III. Положительная или Реальная стадия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Положительная или Реальная стадия



Установив самопроизвольно, на основании стольких подготовительных опытов, совершенную бесплодность смутных и произвольных объяснений, свойственных первоначальной философии – как теологической, так и метафизической, – наш ум отныне отказывается от абсолютных исследований, уместных только в его младенческом состоянии, и сосредоточивает свои усилия в области действительного наблюдения, принимающей с этого момента все более и более широкие размеры и являющейся единственно возможным основанием доступных нам знаний, разумно приспособленных к нашим реальным потребностям.Умозрительная логика… отныне… признает как основное правило, что всякое предложение, которое недоступно точному превращению в простое изъяснение частного или общего факта, не может представлять никакого реального или понятного смысла. Принципы, которыми она пользуется, являются сами ничем иным, как действительными фактами, но более общими и более отвлеченными, чем те, связь которых они должны образовывать. Каков бы ни был … рациональный или экспериментальный метод их открытия, их научная сила постоянно вытекает исключительно из их прямого или косвенного соответствия с наблюдаемыми явлениями. Чистое воображение теряет тогда безвозвратно свое былое первенство в области мысли и неизбежно подчиняется наблюдению,…не переставая, те не менее, выполнять в положительных умозрениях столь же важную, как и неисчерпаемую функцию в смысле создания или совершенствования средств как окончательной, так и предварительной связи идей. Одним словом, основной переворот…заключается в повсеместной замене недоступного определения причин…простым исследованием законов,т.е. отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями. <…> О чем бы ни шла речь,…мы можем действительно знать только различные взаимные связи, свойственные их проявлению, не будучи никогда в состоянии проникнуть в тайну их образования.

(с. 8) Не только наши положительные исследования во всех областях должны по существу ограничиваться систематической оценкой того, что есть, отказываясь открывать первопричину и конечное назначение, но, кроме того, важно понять, что это изучение явлений вместо того, чтобы стать когда-либо абсолютным, должно всегда оставаться относительнымв зависимости от нашей организации и нашего положения». <…> Далекие от возможности изучить со всей полнотой какое-либо действительное существование, мы не можем быть уверенными в возможности констатировать…все реальные существования, большая часть которых должна, быть может, всецело оставаться для нас сокрытой. <…> Наши теории стремятся представить все более и более точно внешние предметы наших постоянных исследований, будучи, однако, лишены возможности вполне оценить истинное строение каждого из них, – научное усовершенствование должно поэтому ограничиваться стремлением приблизиться к этому идеальному пределу постольку, поскольку этого требуют наши различные реальные потребности. <…>Таким образом, хотя с одной стороны, научные доктрины имеют по необходимости достаточно непостоянный характер,…чтобы устранить всякие притязания на абсолютное знание, их постоянные изменения не представляют, с другой стороны, произвола, который мог бы вызвать еще более опасный скептицизм.

(с. 9) Важно понять, что истинный положительный дух…не менее далек от эмпиризма, чем от мистицизма; именно между этими двумя одинаково гибельными ложными путями он должен всегда прокладывать себе дорогу. <…> Именно в законах явлений действительно заключается наука, для которой факты в собственном смысле слова, как бы точны и многочисленны они ни были, являются всегда только необходимым сырым материалом. <…>Истинная наука, далеко не способная образоваться из простых наблюдений, стремится всегда по возможности избегать непосредственного исследования, заменяя последнее рациональным предвидением, составляющим во всех отношениях главную характерную черту положительной философии. <…> Такое предвидение <…>не позволит никогда смешивать реальную науку с той бесполезной эрудицией, которая механически накапливает факты, не стремясь выводить одни из других. <…>Таким образом, истинное положительное мышление заключается преимущественно в способности видеть, чтобы предвидеть, изучать то, что есть, и отсюда заключать о том, что должно произойти согласно общему положению о неизменности естественных законов.

(с. 10) Принцип неизменности естественных законов начинает…приобретать некоторое философское основание только тогда, когда первые истинно научные работы смогли обнаружить полную точность этого принципа для целого класса важных явлений…с момента создания математической астрономии. <…> Вслед за этим … это основное правило стремилось…распространиться по аналогии на более сложные явления, даже прежде, чем их собственные законы могли быть хоть сколько-нибудь известны. <…>Хотя действительные законы большинства частных случаев должны долгое время оставаться неизвестными,<…>аналогия… применяет тогда наперед ко всем явлениям каждого класса то, что было установлено для некоторых из них, лишь бы они имели надлежащую важность.

(с. 11) Хотя умственные запросы …наименее энергичные из всех, …тем не менее,…они дают первый необходимый толчок нашим различным философским усилиям, слишком часто приписываемым преимущественно практическим импульсам; последние, правда, способствуют их развитию, но не могли бы их порождать. Эти умственные нужды …требуют всегда счастливого сочетания прочности и активности, откуда одновременно вытекают потребности в порядке и прогрессе ... <…> Положительная философия поистине доставляет ему (человеческому уму – ред.)…гораздо более полное и более реальное удовлетворение этих двух элементарных потребностей. Таково,…с этой новой точки зрения, прямое назначение открываемых ею законов различных явлений и нераздельного с ними рационального предвидения. Относительно каждого рода событий в этих законах должно…различать два класса, смотря по тому, связывают ли они по подобию события сосуществующие, или – по преемственности – следующие друг за другом. Это необходимое различение соответствует во внешнем мире тому, что…представляется нам всегда между двумя соотносительными состояниями существования и движения; отсюда во всякой реальной науке вытекает основное различие между статической и динамической оценками какого-либо предмета. Оба вида отношений одинаково способствуют объяснению явлений и равным образом приводят к возможности их предвидеть, хотя законы гармонии кажутся сначала предназначенными преимущественно для объяснения, а законы последовательности для предвидения. Всякая реальная связь, статическая или динамическая,…позволяет одновременно объяснять и предвидеть одно на основании другого, ибо научное предвидение согласуется…с настоящим и даже прошлым столь же хорошо, как и с будущим, и постоянно заключается в познании факта независимо от его прямого исследования, на основании уже известных его отношений с другими фактами. Все наши истинные логические потребности…по существу сводятся к следующему общему назначению: по возможности укреплятьпосредством наших систематических умозрений самопроизвольное единство наших суждений, строя беспрерывность и однородность наших различных концепций так, чтобы равным образом удовлетворять требованиям одновременно порядка и прогресса, заставляя нас вновь находить постоянство среди разнообразия.

<…> (с. 12) Тогда будет повсюду…господствовать в различных видах и в различных степенях то удивительное логическое построение, простейшие знания которого единственно могут нам дать…справедливое понятие. <…> Простые общие факты …нужно всегда стремиться свести к возможно меньшему количеству, не рассчитывая когда-либо… проникнуть в тайну их образования.

<…> В своем бессознательном инстинктивном стремлении связывать наш ум почти всегда ищет возможности сочетать между собой два каких-либо одновременных или последовательных явления, но изучение внешнего мира…доказывает, что многие из этих сближений были бы нелепыми и что масса явлений совершаются …без всякой истиной взаимной зависимости; отсюда эта необходимая склонность нуждается…в регуляторе.

<…> (с. 13) Со стороны внешнего назначения…наша наука…не поддается полной систематизации в силу неизбежного различия, существующего между основными явлениями. В этом смысле мы не должны искать другого единства кроме того, какое представляет положительный метод,…без притязания на истинное научное единство. <…>Совсем иначе обстоит дело, если наука оценивается …со стороны внутреннего источника человеческой теории. <…>Отнесенные… не ко вселенной, а к человеку,…наши реальные знания, напротив, стремятся… к полной систематизации, столь же научной, сколь и логической. Тогда нужно рассматривать только одну науку, человеческую науку, или, более точно, социальную, принцип и цель которой составляет наше существование и в которую рациональное изучение внешнего мира …входит двояким путем – в виде неизбежного элемента и в виде основного введения, одинаково необходимого как для метода, так и для доктрины. <…> Именно таким образом наши положительные знания единственно могут образовать истинную систему, которая отличалась бы вполне удовлетворительным характером.

(с. 14) Во все времена тот, кто мог стать достаточно последовательным, тем самым приобретал способность постепенно соединять других в силу основного сходства нашего рода. <…> Если привилегия логического согласования отныне безвозвратно перешла к положительному образу мышления, … то нужно поэтому признать в нем также единый действительный принцип того великого интеллектуального согласия, которое становится необходимым основанием всякой истинной человеческой ассоциации, когда оно надлежащим образом связано с двумя другими основными условиями – достаточным сходством чувств и известным совпадением интересов.

<…> (с. 15) Положительное изучение природы начинает теперь пользоваться всемирным одобрением именно как рациональное основание воздействия человека на внешний мир. <…> Естественный порядок…долженбыть нам сначала хорошо известен для того, чтобы мы могли либо его изменять в наших интересах, либо…приспособлять к нему наше поведение, если всякое человеческое вмешательство здесь невозможно. Правда, чрезмерное предпочтение, оказываемое теперь материальным интересам, слишком часто приводило к пониманию этой необходимой связи в смысле, сильно компрометирующем будущность науки, порождая стремление ограничивать положительные умозрения исследованиями непосредственной полезности. Но эта бессознательная склонность обусловлена только ложным узким представлением о важном взаимоотношении науки и искусства, страдающим отсутствием глубокой оценки их значения. <…> Когда…можно будет понять…важность этого великого практического назначения – побуждать и даже лучше направлять наиболее выдающиеся умозрения, …искусство будет тогда не исключительно геометрическим, механическим или химическим…, но также и, в особенности, политическим и моральным, так как главная деятельность человечества должна…состоять в беспрерывном улучшении своей собственной индивидуальной и коллективной природы в пределах, указываемых совокупностью реальных законов. Когда эта…солидарность науки с искусством сможет быть надлежащим образом организована, то она предназначит им окончательную функцию – поднять наши теоретические предвидения на действительный уровень наших практических потребностей.

<…> (с. 18) По мере того, как физические законы становились известными, господство сверхъестественной воли все более и более ограничивалось и признавалось всегда преимущественно по отношению к явлениям, законы которых оставались неоткрытыми.<…>

 

  ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ

 (с. 21) Слово положительное (positif) имеет в наших западных языках много различных значений. <…> Но важно отметить …, что все эти различные значения соответствуют, равным образом, новой общей философии, различные характерные особенности которой они попеременно выражают. <…>

В более старом и более общем смысле, слово положительное означает реальное в противоположность химерическому. В этом отношении оно вполне соответствует новому философскому мышлению, характеризуемому тем, что оно постоянно посвящает себя исследованиям, истинно доступным нашему разуму, и неизменно исключает непроницаемые тайны. <…> Во втором смысле…это основное выражение указывает на контраст между полезным и негодным. В этом случае она напоминает в философии о необходимом назначении всех наших здоровых умозрений беспрерывно улучшать условия нашего действительного …существования, вместо напрасного удовлетворения бесполезного любопытства. В своем третьем обычном значении это удачное выражение часто употребляется для определения противоположности между достоверным и сомнительным. <…> Четвертое обыкновенное значение…состоит в противопоставлении точного смутному. Этот смысл напоминает тенденцию истинного философского мышления добиваться всюду степени точности, совместимой с природой явлений и соответствующей нашим истинным потребностям».

(с. 22) Наконец, нужно отметить особое пятое применение, менее употребительное, чем другие, хотя столь же всеобщее, когда слово положительное употребляется как противоположное отрицательному. В этом смысле оно указывает на одно из наиболее важных свойств истинной новой философии, представляя ее как назначенную, по своей природе, преимущественно не разрушать, но организовывать. Четыре общие характерные черты…отличают ее одновременно от всех возможных форм, как теологических, так и метафизических, свойственных первоначальной философии. <…>Каково бы, в самом деле, ни было разрушительное действие реальной науки, это ее влияние было всегда косвенным и второстепенным; сама ее недостаточная систематизация не позволяла ей до сих пор иной характер.

(с. 23) Единственная существенная характерная черта нового философского мышления, которая не была …еще указана словом положительное, состоит в его необходимой тенденции заменять всюду абсолютное относительным. <…>Именно в силу относительности своего духа новая философия может всегда входить в оценку собственного достоинства противных теорий, не склоняясь, однако, никогда к напрасным уступкам.

 

ПРИРОДА И НАЗНАЧЕНИЕ ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ

 

 (с. 23) Весьма важно понять, что в существе дела истинный философский дух состоит преимущественно в систематическом расширении простого здравого смысла на все действительно доступные умозрения. Их область совершенно тождественна. <…> И тот, и другой имеют одну и туже экспериментальную точку отправления, преследуют одну и ту же цель – объединять и предусматривать, …и окончательным предметом своих стремлений равным образом считают полезность. Все их существенное различие заключается в систематической общности одного, зависящей от его необходимой отвлеченности, противоположной несвязной специализации другого, всегда занятого конкретным.

(с. 24) С догматической стороны, эта основная связь представляет науку, в собственном смысле слова, как простое методическое продолжение всеобщей мудрости. Поэтому здоровые философские умозрения …заимствуют всегда у простого рассудка свои первоначальные понятия, дабы возвести их путем систематической обработки на степень общности и постоянства, которой они сами собой не могли достигнуть. <…> Собственно здравый смысл преимущественно заботится о реальности и полезности, между тем как специально философское мышление более занимается оценкой общности и связи, так что их двоякое повседневное взаимодействие становится одинаково благотворным для каждого из них. <…> Эта тесная естественная солидарность между духом…истинной философии и всеобщим здравым смыслом, рассматриваемая… исторически, показывает самопроизвольное зарождение положительного духа, действительно обусловленное…специальным воздействием практического рассудка на теоретический разум.<…>

 Можно…понять совершенную и окончательную тщетность всех предварительных изучений, относящихся к отвлеченной логике, где речь идет об оценке истинного философского метода независимо от применения его к какому-либо классу явлений. <…> Единственные истинно общие принципы…сводятся…к некоторым бесспорным, но очевидным, правилам, заимствованным у здравого смысла. <…> Что касается способа приспособлять эти всеобщие правила к различным классам наших положительных умозрений, …то он мог бы быть подвергнут действительной оценке только после специального анализа соответственных знаний, сообразно со специфической природой рассматриваемых явлений. Здоровая философия никогда не отделяет логики от науки,…невозможно придавать логике, как и науке, всеобщий характер посредством чисто отвлеченных концепций.

(с. 25) Отвлеченное положительное мышление,…рожденное в простейших математических исследованиях…могло… сначала носить только специальный и, во многих отношениях, даже эмпирический характер. <…>Первоначальное систематическое основание положительной философии не может восходить дальше памятного кризиса, когда совокупность онтологического порядка начала во всей Европе изнемогать под натиском самих собою сочетавшихся двух замечательных умственных течений – одного научного, созданного Кеплером и Галилеем, другого философского, обязанного своим возникновением Бэкону и Декарту.<…>Начиная с этого действительно решительного кризиса, положительная философия выросла в течение двух веков больше, чем она могла это сделать в продолжение всего долгого прошлого.<…>

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.013 с.)