Вопрос. Формы государственного устройства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Формы государственного устройства



Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:

Простые

§ Унитарные

Сложные

§ Федеративные

§ Конфедерации

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).

Унитарное государство - простое, единое государство, части которого (АТК) не обладают признаками государственности. К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния.

Основные признаки:

¾ единые законодательные, исполнительные, судебные органы;

¾ одна конституция;

¾ одно гражданство;

¾ единое законодательство;

¾ не включает в себя иные государственные образования;

¾ не имеет АТЕ с дополнительными полномочиями.

1)С точки зрения компетенции высших и местных органов власти:

§ Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус (Индонезия, Тайланд).

§ Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ (Испания).

2)С точки зрения юр статуса АТЕ:

§ Симметричное

§ ассиметричное

В случае создания унитарного государства в стране с многонациональным составом населения возможно преобразования отдельных административных единиц в автономии. Автономия – право какой-либо части государства самостоятельно решать свои внутренние вопросы. Автономии порождены неодинаковым уровнем развития и численностью народов, проживающих совместно в составе одного государства.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

Федерация - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации (Россия, Австрия, Швейцария, Бельгия).

Федерация облагает такими признаками:

§ ее территорию составляют отдельные субъекты, обладающие определенной политической и юридической самостоятельностью;

§ наличие двухуровневой системы государственных органов;

§ двухканальная система налогообложения;

§ наряду с федеральными имеются органы власти субъектов федерации;

§ две системы законодательства – общегосударственная и субъектов;

§ наличие двойного гражданства

§ разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов. Данный вопрос особенно важен для федеративного государства. Существует четыре способа размежевания компетенции:

1) устанавливается исключительная компетенция федерации, а остальные вопросы

относятся к ведению субъектов;

2) определяется исключительная компетенция субъектов, а остальные вопросы отнесены

к ведению федерации (в настоящее время этот способ не применяется);

3) устанавливаются две компетенции – федеративная и субъектов, а неперечисленные

вопросы относятся к ведению либо федерации, либо субъектов;

4) указываются три сферы компетенции: кроме исключительной федеративной и

исключительной субъектов федерации есть еще сфера конкурирующих интересов (совместного ведения)

 

Федерации можно классифицировать:

1. По принципу формирования субъектов:

· административно-территориальные (используется территориальный географический признак – США, Германия);

· национально-государственные (Чехословакия, Югославия);

· смешанные.

2. По юридической основе:

· договорные (образуются путём заключения договора между независимыми государствами, существовавшими самостоятельно, но осознавшими необходимость государственного объединения для совместного регулирования общих интересов)(США, Швейцария, Танзания);

· конституционные (Германия, Бразилия, Россия);

3. По равенству статусов:

· симметричные (субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом – США, Эфиопия);

· ассиметричные (конституционно-правовой статус субъектов различен – Индия, Бразилия).

Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства (США 1776 – 1779, Германия 1815 – 1867, Швейцария 1815 – 1848, Сербия и Черногория 2003-2006).

 

Признаки:

¾ Отсутствие общей для всей конфедерации территории и государственной границы;

¾ Отсутствие общих законодательных органов и системы управления;

¾ Отсутствие общей для всех участников конституции, законодательства, гражданства, финансовой системы;

¾ Отсутствие суверенитета конфедерации, но сохранение международного статуса участников;

¾ Наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств;

¾ Решения общих конфедеративных органов осуществляются по принципу консенсуса;

¾ Наличие права выхода из состава конфедерации.

Различают следующие виды конфедераций:

§ межгосударственные союзы;

§ содружества;

§ сообщества государств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.009 с.)