Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновационное сольфеджио в стихах, сказках, музыкальных играх и онлайн-тренажерах

Поиск

З. М. Шагиева

Инновационное сольфеджио в стихах, сказках, музыкальных играх и онлайн-тренажерах

Авторская методическая разработка по сольфеджио для учащихся младших и средних классов детских музыкальных школ

 

Уфа 2020 г.

Шагиева З.М.

 

Инновационное сольфеджио в стихах, сказках, музыкальных играх и онлайн-тренажерах

Авторская методическая разработка по сольфеджио для учащихся младших и средних классов детских музыкальных школ

Учебное пособие в лаконичной и доступной форме предлагает систему закрепления теоретических знаний, так необходимых в работе учащихся в освоении предметов теории и сольфеджио. Игровые методы используютсядля работы в нескольких направлениях: чистота интонации, закрепление в сознании определённых интонационных оборотов, что поможет формированию ладового чувства; развитие ритмического чувства и музыкальной памяти.

Данное пособие помогает быстро и легко освоить теоретический материал и закрепить его в игровой форме, используя стихи, загадки, сказки, ребусы.

Раскрашивание и иллюстрирование заданий пробуждает воображение и фантазию.

Во втором разделе пособия содержатся методические пояснения, в третьем разделе приложения с традиционными играми и с названиями музыкально-компьютерных программ, онлайн-тренажеров, музыкальных приложений по теории и сольфеджио.

 

Раздел I. Сказки, игры, стихи и загадки на уроках сольфеджио.

Раздел II. Методические пояснения.

Раздел III. Приложения и онлайн игры-тренажеры.

 

 

В добрый путь!

Раздел I. Сказки, игры, стихи и раскраски

Звуки музыкальные и шумовые

Просыпаясь утром, мы слышим различные звуки. Их можно разделить на музыкальные, шумовые и звоны.

Музыкальные звуки можно спеть или сыграть на любом инструменте.

 

Если слышим чей то стук,

Шорох, шелест, свист вокруг,

Это звуки шумовые,

Но бывают и другие.

 

Звуки музыкальные услышим на рояле мы,

На скрипке или флейте и на любом инструменте.

 

1. Раскрась рисунки и соедини разноцветными стрелочками:

 

Музыкальные звуки         Звоны                       Шумовые звуки

 

                        

 

Урок – знакомство с нотами I октавы

Скрипичный ключ – ключ соль

 

 

Нотный стан – нотный дом,

Открывается ключом.

Загляните в гости к нам

Ноты будут рады вам!

 

2.Обведи по точкам скрипичный ключ

3. на второй строке – повтори

 

Ключ скрипичный приглашает

И ворота отворяет

Познакомимся друзья

И хочу представить я

 

Наш весёлый звукоряд,

Встретить вас он очень рад!

Так встречает первый гном-

Приглашает в нотный дом

 

До, до, до – для вас поёт,

На добавочной живёт.

Нота ре магнит-липучка

И соседка нотки ми

 

Вот как держится ре крепко

Вниз прилипла - посмотри.

Ми на I линеечке,

Пела песенку феечке.

По дорожке фа бежала,

Между первой и второй

Всё бежала и бежала

А потом нашла фасоль

 

Соль сказала, что II

Второй этаж здесь будет мой!

После соль, мои друзья

Погостим у ноты ля.

 

 

Между соль и си сижу

И в окошечко гляжу,

Ля-ля, тра-ля ля,

Это песенка моя.

 

Си свистела и гудела,

 А потом она присела

На третью линеечку-

На свою скамеечку.

 

 

Для вас ребята пригласили-

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ

Это весь наш звукоряд,

Регистровый средний ряд

Это первая октава

Дружных гномиков отряд.

 

 

Юный музыкант – пора начинать!

С первых уроков ноты изучать.

Чтобы выступать –пьесы исполнять,

Нужно постараться их запоминать:

Выучи ноты I и II октавы:

 

Тон, полутон

 

Расстояние между двумя соседними клавишами называется полутон. Два полутона образуют тон.

 

4. Найди и покажи на клавиатуре фортепиано полутоны и раскрась синим цветом.

Проверочный урок – загадка

 

Что такое ПОЛУТОН?

Расскажите дети

Полутоны рядышком-

Близкие соседи: СИ – ДО ДО – СИ МИ – ФА ФА – МИ

 

-Объясните слово ТОН

Для чего нам нужен он?

2 ПОЛУТОНА – ЭТО ТОН

В интервале – целый тон

Большой секундой значит он: ДО –РЕ…РЕ – ДО РЕ – МИ МИ.-. РЕ

 

- Кто знает закон строения мажора?

2Тона-Полутон 3 Тона – Полутон

-Кто назовёт закон строения минора?

Тон-Полутон 2 Тона Полутон 2 Тона.

 

 

Гамма

Гамма – это звукоряд лада. В ладу все звуки ладят между собой, поэтому называется лад. В ладу есть опорные, устойчивые (I III V) неустойчивые (II IV VI VII), вводные (II VII) и главные ступени (I IV V).

Все неустойчивые звуки стремятся к устойчивым.

 

 

 

 

Мажорной гамме весело и хорошо живется.

В мажорной гамме лесенка – и вверх и вниз поется.

 

До ре ми фа соль ля си до – до си ля соль фа ми ре до

 

Легко запомнить песенку,

Лесенку - чудесенку:

 

2 Тона Полутон, 3 Тона Полутон

 

Минорной гамме грустно, тоскливо ей живется

В минорной гамме лесенка – и вверх и вниз поется

 

Ля си до ре ми фа соль ля – ля соль фа ми ре до си ля

 

Запомни эту песенку

Грустиночку – лесенку:

 

Тон Полутон, 2 Тона Полутон, 2 Тона

 

Гамму делим пополам-

На две половинки,

Нижнюю и верхнюю

Запомним по старинке:

С греческого тетрахорд –

Звукоряд из 4 нот.

 

 

Волшебные знаки альтерации

 

 

Настроение повышает

На полтона поднимает

Знак похож на лесенку

Найдите его в песенке:

 

 

Настроение понижает

На полтона опускает

Как тяжёлый рюкзачок

Что же это за значок?

 

Знак музыкальный

Просто уникальный

Повышает, понижает

На полтона отменяет

 

Диезы и бемоли

Из-за него не в ссоре

Нюансы в музыке: штрихи

 

Музыкальный штрих ребята,                       

С итальянского staccato

C точками над нотками

Звуками короткими,

 

Остры как иголочки

У зелёной ёлочки…

Вам знакомо исполнение

Гладкое и плавное?

Линии дугообразные

Между собою связные…

Паузы

Дружим с интервалами

 

Расстояние между звуками-

То далёкими, то узкими

Кто же правило узнал?

Что похож на …интервал

 

Интервалы по порядку

Назовитека ребята…

 

 

5.Напиши сколько ступеней в каждом интервале:

Обращения интервалов

 

Звуки любят кувыркаться, физкультурой заниматься

Интервалы – обращаться, могут звуками меняться.

Малые в большие, а большие в малые:

 

 

 

и только чистые интервалы обращаются в чистые.

Главные трезвучия

 

Тоника – опора для всех ступеней,

В мажоре и миноре она всех главней.

Тоникой мелодию закончи,

чтобы музыкальную мысль упрочить.

 

Субдоминанта и Доминанта не могут спор разрешить,

Кто же из них самый главный,

Как же проблему решить?

 

Но фея Мелодия им помогла,

Ступени главные всем раздала,

Четвертая (IV) - Субдоминанте

Пятая (V) - Доминанте

 

А первая (I) самая важная,

Будет для всех она главная.

Спорить не нужно друзья,

Тоника – главная Я.

 

Басовый ключ –ключ фа.

Урок - морское путешествие. Ноты в басовом ключе

 

 

Мирное небо над головой

Солёное море шума прибой.

Синее море, сильные волны,

Ветер подул-поплыл пароход.

 

Море волнуется, небо же хмурится

А пароход всё быстрее плывёт

Наш капитан смелый, отважный

Весёлую песню поёт.

 

 

Факел горит, берег родной

Пароход вернулся домой

Приплыл пароход

Встречай народ!

 

Ура! Ура! Под ногами земля

Песню поём – тра ляля, ляля

 

Небылицы в нотах

6.Найди в словах ноты и запиши их на нотных станах, в разных ключах и октавах:

Купили Доре платье в помидорах,

Не хочет Дора платье примерять,

Стоит она и плачет в коридоре,

Мне в апельсинах хочется гулять

 

Феофан шел по дороге,

Встретил гномика Миля:

Промочил наш гномик ноги,

И совсем не от дождя.

 

 

Для него ручей как море,

А лягушка – крокодил,

Плачет Дора в коридоре,

Гномик ноги промочил.

 

К реке фазан и цапля,

На водопой спустились,

И как же они обе,

сильно удивились

 

 

На вкус вода у речки,

Соленая, морская,

Плачет наша Дора,

не переставая.

 

7. Помоги Доре вырастить музыкальный сад:

Жас…н,..моза, апель…н,

Ва…лек, си…нь, пер…к

 

Растет фасоль, цветет сирень,

Мимоза и миндаль

Играет Дора целый день,

Мелодию на рояле.

 

А гномик песенку поёт,

Благоухает сад,

Весна пришла!

Земля в цветах

Деревья и поля.

 

8.Вставь пропущенные ноты, чтобы получились слова:

Ман – лина – гот п – ска       – мфония   – крофон     – петиция

 

 

 

Приключения Полутошки

 

Жил-был лесничий Тон и у него была дочь - Полутошка.

Вышла она рано утром из дому. Солнышко светит, птичка поёт песенку: «Солнце светит - я пою» (попевка) 

Пошла девочка по лесной тропинке, взяла с собой корзину для ягод и грибов.

Долго ли, коротко ли бродила по лесу, набрала ягод, грибов.

 Вдруг гром среди ясного неба – а на фортепиано звучит в низком регистре тремоло октавы на creshendo (что такое крещендо? нарисуй крещендо)

Молния сверкает и гроза – кластеры по чёрным клавишам громко прозвучали на f. (ответь на вопрос, форте – это …)

Дождик закапал - играю низходящее арпеджио в высоком регистре отрывисто (как выглядит staccato в нотах?) 

Бежит, торопится Полутошка по тропинке, а кукушка в лесу поёт песенку: «тучка в небе дождик кап».

Долго бежала Полутошка, но лес всё гуще, тропка узкая и стало темно вокруг.

Вдруг видит - стоит избушка на курьих ножках, а на крыше ворона каркает и поёт: «высоко сижу – далеко гляжу» - звучит увеличенное трезвучие (из чего состоит ув5/3?) 

 

Кукушка предостерегает - уходи поскорее отсюда. А кто живёт в этом доме? Баба-яга - костяная нога. Скоро она прилетит в своей ступе.

Звучит попевка уменьшённое трезвучие – «Бабка ёжка – хромоножка, убегай скорее Полутошка» (состав Ум5/3 = …)

 «Я помогу найти дорогу» - и летит кукушка, показывая дорогу девочке. Бежит Полутошка из тёмного леса подальше (звучит хроматическая гамма, ответь на вопрос; это гамма по - …  ).

Вдали показалось солнышко, улетели тучи и дождь прошёл.

 Поёт кукушка на весь лес: «ку-ку, ку-ку солнце светит – я пою» звучат большие терции, в первой и во второй октавах (интервал б3 состоит из  …)

Светло и радостно стало на душе Полутошке. А тут и лесничий на коне, зовёт, аукает. Я тут, кричит Полутошка.

Вот и сказке конец. Закончилось наше путешествие. А теперь вспоминая лесную историю, повторим правила и попевки.

Далее устный опрос и проводится слуховой анализ.

Затем продолжаем тему: трезвучия – это аккорд из 3-х звуков, которые расположены по терциям. Виды трезвучий +состав трезвучий (пение трезвучий, игра вверх и вниз).

Музыкальные онлайн – игры

https://xn--d1abeilrfr3a3f.xn--80asehdb/

https://www.memrise.com/course/392395/1-no-1/

http://www.muz-urok.ru/muz-igra.htm

http://muzobuch.narod.ru/zNName01.htm

https://www.memrise.com/course/387954/2-no-1/

https://web-landia.ru/54-music/4139-solfedzhio-onlajn

https://trainer.thetamusic.com/ru/content/music-training-games

http://xn--80ahdkilbo1bvw1el.xn--p1ai/

https://arsproarte.wordpress.com/2020/02/06/%D0%BE%D0%BD%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BD-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B-%D0%B2%D0%B8%D1%80%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%BA/

 

 

З. М. Шагиева

Инновационное сольфеджио в стихах, сказках, музыкальных играх и онлайн-тренажерах



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 710; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.161 (0.008 с.)