникает проблема коллективного невроза. Фрейд ставил вопрос: «не становится ли человечество под влиянием культуры «невротическим»? Идеи психоанализа развивал ученик Фрейда, а далее его критик Карл Густав Юнг (1875 – 1961гг). Он считал, что инстинкты имеют не биологическую, а чисто символическую природу. Символика является составной частью психики человека и бессознательно вырабатывает формы и идеи, носящее схематический характер и составляющее основу всех представлений человека. Эти формы он назвал «архетипами» - формальные образцы поведения или символические образы, которые действуют в человеке инстинктивно. Архетипы берут свое начало от архетипических образов в человеческом уме, которые передаются не только посредством традиций и миграций, но и с помощью наследственности. 6. Общественное сознание – совокупность существующих в обществе традиций, взглядов, воззрений, чувств, настроений, отражающих общественное бытие людей. Общественное сознание делится на: 1) практическое сознание: а) накопленный опыт трудовой деятельности б) нормы нравственности, обычаи, традиции в) народно – художественное творчество 2) теоретическое сознание – отражение научных, философских, политических, эстетических и других знаний. Лекция №15
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.185.207 (0.01 с.) |