Упражнения по развитию и увеличению диапазона. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения по развитию и увеличению диапазона.



Вокальные диапазоны (бас-тенор-альт-сопрано) обычно делят по 2 октавы. Допустим, мы учитываем не только нормальный регистр голоса, но и фальцет - это еще примерно 1 октава вверх для мужчин. Для женских голосов фальцет дает небольшой прирост диапазона. Итого есть 3 октавы: это хорошо тренированный певческий голос с учетом фальцета. Уверенный голос без фальцета от 2 до 3 октав - это уже хорошие данные + очень хорошая тренировка.

1. Это упражнение лучше выполнять стоя.:)

Итак, Вы стоите ровно! Грудь приподнята! Живот втянут и расслаблен! Плечи опущены и расправлены. На лице – широкая улыбка от души!:) Да, при выполнении этого упражнения – очень важно сохранять улыбку на лице – так будет эффективнее! А теперь, представьте себе Останкинскую телебашню! И вот теперь — начинаете плавно рычать с самых нижних звуков до максимально верхних (включая фальцетные)! Ваш голос идет медленно и ПЛАВНО вверх, как останкинский ЛИФТ. На самом верху – остановка. Повторите упражнение не менее 8 раз.:) А потом, тоже самое – только движение с самого верха – вниз! Тоже 8 раз. Вы можете ощутить как на низких звуках голос идет из груди. На средних – от лица. И на самых верхних – из затылка. Почувствуйте это. При этом очень важно сохранить расслабление мышц гортани и плавное звучание. Момент перехода на фальцетное звучание и обратно не должен быть заметен для слуха. Если сразу у Вас не получится плавного звука – ничего страшного. Выполняйте это упражнение каждый день – и Вы почувствуете как расширяется Ваш диапазон и насколько свободнее и сочнее звучит Ваш голос.

2. Упражнение «Колокала». Имитируйте звучание большого колокола и на самом низком своём регистре произносите БОМММММ. Далее имитируйте звучание маленького колокольчика и произносите на самом высоком регистре бим – бом – бим – бом

Поочерёдно без пауз произносите БОМММММ, а потом бим – бом – бим – бом.

 

3. Упражнение «Маляр»

 

 «Краской крашу я карниз:

Вверх и вниз, вверх и вниз

Вот и выкрашен карниз».

 

Постарайтесь произнести первые 2 строчки следующим образом: махайте правой рукой вверх-вниз и каждое слово произносите на разной высоте. 3 строчку произнесите как резюме.

 

4. Упражнение «Лестница». Перед вами небольшое стихотворение:

 

По тропинке узкой горной. Вместе с песенкой задорной

Мы с тобой идём в поход. За горой нас солнце ждёт.

Наш подъём всё выше, круче. Вот шагаем мы по тучам,

За последним перевалом. Нам на встречу солнце встало.

 

Ваша задача заключается в том, чтобы прочитать каждую строчку так, будто вы шагаете по лестнице, в данном случае, диапазонной лестнице. Последнее слово этого стихотворения должны быть произнесено на предельной для вас высоте голоса.

Маленькая рекомендация: Для того, чтобы овладеть перспективой распределения высоты голоса, не повышайте быстро голос, рассчитайте его так, чтобы хватило на все строчки, для этого высотные интервалы должны быть небольшими.

 

5. Упражение «Прыжок». Вот текст, он же - литературное описание прыжка:

 

Разбег… прыжок.. и вот лечу, головой «загиб круч»… теперь мне надо опуститься., Чтоб ставить точку … научиться.

 

Ваша задача нарисовать голосом линию прыжка, причём, поднимаясь и опускаясь, ваш голос должен звучать свободно и легко.

 

6. Упражнение «Голосовая гимнастика».

 Всё, что вам нужно делать – читать стихотворение и делать при этом физические упражнения. Не ленитесь, попробуйте, это действительно работает…

 

Исходное положение: ноги на ширине плеч – вдох, на выдохе – прочтите

 

- Ох, чечётку раз по сорок

Наклонитесь вперёд, руки вверх, прочтите интонационно выше:

- Выбивай с утра, топор,

Наклонитесь ещё выше, руки поднимите выше и прочтите интонационно выше

- Чтоб встал скорей посёлок

 В этом же положении – вдох, прочтите ниже

- К дому дом, к двору двор

 

 

        Поднимитесь выше, руки вверх и прочите ниже

- К новоселью новоселье

Вернитесь в исходное положение и прочтите ещё ниже

- К тыну тын, к дыму дым

 

Вывод. Выполняйте упражнения ежедневно или в перерыве распевки хора, со временем вы добьётесь хороших результатов…главное не забывать, что всегда нужно сохранять высокую позицию (мимика лица должна быть приподнята, на улыбке).


Заключение

 

В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были получены следующие результаты.

1. Показана актуальность развития вокально-хоровых навыков у участников хора.

2. Развитие вокально-хоровых навыков глубоко взаимосвязано с развитием мышления, наблюдательности, памяти, воображения, внимания и воли, и другими свойствами личности; способствует улучшению человеческих качеств, а также укрепляет здоровье через дыхательную и сердечно-сосудистую системы участника хора.

Вовлечение учащихся в музыкальный творческий процесс в доступной каждому форме пения способствует формированию общей музыкальной культуры, приобщает к подлинным нравственным и моральным ценностям, чем ослабляет разрушающее действие на личность средств массовой информации и уличной среды.

2. Анализ особенностей развития голоса в народном хоре показал, если правильно выполнять все задачи педагога, у голоса есть свойство звучать профессионально и на высоком уровне. Здесь необходим индивидуальный подход к каждому ученику.

3. Основными вокально-хоровыми навыками являются: звукообразование, певческое дыхание, артикуляция, дикция и эмоциональная выразительность исполнения, диапазон. В процессе пения все навыки проявляются во взаимосвязи.

При работе над звукообразованием важно следить за свободным и непринуждённым состоянием гортани, дыхательных и лицевых мышц, приучать к максимальному использованию резонаторных систем, формировать правильную певческую установку, учить петь напевно, протяжно, легким и светлым звуком.

Из известных типов певческого дыхания целесообразно приучать учащихся к смешанному типу, постепенно совершенствуя в процессе владение его основными элементами.

В работе над певческой артикуляцией и дикцией необходимо использовать специальные упражнения для правильного воспроизведения гласных и согласных звуков.

Слуховое внимание и самоконтроль, а также эмоциональная выразительность развиваются в едином комплексе с другими вокально-хоровыми навыками.

Практика свидетельствует об огромном внимании со стороны педагогов к процессу овладения знаниями и навыками в процессе обучения пению. Это обучение никогда не ограничивалось чисто техническими вокально-хоровыми навыками, а предусматривало навыки, связанные с выразительностью и убедительностью исполнения.

 Выразительность исполнения выступает как условие эстетического воспитания участников хора средствами вокального искусства и достигается за счёт: мимики, выражения глаз, жестов и движений; богатства тембровых красок голоса; динамических оттенков и отточенности фразировки; чистоты интонирования; разборчивости и осмысленности дикции; темпа; пауз и цезур, имеющих синтаксическое значение. Выразительность исполнения формируется на основе осмысления содержания музыкального произведения и его эмоционального переживания исполняющих.

4. Коллективный характер обучения пению больших групп учащихся с разными музыкальными способностями, специфические приёмы обучения хоровому пению, особенности организации обучения привели к необходимости разработки специальных методических приёмов для обеспечения эффективности воспитания вокально-хоровых навыков в системе урочных занятий.

В данной работе были рассмотрены следующие методы и приёмы:

- цепного дыхания

- приёмы чистого и чёткого произношения текста. Работа над дикцией

- метод постепенного наращивания силы и сложности звука, атака звука;

- приёмы разных распевок для более правильного, лёгкого и звучного исполнения.

В методике особое место отводится вокально-хоровым упражнениям. При этом важно соблюдать постепенность в усложнении заданий и опираться на специальные методические принципы (поддержание интереса у учащихся, пение без сопровождения, личный показ и объяснение педагога, сознательное овладение навыками, сочетание коллективного и индивидуального пения).

Как показала выполненная квалификационная работа, специалистами разработано много качественных и проверенных методик по развитию вокально-хоровых навыков. Основная задача учителя– грамотно применять разработанные материалы и прививать любовь к народному пению. Важно, чтобы подростки; слушающие сейчас, в основном, простые мелодии попсовых песен или реп, в котором пения нет вообще; познакомились с богатым наследием народной и фольклорной музыкальной культуры, оценили, полюбили и захотели сами приобщиться к её исполнению. Таким образом, учитель музыки сможет расширить сферу практики пения, привить интерес к хоровому народному пению, научит петь правильно и красиво, воспитает хороший музыкальный вкус у своих учеников.

Песня — это драгоценная область музыкально-поэтического искусства. «В известном смысле можно сказать, — пишет Д. Б. Кабалевский, — что с песни начинается и на песню опирается почти вся музыка». Поэтому так важно, чтобы наши ученики полюбили песню, умели ее красиво и правильно исполнять, чтобы несли песенную культуру в жизнь


Библиография.

1. Абдуллин Э.Б., Методология педагогики музыкального образования: Учебник для вузов. Изд. 3-е, испр., доп. – М., 2010. 

2.  Алмазов Е.И. О возрастных особенностях певческого голоса у дошкольников, школьников и молодёжи. В кн.: Развитие детского голоса.- М., 1963.

3. Асафьев, Б.В. Речевая интонация / Б.В. Асафьев. - М.- Л., 1965.

4. Аспелунд, Д. JI. Основные вопросы вокально — речевой культуры Текст. / Д. JL Аспелунд. — М., 1933.

5.  Аспелунд, Д.Л. Развитие певца и его голоса. - М., 1952.

6. Бочкарев, Л. Л. Психология музыкальной деятельности Текст. / Л. Л. Бочкарев. М., 2006.

7. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение.- СПб., Музыка, 2000.

8. Вербов А.М. “Техника постановки голоса» изд. Планета музыки, 2020 г.

9. Виноградов К.П. Работа над дикцией в хоре.- М., Музыка, 1967.

10. Вопросы вокальной педагогики. Вып. 1 - 6. -М., 1962 - 1982.

11. Григорьева, Н.Н. Применение основ системы К.С. Станиславского в работе с народным хором // Культура. Искусство. Образование: проблемы и перспективы развития: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Смоленск, 28 января 2003 г.). – Смоленск: Издательство СГИИ, 2003. – С. 229-234.

12. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. Пед. репертуар. М.: Музыка, 1987

13. Дмитриев Л.Б.Основы вокальной методики М.М.-1985

14. Дмитриева Л.. Вопросы вокальной педагогики. 1982

15. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж.- СПб., Лань, 1997.

16. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки.- Новосибирск, Наука, 1991.

17. Живов В. Хоровое исполнительство. Теория, методика практика. Уч-е пособие для вузов. М.Владос 2003г.

18. Камаев, А.Ф. Народное музыкальное творчество: учебное пособие. / А.Ф. Камаев, Т.Ю. Камаева – М.: Изд.центр «Академия», 2005. – 304 с.

19. Малинина Е.. Вокальное воспитание детей. 1989

20. Мешко, Н.К. Вокальная работа с народными певцами / Клубные вечера. Вып. 11. - М.: 1976.

21. Мешко, Н.К. Искусство народного пения. Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения. Часть 1. - М.: НОУ "Луч", 1996. - 43 с. 27

22. Мешко, Н.К. Искусство народного пения. Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения. Часть 2. - М.: НОУ "Луч", 2000.

23. Мешко, Н. Система распеваний, как основное звено профессиональной школы народного пения. - Рукопись, РАМ 1995 - 60

24. Мешко Н.К. «О вокальной работе с исполнителями русских народных песен» жур.«Клубные вечера» Вып. 11 Песни, хоры, пьесы для русских народных инструментов под об. ред. А.Абрамского "Советский композитор", 1976г. номер с3628к

25. Мороз В.П.. Тайна вокальной речи. 1990

26. Народно-певческое образование в России / Сборник материалов. – М., 2009.

27. Особенности работы с коллективом народного пения. Методические рекомендации для руководителей коллективов народного пения г. Ростов-на-Дону 2012 г.

28. Спутник учителя музыки / С.С.Балашова, В.В.Медушевский, Г.С.Тарасов и др., Сост. Т.В.Челышева.- М.: Просвещение, 1993

29. Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 15.- М., Музыка, 1982 

30. Ушинский К.Д. Собрание сочинений Константина Дмитриевича Ушинского в Электронной библиотеке НПБ им. К. Д. Ушинского

31.  Христиансен, Л. Работа с народными певцами / Л. Христиансен // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 5. — М.: 1976. 

32. Цыпин, Г. М. Музыкально исполнительское искусство: теория и практика Текст. / Г. М. Цыпин. - СПб., 2001. - 320 с.

33. Чабан, С.Н. Особенности работы над дикцией в народно-певческом коллективе / Учебнометодическое пособие / С.Н. Чабан. – Орел: ОГИИК, 2007. – 31 с.

34. Шамина Л. «Работа с народным самодеятельным коллективом»

35. Яковлев А.С.. Вопросы вокальной педагогики. 1985

 


[1] МЕШКО Н. К. О вокальной работе с исполнителями русских народных песен. Клубные вечера Выпуск 11 Песни, хоры, пьесы для русских народных инструментов. Под общей редакцией А.Абрамского "Советский композитор", 1976г. номер с3628к

[2] Жур Е.В. Методическая разработка "Развитие вокально-хоровых навыков" Волхов, 2018



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.038 с.)