Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие вокальных навыков народного пения в детском хоре

Поиск

Развитие диапазона на уроке хора.

Певцы - люди, в профессии которых голос играет ключевую роль. Умению красиво «играть» собственным тембром, словно вибрируя им, придает живому пению еще большее очарование. Как увеличить диапазон голоса, приобрести способность легко и непринужденно изменять его звучание?

Заключение

 

В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были получены следующие результаты.

1. Показана актуальность развития вокально-хоровых навыков у участников хора.

2. Развитие вокально-хоровых навыков глубоко взаимосвязано с развитием мышления, наблюдательности, памяти, воображения, внимания и воли, и другими свойствами личности; способствует улучшению человеческих качеств, а также укрепляет здоровье через дыхательную и сердечно-сосудистую системы участника хора.

Вовлечение учащихся в музыкальный творческий процесс в доступной каждому форме пения способствует формированию общей музыкальной культуры, приобщает к подлинным нравственным и моральным ценностям, чем ослабляет разрушающее действие на личность средств массовой информации и уличной среды.

2. Анализ особенностей развития голоса в народном хоре показал, если правильно выполнять все задачи педагога, у голоса есть свойство звучать профессионально и на высоком уровне. Здесь необходим индивидуальный подход к каждому ученику.

3. Основными вокально-хоровыми навыками являются: звукообразование, певческое дыхание, артикуляция, дикция и эмоциональная выразительность исполнения, диапазон. В процессе пения все навыки проявляются во взаимосвязи.

При работе над звукообразованием важно следить за свободным и непринуждённым состоянием гортани, дыхательных и лицевых мышц, приучать к максимальному использованию резонаторных систем, формировать правильную певческую установку, учить петь напевно, протяжно, легким и светлым звуком.

Из известных типов певческого дыхания целесообразно приучать учащихся к смешанному типу, постепенно совершенствуя в процессе владение его основными элементами.

В работе над певческой артикуляцией и дикцией необходимо использовать специальные упражнения для правильного воспроизведения гласных и согласных звуков.

Слуховое внимание и самоконтроль, а также эмоциональная выразительность развиваются в едином комплексе с другими вокально-хоровыми навыками.

Практика свидетельствует об огромном внимании со стороны педагогов к процессу овладения знаниями и навыками в процессе обучения пению. Это обучение никогда не ограничивалось чисто техническими вокально-хоровыми навыками, а предусматривало навыки, связанные с выразительностью и убедительностью исполнения.

 Выразительность исполнения выступает как условие эстетического воспитания участников хора средствами вокального искусства и достигается за счёт: мимики, выражения глаз, жестов и движений; богатства тембровых красок голоса; динамических оттенков и отточенности фразировки; чистоты интонирования; разборчивости и осмысленности дикции; темпа; пауз и цезур, имеющих синтаксическое значение. Выразительность исполнения формируется на основе осмысления содержания музыкального произведения и его эмоционального переживания исполняющих.

4. Коллективный характер обучения пению больших групп учащихся с разными музыкальными способностями, специфические приёмы обучения хоровому пению, особенности организации обучения привели к необходимости разработки специальных методических приёмов для обеспечения эффективности воспитания вокально-хоровых навыков в системе урочных занятий.

В данной работе были рассмотрены следующие методы и приёмы:

- цепного дыхания

- приёмы чистого и чёткого произношения текста. Работа над дикцией

- метод постепенного наращивания силы и сложности звука, атака звука;

- приёмы разных распевок для более правильного, лёгкого и звучного исполнения.

В методике особое место отводится вокально-хоровым упражнениям. При этом важно соблюдать постепенность в усложнении заданий и опираться на специальные методические принципы (поддержание интереса у учащихся, пение без сопровождения, личный показ и объяснение педагога, сознательное овладение навыками, сочетание коллективного и индивидуального пения).

Как показала выполненная квалификационная работа, специалистами разработано много качественных и проверенных методик по развитию вокально-хоровых навыков. Основная задача учителя– грамотно применять разработанные материалы и прививать любовь к народному пению. Важно, чтобы подростки; слушающие сейчас, в основном, простые мелодии попсовых песен или реп, в котором пения нет вообще; познакомились с богатым наследием народной и фольклорной музыкальной культуры, оценили, полюбили и захотели сами приобщиться к её исполнению. Таким образом, учитель музыки сможет расширить сферу практики пения, привить интерес к хоровому народному пению, научит петь правильно и красиво, воспитает хороший музыкальный вкус у своих учеников.

Песня — это драгоценная область музыкально-поэтического искусства. «В известном смысле можно сказать, — пишет Д. Б. Кабалевский, — что с песни начинается и на песню опирается почти вся музыка». Поэтому так важно, чтобы наши ученики полюбили песню, умели ее красиво и правильно исполнять, чтобы несли песенную культуру в жизнь


Библиография.

1. Абдуллин Э.Б., Методология педагогики музыкального образования: Учебник для вузов. Изд. 3-е, испр., доп. – М., 2010. 

2.  Алмазов Е.И. О возрастных особенностях певческого голоса у дошкольников, школьников и молодёжи. В кн.: Развитие детского голоса.- М., 1963.

3. Асафьев, Б.В. Речевая интонация / Б.В. Асафьев. - М.- Л., 1965.

4. Аспелунд, Д. JI. Основные вопросы вокально — речевой культуры Текст. / Д. JL Аспелунд. — М., 1933.

5.  Аспелунд, Д.Л. Развитие певца и его голоса. - М., 1952.

6. Бочкарев, Л. Л. Психология музыкальной деятельности Текст. / Л. Л. Бочкарев. М., 2006.

7. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение.- СПб., Музыка, 2000.

8. Вербов А.М. “Техника постановки голоса» изд. Планета музыки, 2020 г.

9. Виноградов К.П. Работа над дикцией в хоре.- М., Музыка, 1967.

10. Вопросы вокальной педагогики. Вып. 1 - 6. -М., 1962 - 1982.

11. Григорьева, Н.Н. Применение основ системы К.С. Станиславского в работе с народным хором // Культура. Искусство. Образование: проблемы и перспективы развития: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Смоленск, 28 января 2003 г.). – Смоленск: Издательство СГИИ, 2003. – С. 229-234.

12. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. Пед. репертуар. М.: Музыка, 1987

13. Дмитриев Л.Б.Основы вокальной методики М.М.-1985

14. Дмитриева Л.. Вопросы вокальной педагогики. 1982

15. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж.- СПб., Лань, 1997.

16. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки.- Новосибирск, Наука, 1991.

17. Живов В. Хоровое исполнительство. Теория, методика практика. Уч-е пособие для вузов. М.Владос 2003г.

18. Камаев, А.Ф. Народное музыкальное творчество: учебное пособие. / А.Ф. Камаев, Т.Ю. Камаева – М.: Изд.центр «Академия», 2005. – 304 с.

19. Малинина Е.. Вокальное воспитание детей. 1989

20. Мешко, Н.К. Вокальная работа с народными певцами / Клубные вечера. Вып. 11. - М.: 1976.

21. Мешко, Н.К. Искусство народного пения. Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения. Часть 1. - М.: НОУ "Луч", 1996. - 43 с. 27

22. Мешко, Н.К. Искусство народного пения. Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения. Часть 2. - М.: НОУ "Луч", 2000.

23. Мешко, Н. Система распеваний, как основное звено профессиональной школы народного пения. - Рукопись, РАМ 1995 - 60

24. Мешко Н.К. «О вокальной работе с исполнителями русских народных песен» жур.«Клубные вечера» Вып. 11 Песни, хоры, пьесы для русских народных инструментов под об. ред. А.Абрамского "Советский композитор", 1976г. номер с3628к

25. Мороз В.П.. Тайна вокальной речи. 1990

26. Народно-певческое образование в России / Сборник материалов. – М., 2009.

27. Особенности работы с коллективом народного пения. Методические рекомендации для руководителей коллективов народного пения г. Ростов-на-Дону 2012 г.

28. Спутник учителя музыки / С.С.Балашова, В.В.Медушевский, Г.С.Тарасов и др., Сост. Т.В.Челышева.- М.: Просвещение, 1993

29. Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 15.- М., Музыка, 1982 

30. Ушинский К.Д. Собрание сочинений Константина Дмитриевича Ушинского в Электронной библиотеке НПБ им. К. Д. Ушинского

31.  Христиансен, Л. Работа с народными певцами / Л. Христиансен // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 5. — М.: 1976. 

32. Цыпин, Г. М. Музыкально исполнительское искусство: теория и практика Текст. / Г. М. Цыпин. - СПб., 2001. - 320 с.

33. Чабан, С.Н. Особенности работы над дикцией в народно-певческом коллективе / Учебнометодическое пособие / С.Н. Чабан. – Орел: ОГИИК, 2007. – 31 с.

34. Шамина Л. «Работа с народным самодеятельным коллективом»

35. Яковлев А.С.. Вопросы вокальной педагогики. 1985

 


[1] МЕШКО Н. К. О вокальной работе с исполнителями русских народных песен. Клубные вечера Выпуск 11 Песни, хоры, пьесы для русских народных инструментов. Под общей редакцией А.Абрамского "Советский композитор", 1976г. номер с3628к

[2] Жур Е.В. Методическая разработка "Развитие вокально-хоровых навыков" Волхов, 2018

РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ НАРОДНОГО ПЕНИЯ В ДЕТСКОМ ХОРЕ

Выпускная квалификационная работа

по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование»

Профиль (специализация) «Музыка»

 

Научный руководитель

кан. социол. наук, доцент

О.А. Немова

 

 

Нижний Новгород 2020


Содержание

 

Введение. 3

1 глава. Историко-теоретические аспекты развития вокальных навыков народного пения. 6

1.1 Психолого-педагогические условия работы с детским народным хором. 8

1.2 Пути формирования вокальных навыков народного пения у детей: звукообразование, позиция звука. 10

1.3 Специфика обучения ансамблевому и хоровому народному пению в детском возрасте. 17

2 глава. Организация, содержание и методика проведения экспериментальной работы по постановке голоса в народном хоре. 20

2.1 - Методика вокального обучения участников хора. 35

2.2 Распевка. Вокально хоровые упражнения. 46

2.3 Развитие диапазона на уроке хора. 65

Заключение……………………………………………………………………….72

Список используемой литературы и источников……………………………...76

 

 


Введение

В наше время российское общество переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Духовный кризис проявляется в нарушении воспитания, в разрыве связей и традиций между старшим и младшим поколением. Поэтому для сохранения национального самосознания очень важно возрождать преемственность поколений, передавать подрастающему поколению те нравственные устои, патриотические настроения, которые пока еще живы в людях старшего поколения.

Преодолению духовного кризиса способствует привлечение детей к художественно-эстетическому творчеству, приобщение к ценностям музыкальной культуры, в том числе и народной культуры, фольклора, начиная с раннего возраста, когда идет активное формирование личности.

Фольклор активно использовался в народной педагогике, как художественная форма отражения нравственно-эстетических идеалов народа. Народные песни, сказки, игры, пословицы, поговорки и пр. – весь богатейший запас художественного народного творчества составлял питательную почву для нравственно эстетического развития детей.

В настоящее время возрос рост количества детских певческих коллективов, расширилась их концертно-исполнительская деятельность, поэтому возросла необходимость обращения к истокам народного искусства.

Сегодня главная задача художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения – повернутся лицом к народной музыке, с самого раннего возраста, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются умения, навыки и способности.

Обучение вокалу – это не только приобретение определенных навыков и умений. В процессе обучения пению развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности ребенка.

Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Само слово "вокал" в переводе с итальянского языка обозначает «голос». Однако сам голос, по сути, является всего лишь инструментом, в то время как искусство пения гораздо сложнее и шире одного звуковедения. Искусство пения рисует в нашем воображении определенные образы, отражает наши эмоциональные состояния. В процессе пения принимает участие не только звук, но, и что не менее важно, - осмысленное слово. Вокал необходимо рассматривать как некий технологический процесс художественного пения, важнейший инструмент творчества, интерпретации идей, эмоций и смысловой нагрузки музыкального произведения, определяющий индивидуальную манеру исполнения. Занятие вокалом – это не только постановка голоса, это творческий процесс, который раскрепощает воображение творческого человека.

Поэтому целью моего исследования является: развитие голоса в детском народном хоре или ансамбле.

Задачи исследования:

•   работа над развитием голоса и его диапазоном;

•   рассмотреть совокупность вокально-хоровых упражнений для постановки народного голоса, его развития у детей;

•   осуществить и обобщить опытно-поисковую работу.

Объект исследования: процесс формирования исполнительских умений и навыков в народном хоре или ансамбле.

Предмет исследования: принципы и методы формирования, процесс развития вокально-хоровых навыков.

Методы исследования: анализ музыкально-психологической, музыкально-педагогической, специальной вокальной литературы по проблеме исследования; музыкально-педагогический анализ теоретического материала; опытно-экспериментальная работа, наблюдение, интерпретация результатов экспериментального исследования, обобщение.

База исследования: Образцовый ансамбль народной песни «Горница».

Общая методология предполагает формирование у детей творческой личности, которая способна вести созидательную деятельность. Данная работа опирается на анализ и обобщение передового опыта ведущих педагогов и методистов.

 


Глава 1. Историко-теоретические аспекты развития вокальных навыков народного пения

Разнообразие русской песни требовало и различного воплощения. Характерной особенностью протяжной русской песни является глубина содержания, психологизм и неразрывная связь слова с музыкой. Слово в песне является ведущим, оно и определяет характер мелодии. Как говорят сказители былин – песня сказывается, а напев приходит сам. Широкие протяжные русские песни требовали, прежде всего, глубины и проникновенности исполнения, а это в свою очередь – наполненного звучания, ровности и красоты тембра, большого дыхания. Игривые, гротесковые, брызжущие юмором песни-скороговорки вырабатывали у народных певцов чеканную дикцию, умение четко донести слово. Одной из особенностей русской народной песни являются ее своеобразные украшения, которые поются на какую-нибудь гласную или слог. Эти украшения русской песни – всегда составная часть мелодии, входящая в ее существо, - это выражение определенных эмоций, а отнюдь нежелание продемонстрировать технические возможности голоса. Народно песенное творчество есть тот первоисточник, который заложил основу русской музыкальной культуры. В России коллективное пение, как никакое другое искусство, всегда было близким народу, и уже в   XV веке оно достигло высокого уровня развития.

Характеризуя русское народное хоровое пение, следует отметить, прежде всего его многоголосную основу, использование примарных звуков, наиболее удобных и естественно звучащих в певческом диапазоне. Певцы гибко «ладили» между собой, поэтому пение отличалось слитностью звучания, чистотой интонирования. Выразительная интонация слова, распевность мелодии, которая насыщалась тембровыми красками, придавали народному пению особую теплоту, проникновенность и задушевность.

Русское народное пение вытекает из естественной живой интонации речи, звуковая волна как бы подчиняется смыслу пропиваемого слова. Звукообразование является лишь следствием потребности выразить мысль определённым словом, а чувство – интонацией. При этом певец стремится к наибольшему музыкально драматургическому единству слова и напева, звук и тембр становится средством выразительности. Голос как бы присутствует рядом со словом, но никогда не превалирует над ним. Слово в русском пении всегда было предметом особой заботы. Манера исполнения русских хоров характеризуется прежде всего бережным отношением к слову. Через слово, его выразительную интонацию народ передавал свои чувства – радость и разумье о жизни, раскрывал своё душевное богатство и глубину характера. Благодаря этому пение приобрело богатство и глубину характера. Благодаря этому пение приобрело глубокую осмыслённость и искренность. Именно на основе народного пения исторически развивались высокая профессиональная хоровая культура России и профессиональное музыкальное образование, зародившееся в недрах церкви.

Развивалась одновременно народная и культовая музыка, естественно переплетаясь меж собой и находились в тесной связи. Исследователи обнаруживают много общего в логике развития, интонационном и ладовом языке отдельных песнопений и народных напевов. При этом главной характерной чертой отмечают песенное начало, распевность, тот фундамент, на котором развивалась вся русская музыкальная культура прошлого и который лежит в основе нашей современной советской музыки.

Особенно ярко обозначились принципы русской певческой школы во второй половин XIX столетия, в эпоху общественного подъёма, когда демократическое движение в литературе и искусстве выдвинуло большие общенациональные задачи. Распевность в этот период становится ещё более характерной и самобытной стороной русского хорового исполнения, которое отличается так же непринуждённой и свободной подачей звука, чистотой интонации динамически ровного и тембрового слитного органного звучания. Таким образом, русское хоровое исполнительство формировалось в двух основных направлениях народном пении, положившем начало развитию всей национальной музыкальной культуры, и церковном пении, с освоением которого связано создание русской профессиональной школы хорового исполнения, возникновение и развитие музыкально теоретической мысли, достигшей особенно ведения, и с другой – общей направленностью художественной деятельности коллектива.

Техника хорового исполнения складывается из навыков двух порядков

а) сенсорных, связанных с эмоциональной сферой вокального хорового искусства, слуховым восприятием музыки и эмоционально волевым началом в передаче её, б) двигательных, связанных с механической работой певческого аппарата (у певцов) и дирижёрского аппарата (у хормейстеров).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.159.163 (0.012 с.)