Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Развитие античной философии
1. Досократовская философия 2. Античная философия классического периода 3. Эллинистическая философия 4. Римская философия
1. В Древней Греции и Древнем Риме сформировалась античная философия. Греческая античная философия сформировалась в VII – VI вв. до н.э. Своей направленностью и содержанием она отличается от древних восточных философских систем попыткой рационально постичь окружающий мир. Первые признаки философского осмысления мира можно найти уже в произведениях Гомера (3 первопричины, которые понимались им как первоосновы мира – Никс, Океанос, Тетис). Никс - это первопричина, откуда происходят небо и земля. Океанос - вода, Тетис - жизненная сила. В трудах Гесиода содержится попытка объяснения возникновения мира. - Основой всего является хаос – из него происходят формы бытия – Земля (Гея), Эрос (жизненная сила). Уран (звездное небо), свет, божества. В античной философии сформировался космоцентризм, в основе которого лежало представление о том, что окружающий человека мир есть огромное, таинственное и упорядоченное целое (Космос). В космоцентризме присутствовали три важнейшие идеи: происхождение мира, его постоянное движение и борьба противоположных начал. Сам человек рассматривался как «микрокосмос». В VII в. до н.э. в Милете была основана первая философская школа (Фалес). Мудрец и ученый Фалес считается первым греческим философом, а ранняя греческая философия была натурфилософией, обращенной к теме природы, ее стихиям. Фалес происходил из богатой семьи, занимался политикой, много путешествовал, собирал сведения по астрономии, геометрии, арифметике (его теорема: углы треугольника у основания равны). Основой всего сущего Фалес считал воду. Вода – это текущая материя. Бесконечная вода содержит в себе силу дальнейшего развития. Все возникает путем сгущения воды – это первые материалистические высказывания. Фалес полагал, что Земля имеет форму диска и плавает в воде. Анаксимандр в своих взглядах придерживался материализма. Ему принадлежит мысль о том, что Земля находится в пространстве в свободном положении, и она одинаково отдалена от других планет. Земля постоянно находится в движении, которое служит источником тепла и холода.
Считал, что первые животные зародились в воде и имели на себе покров с шипами (человек произошел от животных). Гераклит из Эфеса Гром возникает путем столкновение ветра и туч. Основа всего сущего – огонь, мир возникает из вращающегося огня и опять сгорает в определенные периоды. Центральное место в его учении занимало высказывание: «Все течет, все изменяется». «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Кратил – его ученик, продолжил: «В одну реку нельзя войти не только дважды, но и однажды». Все явления в мире происходят согласно закономерности и необходимости. Пифагор считал число исходной единицей бытия. - начало всего – это единица. Первые четыре цифры были главными, число 10- священными т.е. точка, прямая, квадрат, куб. Алкмеон - ученик Пифагора Основой его интересов была медицина. Алкмеон первый отважился на вскрытие. Создал учение о том, что органы чувств и мозг взаимосвязаны. Эмпедокл – ученик Пифагора, поэт и философ. Создал учение о четырех элементах (стихиях): земля, вода, воздух и огонь; Особое внимание уделял вопросам медицины; Высказал идею о закономерной эволюции живых существ в результате естественного отбора. Согласно легенде спас один из греческих городов от чумы, т.к. пробил скалу и дал доступ ветрам. Демокрит Создал атомистическую концепцию: - свойства атомов: неделимость и разная степень тяжести; - атомы вечны, они не изменяются; - атомы постоянно движутся, при этом они сталкиваются и соединяются, т.о. возникает все новое. Душа смертна, она погибает вместе с телом. Учение Демокрита считалось главным в развитии материалистической философии Древней Греции. 2. Вершина развития античной греческой философии приходится на вторую половину V – конец IV вв. до н.э. Сократ (из бедных слоев населения) «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают того, что знаю я» ( он всегда боялся назвать себя мудрецом). Сократ не оставил никаких трактатов, т.к. считал, что мысль и воспитание приходят только в беседах и рассуждениях. Об учении Сократа, который ничего не писал, можно судить лишь на основании свидетельств его учеников – Платона и Аристотеля. Строение мира, физическая природа вещей непознаваемы; знать мы можем только себя самих: «Познай самого себя».
Истина достигается путем противоречий и споров с противником – сократовский философский метод. Сократ считал, что дурные поступки порождаются только незнанием и никто не бывает злым по доброй воле. Начиная с Сократа, философия стала постепенно обращаться к изучению человека, рассмотрению проблем его бытия: смысла его жизни, свободы, счастья. Человек рассматривался как существо общественное и нравственное. Антропоцентризм подчеркивал, что для того чтобы верно ориентироваться в окружающем мире и жить в соответствии с его законами, человек должен познавать этот мир и самого себя. Быть счастливым – значит познать самого себя и вести умеренный образ жизни, творить добро и не нарушать гармоничных отношений с окружающей природной средой. Платон с читал, что материальный мир, который нас окружает, является лишь тенью и произведен от мира идей, т.е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира возникают, изменяются и гибнут, а идея всегда неподвижна и вечна. Аристотель – вершина древнегреческой философии, его взгляды. - основой всего считал материю; - из материи возникло 4 элемента: огонь, вода, воздух, земля; - главные произведения: "Физика", "О небе" О возникновении и гибели; - материи присуще самодвижение; - движение тесно связано с изменением; - разработал концепцию противоположностей, считал, что движение тесно связано с изменением явлений, объектов окружающей действительности: - движение - покой - возникновение – гибель - увеличение – уменьшение - мокрое – сухое - теплое – холодное - считал, что тело и душа представляют собой единство. 3. Эллинистический период длился от начала походов Александра Македонского до овладения римлянами Египтом. В IV- III вв. до н.э. происходит кризис греческих свободных полисов, крах греческой свободы. Греческие города попадают сначала под власть Македонии, а позже под римское влияние. Этот процесс завершился образованием римской провинции Ахея в 146г. до н.э. В античной философии происходит синкретизм – слияние с другими философскими взглядами. Наиболее выдающимся мыслителем эллинистического периода был Эпикур (342 – 271 до н.э.). Возникает философское течение - Эпикуреизм, Его трактаты "О природе", "Письма", "Этика". Эпикур продолжил учение Демокрита об атомах. Если Демокрит характеризовал атомы по величине, форме и положение в пространстве, то Эпикур приписывал им свойство тяжести. Если Димокрит приписывал атомом прямолинейное движение, то Эпикур считал, что атомы находятся в хаотичном движении. Душа – это структура атомов, тончайшая материя, рассеянная по всему организму, следовательно, душа не бессмертна, она погибает вместе с телом человека. В области теории познания Эпикур был сенсуалистом, т.е. считал, что в основе всякого познания лежат ощущения. Человек познает окружающую действительность с помощью чувств. Этика Эпикура Большое внимание уделял этике. Считал, что человек является чувственным существом и его чувства должен быть основными критериями морали.
Высшее благо – блаженство, наслаждение (гедоне). Оно состоит в удовлетворении естественных потребностей и в достижении душевного равновесия – спокойствия души и счастья. Эпикур был атеистом, считал, что основной источник возникновения религии – страх смерти и страх перед богами. Стоицизм – от греческого слова "стоа" – колоннада, портик, (согласно преданию, его для своих учеников купил Зенон) Зенон – трактат "О человеческой природе". Основная цель человека – жизнь согласно с природой, в гармонии с ней. Стоики характеризовали философию как упражнение в мудрости. Считали, что основой всего является материальный принцип и духовный принцип – логос (бог) Стоики выдвигали понятие добродетели - Добродетель означает жить в согласии с разумом. Признавали 4 нравственных качества: разумность, справедливость, доблесть, умеренность. Идеал человека, согласно стоикам отличается терпимостью и сдержанностью, а его счастье в том, что он не желает никакого счастья. Скептицизм – основателем был Пиррон, после себя не оставил ни одного трактата. Учение скептиков: - отрицали истинность любого познания; - главный лозунг скептиков - "ничего не утверждать". В эпоху античной философии отчетливо выделились два крупных направления материализм (учение Демокрита) и идеализм (учение Платона). Материализм объяснял мир причинами естественного (земного) характера, которые находятся в самом этом мире (например, движение атомов). Идеализм стремился объяснить мир причинами иного свойства – Бог, мировой дух. 4. С начала III столетия до н.э. над Грецией усиливается влияние Рима. Рим подчиняет себе многие регионы Средиземного моря. В основе формирования римской философии, политики лежало заимствование культур других народов в результате многочисленных походов. Таким образом, римская философия формируется под решающим влиянием греческого мышления. Сенека проходил из знатной семьи, получил естественнонаучное, юридическое и философское образование "О стойкости философа", "О гневе", "О счастливой жизни". Основные положения его учения: - разум – это активный принцип, который сообщает материи форму; - считал, что материя первична; - являлся сторонником сенсуализма, считал, что разум имеет свое начало в чувствах;
- все в мире и во вселенной подчинено власти строгой необходимости. - жить счастливо – значит жить в соответствии с природой. - активно развивал идею судьбы («рок») как некой верховной силы, которая изначально делает человека существом несвободным, обреченным на повиновение и рабство. Смысл жизни Сенека видит в достижении абсолютного душевного спокойствия, для этого необходимо преодоление страха перед смертью. Придерживался принципа индивидуализма, т.е. человек должен прикладывать усилия к собственному совершенствованию и сторониться политической жизни и общественных дел. "Лучше искать укрытия в тихой пристани, чем быть добровольно бросаемым туда – сюда всю жизнь". Марк Аврелий – римский император, философ (121 – 180 гг.н.э.) Мир он понимал как вечно текущий и изменчивый. Основная цель человека – это достижение добродетели, т.е. подчинение разума законом природы. Основоположник принципа подчинения человеческой воли мировому разуму - Богу. Его учение способствовало формированию раннего христианства. Тит Лукреций Кар (95- 55 до н.э.) "О природе", продолжил атомистическое учение Демокрита и Эпикура. Основой всего считает атомы и пустоту. Обозначил свойства материи: неуничтожимость, несотворимость, бесконечность во времени и пространстве. Атомы движутся, в беспорядочном движении они сталкиваются, соединяются, образуя все вещи. Душа является материальной – это соединение воздуха и тепла. Создал концепцию эволюционизма: все органическое возникло из простейших форм жизни. Считал, что общество, право и законы являются результатом взаимного соглашения людей.
Лекция №5
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.023 с.) |