Являются ли Отец и Сын единым началом Святого Духа? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Являются ли Отец и Сын единым началом Святого Духа?



 

1. Кажется, что Отец и Сын не являются единым началом Святого Духа. Ведь Святой Дух, как кажется, не исходит от Отца и Сына на основании того, что Они единое: ни по природе, потому что Святой Дух таким образом исходил бы также от Себя Самого, будучи по природе единым с Ними, ни в силу того, что Они единое по какому‑либо свойству, потому что, как представляется, одно свойство не может принадлежать двум субъектам. Следовательно, Святой Дух исходит от Отца и Сына, поскольку Они многие. Следовательно, Отец и Сын не являются единым началом Святого Духа.

2. Кроме того, когда говорится, что Отец и Сын единое начало Святого Духа, то здесь не может иметься в виду единство согласно Лицам, потому что таким образом Отец и Сын были бы одним Лицом. Также, это не единство свойств, потому что, если Отец и Сын единое начало Святого Духа в силу единого свойства, то, на том же основании, представляется, что в силу двух свойств Отец является двумя началами Сына и Святого Духа, что является нелепым. Следовательно, Отец и Сын не являются единым началом Святого Духа.

3. Кроме того, Сын схож с Отцом не более, чем Святой Дух. Но Святой Дух и Отец не являются единым началом по отношению к какому‑либо из божественных Лиц. Следовательно, и Отец и Сын таким не являются началом.

4. Кроме того, если Отец и Сын являются единым началом Святого Духа, то или они то единое, которое есть Отец, или единое, которое не есть Отец. Но ни одно из этих положений не допустимо, потому что если бы это был Отец, следовало бы, что Сын есть Отец, а если это не Отец, следовало бы, что Отец не есть Отец. Следовательно, не должно говорить, что Отец и Сын являются единым началом Святого Духа.

5. Кроме того, если Отец и Сын являются единым началом Святого Духа, то можно сказать и обратное, что единым началом Святого Духа являются Отец и Сын. Но это представляется ложным, поскольку то, что называется началом, надлежит подстанавливать или на место Лица Отца, или на место Лица Сына, и в обоих случаях это ложно. Следовательно, также ложно и то, что Отец и Сын являются единым началом Святого Духа.

6. Кроме того, единство по сущности дает тождество. Поэтому если Отец и Сын являются единым началом Святого Духа, то следует, что Они являются одним и тем же началом. Но многие это отрицают. Следовательно, нельзя говорить, что Отец и Сын являются единым началом Святого Духа.

7. Кроме того, Отец и Сын и Святой Дух именуются единым Творцом, потому что Они единое начало творения. Но Отец и Сын являются не единым излияющим, а двумя, как полагают многие. И это согласно словам Илария, который говорит во второй книге «О Троице» (II, 29), что Святой Дух должно исповедать исходящим от Отца и Сына как от Его начал. Следовательно, Отец и Сын не являются единым началом Святого Духа.

Но против этого то, что говорит в пятой книге «О Троице» Августин (V, 14), что Отец и Сын не два, но – одно начало Святого Духа.

Отвечаю: следует сказать, что Отец и Сын являются едиными во всем, в чем между Ними нет различия в противоположных отношениях. Поэтому, раз в том, что они есть начало Святого Духа, Они не не находятся в противоположных отношениях, следует, что Отец и Сын являются единым началом Святого Духа.

Однако некоторые говорят, что выражение «Отец и Сын являются единым началом Святого Духа» употребляется в несобственном смысле. Потому что, если это имя, «начало», в единственном числе обозначает не Лицо, а свойство, то, как они говорят, что оно должно пониматься как прилагательное, и поскольку прилагательное не определяется через прилагательное, то выражение «Отец и Сын являются единым начальным Святого Духа» нелепо, если только «единое» не принимать как наречие, тогда был бы смысл: «являются единоначальным», то есть по единому образу действия. Но подобным образом может быть сказано, что Отец – два начала Сына и Святого Духа, то есть двояким образом. Следовательно, должно сказать, что, если это имя, «начало», обозначает свойство, тем не менее оно обозначает его как существительное, как и имена отец или сын, даже в сотворенных вещах. Поэтому число оно получает от обозначенной формы, как и другие существительные. В таком случае: как Отец и Сын суть Единый Бог, ввиду единства формы, обозначенной словом «Бог», так Они суть единое начало Святого Духа вследствие единства свойства, означаемого именем «начало».

1. Относительно первого следует сказать: если говорится о излияющей силе, то Святой Дух исходит от Отца и Сына, поскольку Они едины в отношении этой силы, которая некоторым образом обозначает природу, обладающую свойством, о чем будет сказано ниже (q. 41, a. 5). То же, что единым свойством обладают два субъекта, у которых одна природа, не является неподобающим. Если же рассматриваются субъекты излияния, то Святой Дух исходит от Отца и Сына как от многих, потому что Он исходит от Них как любовь, которая объединяет двух.

2. Относительно второго следует сказать: когда говорится, что Отец и Сын являются единым началом Святого Духа, то имеется в виду единое свойство, которым является форма, означенная в имени. Тем не менее не следует, что ввиду многих свойств можно называть Отца многими началами, поскольку это подразумевало бы множественность субъектов.

3. Относительно третьего следует сказать: подобие или неподобие приписывается божественности не согласно соотносительным свойствам, а согласно существу. Поэтому как Отец не более подобен Себе, чем Сыну, так и Сын не более подобен Отцу, чем Святой Дух.

4. Относительно четвертого следует сказать: эти два высказывания, а именно «Отец и Сын являются единым началом, которое есть Отец» и «Отец и Сын являются единым началом, которое не есть Отец» не являются контрадикторными. Поэтому не является необходимым, что истинно только одно из них. Поэтому, когда мы говорим, что «Отец и Сын являются единым началом», то, что именуется началом, обозначает не определенный единичный субъект, а скорее общий для двух Лиц совместно. Поэтому в выводе имеется ошибка фигуры высказывания, когда смешивается общее и единичное употребление.

 

Контрадикторные (противоречащие) понятия или высказывания – отрицающие друг друга и не могущие быть истинными одновременно, они также не допускают среднего (третьего) понятия (белое и не‑белое), в отличие от контрарных (противоположных), которые не исключают друг друга и допускают нечто среднее (белое, черное и серое).

 

5. Относительно пятого следует сказать, что высказывание «Одно начало Святого Духа является Отец и Сын» также истинно. Ведь то, что именуется началом, является субъектом, обозначающим не одно Лицо, а, как сказано, общим для двух.

6. Относительно шестого следует сказать: вполне подобающе может быть сказано, что «Отец и Сын являются одним началом», поскольку имя «начало» – общий субъект для двух Лиц вместе.

7. Относительно седьмого следует сказать: некоторые говорят, что, хотя Отец и Сын являются единым началом Святого Духа, тем не менее Они два «излиятеля» из‑за различия субъектов, как и два излияющих, поскольку эти действия относятся к субъектам. Но это основание не применимо к имени Творец, поскольку: Святой Дух исходит от Отца и Сына как от двух различных Лиц, как сказано, тогда как творение исходит от Трех Лиц не так, что Они различные Лица, а поскольку Они едины по сущности. Но, представляется, лучше будет сказать, что поскольку «излияющие» – прилагательное, а «излиятель» – существительное, то мы можем сказать, что Отец и Сын суть два излияющих из‑за различия субъектов, но не два излиятеля в силу единства излияния. Ведь имена прилагательные получают число от субъектов, а существительные от самих себя, согласно обозначаемой форме. А то, что Иларий говорит, что Святой Дух от Отца и Сына как от начал, следует объяснить, что он существительное поставил вместо прилагательного.

 

 

Сотворение мира

 

Вопросы 44‑49 относятся к «Трактату о сотворении мира». Из тем этого трактата мы выделили ключевые и наиболее сложные. Одна из них, обсуждаемая в вопросе 45, – творение мира из ничего, один из важных постулатов, на которых базируется и который стремится обосновать христианская мысль в отличие от античной. Последняя основана на принципе «из ничего ничего не возникает», исходя из него Платон и Аристотель считали, что материя или материальный мир должны существовать вечно. Другим сложным вопросом является вопрос о разнообразии и неравенстве вещей, существующих в мире (вопрос 47). Как единый и благой Бог мог сотворить множество различных вещей, из которых одна менее совершенна, чем другая? На этот вопрос многие предшественники Фомы Аквинского давали различные ответы: источником разнообразия считалась материя, а не замысел Бога, или же творение мира приписывалось множеству второстепенных божеств.

 

Вопрос 45



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.009 с.)