Общий гуманитарный и социально-экономический цикл 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общий гуманитарный и социально-экономический цикл



ЛЕКЦИИ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ

для освоения

программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)

 по специальности СПО

Лечебное дело

34.02.01. Сестринское дело

31.02.02. Акушерское дело

Дисциплина «Основы философии»

Общий гуманитарный и социально-экономический цикл

Буденновск, 2019

Разработчик:

Рубанова О.П., методист, преподаватель общественных дисциплин, высшая квалификационная категория.

Лекция №1

Тема: Философия, ее роль в жизни человека и общества

 1. Понятие философии, история ее возникновения.

                    2. Функции философии.

                    3. Основной вопрос философии.

 

1.1. Что такое философия? На этот вопрос сразу ответить сложно, т.к. речь идет о многогранном явлении духовной жизни человека и общества.

"За всякой подлинной философией стоит Мука о жизни, о смысле, о судьбе".

Н. А. Бердяев.

Философия – это особая форма познания, система обобщенных знаний и представлений о мире и существовании человека в нем.

  Философия как система взглядов зародилась около 2,5 тыс. лет назад в наиболее развитых странах того времени (Индия и Китай, Вавилон и Египет, Греция, Рим). Ее расцвет произошел  в Древней Греции, где она становиться относительно самостоятельной частью духовной культуры общества.

  Основоположниками философии считаются: Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Пифагор. Пифагор впервые употребил термин "философия " (любовь к мудрости).

  Философия ассоциируется со стремлением ответить на самые сложные вопросы, которые касаются сущности мира и человека.

  Причины возникновения философии:

1. Отдельные виды познания (астрономия, биология, математика и др.) оказались не способны сформировать целостную картину мира и бытия человека в нем;

2. В раннеклассовом обществе возникла потребность в выработке рациональной картины мира, построенной на знаниях и логической аргументации (в отличие от мифологии и религии).

  Философия – это особый вид духовной деятельности. Она стремится постигнуть как внешний, так и внутренний мир самого человека. Подлинная философия рассматривает мир, всегда взятый вместе с человеком, т.к. человек рождается, существует и умирает в этом мир.

  Предметом философии является всеобщее в системе "мир - человек" (материальные и духовные связи человека с окружающей его действительностью, его взаимоотношения с миром).

  Для философии характерна гуманитарная ориентация, т.е. нацеленность на исследование сложного внутреннего мира человека. Начало этой традиции положил Сократ, призывавший человека познавать самого себя.

  Н.А. Бердяев – русский философ, определял философию как учение о смысле человеческого существования и о человеческой судьбе.

     Большинство философских вопросов являются вечными (о смысле жизни, о назначении человека, о счастье, о несчастье).

Философия включает в себя категории. Категории – это ее наиболее общие понятия, которыми она оперирует при формировании обобщенной картины мироздания (материя, бытие, время, пространство, движение, индивид, личность и др.)

К философскому знанию нельзя применить утилитарный подход, т.е. пытаться искать в том знании некую "пользу". Духовная культура не несет в себе непосредственной практической пользы, в отличие от предметов быта.  Точно также как и музыка Моцарта, картины Рафаэля и др.

Если искусство развивает у человека чувственность и художественное мышление, то философия формирует интеллект.

    Философия развивает у человека способность к теоретическому мышлению и формированию собственного мировоззрения.

Она помогает человеку обрести мудрость. Мудрость – это знание вечных истин, которые необходимы человеку на жизненном пути.

"Мудрость заключается в том, чтобы говорить истину и, прислушиваясь к голосу природы, поступать согласно ей"

Гераклит.

    Философия дает возможность разобраться в смысле жизни. Философия помогает человеку понять, что такое «ДОБРО» и «ЗЛО», «ЖИЗНЬ» и «СМЕРТЬ». Она дает возможность мыслить /с греч, «любовь к мудрости» /, а это необходимое условие существования человека».

  «Я мыслю – значит, я существую». /Декарт /

  Философия в своем развитии прошла очень долгий путь. Ей предшествовало мифологическое мировоззрение - система взглядов, основанная на эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях /библейский рассказ о сотворении мира богом за 6 дней, греческий мифический бог солнца Гелиос, китайский миф о возникновении чая /. В основе мифологического мировоззрения лежит фантазия, вымысел. Первые мифы были проявлением бессилия разума перед окружающим миром.

Далее, с развитием общества, его потребностей, следует религиозное мировоззрение - в основе лежит вера в сверхъестественную силу – Бога и ритуальное поклонение ей. Оно возникло в глубокой древности как выражение социальной и интеллектуальной слабости и уязвимости человека. В основе религии лежит догма о сотворении мира и человека Богом.

    Религия на Западе и на Востоке носила своеобразные черты. Но Запад и Восток объединяло стремление к поиску высших ценностей, истинного пути, оцениванию поступков человека.

Религия ближе к философии, чем мифология, но религия – сознание массовое, а философия – теоретическое. Религия не требует доказательств, там есть Бог. В философии все время идет поиск истины, работа мысли. За долгие века своего существования каждая из мировых религий создала свой образ мира.

    БУДДИЗМ – идея «нирваны», стремление к ней (6 в. до н.э.).

                  1.  Жизнь – это страдание.

                  2.  Источник страданий - желания человека.

                  3. Нужно ограничивать эти желания с помощью ведения правильного образа жизни и самосовершенствования человека.

                  4. Стремиться к конечной цели – нирване (освобождению).

    Гаутама дал свое учение людям и со временем стал Учителем, проповедником, оставив многочисленных последователей. В III в. до н.э. буддизм получил широкое распространение и стал официальной религией Индии. Он проник и в другие страны – Тайланд, Вьетнам, Японию. Школы буддизма существуют и в России – Бурятия, Тува, Калмыкия.

    Основные положения буддизма изложены в священной книге Типитака (Три корзины), которая состоит из трех частей. В первой части даны история буддийского монашества и биография Будды. Во второй части в форме притч и бесед раскрывается его учение. В третьей – формулируются основные религиозно-философские идеи буддизма. Всего Типитака включает в себя 729 текстов.

    Для преодоления страданий рекомендуется соблюдать в своей жизни ряд правил: не убивать и не причинять никому вреда, не красть, не лгать, не прелюбодействовать, не употреблять дурманящих напитков и т.д. В целом путь преодоления страданий включает восемь стадий: правильное понимание, правильная мысль, правильная речь, правильное видение и правильный образ жизни, правильное намерение, правильное усилие и правильное действие. Путь Будды – это, таким образом, путь совершенствования человеком своего внутреннего мира и своей телесности.

 Будда не считается основателем, творцом мира (в буддизме полагается, что мир существует сам по себе), но он воспринимается верующими как безупречный пример и воплощение праведной жизни. Будда странствовал по миру 45 лет и умер в возрасте 80 лет.

    Христианство (1 в.н.э.) появилось в Палестине как религия рабов, затем оно быстро распространилось в Римской империи, став в IV веке н.э. государственной религией этой империи. Христианство оказало огромное влияние на европейскую цивилизацию, на все стороны ее жизни. В 988 году по инициативе русского князя Владимира эта религия в форме православия была принята на Руси.

    Для христианства характерен эсхатологический образ / второе пришествие, конец света (Апокалипсис). Т.к. поступки человека оцениваются, возникает идея Рая и Ада.

    Христианское богословие считает основателем этой религии Иисуса Христа – сына Божьего, явившегося в этот мир в образе совершенного человека и взявшего на себя грехи людей, чтобы спасти их для вечной жизни.

  Основным литературным памятником христианства является Библия- собрание древних текстов (около 70 книг), состоит из двух частей – Ветхий Завет и Новый Завет (сформулированы нравственные ценности христианства - Нагорная проповедь Христа). В христианстве считается, что     Бог единствен и един, существует в трех лицах - Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.

  Распространяясь в мире, христианство постепенно обретало различные формы. В настоящее время существуют в мире три его направления – католицизм, православие и протестантизм.

  Католицизм – самое крупное направление в христианстве (Западная и Центральная Европа, станы Балтии, Западная Белоруссия и Украина). Главой католической церкви является папа римский – наместник Иисуса Христа, который считается непогрешимым в вопросах веры и нравственности и избирается пожизненно. Международный центр католической церкви – маленькое государство Ватикан в Южной Европе (пл. ок.44 га).

    Православие – (правое учение) распространилось в основном в странах Восточной Европы, включая Россию. С 1721г. по 1918г. церковь в России была присоединена к государству, а царь являлся одновременно и главой церкви.

    Основой православного учения являются догматы о сотворении Богом мира и человека, о греховной природе человека.

    Протестантизм – самая молодая ветвь христианства, сформировавшаяся в отдельных странах Западной Европы в 16-17вв в рамках религиозной Реформации (движение за обновление христианского вероучения). Протестантизм имеет внутри себя различные течения – лютеранство, кальвинизм, баптизм, адвентизм, пятидесятничество и др. В протестантизме подчеркивается право каждого верующего на свободное и индивидуальное прочтение Библии, а само ее чтение является основой богослужения в протестантских церквях.

    Ветви христианства отличаются между собой особенностями вероучения и трактовки Библии, религиозным культом, внешними сторонами своей деятельности, социальными доктринами.

    Ислам / 7 век н.э. / -  появился на Аравийском полуострове среди кочующих племен арабских скотоводов. Ислам возник во многом стихийно, восприняв ряд положений из иудаизма, христианства и других течений. Его центр – древний город Мекка. Во многих странах Ислам является государственной религией (Афганистан, Пакистан, Иран, Ирак, Египет и др.). Формирование исламской религии принято связывать с деятельностью пророка Мухаммеда, основавшего первую общину мусульман. Мухаммед стал призывать к созданию новой религии, основанной на признании единого бога-Аллаха. Со временем Мухаммед стал восприниматься как пророк и посланник Аллаха, а после смерти стал широко почитаемой личностью, святым.

    Основные положения исламской религии изложены в главной священной книге – Коране. Считается, Аллах передавал содержание этой книги Мухаммеду через ангела Джабраила отдельными откровениями, главным образом во время ночных видений.

    Коран был принят в середине VII века и состоит из 114 глав (сур), которые излагаются в стихотворной форме. Книга содержит в себе исламское представление о сотворения мира и человека, идею страшного суда, рая и ада, повествует об Аллахе и его пророках, социальные и нравственные суждения, правовые предписания, бытовые правила и поучения. Основные догматы (положения) ислама звучат следующим образом:

· Аллах сотворил все сущее и является всемогущим и вездесущим, абсолютным владыкой мира;

· Все в мире предопределено Аллахом, все осуществляется по его воле и предначертанию;

· Коран является священной книгой, божественным откровением, которое передавалось Мухаммеду в течении 22 лет;

· У бога Аллаха имеется много пророков, но основной среди них – посланник Мухаммед;

· Душа человека бессмертна, покидая тело после смерти, она попадает либо в ад, либо в рай;

· Кто исполняет предписание ислама, тот после смерти попадет в рай, а неверные - в ад, где их ожидают пытки и мучения.

    В исламе существуют жесткие нормы, определяющие поведение мусульманина. Так, они требуют от верующего безусловного признания бога Аллаха и его пророка Мухаммеда, ежедневной пятикратной молитвы, паломничества (хадж) в святые места Мекки, обязательной уплаты налога и соблюдения ежегодного поста продолжительностью в один месяц. Большую роль в исламе играет шариат – система предписаний, определяющая поведение мусульманина в общественной жизни и в семье.

    В настоящее время в исламе существуют два течения – сунниты и шииты, среди которых доминирует первое. Ислам молодая религия, которая весьма активно проявляет себя в жизни современного общества.  

    Взаимоотношение философии и религии в истории культуры не было однозначным. В средние века духовная власть религии над людьми была безраздельной. Философия тогда была " служанкой" богословия /А. Блаженный "Бог есть высшая сущность"/.

  Новое время, эпоха Просвещения /18 век/, отрыв от религии, критика религиозных догм /Бэкон, Декарт/.

19 век – немецкий философ Гегель, человек религиозных взглядов /протестант - лютеранин/ на первое место поставил понятийное мышление, т.е. философию, а религии отвел второе место.

Дальнейшее развитие религиозная философия получила в России во 2 – ой половине 19 века в трудах В.С.Соловьева и в начале 20 века - "серебряный век" русской культуры.

2. Еще раз отметим, что на первом месте среди проблем философии стоит проблема человека.

    Какие же функции выполняет философия, т.е. как она пытается разрешить эту проблему?

    ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ функция (рассматривает проблему жизни и смерти), Бердяев: "Будущее всегда, в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски". Это тоска - тоска по вечности. Философия освобождена от тоски и скуки жизни. Философия не дает нам вечности, но помогает осмыслить жизнь и укрепить свой дух.

Именно потеря смысла жизни может вести к самоубийству, наркомании, алкоголизму, преступлениям. Философ Соловьев отмечал, что жизнь человека имеет ценность лишь тогда, когда его душе кроются глубокие нравственные убеждения, индивидуальная система ценностей, и лишь с потерей их, окружающий мир с его радостями начинает казаться ничтожным.

  Современная проблема человека – духовная деградация личности.

Причина: быстрый рост естественно – научного знания, политизация. Беда в том, что современное общество уделяет очень мало внимания культуре.

  СОЦИАЛЬНО - АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ функция (выражает представления о человеческих ценностях: ДОБРЕ, СПРАВЕДЛИВОСТИ, ПРАВДЕ, КРАСОТЕ). А также выражает представление об общественном идеале. Множество философов /от Платона, Аристотеля и до Гегеля, Маркса/ пытались разрешить эту проблему, предлагая свои варианты государственного  устройства.   В основе их лежит идея общественного равенства, упразднение частной собственности, семейных кланов и т.д.

    Идеал общечеловеческого объединения еще одна из главных проблем философии. Только всемирное равенство и общечеловеческое объединение поможет избежать войн, конфликтов, предотвратить экологическую катастрофу.

    КУЛЬТУРО – ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ функция. Знание философии способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Человека всегда окружают противоречия, важно уметь правильно мыслить при возникновении проблемы, логически, не впадая в истерику.

    ОТРАЖАТЕЛЬНО – ИНФОРМАЦИОННАЯ функция. Одна из главных задач философии – разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, т.е. человек должен всегда мыслить в рамках современной науки. Подобно науке, философия также анализирует факты, события, чтобы получить новую информацию.

    Человек должен формировать в себе самокритичность, критичность, сомнение. Это поможет ему в поисках истины.

                     

3.3. Основной вопрос философии заключается в рассмотрении двух проблем: «Что первично: материя или сознание?» - первая проблема и «Познаваем ли мир?» - вторая.

    Первую проблему рассматривает онтология (наука о бытие)

Что первично – Дух или Материя? (Вопрос рассматривается в труде Гегеля "Феноменология Духа").

 

Основные понятия

МАТЕРИАЛИЗМ – тип философствования, который творческую роль в мире

                           отводит материальной субстанции.

                           Мир существует объективно, независимо от сознания

                           человека. Материальный мир развивается путем

                            взаимодействия вещей и процессов.

ИДЕАЛИЗМ – тип философствования, который творческую роль в мире

                   отводит духовному началу. Он не отрицает материю, а

                   признает ее вторичной.

    Субъективный идеализм – философское учение, сводящее знания о мире к содержанию индивидуального сознания, т.е. первично сознание человека, которое и определяет окружающую действительность.

    Объективный идеализм – учение, принимающее за основу действительности личностный или безличный всеобщий дух, некое сверхиндивидуальное сознание.

МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ – два противоположных философских учения   на протяжении всей истории философии вели спор. В результате данного противоречия возникло еще одно философское учение - ДУАЛИЗМ/ материя и дух (сознание) существуют параллельно и независимо друг от друга. Это учение выражало попытку примирить разногласия по поводу первичности двух субстанций.

     Дуализм – признает равноценность, одновременное существование материального и идеального в едином объективном мире.

    Дуализм - философское учение, считающее материальную и духовную субстанции равноправными началами.

    Вторую проблему рассматривает гносеология (наука о познании). Познаваем ли мир?

 

Основные понятия

                                          

АГНОСТИЦИЗМ - мир непознаваем, а наши знания о внешнем мире –

                              это иллюзии.

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ – безграничные возможности человеческого разума

    ОПТИМИЗМ          в познании мира, бесконечный процесс познания.

  СКЕПТИЦИЗМ - мир познаваем, но человек ограничен в своем

                       познании несовершенством органов чувств.

Лекция № 2

 

Лекция №3

Тема: " Философия Древней Индии и Китая"

 

1. Религиозно – философские источники культуры Древней Индии.

2. Система индийской йоги.

3. Древние источники религиозно – философской мысли Китая

4. Конфуцианство

5. Даосизм

 

1. Тексты индусской (хараппской) культуры - Веды (2500 – 1700 лет до н.э.) возникли примерно 4 тыс. лет назад, которые еще до сих пор полностью не расшифрованы, являются первым источником информации о жизни индийского общества.

    В основном они религиозного содержания, но также включают много сведений об экономических развитии, классовой и социальной структуре древнеиндийского общества.

    Согласно Ведам древнеиндийское общество делилось на 4 касты (Варны): брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры.

- Веды (от ведения) состоят из 4 частей: Ригведа (1028 гимнов в честь важных богов, мифы, 3 шага Вишну), Самаведа – гимны, Яджурведа – заклинания Атхарвоведа – заклинания.

    Ригведа содержит список богов, среди которых можно выделить бога Рудру (владыка лечебных трав и патрон целителей).

    В Ведах ставились вопросы о происхождении мира, космическом порядке и его законах, о естественном природных процессах и вечном круговороте жизни.

    Осмысливались идеи о первооснове мира, о наличии у человека души, о вечности мира и смертности индивида. Древние индусы считали, что вода была, первой субстанцией из которой возникли другие стихии, боги и весь мир.

    В некоторых ведических гимнах встречается стремление найти общий принцип, который объяснял отдельные явления и процессы окружающего мира. Этот принцип – космический порядок (рта), который, властвует над всем, даже над богами. Благодаря этому принципу движется солнце, день сменяет ночь, происходит смена времен года, люди рождаются и умирают.

    Ригведа содержит гимн о Пуруше – это первосущество, которое боги приносят в жертву и из частей его тела возникает земля, небо, Луна, Солнце и кастовое общество Индии.

    Упанишады (сидеть возле, т.е. ног учителя) - древние тексты Индии, содержат идею о разделении духовного и телесного начал человека.

В древнеиндийской философии существовали ортодоксальные (приверженные Ведам) школы – миманса, веданта, йога и неортодоксальные школы – буддизм, джайнизм. Ортодоксальные школы проповедовали идею Бога, под которым они понимали некую духовную основу мира. Напротив,   Неортодоксальные школы объясняли происхождение окружающего мира естественными причинами, как комбинацию материальных вещей.

Идея вечного круговорота всех явлений жизни, природы подтолкнула древнеиндийских философов к мысли о закономерном круговороте жизни и смерти.

Т.о. была создана религиозно – философская традиция Индии, в основе которой лежала концепция бесконечной цепи перерождений.

В Индии важнейшим религиозно-философским учением был буддизм. Согласно буддизму, преодолеть страдания возможно лишь путем сознательного ухода человека от повседневных проблем бытия и сосредоточения на самом себе, что приведет в итоге к состоянию нирваны

 («угасание», «бесстрастие»), выходу из круговорота страданий в мире. Буддизм т.о. проповедовал идею физического и духовного совершенствования человека. Достигнуть состояния нирваны сможет лишь тот, кто ведет аскетический (предельно скромный) образ жизни.

Суть сансары - человеческое бытие не исчезает, оно меняет свои формы. От чего же зависит сансара?

    Карма – одно из главных положений индийской философии. Сумма злых и добрых дел и определяет последующую форму перерождения. Что заслужил, то и получи.

Идея кармы имела огромное психологическое значение, т.к. она регулировала поведение людей. Она являлась стимулом, диктовавшим соблюдение высоких этических норм, воспитывала бережное отношение к природе, т.к. в животных или растениях могли обитать души родственников.

С другой стороны, эта философия заводила людей в индивидуальный угол, заставляя их эгоистически заботиться только об улучшении своей кармы.  

Поэтому Индия никогда,  практически не знала восстаний, она не ввязывалась ни в какие войны.

Прерванная сансара приведет к слиянию с Брахманом – высшая сила, духовное единство, которое все создает из ничего, но это не Бог – творец, это абсолютная духовная реальность.

Только отказ от всего материального и сосредоточение на духовном открывали перед человеком путь к спасению, т.е. освобождали от цепи перерождений.

2. Одним из методов, который позволяет достичь освобождения (мокши) и слияния с Брахмой, являлась йога.

Она возникла на рубеже IV- III вв. до н.э. Ее основателем считается индийский мыслитель Патанджали ( Йога - сутра" – название труда Патанджали).

Главное в системе йога – практика, методы, упражнение, целью которых является умение подавлять и контролировать свое сознание.

 Комплекс практических приемов и методов в системе йога весьма сложен. Вся система самоподготовки и самотренировки подразделяется на 8 этапов:

1. Воздержание (яма): в пище, страстях, подавление полового инстинкта.

2. Выполнение предписаний (нияма) – отказ от убийства и нанесения вреда всему живому (ахимса). Даже злые слова запрещались.

3. Упражнения для тела (асана): закаливание, физические упражнения на растяжку, как правило это все предохраняло организм от болезней и старости.

4. Дисциплина дыхания (пранаяма)

Надо добиться медленного, равномерного и глубокого дыхания, научиться его задерживать.

5. Дисциплина чувств – умение отключать свои органы осязания, обоняния.

6. Дисциплина ума – умение мысленно сосредотачиваться на одном предмете.

7. Созерцание сосредоточенная на одном мысль углубляется и перед человеком раскрывается истина.

8. Транс и экстаз (саматха) – последняя стадия - освобождение, мокша.

Как достичь бессмертия

1. Ограничение в пище (необходимо отказаться вначале от мяса и вина, потом от любой грубой и пряной пищи, затем от овощей и зерна.

Употреблять только легкие фруктовые суфле, пилюли и микстуры из орехов, корицы, ревеня).

Специальные снадобья готовились по старым рецептам.

2. Физические и дыхательные упражнения (позы тигра, оленя, аиста, черепахи);

- умение задерживать дыхание;

- нужно совершить 1200 добрых дел, при этом лишь один безнравственный поступок сводил все на нет;

    Многие императоры гибли от Даоских пилюль бессмертия.

    Увлечение волшебными эликсирами и пилюлями в Китае привело к возникновению алхимии.

    В процессе приготовления волшебных препаратов Китайцы изобрели порох.

    Китайские мудрецы разработали целые системы гороскопов, т.к. они хорошо знали небосвод, составляли астрологические карты (свадьба только после обмены гороскопами).

     Первые китайские целители в процессе поиска бессмертия хорошо познакомились с анатомией и функциями человеческих органов.

 

Лекция №4

Гераклит из Эфеса

    Гром возникает путем столкновение ветра и туч.

    Основа всего сущего – огонь, мир возникает из вращающегося огня и опять сгорает в определенные периоды.

    Центральное место в его учении занимало высказывание: «Все течет, все изменяется». «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Кратил – его ученик, продолжил: «В одну реку нельзя войти не только дважды, но и однажды».

    Все явления в мире происходят согласно закономерности и необходимости.

Пифагор   считал число исходной единицей бытия.

- начало всего – это единица. Первые четыре цифры были главными, число 10- священными т.е. точка, прямая, квадрат, куб.

Алкмеон - ученик Пифагора

    Основой его интересов была медицина.

    Алкмеон первый отважился на вскрытие.

    Создал учение о том, что органы чувств и мозг взаимосвязаны.

Эмпедокл – ученик Пифагора, поэт и философ.

Создал учение о четырех элементах (стихиях): земля, вода, воздух и огонь;

Особое внимание уделял вопросам медицины;

Высказал идею о закономерной эволюции живых существ в результате естественного отбора.

    Согласно легенде спас один из греческих городов от чумы, т.к. пробил скалу и дал доступ ветрам.

  Демокрит

Создал атомистическую концепцию:

- свойства атомов: неделимость и разная степень тяжести;

- атомы вечны, они не изменяются;

- атомы постоянно движутся, при этом они сталкиваются и соединяются, т.о.   возникает все новое.

Душа смертна, она погибает вместе с телом.

Учение Демокрита считалось главным в развитии материалистической философии Древней Греции.

2. Вершина развития античной греческой философии приходится на вторую половину V – конец IV вв. до н.э.

Сократ (из бедных слоев населения)

«Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают того, что знаю я» ( он всегда боялся назвать себя мудрецом).

    Сократ не оставил никаких трактатов, т.к. считал, что мысль и воспитание приходят только в беседах и рассуждениях.

    Об учении Сократа, который ничего не писал, можно судить лишь на основании свидетельств его учеников – Платона и Аристотеля. Строение мира, физическая природа вещей непознаваемы; знать мы можем только себя самих: «Познай самого себя».

     Истина достигается путем противоречий и споров с противником – сократовский философский метод.

    Сократ считал, что дурные поступки порождаются только незнанием и никто не бывает злым по доброй воле.

    Начиная с Сократа, философия стала постепенно обращаться к изучению человека, рассмотрению проблем его бытия: смысла его жизни, свободы, счастья. Человек рассматривался как существо общественное и нравственное. Антропоцентризм подчеркивал, что для того чтобы верно ориентироваться в окружающем мире и жить в соответствии с его законами, человек должен познавать этот мир и самого себя. Быть счастливым – значит познать самого себя и вести умеренный образ жизни, творить добро и не нарушать гармоничных отношений с окружающей природной средой.

    Платон с читал, что материальный мир, который нас окружает, является лишь тенью и произведен от мира идей, т.е. материальный мир вторичен.

    Все явления и предметы материального мира возникают, изменяются и гибнут, а идея всегда неподвижна и вечна.

    Аристотель – вершина древнегреческой философии, его взгляды.

- основой всего считал материю;

- из материи возникло 4 элемента: огонь, вода, воздух, земля;

- главные произведения: "Физика", "О небе" О возникновении и гибели;

- материи присуще самодвижение;

- движение тесно связано с изменением;

 - разработал концепцию противоположностей, считал, что движение тесно связано с изменением явлений, объектов окружающей действительности:

- движение - покой

- возникновение – гибель

- увеличение – уменьшение

- мокрое – сухое

- теплое – холодное

- считал, что тело и душа представляют собой единство.

3. Эллинистический период длился от начала походов Александра Македонского до овладения римлянами Египтом.

     В IV- III вв. до н.э. происходит кризис греческих свободных полисов, крах греческой свободы. Греческие города попадают сначала под власть Македонии, а позже под римское влияние. Этот процесс завершился образованием римской провинции Ахея в 146г. до н.э.

    В античной философии происходит синкретизм – слияние с другими философскими взглядами.

Наиболее выдающимся мыслителем эллинистического периода был Эпикур (342 – 271 до н.э.). Возникает философское течение - Эпикуреизм,

Его трактаты "О природе", "Письма", "Этика".

    Эпикур продолжил учение Демокрита об атомах.

     Если Демокрит характеризовал атомы по величине, форме и положение в пространстве, то Эпикур приписывал им свойство тяжести.

  Если Димокрит приписывал атомом прямолинейное движение, то Эпикур считал, что атомы находятся в хаотичном движении.

     Душа – это структура атомов, тончайшая материя, рассеянная по всему организму, следовательно, душа не бессмертна, она погибает вместе с телом человека.

     В области теории познания Эпикур был сенсуалистом, т.е. считал, что в основе всякого познания лежат ощущения. Человек познает окружающую действительность с помощью чувств.

Этика Эпикура

    Большое внимание уделял этике. Считал, что человек является чувственным существом и его чувства должен быть основными критериями морали.

     Высшее благо – блаженство, наслаждение (гедоне). Оно состоит в удовлетворении естественных потребностей и в достижении душевного равновесия – спокойствия души и счастья.

    Эпикур был атеистом, считал, что основной источник возникновения религии – страх смерти и страх перед богами.

Стоицизм – от греческого слова "стоа" – колоннада, портик, (согласно преданию, его для своих учеников купил Зенон)

Зенон – трактат "О человеческой природе".

     Основная цель человека – жизнь согласно с природой, в гармонии с ней.

    Стоики характеризовали философию как упражнение в мудрости.

Считали, что основой всего является материальный принцип и духовный принцип – логос (бог)

    Стоики выдвигали понятие добродетели - Добродетель означает жить в согласии с разумом.

    Признавали 4 нравственных качества: разумность, справедливость, доблесть, умеренность.

    Идеал человека, согласно стоикам отличается терпимостью и сдержанностью, а его счастье в том, что он не желает никакого счастья.

    Скептицизм – основателем был Пиррон, после себя не оставил ни одного трактата.

Учение скептиков:

- отрицали истинность любого познания;

- главный лозунг скептиков - "ничего не утверждать".

    В эпоху античной философии отчетливо выделились два крупных направления материализм (учение Демокрита) и идеализм (учение Платона).   Материализм объяснял мир причинами естественного (земного) характера, которые находятся в самом этом мире (например, движение атомов). Идеализм стремился объяснить мир причинами иного свойства – Бог, мировой дух.

4. С начала III столетия до н.э. над Грецией усиливается влияние Рима.

     Рим подчиняет себе многие регионы Средиземного моря. В основе формирования римской философии, политики лежало заимствование культур других народов в результате многочисленных походов.

    Таким образом, римская философия формируется под решающим влиянием греческого мышления.

    Сенека проходил из знатной семьи, получил естественнонаучное, юридическое и философское образование "О стойкости философа", "О гневе", "О счастливой жизни".

    Основные положения его учения:

- разум – это активный принцип, который сообщает материи форму;

- считал, что материя первична;

- являлся сторонником сенсуализма, считал, что разум имеет свое начало в чувствах;

- все в мире и во вселенной подчинено власти строгой необходимости.

- жить счастливо – значит жить в соответствии с природой.

- активно развивал идею судьбы («рок») как некой верховной силы, которая изначально делает человека существом несвободным, обреченным на повиновение и рабство.

    Смысл жизни Сенека видит в достижении абсолютного душевного спокойствия, для этого необходимо преодоление страха перед смертью.

     Придерживался принципа индивидуализма, т.е. человек должен прикладывать усилия к собственному совершенствованию и сторониться политической жизни и общественных дел. "Лучше искать укрытия в тихой пристани, чем быть добровольно бросаемым туда – сюда всю жизнь".

    Марк Аврелий – римский император, философ (121 – 180 гг.н.э.)

     Мир он понимал как вечно текущий и изменчивый.

     Основная цель человека – это достижение добродетели, т.е. подчинение разума законом природы.

     Основоположник принципа подчинения человеческой воли мировому разуму - Богу.

    Его учение способствовало формированию раннего христианства.

    Тит Лукреций Кар (95- 55 до н.э.) "О природе", продолжил атомистическое учение Демокрита и Эпикура.

    Основой всего считает атомы и пустоту.

      Обозначил свойства материи: неуничтожимость, несотворимость, бесконечность во времени и пространстве.

    Атомы движутся, в беспорядочном движении они сталкиваются, соединяются, образуя все вещи.

     Душа является материальной – это соединение воздуха и тепла.

     Создал концепцию эволюционизма: все органическое возникло из просте



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.204 с.)