Вопрос. Предмет и методология теории государства и права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Предмет и методология теории государства и права



Теория государства и права

 

Ответы на вопросы к экзамену


Оглавление

1 Вопрос. Предмет и методология теории государства и права. 4

2 Вопрос. Теория государства и права в системе гуманитарных и юридических наук. 6

3 Вопрос. Общая характеристика потестарной власти первобытного общества. 7

4 Вопрос. Основные теории происхождения государства и права. 8

5 Вопрос. Понятие и основные признаки государства. 12

6 Вопрос. Сущность государства. 13

7 Вопрос. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы. 14

8 Вопрос. Понятие и классификация функций государства. Формы и методы их осуществления. 16

9 Вопрос. Понятие и элементы формы государства. 19

10 Вопрос. Формы правления. 20

11 Вопрос. Формы государственного устройства. 21

12 Вопрос. Политический (государственный) режим: понятие, виды, сущность. 23

13 Вопрос. Механизм государства: понятие и структура. 25

14 Вопрос. Политическая система общества: понятие и структура. Место и роль государства в политической системе общества. 26

15 Вопрос. Правовое государство: понятие и принципы формирования. 28

16 Вопрос. Понятие, сущность и признаки права. 29

17 Вопрос. Принципы права: понятие и виды. 32

18 Вопрос. Функции права: понятие и классификация. 33

19 Вопрос. Различные концепции правопонимания. 34

20 Вопрос. Правовая система общества: понятие и структура. 37

21 Вопрос. Романо-германская правовая семья. 38

22 Вопрос. Англосаксонская правовая семья. 39

23 Вопрос. Религиозная правовая семья. 40

24 Вопрос. Семья традиционного (обычного) права. 43

25 Вопрос. Правовой статус личности: понятие, структура, виды. 44

26 Вопрос. Права человека и международная защита прав человека. 45

27 Вопрос. Соотношение общества и государства. Гражданское общество: понятие и основные признаки. 47

28 Вопрос. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие, противоречия. 49

29 Вопрос. Понятие, структура и виды правосознания. Деформация правосознания граждан. 50

30 Вопрос. Правовая культура: понятие и основные функции. 51

31 Вопрос. Правовое воспитание: понятие, содержание и цели. 52

32 Вопрос. Понятие, признаки и структура нормы права. 53

33 Вопрос. Классификация норм права. 57

34 Вопрос. Понятие и виды форм (источников) права. 59

35 Вопрос. Понятие и виды нормативных правовых актов. 61

36 Вопрос. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. 62

37 Вопрос. Правотворчество: понятие, принципы, виды. 63

38 Вопрос. Понятие и стадии законотворчества в РФ, порядок опубликования нормативных правовых актов. 65

39 Вопрос. Систематизация нормативных правовых актов: понятие и виды. 68

40 Вопрос. Понятие и структурные элементы системы права. 70

41 Вопрос. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли. 72

42 Вопрос. Частное и публичное право. Материальное и процессуальное право. 74

43 Вопрос. Соотношение системы права и системы законодательства. 76

44 Вопрос. Правовые отношения: понятие, признаки, виды и структура. 77

45 Вопрос. Понятие и классификация юридических фактов; юридические презумпции и фикции. 80

46 Вопрос. Реализация права: понятие и виды. 82

47 Вопрос. Стадии процесса применения норм права, акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды.. 84

48 Вопрос. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления. 87

49 Вопрос. Юридические коллизии и способы их разрешения. 89

50 Вопрос. Толкование норм права: понятие, виды, способы и объем.. 90

51 Вопрос. Правомерное поведение: понятие и виды.. 93

52 Вопрос. Понятие, признаки и виды правонарушений. Юридический состав правонарушения. 95

53 Вопрос. Понятие, признаки, виды и основания юридической ответственности и обстоятельства ее исключающие. 98

54 Вопрос. Понятие, принципы законности. Соотношение законности, правопорядка и дисциплины. 102

 


Частнонаучные

1) Формально-юридический метод - метод исследования, при котором право изучается в «чистом» виде, вне связи с другими сферами (экономикой, политикой, государством и т. д.)

2) Сравнительное правоведение – изучение правовых систем путем сопоставления государственно-правовых институтов

3) Правовой эксперимент - это научно поставленный опыт, наблюдение за эффективностью правотворческой и правоприменительной деятельности в условиях, позволяющих следить за ходом явления и воссоздать его при повторении этих условий.(апробация законодательных нововведений в ограниченном масштабе-моделируются в небольшом объеме, например, для практической проверки эффективности деятельности отдельных государственно-правовых институтов).

4) Правовое прогнозирование - изучение конкретных перспектив развития государственно-правовых явлений.


Понятие цивилизации

Единого мнения насчет определения понятия “цивилизация” в науке нет.

Цивилизация - это относительно замкнутое локальное состояние общества, основанное на религиозных, культурных и иных признаках.

Цивилизация - ступень общественного развития и материальной культуры, характерная для той или иной общественно-политической формации.

Классификация

Существует очень много различных теорий, проанализировав их, мы можем сделать вывод о существовании следующих цивилизаций и соответствующих им типов государств:

· восточные, западные и смешанные

· в соответствии с периодами исторического развития: локальное(древнеегипетская, шумерская, эгейская, индская и др.), особенное(восточноевропейская, китайская, западноевропейская,православная, исламская и др), современное (всемирная цивилизация), формирующееся на основе принципа глобального гуманизма

· крестьянское, промышленное, научно-техническое

· древнее, средневековое, современное

· доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное

· Хаттингтон «Столкновение цивилизаций» выделил 8 цивилизаций: западная, восточная, исламская, индуистская, японская, латино-американская, африканская, китайская

 


Основные,

Неосновные.

Приведенная классификация носит несколько условный характер, так как некоторые глобальные проблемы превращают временные функции в постоянные, неосновные — в основные, они затрагивают как внутреннюю, так и внешнюю сферу деятельности государства. Данная классификация приводится в работах Малько, однако она легко оспорима, ведь достаточно трудно, если даже и вовсе невозможно привести примеры неосновных функций государства, т.к. даже определение функций трактует их как «основные направления деятельности государства».

VI. На основе принципа разделения властей:

1. правотворческие (подготовка и издание НПА, кодификация актов),

2. исполнительные (развитие экономики и культуры, социальное обеспечение, здравоохранение, транспорт и связь, охрана общественного порядка и обороны страны и др.),

3. судебные (осуществление правосудия, судебный контроль за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения),

4. информационные (СМИ - обеспечение права граждан на получение, сбор, хранение и распределение полной, достоверной и своевременной информации).

 

Внешнее практическое выражение деятельности по реализации функций государства в конкретных условиях получило наименование форм осуществления государственной власти. В теории государства и права выделяются правовые и организационные формы реализации функций государства.

1) Правовые формы есть однородная деятельность органов государства, связанная с принятием правовых актов и влекущая юридические последствия. К правовым формам относят деятельность:

· правотворческую (по подготовке и изданию нормативных актов);

· правоприменительную (по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права, это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера);

· правоохранительную (по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т. п.).

2) К организационным формам относят деятельность:

· организационно-регламентирующую (текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органа государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и др.);

· организационно-хозяйственную (оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухгалтерским учетом, статистикой, снабжением и т. д.);

· организационно-идеологическую (повседневная воспитательная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения).

Методы осуществления функций государства - это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют:

· убеждение – воздействие субъекта на общественное/индивидуальное сознание (прогнозирование, планирование);

· принуждение поведение обеспечивается возможностью применения силы или угрозы ее применения;

· стимулирование побуждение к действию.

Завершая характеристику функций современных государств, следует указать на следующие тенденции в их развитии:

1) расширение функций государств, сферы охвата государственным влиянием жизни общества. При этом некоторые функции перерастают внутригосударственную значимость (экологическая, охраны и защиты прав человека) и приобретают одновременно внешние аспекты;

2) кардинальное изменение содержания многих функций, что обусловлено целью формирования новой демократической государственности;

3) утверждение приоритета общесоциального, гуманистического начала в функционировании государства;

4) возрастание национальной и социальной ценности государства, что определяется тем, что оно является источником устойчивого правопорядка и безопасности общества, главным защитником прав и свобод человека; выступает арбитром в социальных, в том числе национальных, конфликтах; обладает уникальными средствами управления; формирует правовой климат в обществе.

 


Вопрос. Формы правления

Форма правления - организация верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структура, компетенция, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании. Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле.

Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим и выделяют монархические и республиканские формы правления.

Монархия - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора и т.д.

Виды монархий:

Восточно-деспотическая

Античная

Раннефеодальная

Сословно-представительная

Абсолютная

Дуалистическая

Парламентарная

Формы монархии:

1. Абсолютная монархия: предполагает неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии возможные существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган (в настоящее время Саудовская Аравия, ОАЭ). Признаки:

1) наличие единоличного правителя;

2) династическое наследование власти;

3) пожизненность правления: законы монархий не предусматривают никаких оснований для отстранения монарха от власти;

4) концентрация в руках монарха всей полноты власти;

5) отсутствие какой-либо ответственности монарха за то, как он управляет страной. Он несет ответственность только перед Богом и Историей.

 

2. Конституционная монархия: власть монарха ограничена конституцией, неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух формах: парламентарная монархия и дуалистическая монархия. Признаки:

1) правительство формируется из числа победившей партии

2) лидер партии – глава правительства

3) власть монарха символична

4) разделение властей

5) правительство ответственно перед парламентом

 

¾ Парламентарная монархия — вид конституционной монархии, при которой монарх не обладает полной властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция, Нидерланды, Испания).

¾ Дуалистическая монархия — вид конституционной монархии, при которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений. Эта форма характеризуется тем, что наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями. Исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через правительство. Монарх хотя и не законодательствует, однако наделен правом абсолютного вето, т. е. вправе утверждать или не утверждать принятые представительными органами законы. Таким образом, дуализм состоит в том, что монарх не может принять политическое решение без согласия парламента, а парламент без согласия монарха. (в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте, Люксембург).

 

В отличие от монархии, при республиканской форме правления (общее дело) единственным источником власти по закону является народное большинство. В республике власть осуществляется избранными народом на определенный срок представительными органами. Известны парламентарные республики и республики президентские.

Признаки:

1. Источником верховной государственной власти признается народ.

2. разделение властей

3. выборность (прямо, через представителей)

4. сменяемость

5. срочность

6. Ответственность высших органов

Виды республики:

1) Парламентская республика: власть сосредоточена в парламенте. (Италия, Германия, Австрия, Турция).

1.

· Парламент формирует правительство

· Правительство ответственно перед ним

· Премьер-министром является представитель победившей на выборах партии

· Президент избирается парламентом либо расширенной коллегией (парламент + представители регионов) действия лишь с согласия правительства

2) Президентская республика: (США, страны Латинской Америки).

· президент координирует отношения между ветвями власти и верховным главнокомандующим, представляет страну в международной политике, формирует правительство, вносит законопроекты в парламент

· Жесткое разделение властей

· Президент и парламент избираются населением

· Президент – глава исполнительной власти

· Президент не может распустить парламент

3) Смешанная республика (полупрезидентская):(Веймарская республика 1919 – 1933 гг., Литва, Португалия, Армения)

· парламент имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом.

· президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

4) Суперпрезидентская республика - форма государственного управления, при которой принцип разделения властей декларируется, но соблюдается лишь внешним образом, на деле же власть сосредоточена преимущественно у президента и подконтрольных ему административных институций. Является одной из форм авторитаризма (Белоруссия, Туркмения, Казахстан).

 


Простые

§ Унитарные

Сложные

§ Федеративные

§ Конфедерации

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).

Унитарное государство - простое, единое государство, части которого (АТК) не обладают признаками государственности. К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния.

Основные признаки:

¾ единые законодательные, исполнительные, судебные органы;

¾ одна конституция;

¾ одно гражданство;

¾ единое законодательство;

¾ не включает в себя иные государственные образования;

¾ не имеет АТЕ с дополнительными полномочиями.

1)С точки зрения компетенции высших и местных органов власти:

§ Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус (Индонезия, Тайланд).

§ Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ (Испания).

2)С точки зрения юр статуса АТЕ:

§ Симметричное

§ ассиметричное

В случае создания унитарного государства в стране с многонациональным составом населения возможно преобразования отдельных административных единиц в автономии. Автономия – право какой-либо части государства самостоятельно решать свои внутренние вопросы. Автономии порождены неодинаковым уровнем развития и численностью народов, проживающих совместно в составе одного государства.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

Федерация - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации (Россия, Австрия, Швейцария, Бельгия).

Федерация облагает такими признаками:

§ ее территорию составляют отдельные субъекты, обладающие определенной политической и юридической самостоятельностью;

§ наличие двухуровневой системы государственных органов;

§ двухканальная система налогообложения;

§ наряду с федеральными имеются органы власти субъектов федерации;

§ две системы законодательства – общегосударственная и субъектов;

§ наличие двойного гражданства

§ разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов. Данный вопрос особенно важен для федеративного государства. Существует четыре способа размежевания компетенции:

1) устанавливается исключительная компетенция федерации, а остальные вопросы

относятся к ведению субъектов;

2) определяется исключительная компетенция субъектов, а остальные вопросы отнесены

к ведению федерации (в настоящее время этот способ не применяется);

3) устанавливаются две компетенции – федеративная и субъектов, а неперечисленные

вопросы относятся к ведению либо федерации, либо субъектов;

4) указываются три сферы компетенции: кроме исключительной федеративной и

исключительной субъектов федерации есть еще сфера конкурирующих интересов (совместного ведения)

 

Федерации можно классифицировать:

1. По принципу формирования субъектов:

· административно-территориальные (используется территориальный географический признак – США, Германия);

· национально-государственные (Чехословакия, Югославия);

· смешанные.

2. По юридической основе:

· договорные (образуются путём заключения договора между независимыми государствами, существовавшими самостоятельно, но осознавшими необходимость государственного объединения для совместного регулирования общих интересов)(США, Швейцария, Танзания);

· конституционные (Германия, Бразилия, Россия);

3. По равенству статусов:

· симметричные (субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом – США, Эфиопия);

· ассиметричные (конституционно-правовой статус субъектов различен – Индия, Бразилия).

Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства (США 1776 – 1779, Германия 1815 – 1867, Швейцария 1815 – 1848, Сербия и Черногория 2003-2006).

 

Признаки:

¾ Отсутствие общей для всей конфедерации территории и государственной границы;

¾ Отсутствие общих законодательных органов и системы управления;

¾ Отсутствие общей для всех участников конституции, законодательства, гражданства, финансовой системы;

¾ Отсутствие суверенитета конфедерации, но сохранение международного статуса участников;

¾ Наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств;

¾ Решения общих конфедеративных органов осуществляются по принципу консенсуса;

¾ Наличие права выхода из состава конфедерации.

Различают следующие виды конфедераций:

§ межгосударственные союзы;

§ содружества;

§ сообщества государств.

Функции

· конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения;

· адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;

· мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей.

· охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов;

· внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами;

· консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп;

· распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей.

Понятия «государство» и «П.С.О» соотносятся, как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов через общеобязательность. Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуюсь ресурсами общества и упорядочиванию его жизнедеятельности.

Государство занимает ведущее положение в П.С.О., т.к. оно:

1. выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;

2. является единственным носителем суверенитета;

3. обладает специальным аппаратом (публичная власть) управления обществом,

4. имеет силовые структуры;

5. обладает монополией на правотворчество;

6. владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта);

7. определяет главные направления развития общества.

8. Определяет правовой статус остальных субъектов

Свойства (признаки) права:

 

1. Нормативность –любые права определены в соответствии с действующими нормами. Нормы иерархичны, соподчинены, не противоречат друг другу. Специфика нормативности права - право возведено в закон, в ранг официальных правил. Формально нормативность выражена в позитивном праве, т.е. в законодательстве, где нормы существуют в чистом виде.

2. Интеллектуально-волевой характер права - право - проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права: право - форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений - предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций.

3. Обеспеченность исполнения возможностью государственного принуждения -

o обеспечивает защиту субъективного права

o привлечение к ответственности нарушителяюридической ответственности, который подвергаетсянаказанию (лишение свободы, конфискация имущества, штраф).

4. Формальная определенность - правовые нормы точно, в деталях отражают требования, предъявляемые к поведению людей.четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность граждан и организаций.Нормы права официально закрепляются в законах, иных НПА, которые подлежат единообразному толкованию:

o в прецедентном праве - публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел;

o в обычном праве -  формулой закона, который санкционирует применение обычая, либотекстом судебного решения, принятого на основании обычая.

5. Системность - право есть упорядоченная внутренне согласованная система норм; сложное системное образование. Качество системности, иначе говоря, право — сложное институциональное образование, состоящее из норм, институтов, подотраслей и отраслей права.

В настоящее время особую значимость приобретает деление его на три элемента:

o - естественное право (состоящее из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества). Важнейшая часть естественного права - права человека (возможности, которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину);

o позитивное право (законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-правовые притязания граждан, организаций, социальных групп);

o субъективное право (субъективное право, т. е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя).


Общесоциальные

· экономическая (право, устанавливая "правила игры" в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства и т.п.);

· политическая (право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.);

· воспитательная (право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения);

· коммуникативная (право, являясь информационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектом управления, специфическим "посредником" между законодателем и обществом, между творцами правовых предписаний и физическими или юридическими лицами).

· культурно-историческая: аккумулирует и развивает правовые достижение предшествующих поколений

· Социальный контроль: стимулирование, поощрение, удержание от совершения противоправных действий.

Специально-юридические

· Регулятивная имеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с помощью этой функции призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. В ее рамках устанавливаются правила поведения (субъективные прав аи юридические обязанности) Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы - поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т.п. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости.

§ Динамическая – применение на практике

§ Статистическая – закрепление в НПА

· Охранительная функция реализуется с помощью правовых ограничений (обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений). Цель - сохранение позитивных отношений и вытеснение негативных. Эта функция права направлена на охрану основополагающих ценностей - жизни, здоровья, чести, достоинства, свободы, собственности, правопорядка, безопасности и т.д.

§ Восстановительная – восстановление нарушенного права

§ Компенсационная- компенсация за понесенный ущерб

§ Ограничительная – ограничение общественно опасного поведения

§ Карательная - наказание

Таким образом, право осуществляет различные функции, воздействует на общественные отношения в различных направлениях и с помощью разного рода юридических средств, выполняя тем самым свое предназначение.


Арабская (мусульманская)

Мусульманское право – система норм, выражающих в религиозной форме волю религиозной знати. Семья права имеет религиозное содержание. Основной источник права –Коран, дополненный Сунной.Европейцы посодействовали в создании законов, кодексов. Прецедент применяется редко. Достаточная степень казуистичности. Нет четкости и строгости формулировок. Нет структурированности, нет понятие частное и публичное. Суд – один судья (кади), нет кассационных и надзорных инстанций.

4) африканская (семья обычного права)

Государства Африканского континента. Основной источник права – обычай. Право мало где используется в уголовных отношениях. Соблюдение обязанностей.

Россия – романо-германская семья или необходимо выделить славянскую правовую семью и сделать Россию центром.


Индусское право

· является также распространенной системой религиозного права (некоторые исследователи относят ее к обычно-традиционной системе). Это не право Индии, а право общины, исповедующей индуизм. Преобладает в Индии, его влияние на общественные отношения велико в Пакистане, Сингапуре, Бирме, Малайзии а также в странах на восточном побережье Африки (в Танзании, Уганде, Кении).

· Индусское право отличается глубочайшими религиозно-нравственными истоками. В содержание этой системы входят: обряды, религиозные верования, идеологические ценности, мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенное общественное устройство и определенный образ жизни. Таким образом, индуизм представляет собой нечто большее, чем правовая система, и даже религия – это философская система мировосприятия и миропонимания.

· Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей помимо принятия на веру определенных религиозных догм и к определенному миропониманию.

· Огромное значение придается обрядовой чистоте, отрицательным следствием которой является кастовое высокомерие. Браки между представителями разных каст также запрещаются. В обычной индусской семье собственность общая, и все получают наследство на равных правах. Всем, как работающим, так и неработающим гарантируется прожиточный уровень.

· Таким образом, индусское право является обычным правом, в котором преобладает религиозная доктрина, которая и определяет нормы поведения, в соответствии с ней изменяются или толкуются обычаи.

.

Китайское право отличается своим мировоззренческим подходом к праву. Если весь мир является гармонией космоса, земли и человека, то люди должны следовать естественному порядку. Конфуцианство сформировало устойчивую веру в соблюдение нравственно-религиозных правил и пренебрежение к праву как «внешнему принуждению». В понимании китайцев право не считалось фактором порядка и символом справедливости, напротив, оно – орудие произвола, фактор, нарушающий естественный, т.е. нормальный порядок вещей. образ жизни добропорядочного гражданина должен был исключать любые правовые притязания и всякое обращение к правосудию. В своем поведении человек должен руководствоваться не столько юридическими мотивами, сколько стремлением к гармонии и миру.

· Провозглашение в Китае республики (1911 г.) дало толчок кодификации. Гражданский, Земельный и иные кодексы (20-30 гг.) готовились по образцам европейских законов, что давало повод отнести китайское право, хотя и с определенными оговорками, к континентальной правовой семье 

· С конца 60-х годов наступает период «культурной революции». Он характеризуется углублением правового отрицания, игнорированием закона в регулировании жизни общества. Прекратилась деятельность представительных органов, произошел отказ от соблюдения законности. В этот период, по существу, были разрушены начавшие складываться правовые основы государства.

· С середины 70-х годов провозглашается курс на правовую регламентацию, но «особым путем», стратегия которого выражается в сохранении многих институтов и норм традиционного права.

· Современная правовая система КНР развивается по пути построения в стране социализма с «китайской спецификой».

В Японии идеи права традиционно заменялись политико-этическими нормами: послушание низших слоев – высшим, вассалов – сюзерену, личным предписаниям феодалов и военных. Особую роль играли и до сих пор играют правила «внешне-приличного поведения» – уступчивость, примирение, доброжелательность, патернализм. Саморегуляция и самоопределение почитаются очень высоко.

· Японская правовая система в XIX-ХХ веках испытала на себе влияние европейского и американского права. Здесь существуют такие отрасли права, как конституционное, административное, гражданское, торговое, уголовное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, право социального обеспечения и др. Законы, договоры и иные акты являются источниками права.

· В правовой системе современной Японии сочетаются и параллельно действуют как традиционные нормы прошлого, так и заимствованные романо-германские правовые модели.

· Здесь наблюдаются глубоко укоренившиеся традиции, поэтому японцы в целом отрицательно относятся к праву, которое они обычно отождествляют с уголовным.

· Как и в Китае, судебному разбирательству следует предпочесть примирение, соглашение. Даже если споры все же рассматриваются судом, они в подавляющем большинстве завершаются примирением.

· В целом, однако, в Японии сохранилась прежняя кодификационная система, основу которой составляют шесть существенно измененных кодексов, дополненных значительным массивом законов и иных нормативных актов, образующих систему источников, во многом напоминающую западноевропейскую. прецедент японская юриспруденция источником права не признает.


По степени определенности

1)Абсолютно определенная

2)Относительно определенная

3)Неопределенная («…в случае необходимости»)

По характеру последствий:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.153 с.)