Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Есть ли творение – нечто в сотворенном?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Кажется, что творение не есть нечто, существующее в сотворенном. Ведь если творение, понимаемое как претерпевание, атрибутируется сотворенному, то творение, понимаемое как действие, атрибутируется Творцу. Но творение, понимаемое как действие, не есть нечто в Творце, поскольку тогда следовало бы, чтобы в Боге было нечто временное. Следовательно, творение, понятое как претерпевание, не есть нечто, существующее в сотворенном. 2. Кроме того, нет ничего среднего между Творцом и тварью. Но «творение» обозначает среднее между тем и другим, ведь оно – не Творец, поскольку оно не вечно, и не сотворенное, поскольку надлежало бы на том же основании полагать другое творение, посредством которого оно бы творилось, и так до бесконечности. Следовательно, творение не есть нечто. 3. Кроме того, если творение есть нечто помимо сотворенной субстанции, то надлежит, чтобы оно было его акциденцией. Но всякая акциденция существует в субъекте. Следовательно, сотворенная вещь была бы субъектом творения. И, таким образом, субъект творения и его предел был бы одним и тем же. Это невозможно, поскольку субъект первичнее акциденции и сохраняет акциденцию; предел же является более поздним, чем действие и претерпевание, пределом которых он является, и при его осуществлении действие и претерпевание прекращаются. Следовательно, само творение не есть какая‑либо вещь. Но против: лучше становиться чем‑то согласно всей субстанции, чем согласно субстанциальной или акцидентальной форме. Но порождение (простое или происходящее в некотором отношении), посредством которого нечто становится согласно субстанциальной или акцидентальной форме, есть нечто в порожденном. Следовательно, тем более творение, посредством которого нечто становится согласно всей субстанции, есть нечто в сотворенном. Отвечаю: следует сказать, что творение полагает нечто в сотворенном только согласно отношению, поскольку то, что творится, не создается посредством движения или изменения. Ведь то, что создается посредством движения или изменения, создается из чего‑либо предсуществующего, как то происходит при частном произведении какого‑либо сущего; но так не может происходить в произведении всего бытия универсальной причиной всего сущего, то есть Богом. Поэтому Бог, творя, без движения производит вещь. Если же устранить движение от действия и претерпевания, то остается только отношение, как было сказано (a. 2, ad 2.). Поэтому остается, чтобы творение в твари было только некоторым отношением к Творцу как началу ее бытия, подобно тому как в претерпевании, которое происходит при движении, подразумевается отношение к началу движения. 1. Итак, относительно первого следует сказать, что творение, понимаемое активно, означает божественное действие, которое есть Его действие в отношении к твари. Но отношение к твари в Боге не реальное, а только отношение мыслимое. Отношение же твари к Богу есть реальное отношение, как было сказано выше (q. 13, a. 7), когда речь шла о божественных именах. 2. Относительно второго следует сказать: поскольку творение понимается как изменение, как было сказано (a. 2, ad 2), изменение же есть некоторым образом среднее между движущим и движимым, то поэтому и творение понимается как среднее между творением и тварью. Однако «творение», понимаемое страдательно, существует в сотворенном и есть сотворенное. И поэтому не надлежит, чтобы оно творилось посредством другого творения, поскольку отношения (ведь они по самому своему существу подразумевают «к чему‑то другому») соотносятся не посредством каких‑либо других отношений, а посредством самих себя, как уже было сказано выше (q. 42, a. 1, ad 4), когда речь шла о равенстве Лиц. 3. Относительно третьего следует сказать, что сотворенное есть предел творения, согласно тому, что творение понимается как изменение, но согласно тому, что оно есть отношение, сотворенное является его субъектом и первичнее его в бытии, поскольку субъект первичнее акциденции. Но оно имеет некоторое понятие первичности в части объекта, в отношении которого говорится, то есть как начало сотворенного. И однако не следует, чтобы до тех пор, пока сотворенное есть, говорилось «оно творится», поскольку творение подразумевает отношение сотворенного к творцу при некоторой новизне или изначальности.
Глава 4
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.241.235 (0.007 с.) |