Урок 1. На грани потери самобытности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 1. На грани потери самобытности



Урок 1. На грани потери самобытности

Библейские тексты для исследования: Ис.1:1–31; 5:1–7.

Памятный стих: «Придите же и рассудим! — говорит Господь. — Если даже багровы ваши грехи, чистыми сделаю вас, белыми, как снег, и пускай они черной крови подобны — Я вас, как шерсть, добела отмою» (Ис.1:18; ИПБ).

Потерянные в земле забвения. Если во время путешествия на машине по Ирландии вы оказались в узком деревенском переулке с живой изгородью с двух сторон, вашу дорогу внезапно может перекрыть стадо коров, лениво бредущих домой после сытного обеда. Даже если рядом нет пастуха, они все равно сами расходятся по своим стойлам. Коровы знают, где их место и кому они принадлежат.

Если маленький мальчик в торговом центре оказался разделенным со своей мамой и кричит: «Я потерял свою маму!», он, возможно, не знает точно, где находится его мама, но среди всех матерей в толпе он обязательно узнает ту единственную — свою маму.

Как ни печально, но в отличие от ирландских коров и потерявшегося мальчика иудеи забыли, что принадлежали Господу, их небесному Господину, поэтому оказались на грани потери своей истинной самобытности как народа завета. «Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис.1:2-3).

В течение недели мы остановим наше внимание на деятельности Бога по восстановлению Его народа для Себя.

 

Воскресенье. Слушайте, небеса! (См. Ис.1:1–9)

В книге Исаии автор кратко представляет себя («сын Амосов»), сообщает об источнике своего послания («видение») и о его теме (Иудея со столицей Иерусалимом во время правления четырех царей). Эта тема также определяет, что первые слушатели вести — современные пророку соотечественники. Исаия обращался к ним, обеспокоенный их состоянием и участью.

Упоминая царей, во время правления которых он трудился, Исаия сужает контекст и привязывает книгу к историческим и политическим событиям определенного периода. Эти временные рамки направляют нас к описанию событий, данных в книгах (см. 4Цар.15–20; 2Пар.26–32).

Прочитайте Ис.1:2. В чем смысл записанной здесь вести? Что говорит Господь? Как эта идея прослеживается на протяжении всей священной истории? Можно ли эту идею применить к христианской церкви сегодня? Обоснуйте свой ответ.

Обратите внимание, что весть Исаии начинается словами: «Слушайте, небеса, и внимай, земля» (ср. Втор.30:19; 31:28). Господь не подразумевает, что небо и земля сами по себе могут слышать и понимать, Он употребляет это выражение, чтобы усилить значение сказанных Им слов.

Когда древний ближневосточный царь, например хеттский император, заключал договор с правителем ниже себя по положению, он призывал во свидетели своих богов, чтобы подчеркнуть: любое нарушение договора будет непременно замечено и наказано. Однако, когда Божественный Царь царей заключал завет с израильтянами во дни Моисея, Он не ссылался на богов в качестве свидетелей. Вместо этого Он, единственный истинный Бог, взывал к небесам и земле как к свидетелям (см. также Втор.4:26).

Внимательно прочитайте Ис.1:1–9. Подведите итог и запишите, в чем состояли грехи Израиля. Также опишите последствия этих грехов. В чем была виновата Иудея? В то же время какую надежду можно найти в стихе 9?

 

Понедельник. Бессмысленная обрядность (см. Ис.1:10–17)

Прочитайте текст Ис.1:10. Как вы думаете, почему здесь использованы образы Содома и Гоморры?

Прочитайте Ис.1:16-17. Что Господь повелел Своему народу?

Проведите параллели между этими стихами и словами Иисуса в Матф.23:23–28. Какую весть для нас мы можем найти в этих отрывках, принимая во внимание их контекст?

 

Вторник. Основание для прощения (см. Ис.1:18)

Испытали ли вы в вашей христианской жизни действие принципа благословений и проклятий, о котором идет речь?

 

Четверг. Грозная песнь любви (см. Ис.5:1–7)

Рассмотрите вопрос: «Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего?» в свете Голгофского креста, где Бог предложил Самого Себя в жертву за наши грехи. Возможно ли было сделать больше того, что Он совершил? Как крестный подвиг Иисуса дает нам уверенность в спасении, побуждает нас раскаяться и изменить свою жизнь?

 

Урок 1. Комментарии

Библейские тексты для исследования: Ис.1–5.

Часть I. Обзор In the Loom of Heaven

Главы 1–5 служат вступительной частью к книге пророка Исаии. Они описывают не только внешнее ужасное состояние израильского общества, но и его духовное состояние. Именно духовное состояние Израиля автор подчеркивает в книге. Религия Божьего народа была извращена.

Есть ли надежда в такой ситуации? Да, надежда есть. Вот почему некоторые называют книгу Исаии ветхозаветным Евангелием. Текст Ис.1:2 свидетельствует о том, что Господь возвысил Свой народ: «Я воспитал и возвысил сыновей». Образным языком в притче о винограднике в Ис.5 описано, как Бог заботится о Своих детях: «И Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды... Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему?» (Ис.5:2,4).

Бог по Своей великой любви не уничтожил Своего народа. Через пророка Осию, современника Исаии, Господь описывает Свою внутреннюю боль и страдания из-за отступничества избранного народа: «Как поступлю с тобою, Ефрем? как предам тебя, Израиль? Поступлю ли с тобою, как с Адамою, сделаю ли тебе, что Севоиму? Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя!» (Ос.11:8). Бог предпримет еще одно усилие, чтобы вернуть Свой народ Себе. Его весть постоянно указывает Израилю на его греховное состояние. Таким образом, Бог прежде всего продолжает призывать Свой народ вернуться к Нему, поэтому провозглашает: «Господь говорит» (Ис.1:2). С учетом этого обстоятельства исследование данного урока сосредоточено на трех основных темах: «Господь говорит», «Народ грешный» и приглашение: «Тогда придите… если захотите» (Ис.1:18-19).

Часть II. Комментарий

Господь говорит

Первый стих Ис.1 свидетельствует о том, что видение пророка непосредственно касается Иудеи и Иерусалима. Но, используя выражение «слушайте, небеса, и внимай, земля» (Ис.1:2), Исаия предполагает, что эта весть охватывает большую аудиторию. Как читатели мы должны учитывать факт, что основная аудитория этой пророческой книги — народ, живущий во времена Иудейского царства. В то же время нам необходимо помнить, что весть Исаии простирается далеко за пределы времени и места, в которых она была записана, и общества, для которого она изначально была предназначена.

Много раз Исаия использует выражение «Господь говорит» и другие подобные фразы. Пророчества в книге Исаии насущны, ибо их «говорит Господь». Этот момент подчеркивается в первой главе книги в различных формах: «Господь говорит» (Ис.1:2), «Слушайте слово Господне» (Ис.1:10), «говорит Господь» (Ис.1:18), «уста Господни говорят» (Ис.1:20), «говорит… Сильный Израилев» (Ис.1:24). Автор хочет, чтобы было ясно — его видения исходят от Господа. Другими словами, видение присутствует, потому что Бог явил его.

Каким образом Бог представлен в книге Исаии? От Господа весть исходит, но она обращена к Его народу того времени, когда книга создавалась, с явным подтекстом, что вести книги охватывают Божий народ всех времен, вплоть до Его остатка в конце времени. В первой главе Бог представлен по-разному. Он Господь, Святой Израилев. Интересно, что в первом упоминании о Боге автор использует Его имя «Яхве» (1:2) — наиболее часто употребляемое во всей книге. Яхве означает Бог Сущий, имманентный, то есть присутствующий среди нас, в некоторой степени открытый нашему опыту. Имя Яхве раскрывает не только вечное существование Бога, но также Его отношения завета с избранным народом. В стихе 10 Исаия представляет Бога именем «Элохим» — как трансцендентного Бога и/или Владыку Вселенной. Иногда пророк использует словосочетание «Господь, Бог твой» (Ис.41:13, Яхве Элохе), более частотно Адонай Яхве (Ис.61:1).

Другое яркое упоминание о Боге в первой главе — «Святой Израилев» (кэдош исраэль, 1:4) — титул, характерный для книги пророка Исаии (используется более 25 раз).

Народ грешный

Книга Исаии очень конкретно описывает состояния Божьего народа его времени. Пророк напоминает о любви и заботе Господа, явленных Его народу: «Я воспитал и возвысил сыновей» (Ис.1:2). Однако Иуда забывает о верной любви Бога; по Его словам, «они возмутились против Меня» (Ис.1:2). Как в книге описан опыт греха? Существует несколько еврейских терминов, связанных с темой греха. В данном исследовании содержится краткий обзор основных слов, используемых Исаией в первой главе, обозначающих грех.

В тексте Ис.1:2 использовано еврейское слово паша́ для описания греховного действия. Это слово переведено как «возмутиться» в предложении «они возмутились против Меня». Оно также связано со словом «мятеж». Другие значения слова — «порвать с кем-либо» или «быть вероломным» (Ludwig Koehler and Walter Baumgartner, The Hebrew and Aramaic Lexicon of the Old Testament, vol. 3, p. 981). Итак, слово паша́ означает разорванные отношения. Хотя наиболее часто паша́ переводится как мятежное действие, в Ветхом Завете такое действие считается преступным поведением.

Другое слово для обозначения греха — хата́ (см. Ис.1:4), которое в сочетании со словом «люди» можно перевести как «грешный народ». В этом случае хата́ используется как глагол, а основное его значение — промахнуться, не достичь цели, ошибиться, оскорбить (манерами или нравами), совершить грех и быть виновным (William Holladay, A Concise Hebrew and Aramaic Lexicon of the Old Testament, p. 100). Иуда — грешный народ, ибо нарушил отношения завета с Господом, поступил неправильно, оскорбил Бога, поэтому его граждане виновны перед Ним.

Фраза, параллельная словосочетанию «народ грешный», которое является первым в Ис.1:4, переводится как «народ, обремененный беззакониями». Еврейское слово, обозначающее беззаконие — аво́н. Это существительное описывает «деятельность бесчестную или ошибочную», «оскорбление осознанное, преднамеренное» (William Holladay, A Concise Hebrew and Aramaic Lexicon of the Old Testament, p. 268). Как и в случае с предыдущим словом хата́, аво́н означает неправильное действие.

Вторая часть текста Ис.1:4 описывает состояние сынов Израиля: они — «племя злодеев», «потомство растленное» (ИПБ). Причина может быть найдена в следующих строках: «Господа они оставили... спиной повернулись к Нему!» (ИПБ). Здесь грех изображен как акт отречения от Господа, а он приводит к мятежу, плохому поведению, распутству, неправильным поступкам и виновности. В тексте Ис.1:3 использовано замечательное сравнение, чтобы отобразить отречение Божьего народа от своего Владетеля: «Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис.1:3). Положение Израиля оказывается критическим даже с точки зрения логических рассуждений. Однако Господь продолжает искать Своих детей, поэтому взывает: «Тогда придите — и рассудим» (Ис.1:18).

«Тогда придите... если захотите»

Для израильтян были созданы все условия, чтобы они стали славным народом. Однако теперь они сравнимы лишь с Содомом и Гоморрой (см. Ис.1:10). Но Господь может совершить необходимое чудо, чтобы восстановить их. Он обещает: «Занесу над тобой руку; будто щелоком окалину с тебя сниму и шлак удалю!» (Ис.1:25; ИПБ).

Путь возвращения к Богу начинается с призыва к Его народу, чтобы он увидел свое нынешнее положение. Во-первых, его жизнь разрушена грехом. Господь подтверждает: «Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места» (Ис.1:5-6). Другая огромная проблема — ложная религия. Обрядовость заменила истинное поклонение (см. Ис.1:11–14). Эти обстоятельства поощряют несправедливость в народе и приводят к опустошению страны (см. Ис.1:7,17).

Умоляя Свой народ признать его состояние, Господь призывает их: «Придите — и рассудим» (Ис.1:18). Слово «рассудим» происходит от еврейского глагола ниввакэха́ и подразумевает понятие правового спора; обе стороны, Яхве и народ, могут вместе обговаривать свои претензии. Оно также предполагает идею о вынесении справедливого приговора (Ludwig Koehler and Walter Baumgartner, The Hebrew and Aramaic Lexicon of the Old Testament, vol. 1, p. 134). Другими словами, Бог призывает Свой народ к оправданию. Но как это вообще возможно для столь грешного народа? Господь предлагает решение: «Если даже багровы ваши грехи, чистыми сделаю вас, белыми, как снег, и пускай они черной крови подобны — Я вас, как шерсть, добела отмою» (Ис.1:18; ИПБ). То есть Бог, Которого Исаия представляет в первой главе своей книги, — Единственный, Кто может очистить и оправдать Свой народ. Михей, еще один пророк-современник Исаии, удивляется: «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего?» (Мих.7:18). Однако этот дар прощения может быть либо принят, либо отвергнут. Итак, после Своего предложения в Ис.1:18 Господь разъясняет, что новая жизнь возможна лишь в том случае, «если захотите», или если послушаетесь (Ис.1:19). Таким образом, в данном контексте весть следующей притчи в Ис.5 теперь может быть понята лучше: «И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим. Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему?» (Ис.5:3-4).

Мы все порой попадаем в разочаровывающие ситуации, когда кажется, что все пропало. Даже если вы не получали видения о славе Божьей, как произошло с Исаией, расскажите, каким образом Господь поддерживал вас и вашу веру во время кризиса? Какие уроки вы извлекли из этого опыта? Поделитесь ими в вашем классе субботней школы.

 

Вторник. Новая личность (см. Ис.6:5–7)

Во святилище/храме только первосвященник имел право являться в День искупления в присутствие Божье во Святом святых, находясь под защитой воскуряемого фимиама, иначе он мог бы умереть (см. Лев.16:2,12-13). Исаия видел Господа, хотя не был первосвященником и не воскурял благовония! Храм был наполнен курениями (см. Ис.6:4), напоминающими облако, в котором Божья слава являлась в День искупления (см. Лев.16:2). Преисполненный благоговейного страха и думая, что ему пришел конец (сравните Исх.33:20; Суд.6:22-23), пророк воскликнул в отчаянии, осознавая собственную греховность и греховность своего народа: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа… с нечистыми устами» (Ис.6:5), это напоминало исповедание первосвященника в День искупления (см. Лев.16:21).

«Окруженный светом Божественного присутствия во внутреннем святилище, он осознал, что в своем несовершенстве и несостоятельности он будет явно неспособен выполнить возложенную на него миссию» (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 308).

С молитвой прочитайте отклик Исаии на небесное видение (см. Ис.6:5). Как здесь отражена основная проблема грешных людей, живущих во Вселенной, созданной Богом, Который «Свят, Свят, Свят» (Ис.6:3)? Почему Иисус, взошедший на крест, является единственным возможным ответом на эту проблему?

 

Среда. Царское поручение (см. Ис.6:8)

«И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня» (Ис.6:8).

После своего очищения Исаия незамедлительно откликнулся на Божий призыв стать вестником, посланным от имени Бога. Выражаясь языком Нового Завета, Исаию можно было бы назвать апостолом, то есть «посланным».

Интересно, что книга Исаии, в отличие от некоторых других пророческих книг, не начинается с описания пророком своего призвания (ср. Иер.1:4–10; Иез.1–3). Он, очевидно, уже был призван к пророческому служению еще до событий 6-й главы. Библия сообщает, что встреча с Богом может воодушевить пророка даже после начала его служения (Моисей: Исх.34; Илия: 3Цар.19). Также в отличие от других примеров, когда Бог призывал людей к пророческому служению, в 6-й главе книги Исаии пророк сам вызвался исполнять особую миссию.

Итак, главы 1–5 книги описывают состояние народа в то время, когда Исаия был призван впервые, после чего Господь делает его служение более действенным, вдохновив в храме и еще раз подтвердив поручение, данное Исаии как Божьему пророку.

В вере и с молитвой входя в Божий небесный храм, находили ли вы для себя вдохновение и ободрение? Текст Евр.4:16 приглашает нас с дерзновением приступать к Божьему престолу, «чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи». Если бы кто-то спросил вас, как вы получили благодать и милость в трудное время, что бы вы ответили?

 

Четверг. Ужасающее воззвание (см. Ис.6:9–13)

Урок 2. Комментарии

Библейские тексты для исследования: Ис.6.

Часть I. Обзор In the Loom of Heaven

Предмет нашего исследования в течение этой недели — Ис.6, в частности первые три стиха. В первом стихе говорится, что Исаия созерцает в видении «Господа, сидящего на престоле», и что это видение имеет место «в год смерти царя Озии». Значит, это видение может быть датировано примерно между 740 и 739 гг. до Р. Х. Почему пророк упоминает о смерти царя? Что это? Простая историческая справка? Исаия, упоминая о знаменитом правителе, желает противопоставить человеческого царя великому и славному Царю Вселенной. Помимо других качеств, святость является одной из главных черт верховного Владыки. Данный комментарий состоит из трех частей: «Величие человека», «Всевышний Царь», «Наш святой и славный Господь».

Часть II. Комментарий

Величие человека

Некоторые исследователи предполагают, что видение Исаии в главе 6 служит связующим звеном между предыдущими главами (1–5) и остальной частью книги. Например, Эдвард Янг поддерживает идею о том, что пророк в первых пяти главах представляет суть своей вести, а затем касается своего пророческого призвания (Edward Young, The Book of Isaiah: The English Text, With Introduction, Exposition, and Notes, vol. 1, p. 233).

Вторая книга Паралипоменон предоставляет нам очерк о правлении царя, упомянутом в Ис.6. Глава 26 2Пар. широко освещает блистательную карьеру Озии в течение его 52-летнего правления Иудеей (см. 2Пар.26:3). Помимо других примечательных достижений, описание жизни царя включает в себя такие его успешные действия, как правильная военная стратегия и последующее расширение территорий (см. 2Пар.26:6-7), создание хорошо вооруженной армии (см. 2Пар.26:11–14), развитие воинской техники (см. 2Пар.26:15), материальное процветание Иудеи (см. 2Пар.26:9-10). Озия был широко известен среди окружающих народов (см. 2Пар.26:15). Однако то же повествование содержит удручающую, пагубную деталь о жизни монарха: «Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом, Богом своим, ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном» (2Пар.26:16). Разумеется, священники выступают против намерения царя. Они предупреждают его, что воскурять фимиам на жертвеннике курения — не его функция. Они также говорят царю: «Выйди из святилища, ибо ты поступил беззаконно, и не будет тебе это в честь у Господа Бога» (см. 2Пар.26:18). (В Синодальном переводе еврейское слово кавод переведено как «честь». Обычно оно переводится как «слава».) Таким образом, вместо славы (кавод) у царя будет проказа (цараат) до самой его смерти.

Эллен Уайт комментирует: «Озия сильно разгневался, что его, царя, так обличили. Но пренебречь протестами священников и осквернить святилище ему не позволили. В то время как он, исполненный противления и ярости, стоял в храме, его внезапно настиг суд Божий. На его лбу появилась проказа. В отчаянии он бросился бежать, чтобы никогда уже не входить во двор храма. До самой своей смерти, которая последовала несколько лет спустя, Озия оставался прокаженным, став живым примером того, каким безумием является нарушение ясного Божьего повеления: „Так говорит Господь“. Ни его высокое положение, ни долгие годы верного служения не могли оправдать греха самонадеянности, который запятнал последние годы его царствования и навлек на него суд Неба» (Пророки и цари, c. 304).

Итак, упомянуть о смерти Озии, как это делает Исаия в главе 6, означает напомнить о преуспевающем и прославленном царе, которого, возможно, превзошли только последние два царя единой монархии. Однако слава Озии оканчивается проказой и вследствие этого смертью. Теперь другой царь восседает на некогда славном престоле Озии.

Всевышний Царь

В противоположность опыту знаменитого, но бесславного царя Озии в Ис.6:1 пророк описывает славу Господа: «Видел я Господа, сидящего на престоле». Стоит отметить, что все выражения, следующие за словом «Господь», указывают на возвышенное положение Яхве, Царя Вселенной.

Исаия использует здесь слово «Господь» (адонай), ясно давая понять, что он говорит о верховном Правителе. Эта деталь помогает усилить контраст между Господом и земным правителем Иудеи. Господь по-прежнему восседает на Своем престоле. Другие цари умирают и исчезают, но владычество Царя Вселенной — «владычество вечное, которое не прейдет» (Дан.7:14). Автор подчеркивает, что Господь восседает на престоле, «и края риз Его» наполняют весь храм (см. Ис.6:1), то есть присутствие Господа наполняет храм. Ему поклоняются небесные существа. Подобную картину можно увидеть в Откр.4:8: «У каждого из этих существ было по шесть крыльев и всюду-всюду, даже под крыльями, множество глаз. И восклицают они беспрестанно, днем и ночью: „Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель“» (ИПБ).

Читая повествование об Ахазе, мы понимаем, почему во время опасности он поступил именно так. Какой урок мы можем извлечь для себя из этой истории? Если мы не слушаемся Господа сейчас, то почему считаем, что во время настоящих испытаний будем обладать верой и будем способны уповать на Него? См. Иак.2:22; Иер.12:5.

 

Понедельник. Попытка воспрепятствовать намерениям царя (см. Ис.7:3–9)

Когда Ахаз обдумывал возможные варианты, как справиться с исходящей от Израиля и Сирии угрозой, Бог знал то, чего не знал он. Во-первых, именно Господь допустил эту проблему, чтобы преподать царю урок и образумить его (см. 2Пар.28:5,19). Более того, хотя обращение к Феглаффелласару за помощью казалось логичным и привлекательным с человеческой точки зрения, Бог знал, что это приведет царство Давида, Иудею, к подчинению другому государству, от которого она уже никогда не сможет освободиться.

Ставки были слишком высоки, поэтому Господь послал Исаию навстречу царю (который, очевидно, осматривал систему водоснабжения Иерусалима на случай осады), чтобы убедить его не обращаться к правителю Ассирии.

Как в сегодняшнем уроке раскрывается тема снисхождения Бога и Его желания привести каждого из нас к спасению? Что этот урок открывает нам о слепоте и ожесточении человеческого сердца, не посвященного Богу полностью? Как вы думаете, если бы Господь дал Ахазу любое знамение, которое тот попросил бы, поверил бы тогда Ахаз? Объясните свой ответ.

 

Среда. Знамение Сына (см. Ис.7:14)

Предложение дать знамение «или в глубине, или на высоте» (Ис.7:11) не тронуло Ахаза. Поэтому, когда Бог говорит, что Сам даст знамение (см. Ис.7:14), мы ожидаем чего-то захватывающего дух и ни с чем не соизмеримого, что может предложить только Божественная мысль (ср. Ис.55:9; 1Кор.2:9).

Удивительно! Это знамение — Сын! Но как рождение «молодой женщиной» (в еврейском языке слово алма может означать «молодая женщина» либо «девица») ребенка по имени Еммануил могло быть знамением библейского масштаба?

Что меняет обетование «с нами Бог», если нам все равно приходится сталкиваться с ужасными испытаниями и переносить страдания? Какое благо тогда дает нам осознание Его присутствия с нами? Поясните свой ответ.

 

Урок 3. Комментарии

Библейские тексты для исследования: Ис.7:1–9.

Часть I. Обзор In the Loom of Heaven

В Ис.7 на историческую сцену выходит другой царь. На этот раз главным действующим лицом является царь Ахаз, внук Озии. Его правление ввергает народ в мерзости, совершаемые окружающими народами. Когда царь Арама [Сирии] и царь Израиля начинают войну против его народа, Ахаз настолько охвачен страхом, что Господь посылает весть через пророка Исаию, чтобы побудить царя доверять Ему: планы народов-агрессоров не будут успешными. Но Ахаз должен верить, иначе не увидит освобождения Израиля Богом. Данный комментарий состоит из трех частей, озаглавленных: «Проблема царя Ахаза», «Господь заботится о царе», «Наблюдай, и будь спокоен».

Часть II. Комментарий

Проблема царя Ахаза

Библия сообщает, что Ахаз был плохим царем. Он «не делал угодного в очах Господа, Бога своего» (4Цар.16:2). Библейское повествование конкретно по отношению к нему: «Но ходил путем царей Израильских, и даже сына своего провел чрез огонь, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых. И совершал жертвы и курения на высотах» (4Цар.16:3-4). Он оказал пагубное влияние на народ Иудеи. Как происходило и в других случаях, когда цари начинают удаляться от Господа, возникают проблемы в их жизни и в их стране. Это также подтверждается в первой части книги Исаии: «А беззаконнику — горе, ибо будет ему возмездие за дела рук его» (Ис.3:11). Как в книге Исаии, так и в Четвертой книге Царств говорится о том, что «Рецин, царь Сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь Израильский, пошли против Иерусалима, чтобы завоевать его» (Ис.7:1; ср. с 4Цар.16:5). Когда царь Ахаз осознал, насколько велика грозящая ему опасность и вероятность военного столкновения с окружающими народами, «всколебалось сердце его и сердце народа его, как колеблются от ветра дерева в лесу» (Ис.7:2).

Иногда Божий народ забывает, что Господь ожидает верности от тех, кто вступил с Ним в отношения завета. Поэтому Бог в Его провидении позволяет Своему народу столкнуться с трудными обстоятельствами как средством пробуждения его к поиску Господа и возвращения к Его свету. «Он восстанет сокрушить землю» (Ис.2:19). «Восстал Господь на суд — и стоит, чтобы судить народы. Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его» (Ис.3:13-14). В «этих стихах Исаия переходит к обвинению руководителей нации. Они действуют безответственно и несправедливо, разрушая именно то, что им доверено. Тема неразумного руководства, особенно на уровне старейшин и князей, повторяется на протяжении всей книги (см. Ис.7:1–17; 14:4–21; 22:15–25; 28; 29; 32:3–8). И именно на этом фоне выделяется стремление к Тому и обетование о Том, Кто будет править справедливо и праведно» (John Oswalt, The Book of Isaiah, Chapters 1–39, The New International Commentary on the Old Testament, p. 137). Страх парализовал царя. Но какими бы ужасными ни были обстоятельства, с которыми он столкнулся, надвигающаяся угроза представляет собой драгоценную возможность вернуться к Господу.

Господь заботится о царе

В Ис.7:3 пророк предлагает интересное описание Божьей заботы. Повествование не говорит, что царь ищет Господа; это Господь проявляет такую инициативу. В данном стихе говорится: «И сказал Господь Исаии: выйди… навстречу Ахазу». В этой главе Господь изображен как Бог, Который как бы выходит в лице пророка навстречу напуганному человеку. Читатель может увидеть подобное отношение Бога в Едемском саду, где мы видим Его, «ходящего в раю во время прохлады дня... И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: где ты?» (Быт. 3:8, 9). Оба, и Адам, и Ахаз, хотя причины у них разные, боятся не без основания.

Еще одна примечательная деталь в этом эпизоде: Исаия получает указания относительно места, где он может встретиться с царем. «И сказал Господь Исаии: выйди... навстречу Ахазу, к концу водопровода верхнего пруда, на дорогу к полю белильничьему» (Ис.7:3). Этот стих не только обеспечивает ясное подтверждение Божьего предвидения, но также говорит о внимательной заботе Господа на каждом шагу нашей жизни. Библия полна историй, в которых мы можем увидеть, как Бог посылает Своих пророков подать надежду, а иногда и высказать упрек Своим доверенным слугам. При любых обстоятельствах цель Бога в том, чтобы помочь Своему народу доверять и быть верными Ему.

«Наблюдай, и будь спокоен»

В стихе 2 мы видели, что царя Ахаза страшит мысль о предстоящей войне. Вместе с царем трепещет и весь народ. Но как Бог смотрит на эту ситуацию? Иногда мы со своим ограниченным пониманием не можем постичь характер Бога. Мы думаем, что Он занимается только духовными вопросами нашей жизни. Но Библия свидетельствует, что наш Господь заботится о Своих детях во всех сферах жизни, включая такие вопросы и проблемы, которые, видимо, не связаны с духовными аспектами.

«С точки зрения Ахаза, Сирия и Ефрем представляют серьезную угрозу, но с Божьей точки зрения они незначительны и не должны беспокоить царя. Не всегда легко обрести Божественное вⵠдение. Тем не менее, пока не стремимся к этому, мы всегда рискуем уделять слишком много внимания преходящему и слишком мало значимому. Кроме того, без усердного поиска Божьего вⵠдения в каждой ситуации мы слишком легко делаем вывод, что Господь озабочен только духовными вопросами и не занимается вопросами практическими. Но это заблуждение, которое в конечном счете приводит к жизни без Бога» (John Oswalt, The Book of Isaiah, Chapters 1–39: The New International Commentary on the Old Testament, p. 196).

В тексте Ис.7:4 говорится о том, что Бог поручает Своему пророку поговорить с царем. «И передай ему: „Будь осмотрителен, но не бойся, сохраняй спокойствие и не падай духом! Что тебе эти две дымящиеся головешки: разгневанный Рецин с сирийцами и сын Ремальи?!“» (ИПБ). Иногда мы спрашиваем, как нам жить дальше в условиях нежелательных обстоятельств. Библия отвечает: «Будь осмотрителен... сохраняй спокойствие» (ИПБ). В Синодальном переводе сказано: «Наблюдай и будь спокоен». В еврейском языке фраза «наблюдай и будь спокоен» состоит из двух слов «хишшаме́р вехашке́т». Первое слово происходит от глагольного корня шмр, который в данном случае можно перевести как «быть настороже, быть внимательным, беречься» (Ludwig Koehler and Walter Baumgartner, The Hebrew and Aramaic Lexicon of the Old Testament, vol. 4, p. 1584).

По-видимому, совет Господа царю заключается в том, чтобы быть начеку и воздерживаться от всякого шума и деятельности, которые могли бы заглушить голос Божий. Второе слово в еврейском предложении — шкт, которое из-за его глагольной формы лучше переводить как возвратный глагол «сохранять мир... хранить себя в покое» (Ludwig Koehler and Walter Baumgartner, The Hebrew and Aramaic Lexicon of the Old Testament, vol. 4, p. 1641) или «проявлять спокойствие» (David Clines, ed., The Dictionary of Classical Hebrew, vol. 8, p. 550). Итак, возможный перевод для «хишшамер вехашкет» — «смотри спокойно».

Призывы и обещания в ст. 4–9 дают достаточно оснований для того, чтобы доверять обещаниям Господа. Во-первых, Бог призывает царя не бояться и не падать духом: «Что тебе эти две дымящиеся головешки?!» (Ис.7:4; ИПБ). Да, Рецин и Факей, цари сирийско-ефремской коалиции, могли слегка «дымиться», но такой огонь был бы ничтожно слабым. Во-вторых, хотя коалиция «умышляет против тебя зло» (Ис.7:5), «это не состоится и не сбудется» (Ис.7:7), — говорит Господь. И далее подчеркивает: вы должны доверять, ибо, «если не будете тверды в вере, не устоите» (Ис.7:9; ИПБ). Джордж Грей комментирует эту часть главы: «Исаия осуждает в Ахазе две вещи: его страх, потому что в нем нет нужды; его веру в материальное обеспечение, представленное здесь надежным водоснабжением во время осады; но единственная вера, которая делает государство прочным, — вера в Яхве» (George Gray, A Critical and Exegetical Commentary on the Book of Isaiah, I—XXVII, vol. 1, p. 118).

В некоторых жизненных обстоятельствах самое главное не то, что происходит вокруг нас или что мы видим, а то, что происходит в нашей внутренней жизни. Поэтому мы должны молиться о способности понимать происходящее с Божьей точки зрения и развивать эту способность.

Урок 4. Трудный путь

Библейские тексты для исследования: Ис.7:14–25; 8:1–22.

Памятный стих: «Итак, я надеюсь на Господа, сокрывшего лицо Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него» (Ис.8:17).

В горящем здании в Нью-Йорке, в районе Гарлем, слепая девочка сидела на подоконнике четвертого этажа. Пожарные были в отчаянии. Они не могли загнать машину с лестницей между зданиями и не могли уговорить девочку прыгнуть в растянутую сетку, которую она, конечно же, не могла видеть.

«Наконец прибыл ее отец и закричал через усилитель, что внизу натянута сеть и по его команде ей нужно прыгнуть. Девочка прыгнула, и ее тело было настолько расслабленным, что она не сломала ни одной косточки и не растянула ни одной мышцы при падении с высоты четвертого этажа. Она полностью доверяла своему отцу и сделала то, что, по его словам, было наилучшим решением» (Edited by Michael P. Green, 1500 Illustrations for Biblical Preaching, p. 135).

Подобным образом Бог предоставил сильное свидетельство, что желает наилучшего для Своих детей. Но они пренебрегли предложенными им тихими водами Силоама, и Ему пришлось обращаться к ним с помощью бурных вод Ассирии.

См. 4Цар.15:29-30; 16:7–9; 1Пар.5:6,26.

Это пророчество Исаии было дано около 734 г. до Р. Х. В ответ на взятку Ахаза Феглаффелласар III сделал то, что, вероятно, сделал бы в любом случае: разбил северную коалицию, завоевал Галилею и трансиорданские регионы северного Израиля; переселил часть населения и превратил эти территории в провинции Ассирии (734–733 гг. до Р. Х.). Остаток Израиля был спасен, когда Осия, после убийства царя Факея, подчинился и платил дань. В 733–732 гг. до Р. Х. Феглаффелласар завоевал Дамаск столицу Сирии. Затем он сделал Сирию ассирийской провинцией. Таким образом, к 732 году, в течение двух лет после предсказания Исаии, Сирия и Израиль оказались окончательно побежденными, и все закончилось трагически для двух царей, которых страшился Ахаз.

Вскоре после того как Салманассар V сменил на троне Феглаффелласара III в 727 г. до Р. Х., израильский царь Осия совершил политическое самоубийство, восстав против Ассирии. Ассирийцы захватили столицу Самарию в 722 г. до Р. Х. и переселили тысячи израильтян в Месопотамию и Мидию, где те постепенно растворились среди местного населения и утратили свою идентичность («чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом» — Ис.7:8). Бог предсказал, что случится с врагами Иудеи, но его весть к Ахазу заключалась в том, что это случилось бы в любом случае, без необходимости полагаться на Ассирию.

Подумайте, если бы вы жили в Северном царстве, когда происходили все эти события, насколько легко было бы потерять веру? Что мы можем делать теперь, сегодня, дабы научиться сохранять свою веру, чтобы, столкнувшись с бедствиями завтрашнего дня, могли устоять? См. 1Петр.1:13–25.

 

Понедельник. Предсказанные последствия (см. Ис.7:17–25)

По своей природе мы склонны доверять тому, что видим, чувствуем, осязаем, пробуем на вкус, то есть ощущениям этого мира. Однако, как мы знаем, все эти вещи временны. Прочитайте 2Кор.4:18. О чем сообщает нам данный текст? Как мы можем применить его в своей жизни? Какие изменения произойдут в нас?

 

Вторник. Что в имени? (См. Ис.8:1–10)

Представьте, что вы играете в мяч со вторым сыном Исаии. К тому времени как вы сможете выговорить: «Магер-шелалшах-баз, кинь мне мяч», будет уже слишком поздно. Но еще дольше звучит значение этого имени: «спешит грабеж, ускоряет добыча».

Несмотря на повторяющиеся ошибки избранного народа, Господь все еще желал спасти Своих детей. Как мы можем применить эту истину лично к себе, особенно когда терпим поражение и падаем в нашей духовной жизни?

 

Среда. Нам нечего бояться, если мы боимся Бога (см. Ис.8:11–15)

В своей первой инаугурационной речи американский президент Франклин Рузвельт сказал нации, приведенной в уныние Великой депрессией: «Единственное, чего нам нужно бояться, — так это самого страха» (Капитолий США, Вашингтон, округ Колумбия, 4 марта 1933 г.). А вот весть Исаии к разочаровавшемуся народу: «Нам нечего бояться, если мы боимся Бога».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.069 с.)