Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III.III. концепция «сакрального» М. ЭлиадеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Слово религия не нравилось М. Элиаде, который писал: «До- стойно сожаления, что для выражения понятия сакрального в нашем распоряжении нет более точного слова чем «религия». Это понятие имеет длинную историю, хотя применительно к понятию культуры оно недолговечно. Можно задать вопрос, каким образом, не дискриминируя его, допустимо использо- вать этот термин в исследовании древнего Ближнего Востока, иудаизма, христианства, ислама, индуизма, буддизма, равно как и культур так называемых «примитивных» народов. Но, возможно, поздно уже искать другое слово и термин «религия» может быть полезен при условии, если мы не будем забывать, что он не обязательно предполагает веру в Бога, в богов или духов, а имеет отношение к опыту сакрального и, следователь- 123 Зубов А.Б. История религий. Книга первая: Доисторические и внеи- сторические религии. Курс лекций. – М., 1997. – С. 22. 124 Джемс В. Многообразие религиозного опыта. – СПб., 1993. – С. 40. но, связан с идеями бытия, значимости и истины»125. Поэтому как синоним к слову «религия» Элиаде использует термин «Са- кральное». Это же он делает по отношению к понятиям «рели- гиозного опыта» и «идеи Бога». Понятие «Сакральное» Элиаде рассматривает не в со- циологическом плане Э. Дюркгейма и М. Мосса126, а в клю- че феноменологии религии Р. Отто. Так, Элиаде принимает использование термина «Святое» Отто в феноменологиче- ском и онтологическом смыслах и соотносит термин «Святое» Отто со своим термином «Сакральное». Как «Святое» Отто, так и «Сакральное» Элиаде предстает априорным концептом. Однако здесь следует внести определенные коррективы. В он- тологическом смысле «Святое» в рассмотрении Отто обозна- чает сущность вне человеческого сознания, которую ученый рассматривает как причину таинственного опыта, так назы- ваемый Субъект нуминозного опыта. Отто идентифицирует эту онтологически объективную сущность с христианским Богом. Элиаде же используя термин «Сакральное» в онтоло- гическом смысле, главным образом, пользуется индийскими концептуальными схемами, взятыми, в основном, из систем санхьи-йоги и адвайта-веданты. Если коснуться употребления Элиаде термина «Святое» Отто, по отношению к термину «Сакральное» в феноменологи- ческом смысле, то он, с одной стороны, подтверждает ценность терминов концепции нуминозного опыта Отто (ganz andere как абсолютно и полностью отличное, религиозный страх, чувство собственной ничтожности). Элиаде пишет, что «Рудольф Отто стремится показать в своей книге характерные черты этого страшного и иррационального опыта. Он обнаруживает, что 125 Элиаде М. Ностальгия по истокам. С. 15. 126 Например, точка зрения М. Мосса: «Понятие сакрального – это по- нятие социальное, то есть результат коллективной деятельности». Цит. по: Мосс М. Набросок общей теории магии // Социальные функции священ- ного. Избранные произведения. – СПБ., 2000. – С. 230. священное – mysterium tremendum (лат. страшная тайна127), majestas (лат. величие), подавляющие своим могущественным превосходством, – вызывает чувство ужаса. Он обнаруживает религиозный страх перед mysterium fascinans (лат. заворажи- вающая тайна), в котором раскрывается во всем совершенстве и полноте бытие. Отто определяет эти опыты как numineuses (от лат. numen – Бог), т. е. божественные, так как все они вызваны открытием какого-либо аспекта божьей силы. Боже- ственное выделяется как нечто ganz andere (нем. совершенно иное), как абсолютно и полностью отличное: оно не похоже ни на человеческое, ни на космическое. Перед ним человек испы- тывает чувство собственной ничтожности, ощущает себя лишь тварью божьей»128. Влиянием концепции Отто, думается, обу- словлено и следующее высказывание Элиаде: «Человек узна- ет о священном потому, что оно проявляется, обнаруживает- ся как нечто совершенно отличное от мирского»129. С другой стороны, Элиаде исследует «Сакральное» в ином аспекте, не- жели Р. Отто: «Нас интересует не соотношение рациональных и иррациональных элементов в религии, а священное во всей его полноте»130. По мнению М.А. Пылаева, российского иссле- дователя трудов Р. Отто, «Элиаде, в отличие от Отто, изучает скорее не природу сакрального, а восприятие мира (понятие о пространстве, времени и др.) религиозным сознанием»131. Осмысляя концепцию «Сакрального» М. Элиаде, Антонио Барбоса да Сильва выделяет четыре варианта использования этого понятия как феноменологического, оценочного, онто- 127 Перевод терминов Отто в цитате дан по изданию: Элиаде М. Избран- ные сочинения: Миф о вечном возвращении. Образы и символы. Священ- ное и мирское. – М., 2000. 128 Элиаде М. Священное и мирское // Элиаде М. Избранные сочине- ния: Миф о вечном возвращении. Образы и символы. Священное и мир- ское. – М., 2000. – С. 254. 129 Элиаде М. Священное и мирское. С. 255. 130 Там же. С. 255. 131 Пылаев М.А. Философия религии Рудольфа Отто. С. 16. логического, теологического терминов. Современный рос- сийский исследователь А. П. Забияко в статье «Сакральное как категория феноменологии религии М. Элиаде» пишет об обоснованности такого подхода Барбосы да Сильва, но упо- минает как об основных вариантах рассмотрения «сакраль- ного» только в качестве феноменологического и онтологи- ческого терминов132. Думается, что схему анализа понятие «сакральное», сделанную Барбосой да Сильва можно взять за образец, внеся туда некоторые замечания. Так, вначале следует рассмотреть онтологию «Сакрального», а затем уже феноменологию, использование термина «Сакральное», как термина теологического, следует рассмотреть в русле рас- смотрения онтологии «Сакрального».
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.147 (0.007 с.) |