Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Закон взаимного перехода количественных изменений в качественныеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В какой же форме происходит развитие? - Кратил идёт дальше Гераклита: "Нельзя войти в одну воду не только дважды, но и однажды". - Всем явлениям окружающего мира свойственны непрерывность и перерыв. Примеры: 1) Образование равнин, вследствие разрушения гор. Разрушение гор - непрерывность, а равнина перерыв - скачок. 2) Взрыв звезды и образование новой. В каждой звезде действуют - сила тяготения и сила давления, в результате внутренних процессов температура начинает растя - непрерывность, в результате сила давления больше силы тяготения!! = взрыв, т.е. перерыв этой непрерывности и рождается новая звезда. 3) Почки растут непрерывно, постепенно, до какого-то момента, а затем наступает перерыв постепенности - они лопаются. 4) Развитие мышления, развитие наук. ВЫВОД: в основе всех процессов развития, происходящих в природе, обществе, мышлении, существует постоянная связь непрерывного и прерывного (количества и качества). В этом и состоит сущность второго закона диалектики, закона взаимного перехода количественных изменений в качественные» Количественные изменения вещей переходят в качественные, а качественные изменения переходят в количественные» Категории закона: КАЧЕСТВО - единство свойств, функций, состояний предмета. КОЛИЧЕСТВО - характеризует число, величину, степень проявления свойства, выражает внешнее взаимодействие предметов МЕРА - связующее звено между качеством и количеством. КАЧЕСТВЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЯ - объект, существовавший до этого изменения, исчезает, а на его месте появляется новый. КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ - если объект в ходе изменений растет, уменьшается, может исчезнуть и появиться вновь, но после таких изменений он сохранится. Количественные изменения происходят непрерывно, а качественные изменения представляют собой перерыв. Формы развития делятся на революционные и эволюционные: 1. Теория эволюции - в основе лежит учение о признании только количественных изменений, т.е. постепенное развитие без скачка. 2. Теория катастроф - (60-70 годы XX века - математик Том) - в основе лежит учение о существовании только качественных изменений. 3. Теория диалектического развития - признает единство непрерывности и прерывности количества и качества.
Выводы 1. Всем явлениям в природе, обществе и мышлении присущи количественные и качественные характеристики. 2. Непрерывные количественные изменения доходят до определенной границы меры, за этим следует скачкообразный переход к новому качеству. 3. Новое качество (новый объект) = новые количественные характеристики! = качественные изменения влекут за собой количественные. 4. Количество и качество - это категории, отражающие противоположные, но взаимосвязанные характеристики каждого явления. 5. Закон количественных и качественных изменений играет существенную роль в практической и познавательной деятельности людей. Закон отрицания отрицания. Закон отрицания отрицания – в основе лежит утверждение о постоянном отрицании старого и возникновении нового через уничтожения старого при сохранении его лучших черт. Например: развитие общества, развитие земли, возникновение новой теории. Диалектическое отрицание всегда содержит 3 момента: 1. Возникновение нового отбрасывает все старое. 2. Сохраняются лишь положительные стороны старого в измененном виде. 3. К измененным сторонам старого добавляется возникшее новое. Следуя этому закону, всякое развитие есть не движение по кругу или по прямой, а движение по спирали, где каждый новый виток содержит в себе положительные черты старого. Почему этот пререход нового на смену старого характеризуется такой странной формулировкой закона? Этот закон впервые сформулирован Гегелем, который считал, что весь мир – саморазвитие мышления. I этап – утверждение определенной мысли. II этап – отказ от ошибочного старого, сохранение верного и использование возникшей новой мысли (отрицания) III этап – мышление продолжает развиваться и поднимается на еще более высокую ступень мысли, которая опять открывает ложь в предшествующей ступени (отрицание). Таким образом, получается двойное отрицание – «отрицания отрицания». Эта троичность необязательна для развития природы и общества Ценность закона Гегеля о развитии заключается в характеристики особенностей перехода от 1-й ступени развития ко второй. Ошибка Гегеля: мир развивается согласно этому закону лишь потому, что этому закону развития следует мышление.
Жизнь прошла долгий, с рядом отступлений и зигзагов путь от одноклеточных микроорганизмов до выделения людей из мира животных. Вместе с тем возникла и новая форма развития – социальная. История развития человечества противоречивый и неравномерный процесс: прогресс иногда сменялся регрессом. Развитие общества шло от низших ступеней к высшим. Закон отрицания отрицания выступает как фундаментальный принцип, определяющий всякое развитие. Лекция № 13
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.77.122 (0.008 с.) |