Тема: Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззренческих систем. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззренческих систем.



1. Исторические типы философии.

2. Понятие мировоззрения.

3. Исторические типы мировоззрения и мировоззренческих систем.

 

1. Для каждой крупной эпохи характерен свой исторический тип философии. В эпоху античности сложился СОЗЕРЦАТЕЛЬНЫЙ тип философии. Безмятежность, невозмутимость духа, спокойное созерцание вечной истины считались высшими ценностями, идеалом свободного человека. Наиболее ярко этот тип философии выражен в трудах Аристотеля /4 век до н.э./., который рассматривает созерцание как идеал познания. Субъектом познания является сам человек, которому от природы даны были чувства. Для этого периода философии характерна близость человека к природе.

    УМОЗРИТЕЛЬНЫЙ тип философии /средневековье/ ориентировался на иррациональные источники познания /интуицию, откровение/.

Этот тип характерен для религиозной и религиозно – мистической философии.

    ДЕЯТЕЛЬНЫЙ тип философии /марксистская философия/. В основе лежат социальные преобразования. Этот тип философии должен был стать орудием изменения мира. Конкретным субъектом социального действия в этом типе философии являлись народные массы, рабочий класс.

/идеи были воплощены в жизнь – Революция в России/

    СОЦИАЛЬНО – ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ тип философии, в основе лежит идея о сохранении земной цивилизации, сохранении живой природы, достижение экологического равновесия в биосфере. /Учение В.И.Вернадского о ноосфере/

 

2. Мировоззрение – система обобщенных чувствований, интуитивных

                              представлений и теоретических взглядов на                                окружающий мир и место человека в нем.

    Мировоззрение – совокупность преобладающих в тот или иной период

 истории общих взглядов на мир и человека,                         на их взаимосвязь.

 Основой мировоззрения являются знания, которые составляют его информационную сторону.

В содержание мировоззрения входят категории:

- знания;

- убеждения – интеллектуальная позиция и эмоциональное состояние;

- идеалы – жизнь человека без них немыслима, они могут быть как научно – обоснованными так и иллюзорными.

Мировоззрение формируется под воздействием социальных условий, воспитания и образования. Показателем мировоззренческой зрелости человека выступают его поступки.

 

3. Существуют следующие типы мировоззренческих систем:

    

   КОСМОЦЕНТИЗМ - стремление распознать единую сущность за

                                      бесконечным многообразием тел и явлений природы,

                                     космоса.

  ТЕОЦЕНТРИЗМ – подчинение всех форм сознания религии.

 

   АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – человек с его проблемами в центре изучения;

                                             Идеализация целостной личности, развитой

                                             физически и духовно.

 

 

Лекция №3

Тема: " Философия Древней Индии и Китая"

 

1. Религиозно – философские источники культуры Древней Индии.

2. Система индийской йоги.

3. Древние источники религиозно – философской мысли Китая

4. Конфуцианство

5. Даосизм

 

1. Тексты индусской (хараппской) культуры - Веды (2500 – 1700 лет до н.э.) возникли примерно 4 тыс. лет назад, которые еще до сих пор полностью не расшифрованы, являются первым источником информации о жизни индийского общества.

    В основном они религиозного содержания, но также включают много сведений об экономических развитии, классовой и социальной структуре древнеиндийского общества.

    Согласно Ведам древнеиндийское общество делилось на 4 касты (Варны): брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры.

- Веды (от ведения) состоят из 4 частей: Ригведа (1028 гимнов в честь важных богов, мифы, 3 шага Вишну), Самаведа – гимны, Яджурведа – заклинания Атхарвоведа – заклинания.

    Ригведа содержит список богов, среди которых можно выделить бога Рудру (владыка лечебных трав и патрон целителей).

    В Ведах ставились вопросы о происхождении мира, космическом порядке и его законах, о естественном природных процессах и вечном круговороте жизни.

    Осмысливались идеи о первооснове мира, о наличии у человека души, о вечности мира и смертности индивида. Древние индусы считали, что вода была, первой субстанцией из которой возникли другие стихии, боги и весь мир.

    В некоторых ведических гимнах встречается стремление найти общий принцип, который объяснял отдельные явления и процессы окружающего мира. Этот принцип – космический порядок (рта), который, властвует над всем, даже над богами. Благодаря этому принципу движется солнце, день сменяет ночь, происходит смена времен года, люди рождаются и умирают.

    Ригведа содержит гимн о Пуруше – это первосущество, которое боги приносят в жертву и из частей его тела возникает земля, небо, Луна, Солнце и кастовое общество Индии.

    Упанишады (сидеть возле, т.е. ног учителя) - древние тексты Индии, содержат идею о разделении духовного и телесного начал человека.

В древнеиндийской философии существовали ортодоксальные (приверженные Ведам) школы – миманса, веданта, йога и неортодоксальные школы – буддизм, джайнизм. Ортодоксальные школы проповедовали идею Бога, под которым они понимали некую духовную основу мира. Напротив,   Неортодоксальные школы объясняли происхождение окружающего мира естественными причинами, как комбинацию материальных вещей.

Идея вечного круговорота всех явлений жизни, природы подтолкнула древнеиндийских философов к мысли о закономерном круговороте жизни и смерти.

Т.о. была создана религиозно – философская традиция Индии, в основе которой лежала концепция бесконечной цепи перерождений.

В Индии важнейшим религиозно-философским учением был буддизм. Согласно буддизму, преодолеть страдания возможно лишь путем сознательного ухода человека от повседневных проблем бытия и сосредоточения на самом себе, что приведет в итоге к состоянию нирваны

 («угасание», «бесстрастие»), выходу из круговорота страданий в мире. Буддизм т.о. проповедовал идею физического и духовного совершенствования человека. Достигнуть состояния нирваны сможет лишь тот, кто ведет аскетический (предельно скромный) образ жизни.

Суть сансары - человеческое бытие не исчезает, оно меняет свои формы. От чего же зависит сансара?

    Карма – одно из главных положений индийской философии. Сумма злых и добрых дел и определяет последующую форму перерождения. Что заслужил, то и получи.

Идея кармы имела огромное психологическое значение, т.к. она регулировала поведение людей. Она являлась стимулом, диктовавшим соблюдение высоких этических норм, воспитывала бережное отношение к природе, т.к. в животных или растениях могли обитать души родственников.

С другой стороны, эта философия заводила людей в индивидуальный угол, заставляя их эгоистически заботиться только об улучшении своей кармы.  

Поэтому Индия никогда,  практически не знала восстаний, она не ввязывалась ни в какие войны.

Прерванная сансара приведет к слиянию с Брахманом – высшая сила, духовное единство, которое все создает из ничего, но это не Бог – творец, это абсолютная духовная реальность.

Только отказ от всего материального и сосредоточение на духовном открывали перед человеком путь к спасению, т.е. освобождали от цепи перерождений.

2. Одним из методов, который позволяет достичь освобождения (мокши) и слияния с Брахмой, являлась йога.

Она возникла на рубеже IV- III вв. до н.э. Ее основателем считается индийский мыслитель Патанджали ( Йога - сутра" – название труда Патанджали).

Главное в системе йога – практика, методы, упражнение, целью которых является умение подавлять и контролировать свое сознание.

 Комплекс практических приемов и методов в системе йога весьма сложен. Вся система самоподготовки и самотренировки подразделяется на 8 этапов:

1. Воздержание (яма): в пище, страстях, подавление полового инстинкта.

2. Выполнение предписаний (нияма) – отказ от убийства и нанесения вреда всему живому (ахимса). Даже злые слова запрещались.

3. Упражнения для тела (асана): закаливание, физические упражнения на растяжку, как правило это все предохраняло организм от болезней и старости.

4. Дисциплина дыхания (пранаяма)

Надо добиться медленного, равномерного и глубокого дыхания, научиться его задерживать.

5. Дисциплина чувств – умение отключать свои органы осязания, обоняния.

6. Дисциплина ума – умение мысленно сосредотачиваться на одном предмете.

7. Созерцание сосредоточенная на одном мысль углубляется и перед человеком раскрывается истина.

8. Транс и экстаз (саматха) – последняя стадия - освобождение, мокша.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.013 с.)