Тема: Немецкая классическая философия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Немецкая классическая философия



1. Философия истории Гердера. Иммануил Кант.

2. Диалектика Гегеля, Ф. Шеллинг.

 

1. Иоганн Гердер (1744-1803гг.) "Идеи к философии истории человечества" "Письма для поощрения гуманизма".

    Философия Гердера основана на идее, что человечество в своем развитии закономерно приходит к гуманизму, т.е. к автономному использованию сил, которые даны человеку для совершенствования разума и нравов и позитивного влияния индивидов друг на друга.

  История человечества включена в рамки генезиса нашей солнечной системы.

  Историческое развитие Гердер связывает со всем предшествующим космологическим развитием.

  В природном процессе вместо физических законов Гердер видит закон аналогии между человеком (микрокосмосом) и природой (макрокосмосом).

  Считал, что развитие Земли, растительного и животного мира невозможно наблюдать прямо, т.к. это развитие растянуто в пределах различий между растительными и животными видами.

  Путем сравнения можно реконструировать все развитие (сравнивал растения и животных)

     Инстинкты животных развиваются как модификация первоначального инстинкта самосохранения и под влиянием условий, в которых животное живет.

  Причина развития заключается в постоянно совершенствующемся, творческом импульсе природы.

    Гердер выдвинул идею о взаимосвязи человека и животных. Животные являются для человека меньшими братьями.

    Преимущества человека перед животными Гердер выводит из его прямо хождения. У животного развиты чувства запаха и вкуса, у человека преимущественное развитие получает зрение, следующее преимущество, которое вытекает из прямохождения, состоит в развитии языка.

Человек совершенен по сравнению с животными тем, что он стоит на пограничье двух царств – царства природы и царства "гуманности".

    Содержание термина "гуманность" можно определить также как "бого- подобность". Человек является выражением силы всех сил бога.

Иммануил Кант (1724 – 1804гг.), основоположник немецкой классической философии.  Родился в скромной семье ремесленника в Пруссии.

  После окончания латинской школы поступил в университет на философский факультет. После окончания он становиться любимым преподавателем. С 1771г. Он был профессором с жалованьем, покрывающим все его потребности. Вскоре он был признан первым философом Германии.

 Космологический трактат "Всеобщая естественная история и теория неба", в котором Кант выразил предпосылки единства материи и движения.

    Выдвигает гипотезу о возникновении солнечной системы, позже ставшую известной как теория Канта – Лапласа (планетная система возникла из первоначальной «туманности»). Высказал идею о существовании Большой вселенной, других галактик вне нашей Галактики.

  Он полностью отвергал существование Бога, считал, что это заблуждение. Большое внимание уделял теории познания. Считал, что познание тесно связано с опытом.

    Согласно Канту, существует два разума: теоретический и практический.

    "Критика суждений" – в ней он исходил из предпосылки, что наряду с законами природы, выраженными физикой, существует еще и законы нашей рефлексии природы. К ним относятся дифференциация живой природы на виды и роды, затем представление организма как "внутренней цели", в которой отдельные части являются одновременно причиной и следствием. Кант выразил идею, что "природа не делает скачков".

Второй проблемой эпохи, которую рассматривал Кант, была проблема человеческую свободы. Философ определял свободу как господство людей и их право распоряжаться вещами.

   Кант выводит человеческую способность автономно определить свою волю из того, что человек – это существо, которое самостоятельно преобразовало свои естественные стремления.

    Он выступил против истолкования человека как существа, чей разум связан с необусловленными законами. Человек поэтому не нуждается в религии, он полностью самостоятелен, благодаря чистому практическому разуму.

 

2. Георг Гегель (1770-1831) – символ классической немецкой философии.   Большой вклад внес в развитие диалектики-учения о всеобщей связи и развитии.

    Считал, что всем явлениям свойственны изменения и развитие. Противоречие – это источник движения всех явлений.

  Гегель сформулировал основные категории и законы диалектики.

    Создал философскую систему, которую назвал абсолютным идеализмом.

    Согласно учению Гегеля, в основе всего лежит "абсолютная идея" или мировой разум. Под ним философ подразумевает духовную энергию, которая присутствует в мире и придает ему органическую целостность и динамику. (Изложил в «Феноменологии духа».)

  В скрытом виде абсолютная идея содержит в себе все возможные природные, общественные и духовные явления, в том числе и человека, который обладает духовной сущностью. Развитие мира есть становление Духа, в ходе чего Дух воплощает себя в тех или иных сферах действительности.

     Гегель разработал теорию развития всемирной истории – европоцентризм. Он полагал, что исторический процесс зародился на Востоке, где появился первый человек, затем история двигалась через Древнюю Грецию, где свободным был уже целый слой людей (граждане). В германском мире наступает всеобщая свобода, которая исходит от христианства.

  Таким образом, история - это прогресс в развитии свободы, шествие Духа в социальном времени и пространстве.

Вершина движения абсолютной идеи – философия, посредством которой открываются разумность мира и его закономерные связи.

  Процесс развития всегда разумен и закономерен, он развертывается от низшего к высшим формам. Движущей силой развития является противоречие, а самому развитию присущи отрицания и скачки (переход от количества в качества).

Фридрих Шеллинг (1775-1854гг.), продолжил развитие диалектического учения. По его убеждению, в природе властвует принцип полярности и градации. Существуют такие противоположные силы, как притяжение и отталкивание, раздражимость и восприимчивость и т.д. Природа – это система ступеней, где высшее закономерно рождается из низшего.

Лекция №8

 

Тема: Русская философия

 

                    1. Формирование русской философии.

                     2. Философия В.С.Соловьева, Н.А. Бердяева.

 

1. Философия в России начинается зарождаться в XI веке под влиянием Христианства (989г.)

Киевский митрополит Илларион создает знаменитое "Слово о законе и благодати", в которой выражалась включенность Руси в общемировой духовный процесс.

В Древней Руси князь Владимир Мономах сформулировал систему этических правил, обращенных к человеку. Он рекомендовал обходиться «тремя добрыми делами» - покаянием, слезами и милостыней. К числу важнейших этических норм относились также: не убивать, не гордиться, не лениться, не лгать. Основой поведения человека должны быть страх, трепет и ужас перед возможным божьим наказанием за грехопадение. Главной задачей всей жизни человека было спасение души.

  В конце 14 века на Руси распространился пришедший из Византии исихаизм («безмолвствие») – практика созерцательного отношения к миру, породившая монашество как форму аскетического образа жизни. Сторонники этого движения считали, что мир пронизан божественной энергией, которая открывается через созерцание природы и с помощью молитвы. Сам же человек рассматривался как богопознающее существо, созданное по образу и подобию своего творца. В развитие таких представлений большой вклад внес Нил Сорский. Он проповедовал идею нравственного восхождения личности по ступеням совершенства. К числу наибольших грехов мыслитель относил гнев, алчность, блуд, печаль, уныние, тщеславие, гордость.

  Формирование русской философии происходило на протяжении 16 – 18вв. Наибольший вклад в развитие научного и философского мышления в 18 веке внес М.В. Ломоносов – ученый-энциклопедист, мыслитель и поэт, общественный деятель. Он заложил прочную основу материалистической традиции в русской науке и философии, основал новые отрасли научного познания и практики.

  В философском осмыслении окружающей природы Ломоносов придерживался идей и принципов античного атомизма. Он сформулировал закон сохранения вещества и движения, разработал корпускулярную теорию строения материи. Материю Ломоносов характеризовал как нечто «протяженное, непроницаемое, делимое на чувствительные части». Она есть «то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность». Все свойства материи: действие и противодействие, притяжение и отталкивание, движение, покой, обусловлены ее внутренней природой, а не воздействием неких сверхъестественных сил.

Ломоносов считал, что в основе материального мира лежат мельчайшие частицы (атомы), из которых и слагаются все вещи. Природные тела занимают определенное место в пространстве и обладают «первичными» свойствами: протяженностью, тяжестью, инерцией. К числу «вторичных» свойств Ломоносов относил тепло и холод, цвет, запах, вкус, которые выражают определенное состояние тел.

Материальным телам присуще также движение - вращательное, поступательное, колебательное. Ломоносов рассматривал движение как проявление внутренней активности вещества. Движение вечно: оно никогда не имело начала и никогда не буде завершено. В постоянном изменении и развитии находятся и природа, и весь мир в целом.

В 19 веке в русской философии определились две тенденции:

 1) подчеркивала самобытность русской духовной жизни;

 2) пыталась включить Россию в процесс развития европейской культуры.

В 19 в. первую тенденцию представляли славянофилы (А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин), а вторую – западники (В.Г.Белинский, Н.Г. Чернышевский, А.И.Герцен).

  Западники активно выступали за европеизацию страны, ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие общества по буржуазному пути. Считали, что основной целью и ценностью общества должен быть индивид. Человек вправе быть свободным от предрассудков и обладать независимостью в обществе. Европейскому человеку как идеалу западников присущи знания, он владеет своими страстями, способен покорять окружающую природу и преобразовывать общественные отношения.

   В основе философского учения славянофилов лежала идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности. Славянофилы утверждали решающую роль православия для развития мировой цивилизации.

  Разработали концепцию Соборности – всенародное единство на основе православия.

  Главным признаком жизни в церкви славянофилы считают участие в церковных обрядах, культовых действиях.

  Приобщение к Богу происходит через таинства крещения, причащения, исповеди и брака.

Считали, что монархия – лучшая форма правления для России. Царь получил власть не от Бога, а от народа, следовательно, он должен действовать в интересах народа.

Славянофилы отстаивали тезис о принципиальном отличии развития России от всей западной цивилизации. Россия, опираясь на православную духовную основу, идет своим особым путем, который должен привести ее к мировому лидерству.

Считали, что община является лучшей формой организации жизни общества.

2. Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900) заложил основы русской религиозной философии.

Он попытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения должно сжать христианство.

Особенностью философии В.С.Соловьева являлась «идея всеединства» - мировая целостность и гармония. Окружающий человека мир пронизан божественным началом и предстает в действительности как творение Божье, воплощение Истины. Добра, Красоты.

  Соловьев характеризует Бога как "космический разум", силу мироздания. Мир, созданный богом, не застыл в своем движении, он динамичен и непрерывно развивается, неся в себе внутреннее активное начало, или мировую душу, - особого рода энергию.

  Считал, что в обществе единство всех людей существует в форме православной церкви, которая сближает людей и активно способствует становлению царства Божьего на земле.

  Бердяев Николай Александрович (1874-1948), представитель русской религиозной философии, «Философия свободы». Не принял Советскую власть и был выслан в 1922 г. за рубеж, где и прошла его дальнейшая жизнь. Философия Бердяева антропологична, обращена к проблемам духа и духовности, свободы и творчества, смысла жизни и призвания человека.

Бердяев подчеркивал активность природы человека, его возможность и способность обретать свое бессмертие путем преобразования окружающего мира. Человек представляет собой точку, в которой пересекаются два мира – земной и божественный, низший и высший. Человек – это малый бог, активный соучастник божественного миротворения, центр всего мироздания.

     Творчество проистекает из недр духовности человека, соответственно свобода человека также исходит изнутри, от его духовности. Человек призван осуществить «восьмой день творения». Бердяев определял человека как носителя творческой энергии и свободы.

 

 

Лекция № 9

Тем а: Философское осмысление проблемы бытия

1. Сущность и проблема бытия.

2. Структура и уровни проявления бытия.

3. Основные виды и формы бытия природы

4.  Бытие и существование, порядок и хаос. Синергетика.

 

1. Человек все время в своей жизни сталкивается с понятием "быть", «существовать», что же в таком случае в философии понимается под бытием?

    Бытие – есть всеохватывающая реальность.

    Бытие есть все то, что существует: это и материальные вещи, процессы, и идеальные свойства.

    Бытие включает в себя материальное и духовное.

    Категория бытия – предельно общее понятие, объединяющее все предметы, явления и процессы объективной и субъективной                              реальности.

   Наряду с категорией "бытия" существует небытие".

    Все в мире приходит из небытия: животные, растения, но и каждое бытие имеет свой конец, т.е. бытие переходит в небытие.

  Динамика заключается в том, что переход в небытие есть уничтожение данного вида бытия и превращение его в новую форму.

  Понять философский смысл "бытия" можно только обратившись к рассмотрению философской проблематики бытия.

    Впервые этот термин ввел философ Античности Парменид (V – IV вв. до н.э.). Люди начали терять веру в богов Олимпа, они в них видели реальность и эта реальность стала рушиться. Человеку нужна была вера в новую силу.

Парменид создал учение об Абсолютной мысли, которой все подчиняется, которая устраивает порядок в мире: все определено необходимостью.

    Таким образом, Парменид первым ввел в философию понятие "бытия" и его проблему.

    Согласно Пармениду, бытие не возникло, оно неуничтожимо, единственно, нескончаемо во времени.

    Бытие лишено чувственных качеств, а потому его можно постигать только умом, мыслью.

    Бытие есть мысль, но не человека, а Логоса, Космического Разума (он раскрывает содержание мира).

    Именно Космический Разум дает право человеку мыслить.

     Учение Парменида было подвергнуто критике софистами и Сократом (человек есть мера всех вещей, он определяет бытие, следовательно, и в жизни и в философии нужно в центре ставить человека).

  В Новое время происходит отказ от метафизики (учение, в котором рассматривается не только материальное бытие, но и идеальное) и номинализма  (направления, в основе которого лежит учение о том, что Бог своей силой творит вещи).

    И. Кант считал, что человек является субъектом познания: чувственное познание окружающего мира с помощью ума.

     Человек, его сознание и потребности стали восприниматься как единственное подлинное бытие (Декарт).

    Марксистская философия считала, что бытие – объективный мир, природа и общество.

  Ослабление идеи существования величественного бытия Абсолюта (Бога) сопровождается переоценкой времени: никто уже не думает о вечности.

    Люди, поняв силу своего разума, уверовали в свои способности изменять мир. Это вызвало усиление, инстинктов, воли к власти. (Ф. Ницше - "Бог умер!".)

    Западную идею человеческого бытия не приняла русская религиозная философская мысль.

    Разрыв с Абсолютом и человеческую автономию русские мыслители назвали грехом, падением нравственности, считали, что бытие существует изначально, до эпохи человеческой деятельности.

 

2.  Взаимодействие материального и идеального образует само Бытие.

Бытие включает в себя 2 сферы:

1) объективное (материальное) Бытие – объективная реальность, не зависит от нашего сознания (все, что существует вокруг человека);

2) субъективное (идеальное) Бытие – субъективная реальность, продукт нашего сознания (наши мысли, чувства).

    Материальная и идеальная сферы бытия включают в себя уровни

1) бытие природы (физический мир) – природная и географическая среда

2) бытие общества (социальный мир) – индивидуально – личностное, духовное бытие человека и мир социальных отношений.

 

3. Важнейшими формами бытия являются пространство, время, движение, материя.

 Пространство и время выражают определенные способы координации материальных объектов и их состояний, содержанием этих форм является движущаяся материя.

    В начале XX в. была создана теория относительности (Эйнштейн), в основе которой лежит учение о том, что материя, пространство и время взаимосвязаны, а движение объединяет их в единую субстанцию.

     Свойства пространства – протяженность, однородность, обратимость, трех мерность.

    Свойства времени – длительность, одномерность, необратимость, однородность.

    Свойства материи – структурность, сохраняемость, изменяемость, вечность, несотворимость, активность.

    Свойства движения – активность.

    Однородность пространства означает отсутствие в нем каких- либо выделенных точек.

     Время делится на: биологическое, социальное, психологическое (переживания человеком прошлого).

Проблема соответношения времени и вечности

Бердяев: «Время разбивается на прошлое, настоящее и будущее, но если

            подумать об этих трех частях, то их нет. Настоящее есть лишь

             какое – то мгновение, прошлого уже нет, а будущего еще нет.

             Будущее есть убийца прошлого и настоящего».

 

4. Решение проблемы самоорганизации материальных систем берет на себя наука синергетика (от греческого «синергия»- содействие, сотрудничество)

Г. Хакен, И. Пригожин.

    Согласно синергетики явления самоорганизации распространяются на все материальные системы.

    Традиционная наука делает акцент на замкнутых системах, которым свойственны устойчивость, порядок, однородность.

    Синергетика уделяет внимание открытым системам (неупорядоченность, неустойчивость, неравновесие).

"Порядок из хаоса" – турбулентное движение.

     Пока открытая система находится в состоянии термодинамическое равновесия, ее элементы (напр., молекулы газа) ведут себя независимо друг от друга, следовательно, это не приводит к образованию упорядоченных структур, т.к. такие элементы на это неспособны.

     Но, если эта система под воздействием энергетического воздействия с окружающей средой переходит в возбужденное состояние, то элементы этой открытой системы начинающих действовать согласовано и образуется самостоятельная структура.

Неравновесность – естественное состояние действительности, которой    закономерно стремление к самоорганизации.

 

Литература:

 

1. Бердяев Н.А.Философия свободы. М. 1989г. Гл.5.

2. Доброхотов А. Л. Категория бытия в класса западно – европейской философии М. 1986г.

3. Мир философии книга для чтения в 2 –х частях.

4. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге М. 1991г.

5. Франк О.Л. Духовные основы общества М., 1992г.

 

Лекция №10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.187.19 (0.055 с.)