III.II. сущность религии у М. Элиаде 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III.II. сущность религии у М. Элиаде



Следует отметить, что у М. Элиаде нет четкого опреде- ления, что такое религия. Элиаде так обосновывает это в своем труде «Очерки сравнительного религиоведения»:

«Сомневаясь в том, что целесообразно начинать с дефини- ции религиозного явления, мы решили начать с рассмотре- ния разнообразных «иерофаний» – в самом широком смысле этого термина (как феноменов, служащих манифестацией сакрального). Таким образом, проблему истории религиоз- ных форм мы сможем поставить только после того, как рас- смотрим достаточно большое число этих форм»119.

 

Религия, по мнению Элиаде, не является чем-то, откры- ваемым посредством «логического поиска причины» (как полагал В. Шмидт и исследователи из его Венской этноло- гической школы), ни продуктом эволюции (как утверждали и продолжают утверждать ученые гегельянского, пози- тивистского и марксистского направлений). Она есть не- что постоянное на протяжении веков. Можно сказать, что Элиаде, в общем-то, не интересует проблема происхожде- ния религии, столь интересовавшая других религиоведов

религий для теолога-систематика // Тиллих П. Избранное. Теология куль- туры. – М., 1995. – С. 452-453.

119 Элиаде М. Очерки сравнительного религоведения. С. 11.


самого разного спектра от Э. Тайлора до В. Шмидта. Даже сам вопрос о происхождении религии Элиаде считал некор- ректным.

Почему у него был такой взгляд на эту проблему? Давай- те вспомним об антиисторизме в его методе. Элиаде полагал, что природа явления в целом не охватывается его развити- ем. Сюда же можно соотнести и религию. Кроме этого, уче- ный считал, что религия в той или иной форме всегда была присуща человеческому сознанию. Элиаде пишет: «Если рассматривать палеоантропов как полноценных людей, то надо допустить, что у них был набор своих верований и сво- их обрядов, поскольку, как мы констатировали выше, опыт священного входит в саму структуру сознания»120. Точку зрения Элиаде также хорошо выражает цитата из книги из- вестного российского религиоведа Е.А. Торчинова «Религии мира: Опыт запредельного», который, в какой-то степени, находился под влиянием идей М. Элиаде121.

В наиболее фундаментальном труде по религиоведению

«Энциклопедия религии», имеется определение религии, сформулированное на основе религиоведческой концепции Элиаде В. Кингом: «Религия есть организация жизни во- круг глубочайших измерений опыта, различных по форме, полноте и ясности и находящихся в гармонии с окружающей культурой»122. Данное определение религии было проанали- зировано отечественным религиоведом А.Б. Зубовым. «Глав- ное, – пишет он, – это убеждение, что объект религиозного

 

120 Элиаде М. История веры и религиозных идей. В. 3 т. Т.1. От каменно- го века до элевсинских мистерий. – М., 2002. – С. 11.

121 Е.А. Торчинов пишет: «Религия появляется вместе с homo sapiens и всегда существует с ним. Не следует ли из этого, что религиозный опыт и религиозное чувство имманентны самой природе человека». Торчинов Е. А. Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и транперсональные состояния. – СПб., 2005. – С. 118.

122 King W.L. Religion// The Encyclopedia of Religion. Vol. 12. – N.Y.-L., 1987. – P. 286.


опыта существует не в человеческом переживании только, но и вне его. Религия, «святое», трепет перед смертностью и надежда на ее преодоление – все это суть «глубочайшие проникновения нашего опыта» в сферу Божественного бы- тия, являющегося не меньшей реальностью, чем Америка, для стремящихся к ней мореплавателей»123. Определение из энциклопедии религии довольно близко примыкает к тому определению, которое дает религии В. Джемс: «Итак, усло- вимся под религией подразумевать совокупность чувств, действий и опыта отдельной личности, поскольку их содер- жанием устанавливается отношение ее к тому, что она почи- тает Божеством. Смотря по тому – будет ли это отношение чисто духовным или воплощенным в обрядность, на почве религии, может вырасти богословие, философия или церков- ная организация»124.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.254 (0.004 с.)