Раздел II . Методические пояснения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел II . Методические пояснения



 

Инновационные методы в музыкальном образовании – это необходимое условие его развития в соответствии с постоянно меняющимися потребностями обучающихся в ДМШ и ДШИ. Способствуя, с одной стороны сохранению существенных ценностей, с другой стороны – они закладывают основы преобразований. Образовательный процесс в современном мире опирается на сочетание базового и вариативного принципов обучения, что является методологической основой качественной подготовки учащихся в ДМШ, ДШИ. В связи с этим возникла необходимость в создании и реализации оригинальных учебных планов, разновидностей уроков с включением музыкально-компьютерных программ, онлайн – игр по теории и сольфеджио.

Движение в сторону усовершенствования традиционных методов стимулирует творческую инициативу учащихся. Сегодня эффективно действующим оказывается преподаватель: мобильный, способный к творческому росту и профессиональному совершенствованию, к восприятию и созданию инноваций, и тем самым к обновлению своих знаний, обогащению педагогической теории и практики.

Современная модель инновационной школы ориентирована на задачу осуществления индивидуальной программы развития личности, на формирование познавательной мотивации учащихся и его творческой инициативы. Содержание уроков сольфеджио предполагает опору на применение традиционных форм работы с использованием занимательных, игровых заданий включая как традиционные методы, так и инновационные (музыкально-компьютерные программы, игры –тренажеры по сольфеджио, онлайн игры, игры в тестовой форме)

Инновационная система преподавания сольфеджио состоят в новых подходах к преподаванию, в осознании старых методов в новых условиях, в переосмысливании собственной деятельности в русле традиционных методик. То есть инновация – это внесение нового в традиционную педагогику. В современной практике большое распространение получили игровые технологии обучениякоторые характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, возможностями альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериями оценки результатов работы, управлением эмоционального напряжения.
Применяются игры познавательные, занимательные, театрализованные, игровые, имитационные, компьютерные, игровое проектирование, индивидуальный тренинг, решение практических ситуаций и задач и др. Выбор каждой игры определяется ее возможностями, соотнесенными с особенностями дидактической задачи.

Одним из эффективных занятий является нетрадиционная форма урока. Это несколько оживляет урок, привлекает учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. На таких занятиях возрастает интерес, работоспособность повышается, результативность занятий возрастает. Но в выборе таких занятий нужна мера. Применение нестандартных форм обучения способствует формированию таких качеств, как самостоятельность, коллективизм, умение планировать свою работу, повышению интереса обучения.

Основной формой учебного процесса остается, несомненно традиционное занятие, но в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательной сферы учащихся. На занятиях используются разные виды деятельности: различные игры, загадки, рассказы, ребусы, игры-тренажеры, тесты,  используются интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в форме соревнований и игр: конкурсы, турниры, эстафеты, дуэль, кроссворды, викторины;
 уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, интервью, репортаж, рецензия; - уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала:  урок-презентация;
- уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника;
- уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж;
- перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: олимпиады, "Что? Где? Когда?", "Эрудицион", концерт, инсценировка, "клуб знатоков" и др.
Практически все названные виды уроков могут быть использованы в ДМШ.

- Ищу ошибки.
Технология может широко применяться на уроках сольфеджио и музыкальной литературы. Вызывает интерес у учащихся, развивает внимательность, сотрудничество при работе в малых группах.

- Цепочка (опрос)
Цели: 1) бесконфликтная проверка знаний, умений учащихся; 2) развитие умений формулировать вопросы. Данная технология может применяться как при проверке знаний урока, так и разделов учебного предмета. Педагог предлагает учащимся придумать вопросы по пройденной теме или разделу. Ученики по очереди задают вопросы группе и сами оценивают ответы. Предложенные методы и технологии, несомненно, расширяют возможности современного образовательного процесса. Поэтому их необходимо активно внедрять в практику преподавания в детской музыкальной школе.


Примеров нетрадиционных уроков

Урок – соревнование.

Это обычный урок, но все формы работы на уроке выполняются двумя командами. Каждая команда выбирает командира, который назначает или предлагает участника предложенных заданий.

Задания соревнования – теоретические, практические, интонационные, слуховые, в том числе музыкальный диктант, сольфеджирование по нотам и наизусть.

На данном уроке учащиеся очень активны, эмоциональны, стараются показать больше положительных ответов, заработать высокие баллы. Каждая форма работы – как новая эстафета, оценивается в 5 баллов и вместо цифр на доске вешаются разноцветные магниты:

Красный – 5 баллов,

Синий – 4 балла,

Зеленый – 3 балла.

Такие уроки проводятся 1-2 раза в четверти. Выбираются 1-2 главные темы четверти и отрабатываются в виде соревнований.

Урок – игра «Умники и умницы».

Игра должна проводиться в конце учебного года на итоговом уроке.

Для учащихся 1, 2 классов игра проводится в упрощенной форме с предварительной жеребьевкой. Каждый ученик вытягивает карточку с номером своего выступления, а затем определяются команды.

В 1-ом классе учащиеся закрепляют теоретические знания и слуховые навыки по сольфеджио и слушанию музыки. После участия всех игроков выбираются из каждой команды выигравшие, победители соревнуются в финале, затем главный финалист играет в блиц-игре.

 

Сегодня образование должно формировать людей с новым типом мышления, инициативных творческих личностей, смелых в принятии решений. Применение инновационных форм занятий – это мощный стимул в обучение и сильная мотивация.

В педагогических научных исследованиях об игре даже появился термин «Эмоциональный ускоритель обучения». В настоящее время встает задача создания общеразвивающих программ обучения на основе обновления таких традиционных для ДМШ предметов музыкально-теоретического цикла (фигурирующих ныне в числе предпрофессиональных), как «Сольфеджио», «Элементарная теория музыки», «Музыкальная литература», «Слушание музыки». Всё более острой становится необходимость осовременивания методик и средств преподавания, приближения их к особенностям восприятия новых поколений детей и молодёжи. Не секрет, что нередко музыкально-теоретические предметы ведутся монотонно, сухо, неинтересно, максимально выхолащивая художественную составляющую предмета изучения, навевая скуку и отбивая охоту у детей к занятиям музыкой в целом.

И тут на помощь могут прийти новые ТСО — несущие элементы художественно оформленного наглядного видео-обучения. Зрительный ряд для учащегося в XXI веке играет более существенную роль по сравнению с прошлым. Да и для успешности функционирования каких-либо проектов в современной культурной жизни фактор наличия привлекающего внимание изображения становится очень важным. Помимо того, что электронно-цифровые технологии обеспечивают качественное и мобильное введение видео, они позволяют также создавать различные программные пособия интерактивного свойства — тестирующие, обучающие программы-тренажёры.

Всё шире входят в образовательную практику и интерактивные доски, позволяющие насытить процесс обучения школьников запоминающимися яркими образами и увлекательными игровыми моментами.

 Сложность в освоении предмета сольфеджио заключается в его комплексности – ведь он призван развивать у учащихся такие разнообразные навыки восприятия, как гармонический и мелодический слух, чувство ритма, формы, стиля. Можно сказать, что музыкально - компьютерные технологии – это целая творческая лаборатория, обладая неограниченными возможностями, неизменно вызывает интерес у учащихся, и это необходимо использовать на уроках сольфеджио. Появилась возможность использовать звучание различных инструментов для написания музыкальных диктантов, что способствует развитию тембрового слуха учащихся. Начиная с первого класса, МКТ можно использовать, как набор ударных инструментов для выполнения различных ритмических заданий: ритмических диктантов, к мелодии, прекрасный помощник в развитии творческих способностей. Творческие задания весьма разнообразны: сочинение мелодий, жанровых пьес, аранжировка, подбор сопровождения в различных жанрах, ритмическое варьирование мелодии. Использование МКТ на уроках сольфеджио – интересное и перспективное направление, которое еще предстоит развивать и внедрять в учебную практику.

Мультимедиа технологии за счёт новых форм подачи информации, её восприятия позволяют в несколько раз повысить эффективность и качество обучения, а на уроках в младших классах использование мультимедиа обеспечивает положительную мотивацию обучения, возможность проводить уроки на высоком эмоциональном уровне, облегчает запоминание материала. Мультимедийное пособие даёт возможность визуализировать учебный материал, он становится более понятным для детей и занимательным, вызывает яркие положительные эмоции.

 В психологии существует термин «эмоциональная приподнятость». Эта составляющая урока – залог успешного обучения и интереса к изучаемому предмету. В цифровом учебном пособии есть возможность объединить текст, звук, графику, фото, что позволяет не только надежно и надолго сохранять большие объемы информации, но и активнее развивать эстетический вкус учащихся. Кроме того, сюжеты видео пособий могут и должны выполнять задачи нравственного воспитания учащихся. Компьютерные технологии ни в коем случае не подменяют традиционное обучение, они лишь дополняют, совершенствуют классическую методику.

Применяя электронно-цифровые технологии важно максимально использовать их ресурсы для творческих форм обучения. У наиболее ярких представителей нынешнего направления в музыкально-теоретической педагогике музыкальный компьютер становится богатейшим кладезем именно таких возможностей. Во многом благодаря компьютерным технологиям получил большую известность новаторский образно-творческий метод преподавания сольфеджио с опорой на полихудожественные средства выразительности у Т. А. Боровик (Екатеринбург) и её единомышленников в разных городах страны и за рубежом, в частности, создающих и использующих мультимедийные пособия по сольфеджио и музлитературе:

При помощи компьютера, можно обеспечить наглядность в преподнесении любой учебной информации – презентации. Наглядным можно сделать не только занятие, посвященное объяснению музыкального материала, а также тренажер, тесты, использовать презентации различных информационных блоков в письменной работе ученика.

Фрагменты уроков, на которых используются мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип привлекательности.

 

Трехмерность, анимация, видео, звук, имитация традиционных изобразительных техник, интерактивность компьютерных программ позволяет эффективней развивать все виды восприятия и задействовать при проведении урока все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную. Это значительно повышает интенсивность проведения урока, а также способствует расширению межпредметных связей при изложении материала урока.

Интерактивный принцип музыкально-творческой деятельности дает широкие возможности приобщить, таким образом, к высокохудожественным музыкальным ценностям всех учащихся, способствует значительному повышению музыкальной культуры школьников.

Цель учебного пособия – показать, что инновационные методы развивают творческий потенциал, логическое мышление, а художественно-образные формы подачи заданий (стихи, ребусы, загадки, картинки) создают творческую атмосферу.

Уроки с использованием компьютерных и мобильных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными, что позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности и это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.011 с.)