Тема: философия, ее роль в жизни человека и общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: философия, ее роль в жизни человека и общества



 1. Понятие философии, история ее возникновения.

                    2. Функции философии.

                    3. Основной вопрос философии.

 

1.1. Что такое философия? На этот вопрос сразу ответить сложно, т.к. речь идет о многогранном явлении духовной жизни человека и общества.

"За всякой подлинной философией стоит Мука о жизни, о смысле, о судьбе".

Н. А. Бердяев.

Философия – это особая форма познания, система обобщенных знаний и представлений о мире и существовании человека в нем.

  Философия как система взглядов зародилась около 2,5 тыс. лет назад в наиболее развитых странах того времени (Индия и Китай, Вавилон и Египет, Греция, Рим). Ее расцвет произошел  в Древней Греции, где она становиться относительно самостоятельной частью духовной культуры общества.

  Основоположниками философии считаются: Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Пифагор. Пифагор впервые употребил термин "философия " (любовь к мудрости).

  Философия ассоциируется со стремлением ответить на самые сложные вопросы, которые касаются сущности мира и человека.

  Причины возникновения философии:

1. Отдельные виды познания (астрономия, биология, математика и др.) оказались не способны сформировать целостную картину мира и бытия человека в нем;

2. В раннеклассовом обществе возникла потребность в выработке рациональной картины мира, построенной на знаниях и логической аргументации (в отличие от мифологии и религии).

  Философия – это особый вид духовной деятельности. Она стремится постигнуть как внешний, так и внутренний мир самого человека. Подлинная философия рассматривает мир, всегда взятый вместе с человеком, т.к. человек рождается, существует и умирает в этом мир.

  Предметом философии является всеобщее в системе "мир - человек" (материальные и духовные связи человека с окружающей его действительностью, его взаимоотношения с миром).

  Для философии характерна гуманитарная ориентация, т.е. нацеленность на исследование сложного внутреннего мира человека. Начало этой традиции положил Сократ, призывавший человека познавать самого себя.

  Н.А. Бердяев – русский философ, определял философию как учение о смысле человеческого существования и о человеческой судьбе.

     Большинство философских вопросов являются вечными (о смысле жизни, о назначении человека, о счастье, о несчастье).

Философия включает в себя категории. Категории – это ее наиболее общие понятия, которыми она оперирует при формировании обобщенной картины мироздания (материя, бытие, время, пространство, движение, индивид, личность и др.)

К философскому знанию нельзя применить утилитарный подход, т.е. пытаться искать в том знании некую "пользу". Духовная культура не несет в себе непосредственной практической пользы, в отличие от предметов быта.  Точно также как и музыка Моцарта, картины Рафаэля и др.

Если искусство развивает у человека чувственность и художественное мышление, то философия формирует интеллект.

    Философия развивает у человека способность к теоретическому мышлению и формированию собственного мировоззрения.

Она помогает человеку обрести мудрость. Мудрость – это знание вечных истин, которые необходимы человеку на жизненном пути.

"Мудрость заключается в том, чтобы говорить истину и, прислушиваясь к голосу природы, поступать согласно ей"

Гераклит.

    Философия дает возможность разобраться в смысле жизни. Философия помогает человеку понять, что такое «ДОБРО» и «ЗЛО», «ЖИЗНЬ» и «СМЕРТЬ». Она дает возможность мыслить /с греч, «любовь к мудрости» /, а это необходимое условие существования человека».

  «Я мыслю – значит, я существую». /Декарт /

  Философия в своем развитии прошла очень долгий путь. Ей предшествовало мифологическое мировоззрение - система взглядов, основанная на эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях /библейский рассказ о сотворении мира богом за 6 дней, греческий мифический бог солнца Гелиос, китайский миф о возникновении чая /. В основе мифологического мировоззрения лежит фантазия, вымысел. Первые мифы были проявлением бессилия разума перед окружающим миром.

Далее, с развитием общества, его потребностей, следует религиозное мировоззрение - в основе лежит вера в сверхъестественную силу – Бога и ритуальное поклонение ей. Оно возникло в глубокой древности как выражение социальной и интеллектуальной слабости и уязвимости человека. В основе религии лежит догма о сотворении мира и человека Богом.

    Религия на Западе и на Востоке носила своеобразные черты. Но Запад и Восток объединяло стремление к поиску высших ценностей, истинного пути, оцениванию поступков человека.

Религия ближе к философии, чем мифология, но религия – сознание массовое, а философия – теоретическое. Религия не требует доказательств, там есть Бог. В философии все время идет поиск истины, работа мысли. За долгие века своего существования каждая из мировых религий создала свой образ мира.

    БУДДИЗМ – идея «нирваны», стремление к ней (6 в. до н.э.).

                  1.  Жизнь – это страдание.

                  2.  Источник страданий - желания человека.

                  3. Нужно ограничивать эти желания с помощью ведения правильного образа жизни и самосовершенствования человека.

                  4. Стремиться к конечной цели – нирване (освобождению).

    Гаутама дал свое учение людям и со временем стал Учителем, проповедником, оставив многочисленных последователей. В III в. до н.э. буддизм получил широкое распространение и стал официальной религией Индии. Он проник и в другие страны – Тайланд, Вьетнам, Японию. Школы буддизма существуют и в России – Бурятия, Тува, Калмыкия.

    Основные положения буддизма изложены в священной книге Типитака (Три корзины), которая состоит из трех частей. В первой части даны история буддийского монашества и биография Будды. Во второй части в форме притч и бесед раскрывается его учение. В третьей – формулируются основные религиозно-философские идеи буддизма. Всего Типитака включает в себя 729 текстов.

    Для преодоления страданий рекомендуется соблюдать в своей жизни ряд правил: не убивать и не причинять никому вреда, не красть, не лгать, не прелюбодействовать, не употреблять дурманящих напитков и т.д. В целом путь преодоления страданий включает восемь стадий: правильное понимание, правильная мысль, правильная речь, правильное видение и правильный образ жизни, правильное намерение, правильное усилие и правильное действие. Путь Будды – это, таким образом, путь совершенствования человеком своего внутреннего мира и своей телесности.

 Будда не считается основателем, творцом мира (в буддизме полагается, что мир существует сам по себе), но он воспринимается верующими как безупречный пример и воплощение праведной жизни. Будда странствовал по миру 45 лет и умер в возрасте 80 лет.

    Христианство (1 в.н.э.) появилось в Палестине как религия рабов, затем оно быстро распространилось в Римской империи, став в IV веке н.э. государственной религией этой империи. Христианство оказало огромное влияние на европейскую цивилизацию, на все стороны ее жизни. В 988 году по инициативе русского князя Владимира эта религия в форме православия была принята на Руси.

    Для христианства характерен эсхатологический образ / второе пришествие, конец света (Апокалипсис). Т.к. поступки человека оцениваются, возникает идея Рая и Ада.

    Христианское богословие считает основателем этой религии Иисуса Христа – сына Божьего, явившегося в этот мир в образе совершенного человека и взявшего на себя грехи людей, чтобы спасти их для вечной жизни.

  Основным литературным памятником христианства является Библия- собрание древних текстов (около 70 книг), состоит из двух частей – Ветхий Завет и Новый Завет (сформулированы нравственные ценности христианства - Нагорная проповедь Христа). В христианстве считается, что     Бог единствен и един, существует в трех лицах - Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.

  Распространяясь в мире, христианство постепенно обретало различные формы. В настоящее время существуют в мире три его направления – католицизм, православие и протестантизм.

  Католицизм – самое крупное направление в христианстве (Западная и Центральная Европа, станы Балтии, Западная Белоруссия и Украина). Главой католической церкви является папа римский – наместник Иисуса Христа, который считается непогрешимым в вопросах веры и нравственности и избирается пожизненно. Международный центр католической церкви – маленькое государство Ватикан в Южной Европе (пл. ок.44 га).

    Православие – (правое учение) распространилось в основном в странах Восточной Европы, включая Россию. С 1721г. по 1918г. церковь в России была присоединена к государству, а царь являлся одновременно и главой церкви.

    Основой православного учения являются догматы о сотворении Богом мира и человека, о греховной природе человека.

    Протестантизм – самая молодая ветвь христианства, сформировавшаяся в отдельных странах Западной Европы в 16-17вв в рамках религиозной Реформации (движение за обновление христианского вероучения). Протестантизм имеет внутри себя различные течения – лютеранство, кальвинизм, баптизм, адвентизм, пятидесятничество и др. В протестантизме подчеркивается право каждого верующего на свободное и индивидуальное прочтение Библии, а само ее чтение является основой богослужения в протестантских церквях.

    Ветви христианства отличаются между собой особенностями вероучения и трактовки Библии, религиозным культом, внешними сторонами своей деятельности, социальными доктринами.

    Ислам / 7 век н.э. / -  появился на Аравийском полуострове среди кочующих племен арабских скотоводов. Ислам возник во многом стихийно, восприняв ряд положений из иудаизма, христианства и других течений. Его центр – древний город Мекка. Во многих странах Ислам является государственной религией (Афганистан, Пакистан, Иран, Ирак, Египет и др.). Формирование исламской религии принято связывать с деятельностью пророка Мухаммеда, основавшего первую общину мусульман. Мухаммед стал призывать к созданию новой религии, основанной на признании единого бога-Аллаха. Со временем Мухаммед стал восприниматься как пророк и посланник Аллаха, а после смерти стал широко почитаемой личностью, святым.

    Основные положения исламской религии изложены в главной священной книге – Коране. Считается, Аллах передавал содержание этой книги Мухаммеду через ангела Джабраила отдельными откровениями, главным образом во время ночных видений.

    Коран был принят в середине VII века и состоит из 114 глав (сур), которые излагаются в стихотворной форме. Книга содержит в себе исламское представление о сотворения мира и человека, идею страшного суда, рая и ада, повествует об Аллахе и его пророках, социальные и нравственные суждения, правовые предписания, бытовые правила и поучения. Основные догматы (положения) ислама звучат следующим образом:

· Аллах сотворил все сущее и является всемогущим и вездесущим, абсолютным владыкой мира;

· Все в мире предопределено Аллахом, все осуществляется по его воле и предначертанию;

· Коран является священной книгой, божественным откровением, которое передавалось Мухаммеду в течении 22 лет;

· У бога Аллаха имеется много пророков, но основной среди них – посланник Мухаммед;

· Душа человека бессмертна, покидая тело после смерти, она попадает либо в ад, либо в рай;

· Кто исполняет предписание ислама, тот после смерти попадет в рай, а неверные - в ад, где их ожидают пытки и мучения.

    В исламе существуют жесткие нормы, определяющие поведение мусульманина. Так, они требуют от верующего безусловного признания бога Аллаха и его пророка Мухаммеда, ежедневной пятикратной молитвы, паломничества (хадж) в святые места Мекки, обязательной уплаты налога и соблюдения ежегодного поста продолжительностью в один месяц. Большую роль в исламе играет шариат – система предписаний, определяющая поведение мусульманина в общественной жизни и в семье.

    В настоящее время в исламе существуют два течения – сунниты и шииты, среди которых доминирует первое. Ислам молодая религия, которая весьма активно проявляет себя в жизни современного общества.  

    Взаимоотношение философии и религии в истории культуры не было однозначным. В средние века духовная власть религии над людьми была безраздельной. Философия тогда была " служанкой" богословия /А. Блаженный "Бог есть высшая сущность"/.

  Новое время, эпоха Просвещения /18 век/, отрыв от религии, критика религиозных догм /Бэкон, Декарт/.

19 век – немецкий философ Гегель, человек религиозных взглядов /протестант - лютеранин/ на первое место поставил понятийное мышление, т.е. философию, а религии отвел второе место.

Дальнейшее развитие религиозная философия получила в России во 2 – ой половине 19 века в трудах В.С.Соловьева и в начале 20 века - "серебряный век" русской культуры.

2. Еще раз отметим, что на первом месте среди проблем философии стоит проблема человека.

    Какие же функции выполняет философия, т.е. как она пытается разрешить эту проблему?

    ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ функция (рассматривает проблему жизни и смерти), Бердяев: "Будущее всегда, в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски". Это тоска - тоска по вечности. Философия освобождена от тоски и скуки жизни. Философия не дает нам вечности, но помогает осмыслить жизнь и укрепить свой дух.

Именно потеря смысла жизни может вести к самоубийству, наркомании, алкоголизму, преступлениям. Философ Соловьев отмечал, что жизнь человека имеет ценность лишь тогда, когда его душе кроются глубокие нравственные убеждения, индивидуальная система ценностей, и лишь с потерей их, окружающий мир с его радостями начинает казаться ничтожным.

  Современная проблема человека – духовная деградация личности.

Причина: быстрый рост естественно – научного знания, политизация. Беда в том, что современное общество уделяет очень мало внимания культуре.

  СОЦИАЛЬНО - АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ функция (выражает представления о человеческих ценностях: ДОБРЕ, СПРАВЕДЛИВОСТИ, ПРАВДЕ, КРАСОТЕ). А также выражает представление об общественном идеале. Множество философов /от Платона, Аристотеля и до Гегеля, Маркса/ пытались разрешить эту проблему, предлагая свои варианты государственного  устройства.   В основе их лежит идея общественного равенства, упразднение частной собственности, семейных кланов и т.д.

    Идеал общечеловеческого объединения еще одна из главных проблем философии. Только всемирное равенство и общечеловеческое объединение поможет избежать войн, конфликтов, предотвратить экологическую катастрофу.

    КУЛЬТУРО – ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ функция. Знание философии способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Человека всегда окружают противоречия, важно уметь правильно мыслить при возникновении проблемы, логически, не впадая в истерику.

    ОТРАЖАТЕЛЬНО – ИНФОРМАЦИОННАЯ функция. Одна из главных задач философии – разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, т.е. человек должен всегда мыслить в рамках современной науки. Подобно науке, философия также анализирует факты, события, чтобы получить новую информацию.

    Человек должен формировать в себе самокритичность, критичность, сомнение. Это поможет ему в поисках истины.

                     

3.3. Основной вопрос философии заключается в рассмотрении двух проблем: «Что первично: материя или сознание?» - первая проблема и «Познаваем ли мир?» - вторая.

    Первую проблему рассматривает онтология (наука о бытие)

Что первично – Дух или Материя? (Вопрос рассматривается в труде Гегеля "Феноменология Духа").

 

Основные понятия

МАТЕРИАЛИЗМ – тип философствования, который творческую роль в мире

                           отводит материальной субстанции.

                           Мир существует объективно, независимо от сознания

                           человека. Материальный мир развивается путем

                            взаимодействия вещей и процессов.

ИДЕАЛИЗМ – тип философствования, который творческую роль в мире

                   отводит духовному началу. Он не отрицает материю, а

                   признает ее вторичной.

    Субъективный идеализм – философское учение, сводящее знания о мире к содержанию индивидуального сознания, т.е. первично сознание человека, которое и определяет окружающую действительность.

    Объективный идеализм – учение, принимающее за основу действительности личностный или безличный всеобщий дух, некое сверхиндивидуальное сознание.

МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ – два противоположных философских учения   на протяжении всей истории философии вели спор. В результате данного противоречия возникло еще одно философское учение - ДУАЛИЗМ/ материя и дух (сознание) существуют параллельно и независимо друг от друга. Это учение выражало попытку примирить разногласия по поводу первичности двух субстанций.

     Дуализм – признает равноценность, одновременное существование материального и идеального в едином объективном мире.

    Дуализм - философское учение, считающее материальную и духовную субстанции равноправными началами.

    Вторую проблему рассматривает гносеология (наука о познании). Познаваем ли мир?

 

Основные понятия

                                          

АГНОСТИЦИЗМ - мир непознаваем, а наши знания о внешнем мире –

                              это иллюзии.

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ – безграничные возможности человеческого разума

    ОПТИМИЗМ          в познании мира, бесконечный процесс познания.

  СКЕПТИЦИЗМ - мир познаваем, но человек ограничен в своем

                       познании несовершенством органов чувств.

Лекция № 2

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.045 с.)