Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос. Формы государственного устройстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями. Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти. По форме государственного устройства государства делят на: Простые § Унитарные Сложные § Федеративные § Конфедерации Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты). Унитарное государство - простое, единое государство, части которого (АТК) не обладают признаками государственности. К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния. Основные признаки: ¾ единые законодательные, исполнительные, судебные органы; ¾ одна конституция; ¾ одно гражданство; ¾ единое законодательство; ¾ не включает в себя иные государственные образования; ¾ не имеет АТЕ с дополнительными полномочиями. 1)С точки зрения компетенции высших и местных органов власти: § Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус (Индонезия, Тайланд). § Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ (Испания). 2)С точки зрения юр статуса АТЕ: § Симметричное § ассиметричное В случае создания унитарного государства в стране с многонациональным составом населения возможно преобразования отдельных административных единиц в автономии. Автономия – право какой-либо части государства самостоятельно решать свои внутренние вопросы. Автономии порождены неодинаковым уровнем развития и численностью народов, проживающих совместно в составе одного государства. В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти. Федерация - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации (Россия, Австрия, Швейцария, Бельгия). Федерация облагает такими признаками: § ее территорию составляют отдельные субъекты, обладающие определенной политической и юридической самостоятельностью; § наличие двухуровневой системы государственных органов; § двухканальная система налогообложения; § наряду с федеральными имеются органы власти субъектов федерации; § две системы законодательства – общегосударственная и субъектов; § наличие двойного гражданства § разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов. Данный вопрос особенно важен для федеративного государства. Существует четыре способа размежевания компетенции: 1) устанавливается исключительная компетенция федерации, а остальные вопросы относятся к ведению субъектов; 2) определяется исключительная компетенция субъектов, а остальные вопросы отнесены к ведению федерации (в настоящее время этот способ не применяется); 3) устанавливаются две компетенции – федеративная и субъектов, а неперечисленные вопросы относятся к ведению либо федерации, либо субъектов; 4) указываются три сферы компетенции: кроме исключительной федеративной и исключительной субъектов федерации есть еще сфера конкурирующих интересов (совместного ведения)
Федерации можно классифицировать: 1. По принципу формирования субъектов: · административно-территориальные (используется территориальный географический признак – США, Германия); · национально-государственные (Чехословакия, Югославия); · смешанные. 2. По юридической основе: · договорные (образуются путём заключения договора между независимыми государствами, существовавшими самостоятельно, но осознавшими необходимость государственного объединения для совместного регулирования общих интересов)(США, Швейцария, Танзания); · конституционные (Германия, Бразилия, Россия); 3. По равенству статусов: · симметричные (субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом – США, Эфиопия); · ассиметричные (конституционно-правовой статус субъектов различен – Индия, Бразилия). Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства (США 1776 – 1779, Германия 1815 – 1867, Швейцария 1815 – 1848, Сербия и Черногория 2003-2006).
Признаки: ¾ Отсутствие общей для всей конфедерации территории и государственной границы; ¾ Отсутствие общих законодательных органов и системы управления; ¾ Отсутствие общей для всех участников конституции, законодательства, гражданства, финансовой системы; ¾ Отсутствие суверенитета конфедерации, но сохранение международного статуса участников; ¾ Наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств; ¾ Решения общих конфедеративных органов осуществляются по принципу консенсуса; ¾ Наличие права выхода из состава конфедерации. Различают следующие виды конфедераций: § межгосударственные союзы; § содружества; § сообщества государств.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.235.100 (0.007 с.) |