Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III.II. сущность религии у М. ЭлиадеСодержание книги
Поиск на нашем сайте Следует отметить, что у М. Элиаде нет четкого опреде- ления, что такое религия. Элиаде так обосновывает это в своем труде «Очерки сравнительного религиоведения»: «Сомневаясь в том, что целесообразно начинать с дефини- ции религиозного явления, мы решили начать с рассмотре- ния разнообразных «иерофаний» – в самом широком смысле этого термина (как феноменов, служащих манифестацией сакрального). Таким образом, проблему истории религиоз- ных форм мы сможем поставить только после того, как рас- смотрим достаточно большое число этих форм»119. Религия, по мнению Элиаде, не является чем-то, откры- ваемым посредством «логического поиска причины» (как полагал В. Шмидт и исследователи из его Венской этноло- гической школы), ни продуктом эволюции (как утверждали и продолжают утверждать ученые гегельянского, пози- тивистского и марксистского направлений). Она есть не- что постоянное на протяжении веков. Можно сказать, что Элиаде, в общем-то, не интересует проблема происхожде- ния религии, столь интересовавшая других религиоведов религий для теолога-систематика // Тиллих П. Избранное. Теология куль- туры. – М., 1995. – С. 452-453. 119 Элиаде М. Очерки сравнительного религоведения. С. 11. самого разного спектра от Э. Тайлора до В. Шмидта. Даже сам вопрос о происхождении религии Элиаде считал некор- ректным. Почему у него был такой взгляд на эту проблему? Давай- те вспомним об антиисторизме в его методе. Элиаде полагал, что природа явления в целом не охватывается его развити- ем. Сюда же можно соотнести и религию. Кроме этого, уче- ный считал, что религия в той или иной форме всегда была присуща человеческому сознанию. Элиаде пишет: «Если рассматривать палеоантропов как полноценных людей, то надо допустить, что у них был набор своих верований и сво- их обрядов, поскольку, как мы констатировали выше, опыт священного входит в саму структуру сознания»120. Точку зрения Элиаде также хорошо выражает цитата из книги из- вестного российского религиоведа Е.А. Торчинова «Религии мира: Опыт запредельного», который, в какой-то степени, находился под влиянием идей М. Элиаде121. В наиболее фундаментальном труде по религиоведению «Энциклопедия религии», имеется определение религии, сформулированное на основе религиоведческой концепции Элиаде В. Кингом: «Религия есть организация жизни во- круг глубочайших измерений опыта, различных по форме, полноте и ясности и находящихся в гармонии с окружающей культурой»122. Данное определение религии было проанали- зировано отечественным религиоведом А.Б. Зубовым. «Глав- ное, – пишет он, – это убеждение, что объект религиозного 120 Элиаде М. История веры и религиозных идей. В. 3 т. Т.1. От каменно- го века до элевсинских мистерий. – М., 2002. – С. 11. 121 Е.А. Торчинов пишет: «Религия появляется вместе с homo sapiens и всегда существует с ним. Не следует ли из этого, что религиозный опыт и религиозное чувство имманентны самой природе человека». Торчинов Е. А. Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и транперсональные состояния. – СПб., 2005. – С. 118. 122 King W.L. Religion// The Encyclopedia of Religion. Vol. 12. – N.Y.-L., 1987. – P. 286. опыта существует не в человеческом переживании только, но и вне его. Религия, «святое», трепет перед смертностью и надежда на ее преодоление – все это суть «глубочайшие проникновения нашего опыта» в сферу Божественного бы- тия, являющегося не меньшей реальностью, чем Америка, для стремящихся к ней мореплавателей»123. Определение из энциклопедии религии довольно близко примыкает к тому определению, которое дает религии В. Джемс: «Итак, усло- вимся под религией подразумевать совокупность чувств, действий и опыта отдельной личности, поскольку их содер- жанием устанавливается отношение ее к тому, что она почи- тает Божеством. Смотря по тому – будет ли это отношение чисто духовным или воплощенным в обрядность, на почве религии, может вырасти богословие, философия или церков- ная организация»124.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.27.78 (0.008 с.) |