Принципы формирования репертуара 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы формирования репертуара



Проблема репертуара – главнейшая эстетическая проблема исполнительского искусства – всегда была основополагающей в художественном творчестве. С репертуаром связана не только художественная направленность искусства, но и самый стиль исполнения. Репертуар как совокупность произведений, исполняемых тем или иным хоровым коллективом, составляет основу всей его деятельности, способствует развитию творческой активности участников, находится в непосредственной связи с различными формами и этапами работы хора, будь то репетиция или концерт, начало или вершина творческого пути коллектива. Репертуар влияет на весь учебно воспитательный процесс, на его базе накапливаются музыкально теоритические знания, вырабатываются вокально хоровые навыки. Поэтому вопрос о том, что включать в репертуар, является главным и определяющим в деятельности любого хора. От умелого подбора произведении заносит рост мастерства коллектива, перспективы его развития, всё что связано с исполнительскими задачами, то есть чем, как петь.

 Формирование мировоззрения исполнителен, расширение их жизненного опыта происходят через осмысление репертуара, поэтому высокая идейность того или иного произведения, предназначенного для хорового исполнения, есть первый и основополагающий принцип в выборе репертуара.

 Хорошая лирическая песня, построенная на народных интонациях, сюжетное полотно, раскрывающее историческое прошлое народа, шуточная песня, наполненная здоровым народными юмором, - всё это может послужить интересным материалом для воспитательной работы в коллективе. Даже произведения созерцательной, пейзажной лирики способны пробудить такие чувства, как доброта, отзывчивость, что безусловно помогает формированию человека гуманного, способного понять и оценить душевную красоту других людей.

Только то произведение способно по - настоящему сплачивать и воодушевлять людей, идейная зрелость которого подкреплена истинно художественным образом.

 Одно из ведущих мест в идейно художественном воспитании средствами хоровой музыки принадлежит классическому наследию, выдержавшему проверку временем и питающему современное искусство. Нельзя создавать новую культуру, не овладевая художественными ценностями прошлого. Однако, отбирая классический репертуар, надо помнить о требованиях современности, о задачах, стоящих перед нашим социалистическим обществом. Под критическим освоением классики надо понимать подход к репертуару с позиций актуальных задач советской деятельности. Без ощущения современности, «духа эпохи» невозможного создание новых творческих ценностей и освоение искусства прошлого. Примером такого подхода может служить программа концерта старинной русской хоровой музыки (XVI-XVIII вв) исполненного в 1966 году Республиканской русской хоровой капеллой под управление А. Юрлова. Классика основанная на народных истоках, формирует национальный характер музыкального мышления и у певцов, и у слушателей. Вместе с тем понятие музыкальной классики не ограничено узкими историческими и национальными рамками – к классике могут быть отнесены как произведения, созданные в далеком прошлом, так и современные произведения отечественных и зарубежных авторов. Главное, что отличает классические образцы, - это их высокая художественность, глубина содержания, идейная значимость и совершенство формы. Желательно, чтобы репертуар хоровой самодеятельности постоянно наполнялся новыми малоизвестными произведениями классики, не замыкался бы исполнением узкого круга какой либо одной части классического наследия.

 Задача репертуара – неуклонно развивать и совершенствовать музыкально образное мышление участников хора, их творческую активность, а так же обогащать интонационный слушательский опыт, общественную «музыкальную память». Это возможно только через обновление и расширение музыкального материала. Огромнейшие фонды классической хоровой музыки могут стать одним из значительных источников формирования репертуара современной хоровой работы.

 Другим существенным репертуарным источником является народная песня. Яркая мелодичность, ритмическая гибкость, богатство интонационных и динамических оттенков, вокальное удобство – эти качества делают народную песню незаменимым материалом для школы хорового пения. Пропаганда народных песен, как в подлинном, так и в обработанном виде имеет принципиально важное, значение, для творчества народных хоров, ибо народная песня в наибольшей степени близка и понятна широким массам.

 Серьёзный резерв для репертуарного пополнения составляют произведения советских композиторов. При этом доминирующей частью является советская массовая песня. Это правомерно, так как именно массовая хоровая песня успешно разрабатывает современную тематику, стремится отразить в доступной для исполнения форме различные стороны жизни советского человека – борца и труженика. Практически нет ни одного коллектива, который не исполнял бы песни советских авторов.

 Массовые песни – одни из основных источников репертуара. Лучшие из них отличаются глубиной содержания, гражданской направленностью, искренностью, благородством чувств, свежестью музыкального языка, они неразрывно связаны с традициями национальной песенной культуры. Жанр массовой хоровой песни способен быстро откликаться на важнейшие события, нести в жизнь светлые идеалы, вдохновлять людей на героические дела. Кроме того, массовые песни доступны широкому исполнению. В большинстве своём они представляют собой произведения куплетной формы (простой период или двух частность). Сольный запев, который всегда можно поручить исполнить группе певцов, чередуется с хоровым двух, трёх или четырёхголосным припевом. Обычно имеется сопровождение фортепиано или баяна, что облегчает пение. Повторяющийся в куплетах музыкальный материал, как правило, ясный, мелодичный. Тесситура хоровых голосов удобная. Массовую многоголосную хоровую песню легко аранжировать для двухголосного состава, то есть сделать в более упрощённом варианте. Освоить партитуру такого рода не составит особого труда даже для начинающего коллектива. За счёт массовых песен можно быстро пополнить репертуар.

 Перспективной линией в репертуаре можно считать обращение коллективов к местной теме. На клубной сцене всё чаще появляются «свои» песни, в которых рассказывается о местных событиях, фактах, конкретных героях. В этом проявлении неразрывной связи творчества с жизнью народа большая роль принадлежит самодеятельным авторам. В их произведениях наиболее полно отражаются местные певческие традиции, характер музыки и тематическая направленность. Наиболее талантливые авторы, опираясь с своём творчестве на местную тематику, музыкальный фольклор родного края с его характерными песенными интонациями, ритмикой и другими особенностями музыкально образного языка, а также на мелодико ритмическую основу советского массового песенного творчества, создают свои песни, близкие к народному стиля, мелодически ясные и проникновенные (песни братьев Заволокиных, Быкова, Титова, Федякина, Попова и многих других).

Руководитель обязан помнить, что при формировании репертуара необходим строгий качественный отбор, особенно любительских сочинений, часто имеющих серьёзные художественные и технические недостатки. Установка на исполнение преимущественно таких любительских песен тормозит творческое продвижение коллектива. Пение в большом количестве произведений одного, какого либо автора не может принести такой пользы, которая возможна лишь при тематическом, жанром и стилистическом разнообразии репертуара. Многие народные хоры большую часть своей программы исполняют с сопровождением. Аккомпанемент при разучивании и исполнении хорового произведения играет важную роль. Он поддерживает, дополняет, украшает хоровое значение, а в ряде случаев, когда сопровождение ведёт самостоятельную партию, оно является одним из важных средств музыкальной выразительности. Сопровождение значительно облегчает исполнение, помогает хору не только выдерживать правильный темп, ритм, но и чисто интонировать. Поэтому на начальном этапе работы хора полезно петь произведение с сопровождением.

Вместе с тем хормейстер должен ставить перед коллективом задачу овладения навыками хорового пения без сопровождения. Эта форма исполнения всегда составляла одну из ценнейших национальных особенностей русского хорового искусства.

 Пение а cappella требует от хора высокой исполнительской культуры, технического мастерства, оно оказывает сильное эмоционально художественное воздействие не только на слушателей, но и на самих поющих. Возможности пения а cappella чрезвычайно велики, о чём свидетельствует вся история русской хоровой культуры. Его художественное значение для развития хорового искусства трудно переоценить.

В хоровой практике эту традицию следует поддерживать. Произведения а cappella должны составлять значительную часть репертуара хора. Необходимо овладеть этой формой хорового исполнения, совершенствовать развитое многоголосное пение.

 Навыки пения без сопровождения приобрести непросто. Но именно оно в полной мере музыкально развивает певцов, так как в процессе многоголосного исполнения а cappella наиболее активно совершенствуются гармонический слух, чистота интонации, чувство лада, вокально хоровая техника. Поэтому не только коллективам стабильным, с большим стажем работы, но и начинающим необходимо учиться петь без сопровождения. Репертуар должен быть разнообразным по тематике, жанров исполняемых произведений, их стилистическим особенностям, формам строения, художественным средствам музыкального языка. Разноплановые по тематике, кругу образов произведения должны в то же время подбираться в таком сочетании, при котором было бы возможно составление из них единых, цельных по композиции концертных программ. Параллельная работа над музыкально контрастными произведениями может обеспечить разностороннее вокально исполнительское развитие участников хора. Большое значение имеет принцип доступности репертуара, то есть соответствие технических трудностей конкретного произведения исполнительским возможностям певцов, вокально хоровому составу самодеятельного коллектива. Количество певцов влияет на силу звучности поэтому, если взять партитуру насыщенного звучания для исполнения небольшим хором, вряд ли она прозвучит убедительно, здесь может возникнуть опасность форсированного звука, перенапряжения голосовых связок, потери тембра, быстрого изнашивания голосов.

 Многие народные хоры. Особенно смешанные, хотя и имеют состав хоровых партий, неравноценны по количеству и качеству звучания. Из за малочисленности мужской группы, либо из за слабо развитых навыков многоголосного пения, такие хоры делятся часто только на три группы голосов (женские – сопрано и альты – и одна мужская группа). В этом случае необходимо особо учитывать рабочий диапазон мужской партии поющей в унисон, и подбирать доступные ей произведения. Смешанное трёхголосие, при котором малочисленный состав мужских голосов объединён в одну партию, звучит достаточно компактно, а с точки зрения ансамбля между партиями – вполне уравновешенно и стройно. Для народного хорового исполнения такой состав вполне ограничен, так как соответствует структуре хоровых партитур народных песен.

 Руководитель народного хора часто зависит от ряда объективных причин, которые диктуют тот или иной состав хора. И часто случается, что руководитель не в силах создать такой состав коллектива, какой бы ему хотелось. Он бывает, связан условиями, определяющими и качественный и количественный состав коллектива, который может быть маленьким или большим, однородным (женским, мужским) или смешанным (полным, не полным). Поэтому, подбирая репертуар, руководитель часто вынужден приспосабливаться то или иное произведение к имеющему составу хора. Вот почему хормейстер должен знать основные принципы хоровой аранжировки и уметь переложить выбранную им партитуру на свой состав.

 Руководители народных хоров, придерживающихся областных певческих манер исполнения, также вынуждены прибегать к аранжированию. Благодаря аранжированию многие лучшие образцы хоровой и вокальной музыки широко исполняются. Вместе с тем известно, что всякого рода изменения, даже самые незначительные, способны нарушить характер музыки, стиль произведения, исказить его сожержание. Поэтому делать переложения следует только на основе хороших знаний приёмов и способов хорового аранжирования.

При составлении репертуара необходимо соблюдать принцип «от простого к сложному». В ряде случаев целесообразно включать в репертуарный план произведения, которые помогают решению конкретных учебных задач в коллективе. Например, для певческого развития отдельных групп хора хорошо подбирать такие произведения, в которых этим группам поручаются сольные партии. Чтобы усилить звучание женской группы хора, сделать её более яркой, монолитной, хор может включить в свою программу скажем, обработки русских народных песен Лядова для женского хора. Число таких специально «учебных» произведений, должно быть ограниченным – надо уметь развивать отдельные хоровые партии и хор в целом на общей для всех программе.

 У каждого хорового коллектива со временем вырабатывается определённое репертуарное направление, накапливается репертуарный багаж, соответствующий составу участников, певческой манере, творческим задачам. Достигнув определённых вершин, накопив достаточный потенциал для нового роста исполнительского мастерства, творческий коллектив ищет почву для своего развития в более сложном репертуаре. В этом смысле репертуар всегда должен быть, как бы нацелен на перспективу, его постоянно надо в определённом смысле одолевать.

 Развиваясь параллельно, каждое из этих двух направлений в течении столетий выкристаллизовывало свои характерные черты, отличительный мелодический язык, ладовую основу и ритмическую организацию, особенности манеры пения, которые дошли до настоящего времени, сохранив национальное своеобразие. В современной практике хорового исполнительства эти два направления продолжают развиваться в профессиональном и самодеятельном творчестве.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 971; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.65.134 (0.013 с.)