Часть 2. Социальное превосходство положительного мышления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 2. Социальное превосходство положительного мышления



КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК КАК ИТОГ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ПОЗИТИВНОГО ЗНАНИЯ

 

(с. 50) Существует тесная солидарность между энциклопедической концепцией… и основным законом эволюции, служащим опорой для новой общей философии. Такой порядок должен по своей природе отвечать двум основным условиям, догматическому и историческому: первое состоит в расположении наук согласно их последовательной зависимости, так чтобы каждая опиралась на предыдущую и подготовляла следующую, второе предписывает располагать их сообразно ходу их действительного развития, переходя всегда от более древних к более новым. <…>Закон догматической и преемственно-исторической зависимостей…заключается в распределении различных наук согласно природе изучаемых явлений либо по их убывающей общности,…либо по их возрастающей сложности, откуда вытекают умозрения все менее и менее отвлеченные и все более и более трудные, но также и все более и более возвышенные и полные; последнее создается их более тесным отношением к человеку, или, вернее, к человечеству, которое является конечной целью всякой теоретической системы.

(с. 51) Астрономия необходимо составляет…наиболее законченный элемент этой предварительной теории внешнего мира…и выражает без всякого усложнения простое математическое бытие, т.н. бытие геометрическое, общее всем реальным существам. Но даже стремясь…наиболее сжато представить энциклопедические концепции, невозможно… свести неорганическую философию к этому простому элементу, ибо она осталась бы тогда совершенно отрезанной от органической философии. Их основная связь коренится преимущественно в наиболее сложной отрасли первой, обнимающей изложение творения и разложения, – явлений, наиболее возвышенных из всех необходимых для существования вселенной и наиболее близко касающихся жизненной формы. Именно таким образом естественная философия, рассматриваемая как необходимое введение в социальную философию, разлагаясь сначала на две крайние и одну промежуточную науки, последовательно обнимает эти три великие отрасли знания – астрономию, химию и биологию, из которых первая непосредственно касается стихийного зарождения научного метода, а последняя – его основного назначения. <…>

Связь между астрономией и химией не может быть прямой. <…>Чтобы пополнить эту основную формулу, достаточно, во-первых, включить между астрономией и химией физику;<…> во-вторых, поместить в начале этого обширного целого математику, единственную необходимую колыбель рационального положительного метода.

  (с. 52) Если… мы разложим в свою очередь эту начальную науку на три главные отрасли – вычисление, геометрию и механику, то мы определим, наконец, истинное происхождение всякой научной системы,…исходящей вначале из чисто числовых умозрений. <…>Таким образом, мы постепенно приходим к открытию неизменной иерархии –<…>шести основных наук: математики, астрономии, физики, химии, биологии и социологии; из них первая по необходимости составляет исключительный отправной пункт последней, являющейся единственной основной целью всякой положительной философии. <…>В самом деле, ясно, что каждую из четырех промежуточных наук ее простейшие явления связывают… с предыдущей, ее наиболее сложные – с последующей. При настоящем состоянии умов логическое применение этой формулы еще более важно, чем ее научное употребление, так в наше время метод является более существенным, чем сама доктрина.<…>

(с. 53)  В действительности общественные науки являются теперь не единственными науками, которые остаются еще вполне чуждыми положительной системы<…>сами биологические науки и, в особенности динамические, хотя они обставлены академически, также не достигли до сих пор положительной ступени. <…> Дабы облегчить обычное употребление нашей иерархической формулы, очень удобно сгруппировать термины по два, представляя их в виде трех пар: начальной – математико-астрономической, конечной – био-социологической, разделенных промежуточной физико-химической парой. <…>Существует гораздо большее естественное сходство между двумя элементами каждой пары, чем между целыми последовательными парами. Это обстоятельство часто подтверждается трудностью, испытываемой при точном отделении математики от астрономии и физики от химии, …в особенности это верно относительно биологии и социологии.

<…> (с. 54) Эта теория классификации должна быть рассматриваема …как естественно нераздельная от…теории эволюции. <…>Обычай соображаться с такой иерархией должен быть необходимым как для надлежащего применения нашего первоначального закона о трех стадиях, так и для…устранения …препятствий, которые он мог бы встретить. <…> Равным образом…ясно, что правило классификации предполагает правило эволюции.

 

СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ

      (с. 30) В каком бы то ни быловопросе положительное мышление всегда приводит к установлению точной элементарной гармонии между идеями порядка и идеями прогресса. Для новой философии порядок составляет всегда основное условие прогресса и, обратно, прогресс является необходимой целью порядка: подобно тому, как в животной механике равновесие и поступательное движение взаимно необходимы в качестве основы или цели». <…>Главные социальные затруднения являются теперь по существу не политическими, но по преимуществу моральными, так что их возможное разрешение зависит от воззрений и нравов гораздо более, чем от учреждений; это обстоятельство стремится устранить смуту, превращая политическую агитацию в философское движение.<…>

(с. 31)  Догмат прогресса может…стать достаточно философским только на основании точной оценки того, что главным образом составляет беспрерывное улучшение нашей природы. <…> Совершенствование, как для индивида, так и для рода, по существу, заключается в доставлении преобладания возвышенным свойствам, наиболее отличающим нашу человечность от простой животности, т.е. с одной стороны уму, а с другой – общественности. <…>Это идеальное преобладание нашей человечности над нашей животностью…отвечает основным условиям истинно философского типа, очерчивая определенный предел, к которому все наши усилия должны нас постоянно приближать. <…> Полная реорганизация, …способная прекратить великий современный кризис в области мысли,…действительно состоит в построении социологической теории.

(с. 34) Метафизика, столь часто стремившаяся активно разрушать нравственность, и теология, уже давно потерявшая возможность ее охранять, обе, тем не менее, упорствуют в желании сделать из нее своего рода вечное и исключительно им принадлежащее достояние, не считаясь с отношением общественного мнения к этим эмпирическим притязаниям. Правда, должно вообще признать, что всякое моральное правило обязано своим первоначальным введением теологическому духу, которым тогда была глубоко пропитана вся система наших идей и который, в то же время, был единственно способен создать достаточно общие мнения. Но …эта первоначальная общность постоянно убывала – одновременно с уменьшением значения самой теологии; моральные правила, как и все другие, всеболее и более подвергались чисто рационалистической переоценке по мере того, как народная масса становилась все более способной понимать действительное влияние каждого поступка на личное или социальное существование человека. Отделив раз и навсегда моральот политики, католичество должно было значительно способствовать развитию этой постоянной тенденции; ибо сверхъестественное вмешательство было, таким образом, непосредственно сведено к созданию общих правил, частное применение которых было отныне в существе дела предоставлено человеческой мудрости. <…>Поэтому-то уже три века спустя после св. Павла раздавались зловещие предсказания нескольким философов или языческих юристов обугрожающей безнравственности, которую неминуемо повлечет за собой грядущий религиозный переворот.

(с. 37) Я должен отметить тенденцию (позитивной философии – ред.) возбуждать и укреплять чувство обязанности, выдвигая всегда идею целого, с которой такое чувство естественно связано. Этот…образ мышления сам собою устраняет…роковое противоречие между интеллектуальными и нравственными потребностями. <…> Отныне…все реальные умозрения, надлежащим образом систематизированные, будут…содействовать тому, чтобы…доставлять всеобщее преобладание морали, так как социальная точка зрения необходимо станет научной связью и логическим регулятором всех других положительных взглядов…не только людей избранных, но и широких масс, которые должны будут, благодаря надлежащей системе народного образования более или менее участвовать в этом великом перерождении.

<…> (с.42) Меня издавна побуждало всегда изображать систему образования,…предназначенной преимущественно для наиболее многочисленного класса. <…> Из всех частей современного общества – народ, в собственном смысле слова, в силу стремлений и потребностей, обусловленных его особенным положением, должен быть лучше расположенным сочувственно принимать новую философию, которая, в конце концов, должна найти здесь свою главную идейную и социальную опору.

(с.44-45)«Реальное воздействие человечества на внешний мир…начало организовываться у современных народов, оно требует беспрерывного сочетания двух особых классов, чрезвычайно неравных по численности, но одинаково необходимых. <…> Всегда малочисленные предприниматели, владея соответственными материалами, включая сюда деньги и кредит, руководят совокупностью каждой операции, принимая на себя…главную ответственность за какие-бы то ни было результаты. <…> Непосредственные производители, живя периодической заработной платой и образуя громадное большинство трудящихся, исполняют каждый из простейших актов, не заботясь особенно об их конечной цели. Эти последние…находятся в непосредственном общении с природой, между тем как первые имеют преимущественно дело с обществом. <…>Умозаключительная сила должна обыкновенно лучше себя чувствовать среди производителей, чем среди предпринимателей, ибо собственные труды первых более просты по своему характеру, преследуют более ясную цель, имеют более близкие результаты и вызываются более повелительными условиями. <…> Положительная школа сумеет…находить здесь более легкий доступ…и более горячее сочувствие. Она должна будет в то же время встретить здесь…сходные моральные черты, в виду общей материальной беззаботности, само собой сближающей наших пролетариев с истинным классом философов. <…> По причине своего богатства и своего общественного положения он (класс предпринимателей – ред.) по преимуществу занят тревожными делами, почти никогда не допускающими истинного интеллектуального и морального спокойствия.

(с. 47) Народ, по существу, может интересоваться только фактическим применением власти, а не ее социальным завоеванием. <…>Одним словом, народ естественно расположен желать, чтобы тщетное и бурное обсуждение прав было, наконец заменено плодотворной и спасительной оценкой различных основных обязанностей, как общих, так и частных. <…> Главный результат будет…состоять в прочном построении всеобщей морали действия, предписывающей каждому деятелю, личному или коллективному, наиболее соответствующие основной гармонии правила поведения. <…>

Если народ теперь относится и должен впредь относиться безразлично к непосредственному обладанию политической властью, то никогда не может отказаться от необходимой доли постоянного участия в моральной власти; это – единственная власть, истинно доступная всем.

(с. 48) Речь, на самом деле, идет о надлежащем обеспечении всем сначала права на нормальное воспитание, затем – на правильный труд; такова, в сущности, истинная социальная программа пролетариев.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.77.195 (0.006 с.)