III.III. концепция «сакрального» М. Элиаде 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III.III. концепция «сакрального» М. Элиаде



 

Слово религия не нравилось М. Элиаде, который писал: «До- стойно сожаления, что для выражения понятия сакрального в нашем распоряжении нет более точного слова чем «религия». Это понятие имеет длинную историю, хотя применительно к понятию культуры оно недолговечно. Можно задать вопрос, каким образом, не дискриминируя его, допустимо использо- вать этот термин в исследовании древнего Ближнего Востока, иудаизма, христианства, ислама, индуизма, буддизма, равно как и культур так называемых «примитивных» народов. Но, возможно, поздно уже искать другое слово и термин «религия» может быть полезен при условии, если мы не будем забывать, что он не обязательно предполагает веру в Бога, в богов или духов, а имеет отношение к опыту сакрального и, следователь-

123 Зубов А.Б. История религий. Книга первая: Доисторические и внеи- сторические религии. Курс лекций. – М., 1997. – С. 22.

124 Джемс В. Многообразие религиозного опыта. – СПб., 1993. – С. 40.


но, связан с идеями бытия, значимости и истины»125. Поэтому как синоним к слову «религия» Элиаде использует термин «Са- кральное». Это же он делает по отношению к понятиям «рели- гиозного опыта» и «идеи Бога».

Понятие «Сакральное» Элиаде рассматривает не в со- циологическом плане Э. Дюркгейма и М. Мосса126, а в клю- че феноменологии религии Р. Отто. Так, Элиаде принимает использование термина «Святое» Отто в феноменологиче- ском и онтологическом смыслах и соотносит термин «Святое» Отто со своим термином «Сакральное». Как «Святое» Отто, так и «Сакральное» Элиаде предстает априорным концептом. Однако здесь следует внести определенные коррективы. В он- тологическом смысле «Святое» в рассмотрении Отто обозна- чает сущность вне человеческого сознания, которую ученый рассматривает как причину таинственного опыта, так назы- ваемый Субъект нуминозного опыта. Отто идентифицирует эту онтологически объективную сущность с христианским Богом. Элиаде же используя термин «Сакральное» в онтоло- гическом смысле, главным образом, пользуется индийскими концептуальными схемами, взятыми, в основном, из систем санхьи-йоги и адвайта-веданты.

Если коснуться употребления Элиаде термина «Святое» Отто, по отношению к термину «Сакральное» в феноменологи- ческом смысле, то он, с одной стороны, подтверждает ценность терминов концепции нуминозного опыта Отто (ganz andere как абсолютно и полностью отличное, религиозный страх, чувство собственной ничтожности). Элиаде пишет, что «Рудольф Отто стремится показать в своей книге характерные черты этого страшного и иррационального опыта. Он обнаруживает, что

 

125 Элиаде М. Ностальгия по истокам. С. 15.

126 Например, точка зрения М. Мосса: «Понятие сакрального – это по- нятие социальное, то есть результат коллективной деятельности». Цит. по: Мосс М. Набросок общей теории магии // Социальные функции священ- ного. Избранные произведения. – СПБ., 2000. – С. 230.


священное – mysterium tremendum (лат. страшная тайна127), majestas (лат. величие), подавляющие своим могущественным превосходством, – вызывает чувство ужаса. Он обнаруживает религиозный страх перед mysterium fascinans (лат. заворажи- вающая тайна), в котором раскрывается во всем совершенстве и полноте бытие. Отто определяет эти опыты как numineuses (от лат. numen Бог), т. е. божественные, так как все они вызваны открытием какого-либо аспекта божьей силы. Боже- ственное выделяется как нечто ganz andere (нем. совершенно иное), как абсолютно и полностью отличное: оно не похоже ни на человеческое, ни на космическое. Перед ним человек испы- тывает чувство собственной ничтожности, ощущает себя лишь тварью божьей»128. Влиянием концепции Отто, думается, обу- словлено и следующее высказывание Элиаде: «Человек узна- ет о священном потому, что оно проявляется, обнаруживает- ся как нечто совершенно отличное от мирского»129. С другой стороны, Элиаде исследует «Сакральное» в ином аспекте, не- жели Р. Отто: «Нас интересует не соотношение рациональных и иррациональных элементов в религии, а священное во всей его полноте»130. По мнению М.А. Пылаева, российского иссле- дователя трудов Р. Отто, «Элиаде, в отличие от Отто, изучает скорее не природу сакрального, а восприятие мира (понятие о пространстве, времени и др.) религиозным сознанием»131.

Осмысляя концепцию «Сакрального» М. Элиаде, Антонио

Барбоса да Сильва выделяет четыре варианта использования этого понятия как феноменологического, оценочного, онто-

 

127 Перевод терминов Отто в цитате дан по изданию: Элиаде М. Избран- ные сочинения: Миф о вечном возвращении. Образы и символы. Священ- ное и мирское. – М., 2000.

128 Элиаде М. Священное и мирское // Элиаде М. Избранные сочине- ния: Миф о вечном возвращении. Образы и символы. Священное и мир- ское. – М., 2000. – С. 254.

129 Элиаде М. Священное и мирское. С. 255.

130 Там же. С. 255.

131 Пылаев М.А. Философия религии Рудольфа Отто. С. 16.


логического, теологического терминов. Современный рос- сийский исследователь А. П. Забияко в статье «Сакральное как категория феноменологии религии М. Элиаде» пишет об обоснованности такого подхода Барбосы да Сильва, но упо- минает как об основных вариантах рассмотрения «сакраль- ного» только в качестве феноменологического и онтологи- ческого терминов132. Думается, что схему анализа понятие

«сакральное», сделанную Барбосой да Сильва можно взять за образец, внеся туда некоторые замечания. Так, вначале следует рассмотреть онтологию «Сакрального», а затем уже феноменологию, использование термина «Сакральное», как термина теологического, следует рассмотреть в русле рас- смотрения онтологии «Сакрального».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.006 с.)