Тема: Основные проблемы философской антропологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Основные проблемы философской антропологии



План:

1. Проблема человека в философии.

Антропосоциогенез. Содержание понятий «человек», «индивид», «личность».

2. Биологическое, психологическое и социальное в человек.

3. Проблема жизни и смерти в философии. Философское понимание бессмертия и смысла жизни.

1. Проблема человека является одной из главных проблем философии.

 Философия изучает человека как целое, выражает отношение человека к миру.     При этом она использует естественно – научные данные о физиологии, психологии, мышлении человека.

    Антропосоциогенез – процесс развития человека и общества.

    Антропогенез – становление человека

    Социогенез – формирование общества.

    Раскрывая природу и сущность человека, философия использует понятия «человек», «личность», «индивид».

«Человек» - общие родовые признаки: биологическая организация, сознание,

                язык, труд.

«Индивид» - человек как единственный представитель человеческого рода,

                  принадлежащий одновременно природе и человеческому

                   обществу.

«Личность» – социально – значимые черты человека, которые формируются в процессе жизни и в процессе взаимодействия с обществом.

    Структура личности:

1. Биологические задатки;

2. Воздействие социальных факторов (среда, условия, нормы);

3. Психосоциальное «я» (убеждения, ценностные ориентации, мировоззрение).

    Индивид рассматривается как начальный этап в формирования личности. Он является исходным состоянием для онтогенетического и филогенетического развития человека. Личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение человеческих качеств.

     Процесс формирования индивида – это процесс перехода человечества от стадии антропогенеза в стадию социогенеза, когда человек начинает развиваться на основе социальной деятельности и отношений.

    Движущие факторы антропогенеза:

1. Удачные мутации

2. Трудовая деятельность

3. Речь, общение и формирующаяся духовность.

Антропогенез привел к возникновению социальных систем,               человек сформировался как биосоциальное существо.

 

2. Современное понимание сущности человека предполагает единство в нем биологической, психологической, и социальной сторон.

Биологическое в человеке - это такие характеристики человека как

                                              конечность жизни, признаки расы, генетически

                                              передающиеся способности.

Социальное в человеке – составляют общественные понятия и функции

                                       (политико – правовые, нравственно – эстетические,

                                        выливающиеся в определенные поступки).

Психологическое в человеке – эту сферу составляют сознательные и

                                                 бессознательные процессы, духовный мир

                                                 человека, чувства и переживания.

  Марксистская философия характеризует индивид как доличностное существо, которое является носителем биологических признаков, родового сознания.

  Исторически человек первоначально существует как стадное животное, племенное существо. По мере развития, включения социальных факторов происходит обособление индивидов, начинают формироваться личности.

  Индивид – это массовидное существо, т.е. человек, который является носителем стереотипов массового сознания, массовой культуры.

    Индивид, в понимании К. Маркса - человек, который не хочет и не может выделиться из общей массы людей, и предпочитает в любых условиях действовать как все.

  Личность – это автономный человек, т.е. человек, в определенной степени выступающий независимо от общества, способный противопоставить себя обществу.

    Личная независимость связана с умением владеть собой, а это предполагает наличие у личности не просто сознания, а самосознания, т.е. самоанализа, самооценки, самоконтроля за своим поведением.

    Самосознание личности по мере своего развития трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой готовность к действию, основанную на мировоззренческих установках и жизненном опыте, которая выступает, прежде всего, как готовность к пониманию личностью целей и смысла жизни.

  Способ реализации жизненной позиции – социальная активность.

  Фундаментальное качество человеческой личности - свобода. Для личности обладание свободой является главным условием ее функционирования и развития. Именно благодаря свободе личности человек приобретает способность не просто приспосабливаться к окружающей действительности, но и преобразовывать ее в соответствии со своими целями.

  В марксистской философии подчеркивается, что абсолютной свободы нет и не может быть ни в каком обществе.

  Условия природного и социального бытия навязывают личности определенные рамки поведения. Личность может обрести относительную свободу, когда она познает условия бытия и овладевает ими (Гегелевская формула: «Свобода – познанная необходимость»).

  Со свободой марксистская философия тесно связывает ответственность личности. Без свободы нет ответственности.

  Если человек не свободен, зависит от каких – либо материальных и духовных факторов, то он не отвечает за свои действия.

 

  3. Сопоставление понятий «человек», «индивид», «личность» позволяет нам подойти к одному из фундаментальных вопросов философской антропологии – вопросу о смысле человеческого существования.

Человек – телесное существо. Природная, биологическая организация предполагает конечность жизни.

Биологическая жизнь человека - определенный возраст. Усилия ученых направлены на максимальное продолжение жизни (генная инженерия, трансплантация), но полностью предотвратить смерть наука не может.

    Человек – это единственное существо, которое осознает свою смертность,

 следовательно, встает ряд вопросов:

- Можно ли избежать смерти?

- Можно ли воскреснуть из мертвых?

- Возможно ли перерождение в иные формы существо.

Религии мира дают на эти все вопросы положительный ответ и, следовательно пользуются большой популярностью.

  Марксистская философия отрицает возможности физического бессмертия и загробной жизни.

И религиозное и материалистическое мировоззрение признают неизбежность прекращения земной формы существования человека.

Из позиции смертности вытекает проблема смысла жизни. Для чего жить?

Религия считает, что главный смысл земного бытия индивида состоит в том, чтобы подготовить себя к вечной жизни, т.е. чтобы обеспечить себе достойное место в "иной жизни", нужно достойно прожить эту жизнь.

Атеисты считают, что смысл человеческой жизни в самой жизни. Эпикурейцы учили: живи и удовлетворяй свои потребности, обеспечивай биологическое и духовное существование.

    Но человеку мало просто жить, ему необходимо жить для кого - то и во имя чего – то.

Марксистская философия утверждает, что смысл жизни связан с самоценностью.

    Человек как личность, реализуя в своих деяниях свой творческий потенциал, после смерти продолжает жить в жизни человечества (память о добре и справедливости, наши дети). Мы продолжаем жить в наших детях!

 

Лекция № 14



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.01 с.)