Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И осноВные религиоВедческие труды М. Элиаде↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Горохов А. А. Г70 Феноменология религии Мирчи Элиаде / А. А. Горо- хов. — СПб.: Алетейя, 2020. — 160 с. ISBN 978-5-91419-443-4 Монография посвящена исследованию феноменологии религии выдающегося религиоведа XX века, основателя Чикаг- ской школы религиоведения М. Элиаде. В работе предпринята попытка дать методологический и теоретический анализ фило- софии и феноменологии религии М. Элиаде. Книга представляет интерес для научных работников, пре- подавателей вузов, студентов и широкого круга читателей, интересующихся проблематикой религиозно-философской мысли. УДК 215 ББК 86.2 © А. А. Горохов, 2011 © Издательство «Алетейя» (СПб.), 2011 © «Алетейя. Историческая книга», 2011
ВВедение Изучение истории религиозной мысли человечества являет- ся чрезвычайно важным делом. Особенно значимо в этой свя- зи изучение концепций западного религиоведения, поскольку в прошедшем ХХ столетии религиоведческая наука проделала на Западе огромный путь. Возникли целые направления и шко- лы: преанимизм, прамонотеизм, феноменология религии и т.д. Крупным авторитетом в области феноменологии религии был Мирча Элиаде (1907-1986) – всемирно известный американ- ский ученый-религиовед румынского происхождения. В настоящее время он является одним из интенсивно ис- следуемых в России иностранных ученых-религиоведов. Пер- вый сборник работ М. Элиаде под названием «Космос и ис- тория» вышел в советской печати в 1987 году. Большую ценность в этой работе имеет вступительная статья Н.Я. Дараган. В ней творчество Элиаде рассматривается в кон- тексте работ К.Г. Юнга, Э. Дюркгейма, Л. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, и других европейских мыслителей XX века. Основные его труды по религиоведению были переведены на русский язык и изданы в 90-е и 2000-е годы, с содержа- тельными вступительными статьями1. Первым же советским исследователем, кто коснулся его концепций, был культуро- лог, исследователь мифа Е.М. Мелетинский в своей работе «Поэтика мифа» (1977). Следует отметить также статью 1 См. Калыгин В.П. Время и пространство изнутри традиции; Стефанов Ю.Н. Живой и говорящий космос//Элиаде М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении. Образы и символы. Священное и мирское. М., 2000, Пахомов С.В. Элиаде и йога// Элиаде М. Йога: бессмертие и свобо- да. СПб, 2004 и др. Е.В. Ревуненковой «Проблема шаманизма в трудах М. Эли- аде», опубликованную в сборнике «Актуальные проблемы эт- нографии и современная зарубежная наука» (1979). В опре- деленной степени религиоведческих концепций М. Элиаде касался в своей работе «Современная западная философия религии» (1989) советский религиовед Ю.А. Кимелев, непо- средственно они были представлены только в учебном посо- бии по религиоведению под редакцией М.М. Шахнович (2006) в разделе, посвященном феноменологии религии. В учебнике «Введение в общее религиоведение» под редакцией проф. И.Н. Яблокова (2007) также было уделено место М. Элиаде и Чикагской школе истории религии, главой которой он был со второй половины пятидесятых годов до своей смерти. М. Элиаде посвящена статья и в выпущенном в 2006 году энци- клопедическом словаре «Религиоведение». В журнале «Ре- лигиоведение» за 2002 г. были напечатаны две статьи отече- ственных религиоведов, посвященные анализу религиоведче- ских идей ученого: А.П. Забияко «Сакральное как категория феноменологии религии М. Элиаде», Михельсон О.К. «Исто- рия религий и Новый гуманизм М. Элиаде»2. В 2008 г. там была опубликована новая статья А.П. Забияко «Мирча Элиа- де: методология в контексте индивидуально-психологических и религиозных особенностей личности». Методологии М. Элиаде уделил место российский религиовед А.Н. Красников в монографии «Методология классического религиоведения» (2004), а также в докторской диссертации «Методология за- падного религиоведения второй половины XIX-XX веков» (2007) и в сопровождавших ее публикациях. Российский ис- следователь западной феноменологии религии М.А. Пылаев также касается религиоведческих концепций М. Элиаде в небольшой по объему работе «Западная феноменология ре- 2 См. также Михельсон О.К. Концепция небесного паттерна М. Элиаде и его трактовка представлений о смерти и загробном мире // Образ рая: от мифа к утопии. Symposium. – СПб., 2003. № 31. – С. 95-99. лигии» (2006) и публикациях в журнале «Религиоведение», посвященных феноменологической проблематике. На Западе изучению научного наследия М. Элиаде посвя- щено гораздо больше книг и статей в религиоведческих и бо- гословских изданиях. Изучению научного наследия М. Элиаде посвящены работы таких ученых как: А. Дуглас3, М. Риккетс4, Б. Ренье5, К. Ольсон6, И. Стренски7, А. Барбоса да Сильва8, Г. Дадли9 и др. Следует отметить, что в отношении наследия М. Элиаде оценки западных ученых во многом расходятся. Так, на- пример, А. Дуглас в работе «Структура и креативность в рели- гии: герменевтика в феноменологии Мирчи Элиаде и новые на- правления», уделяя методологии Элиаде особое внимание, пи- шет: «С одной стороны, Элиаде был хорошо принят маленькой группой влиятельных ученых во главе с Иоахимом Вахом в Чи- кагском университете и стал доминирующей фигурой в школе религиоведения Чикаго. С другой стороны, большинство аме- риканских религиоведов отклонило подход Элиаде как мето- дологически некритичный, ненаучный и антиисторический»10. 3 Douglas A. Structure and Creativity in Religion: Hermeneutics in Mircea Eliade’s Phenomenology and New Directions. The Hague, Mouton, 1978. 4 Ricketts M.L. Mircea Eliade: the Romanian Roots. New York, Columbia University Press, 1988. vols. I & II. 5 Rennie B. Reconstructing Eliade: Making Sense of Religion. Albany, NY, University of New York Press, 1996. 6 Olson C. The Theology and Philosophy of Eliade, New York, St. Martin’s Press, 1992. 7 Strenski I. Mircea Eliade// Four Theories of Myth in Twentieth Century History. London, Macmillan, 1989. 8 Barbosa da Silva A. The Phenomenology of Religion as a Philosophical Problem. An Analysis of the Theoretical Background of the Phenomenology of Religion, in General, and of M. Eliade’s Phenomenological Approach, in Particular. Malmц, 1982. 9 Dudley, G., Religion on Trial; Mircea Eliade and his Critics. Philadelphia, Temple University, 1977. 10 Douglas A. Mircea Eliade’s View of the Study of Religion as the Basis for Cultural and Spiritual Renewal. – Режим доступа: http: // www.westminster. edu/staff/brennie/eliade/DougAlle.htm Р. Бэд в своей статье «Феноменологическое понимание: Мирча Элиаде» указывал на то, что Элиаде делал «некритичные онто- логические утверждения, которые, однако, должны быть опро- вергнуты на основании прочтения первоисточников»11. Мак Рикеттс, профессор Луисбургского университета, считает, что это во многом обусловлено «двойным призванием Элиаде (уче- ного и писателя), что влияло на мнение об его учености среди академических критиков»12. Среди изданных на Западе трудов, посвященных религиоведческому наследию М.Элиаде, надо назвать работу Антонио Барбосы да Сильва «Феноменология религии как философская проблема» (1982). Этот труд можно считать лучшим в интерпретации основных аспектов феноме- нологии религии М. Элиаде, его методологии и понятийного ап- парата, отвечающим на большую часть критических замечаний в отношении Элиаде. Недостатком этого труда является то, что он почти не касается собственно историко-религиоведческих исследований Элиаде, рассмотрения ученым конкретных ре- лигий. Освещающих данные аспекты в религиоведении Элиаде работ фактически нет и на Западе. Наследию Элиаде за последние 15 лет были посвящены 2 важных международных конференции. В 1996 г. сессия нацио- нальной конференции Американской Академии религии про- ходила под общей темой «Рецепция наследия Мирча Элиаде в США»13. В августе 2000 г. в г. Дурбане (ЮАР) состоялся 18 конгресс крупнейшего организационного объединения рели- гиоведов «Международной ассоциации истории религии», по- священный М. Элиаде, который носил название «Видение и 11 Baird R.D. Phenomenological Understanding: Mircea Eliade. (1971) – Ре- жим доступа: http: // www.westminster.edu/staff/brennie/eliade/mebio. htm 12 Ricketts M. The Uniuted State’s Response to Eliade’s Fiction. – Режим доступа: http: // www.westminster.edu/staff/brennie/eliade/MacLRick. htm 13 Статьи этой конференции опубликованы в сб. Rennie B. Changing Religious Worlds: The Meaning and End of Mircea Eliade. Albany, SUNYPRESS, 2001. глобальное понимание религии М. Элиаде»14. В работе этого конгресса приняли участие ведущие специалисты из Румынии, Бельгии, Италии, Германии, Норвегии, Франции и многих дру- гих стран, занимающиеся исследованием наследия М. Элиаде, такие как: Антонио Барбоса да Сильва, Брайан Ренье, Аллен Дуглас, Мак Рикеттс, ряд других известных на Западе ученых религиоведов. Как отмечает Ульям Паден, «материалы кон- гресса дают обзор международных исследований центральной фигуры в области сравнительного религиоведения последнего поколения»15. Следует отметить, что участники конгресса так и не пришли к единому общему мнению. Так, профессор Роджер Корлесс заявил, что «труд всей жизни Элиаде был ошибкой, но это была величественная и изумительная ошибка»16. Он при- звал к концу эры Элиаде с его многосистемным подходом. Уль- рих Бернер, ученый из Геттингенского университета считает, что «дискуссия относительно Элиаде приводит к мировоззрен- ческому противостоянию между религиозными и нерелигиоз- ными исследователями религии»17. Как будет в дальнейшем показано в работе, если мы посмотрим на мировоззренческую позицию критиков Элиаде, то ими, часто, являются ученые, стоящие на позициях позитивизма или материализма. Позицию ученых этого направления выражает, например, профессор Джеймс Кокс (Эдинбургский ун-т). Он считает «отделение понятия Бога, упоминаемого как Священное и Трансцендентное от религии существенным продвижением вперед в понимании религиоведения. Религии должны изу- чаться как социальные и культурные выражения в пределах 14 Mircea Eliade's Vision and the global Understanding of Religion: XVIII Quinquennial Congress, Durban, 5-12 August 2000. – Режим доступа: http: // www.westminster.edu/staff/brennie/eliade/antholog.htm 15 Режим доступа: http: // www.sunypress.edu/details.asp?id=61433 16 Corless R. Building on Eliade’s MAgnificent Failure. – Режим доступа: http: // www.westminster.edu/staff/brennie/eliade/RogeCorl.htm 17 Berner U. Mircea Eliade and the Myth of Adonis. – Режим доступа: http: // www.westminster.edu/staff/brennie/eliade/Berner.htm определенных исторических, географических, политических, экономических контекстов, чтобы понять, как религиозные традиции были переданы в различных обществах и как они были укреплены в мифах, ритуалах, доктринах»18. Такой же точки зрения придерживается Рассел Маккачеон, который полагает, что «осведомленность о нуминозном или опыте трансцендентности (там, где он существует в религиях) яв- ляются, несомненно, эмпирическими фактами человеческого существования и истории, и могут быть исследованы подобно всем фактам, связанным с существованием человека, соот- ветствующими методами»19. Другим важным вопросом является религиоведческая методология самого Элиаде. Так, профессор религиовед- ческих исследований Сеульского университета Чанг Чин Хонг пишет, что «многие критиковали его концепцию свя- щенного и иерофании, как весьма неоднозначную за то, что он расценивает религию не только как объективную реальность, но и как явление субъективного сознания. Но если тщательно исследовать диалектику сакрального и профанного Элиаде, может быть доказано, что эта критика ошибочна. Это происходит вследствие двух фактов: 1) что он рассматривает человека как homo religiosus и 2) что это осуществляется в мире человеческой жизни. Таким обра- зом, вопрос должен быть не в том, что есть религия, но, что называют религией? Интерес должен повернуться от мета- физики к непосредственному опыту»20. Ряд ученых считает, 18 Cox J. Religion without God: Methodological Agnosticism and the Future of Religious Studies. – Режим доступа: http: // www.thehibberttrust.org.uk/ documents/hibbert_lecture_2003.pdf 19 Mccutcheon R. “The Common Ground On Which Students of Religion Meet”: Methodology and Theory Within the IAHR // Marburg Journal of Religion: 1996. Volume 1, No. 2 (July). P. 12. 20 Hong C. C. Mircea Eliade’s Creative Hermeneutics and the Dialectic of the Sacred and the Profane. – Режим доступа: http: // www.westminster. edu/staff/brennie/eliade/Chung.htm что у Элиаде, наоборот, присутствовали априорные мета- физические основания. Так, например, М. Иту, профессор университета в Бухаресте, пишет, Элиаде «был индологом в начале своей карьеры, и ошибочно игнорировать этот аспект, когда обсуждается его учение, его философия или даже его понимание религии»21. Некоторые ученые, например, профессор Вестминстер- ского университета Брайан Ренье считает М. Элиаде осно- вателем «постмодернистского религиоведения». Ренье явля- ется редактором сборника статей «Изменение религиозных миров: значение и цель М. Элиаде», в котором ведущие спе- циалисты мира рассматривают значение и влияние Элиаде на историю религий. Мысль Элиаде, по мнению Ренье, «мо- жет быть близко сопоставлена с точкой зрения Дерриды, но где Элиаде пишет об универсальности религии, Деррида утверждает, что «для меня нет никакой религии»»22. Творче- ская герменевтика Элиаде позволяет видеть идентичность в различии и, таким образом, обеспечивает открытую дверь в мир другого. «Все миры находятся в этом контакте, разде- ляя диалектическую структуру «священное и профанное». Это обеспечивает ясное видение человеческого характера, которое позволяет рассмотреть нам другого как себя. Каж- дый понимает внутреннюю последовательность религиозно- го мира для его жителей и пытается признавать реальность иерофаний»23. Автором данной работы предпринята попытка осуще- ствить методологический и теоретический анализ филосо- фии и феноменологии религии, а также моделей построения 21 Itu M. Mircea Eliade and the Metaphysics of the Upanishads. – Режим доступа: http: //www.westminster.edu/staff/brennie/eliade/Itu.htm 22 Rennie B. Changing Religious Worlds: The Meaning and End of Mircea Eliade. – Режим доступа: http: // www.westminster.edu/staff/brennie/eliade/ introduction.htm 23 Ibidem. науки о религии Мирчи Элиаде. На многочисленных при- мерах показана специфика религиоведческих исследований М. Элиаде. Сделан вывод, что метод построения науки о религии, названный Элиаде герменевтика феноменологии религии, позволяет прийти к пониманию всеобщности фено- мена первобытного монотеизма, избежать крайностей редук- ционистского подхода в области исследования религиозных явлений, показать всеобщность феномена религии в челове- честве и причины сходства ключевых аспектов религиозных феноменов у различных народов. Были исследованы и систе- матизированы факторы, которые, по мнению М. Элиаде, ле- жат в основе изменения человеческой религиозности от пра- монотеизма к политеистическим религиозным верованиям. Аспекты анализа религиозных феноменов Элиаде, позволя- ют оценить разрабатывавшееся Элиаде направление религи- оведения – герменевтику феноменологии религии, показать его положительные и отрицательные стороны. Думается, что основные идеи и выводы работы могут также способствовать более глубокому осмыслению основных особенностей фено- мена религии. Методология исследования религиоведческой проблема- тики М. Элиаде опирается на категориальный аппарат идей, методов и понятий, выработанных в рамках феноменологии и философии религии. Основу методологии исследования составил компаративистский подход, получивший широкое признание в феноменологии религии. Теоретическими ис- точниками исследования являлись религиоведческие работы М. Элиаде, которые по большей части переведены и изданы на русском языке. Для исследования религиоведческой про- блематики Элиаде использовались методологические подхо- ды, которые выработаны как в западных религиоведческих исследованиях Элиаде (А. Барбоса да Сильва, Б. Ренье, Дж. Китагава, П. Тиллих, В. Шмидт, Р. Петтацони и др.), так и в российском академическом религиоведении (Зубов А.Б., Шо- хин В.К., Торчинов Е.А., Пылаев М.А., Михельсон О.К., Крас- ников А.Н., Кабо В.Р., Забияко А. П. и др.). Автор выражает свою благодарность д.и.н., проф. МГИМО(У), зав. кафедрой истории религий Православного института во имя апостола Иоанна Богослова Андрею Бо- рисовичу Зубову; кандидату богословия, проф. Московской Православной Духовной академии прот. Максиму Козлову; кандидату богословия, доц. Московской Православной Ду- ховной академии прот. Павлу Великанову; к.филос.н. и кан- дидату богословия, доц. Тобольской Православной Духовной семинарии и кафедры теологии СурГУ прот. Алексию Сидо- ренко; к.филос. наук и кандидату богословия, доц. Тоболь- ской Православной Духовной семинарии свящ. Дмитрию Ки- рьянову; д.филос.н., проф. НГГУ Рафаэлю Айратовичу Бур- ханову за ценные замечания при чтении данной работы.
I. Жизненный путь III.I. Мирча Элиаде IV. история религий Библиографический список Апинян Т.А. Мифология: теория и событие. – СПб., Издатель- ство С.-Петерб. ун-та, 2005. – 281 с. Бергсон А. Введение в метафизику // Бергсон А. Сочинения в 5 т. – Т. 5. – СПб, 1914. – С. 1-120. Брихадараньяка-упанишада. Перев. А.Я. Сыркина – М., 1964. – 306 с. Бубер М. Ответ на возражение К.Г. Юнга // Бубер М. Два об- раза веры. М., АСТ, 1999. – С. 537-541. Бюркле Х. Человек в поисках Бога. Проблема нехристианских религий. – М., Христианская Россия, 2001. – 232 с. Варлаам (Горохов), иеромонах. Концепция первобытного моно- теизма в религиоведческих исследованиях Мирчи Элиаде // Диа- лог культур и цивилизаций. Тезисы V Всероссийской научной кон- ференции молодых историков. – Тобольск, ТГПИ им. Д.И. Менде- леева, 2004. – С. 65-67. Варлаам (Горохов), иеромонах. Миф о вечном возвращении, как парадигма религиозного сознания в религиоведческой методо- логии Мирчи Элиаде // Диалог культур и цивилизаций. Тезисы VII Всероссийской научной конференции молодых историков. – Тобольск, 2006. – С. 42-43. Варлаам (Горохов), иеромонах. Основные аспекты религио- ведческой проблематики Мирчи Элиаде в ракурсе христианского мировоззрения // Православие третьего тысячелетия. Материалы V и VI научно-практических конференций. – Екатеринбург, Изда- тельский отдел Екатеринбургской епархии, 2004. – С. 15-18. Варлаам (Горохов), иеромонах. Проблема генезиса Высшего Существа древних автохтонных религий в европейском религио- ведении XX века // Диалог культур и цивилизаций. Материалы VIII Всероссийской научной конференции молодых историков. В 2 ч: ч. 1. – Тобольск, 2007. – С. 85-87. Варлаам (Горохов), иеромонах. Сакральное и профанное про- странство истории в философии религии Мирчи Элиаде // Диалог культур и цивилизаций. Тезисы VI Всероссийской научной конфе- ренции молодых историков. – Тобольск, ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2005. – С. 59-61. Вивекананда С. Что такое религия // Вивекананда С. Практиче- ская веданта: Избранные работы. – М., 1993. 560 с. Гегель Г. Философия религии. В 2-х томах. Т. 1. М., Мысль, 1975. 532 с. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. – М., Мысль, 1989. – 764 с. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. – СПб., 1993. – 418 с. Забияко А. Сакральное как категория феноменологии религии М. Элиаде // Религиоведение № 3, 2002. – Режим доступа: http: // eliade.upelsinka.com/cr3.htm Зедерблом Н. Становление веры в Бога // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. – М.: Канон, 1998. – С. 280-282. Зелинский Ф.Ф. Эллинская религия. – Минск, Экономпресс, 2003. – 360 с. Зеньковский В., прот. Апологетика. – М., Грааль, 2002. – 248. Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М., Высшая школа, 2001. – 784 с. Зубов А.Б. «Великий разлад»: богословские аспекты интерпре- тации гибели Осириса. – Режим доступа: http: // mpda.ru/ru/ biblio/articles/index.php?id=320 Зубов А.Б. История религий. Книга первая: Доисторические и внеисторические религии. Курс лекций. – М., Планета, 1997. – 344 с. Зубов А.Б. Монотеизм и политеизм – вновь к представлениям о Боге в древнем Египте. – Режим доступа: http: // www.mpda.ru/ru/ biblio/articles/index.php?id=288 Иллюстрированная история религий в 2-х томах. Под ред. проф. Шантепи де ля Соссей. Репринтное издание. Т. 1. – Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1992. – 410 с. Кабо В. Р. Происхождение религии: история проблемы. – Кан- берра., Алчеринга. 2002. – Режим доступа: http://aboriginals. narod.ru/origins_of_religion.htm Кант И. Религия в пределах только разума// Кант И. Сочине- ния. В 8 тт. М.,ЧОРО, 1994. Т. 6. С. 18-208. Красников А. Н. Становление классической феноменологии ре- лигии // Религиоведение № 1, 2002. – С. 96-102. Красников А.Н. Методология классического религиоведения. Благовещенск, 2004. – 143 с. Малиновский Б. Миф в первобытной психологии // Малинов- ский Бронислав. Избранное: Динамика культуры. – М., Россий- ская политическая энциклопедия, 2004. – С. 285-333. Марков Г.Е. Немецкая этнология. – М., Академический Про- ект, 2004. – 576 с. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М., Восточная литерату- ра, 2000. 407 с. Мень Александр, протоиерей. Быть христианином. Интервью и последняя лекция. – М., 1992. – 32 с. Мень Александр, протоиерей. На пороге Нового Завета. Книга 1. – М., 2003. – 423 с. Михельсон О.К. История религий и Новый гуманизм М. Элиаде // Религиоведение № 4, 2002. – Режим доступа: http://ihtik.lib. ru/philosbook_22dec2006/philosbook_22dec2006_ 59d228bf.rar Михельсон О.К. Концепция небесного паттерна М. Элиаде и его трактовка представлений о смерти и загробном мире // Образ рая: от мифа к утопии. Symposium. № 31. СПб., 2003. С. 95-99. Мосс М. Набросок общей теории магии // Социальные функ- ции священного. Избранные произведения. – СПб., 2000. 448 с. Пахомов С.В. Элиаде и йога // Элиаде Мирча. Йога: бессмер- тие и свобода. – СПб., Издательство С.-Пб. ун-та, 2004. – С. 3-56. Петтацони Р. Высшее Существо: феноменологическая струк- тура и историческое развитие // Религиоведение № 1, 2002. – С. 149-154. Пылаев М.А. Западная феноменология религии. М.: Рос.гос. гуманит. ун-т, 2006. 97 с. Пылаев М.А. Философия религии Рудольфа Отто. – Авторефе- рат диссертации на соискание ученой степени кандидата философ- ских наук. – М., 1997. – 19 с. Ранер К. Основание веры. Введение в христианское богословие / Пер. с нем. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. – 662 с. Религиоведение / Энциклопедический словарь. М., Академи- ческий проект, 2006. – 1256 с. Скола А., Маренго Д., Лопес Х.П. Богословская антропология. М.: Христианская Россия, 2005. – 382 с. Соловьев В.С. Мифологический процесс в древнем язычестве // Соловьев В.С. Собрание сочинений. Т. 1. – Брюссель, 1966. – С. 1-26. Строгонова Е. Мирча Элиаде // Элиаде М. Аспекты мифа. – М., Академический Проект, 2001. – С. 3-22. Сухачев Н.Л. Феномен духа и космос Мирчи Элиаде // Элиаде М. Азиатская алхимия. Перев. с рум., фр., англ. – М., Янус – К, 1998. – С. 5-37. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. Пер. с англ. – М., Политиз- дат, 1989. – 573 с. Тиле К. П. Основные принципы науки о религии // Клас- сики мирового религиоведения. Антология. Т.1 / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. Ред. А.Н. Красникова. – М.: Канон, 1996. – С. 144-147. Тиллих П. Значение истории религий для теолога-систематика // Тиллих П. Избранное. Теология культуры. – М., 1995. – С. 442-454. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. – М., 1978. – 352 с. Торчинов Е. А. Религии мира: Опыт запредельного. Психотех- ника и транперсональные состояния. – СПб., Петербургское Вос- токоведение, 2005. – 544 с. Феофан (Быстров), архиепископ. Тетраграмма, или Божествен- ное ветхозаветное имя YHWH. – Киев, Пролог, 2004. – 360 с. Флоренский Павел, свящ. Лекция 2. Культ, религия и культура // Флоренский Павел, свящ. Из богословского наследия // Богос- ловские труды № 17, 1977. – С. 101-119. Шмеман А., прот. Дневники. 1973-1983. – М., Русский путь, 2005. – 720 с. Шохин В.К. Брахманистская философия. Начальный и ранне- классический периоды. – М., Издательская фирма «Восточная ли- тература» РАН, 1994. – 355 с. Элиаде М. Азиатская алхимия. Сборник эссе. Перев. с рум., фр., анг. – М., Янус-К, 1998. – С. 41-269. Элиаде М. Аспекты мифа. – М., Академический Проект, 2001. – 239 с. Элиаде М. Испытание лабиринтом. Беседы с Клодом-Анри Роке // Иностранная литература. № 4, 1999. С. 149-208. Элиаде М. История веры и религиозных идей. В. 3 т. Т.1. От каменного века до элевсинских мистерий. Перев. с фр. – М., Кри- терион, 2002. – 464 с. Элиаде М. История веры и религиозных идей. В 3 т. Т. 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства. Перев. с фр.– М., 2002. – 512 с. Элиаде М. История веры и религиозных идей. В 3 т. Т. 3. От Ма- гомета до Реформации. Перев. с фр. – М., 2002. – 352 с. Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода. – СПб., Издательство С.-Петерб. Ун-та, 2004. – 512 с. Элиаде М.Миф о вечном возвращении // Элиаде М. Избран- ные сочинения: Миф о вечном возвращении. Образы и символы. Священное и мирское / Перев. с фр. – М., Ладомир, 2000. – С. 23-124. Элиаде М. Миф о воссоединении //Азиатская алхимия. Сбор- ник эссе. Перев. с рум., фр., анг. – М., Янус-К, 1998. – С. 273-478. Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. – М., REFL-book, 1996. – 288 с. Элиаде М. Ностальгия по истокам. – М., Институт общегума- нитарных исследований, 2006. – 215 с. Элиаде М. Образы и символы // Элиаде М. Избранные сочине- ния: Миф о вечном возвращении. Образы и символы. Священное и мирское. Перев. с фр. – М., Ладомир, 2000. – С. 127-247. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. Перев. с англ. – М., Ладомир,1999. – 488 с. Элиаде М. Почему я верю в победу легионерского движения. – Режим доступа: http://ihtik.lib.ru/philosbook_22dec2006/ philosbook_22dec2006_595a16b5.rar Элиаде М. Религии Австралии. – СПб., Университетская кни- га, 1998. – 318 с. Элиаде М. Священное и мирское // Элиаде М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении. Образы и символы. Священное и мирское / Перев. с фр. – М., Ладомир, 2000. – С. 251-356. Элиаде М. Тайные общества: Обряды инициации и посвяще- ния. – М., София, 2002. – 351 с. Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. К., Со- фия,1998. – 384 с. Юнг К. Аналитическая психология. – СПб., 1994. – 152 с. Юнг К. О психологии восточных религий и философий / Пер. с нем. А.М. Руткевича, В.М. Бакусева. – М., Медиум, 1994. – 256 с. Baird R.D. Phenomenological Understanding: Mircea Eliade. – Ре- жим доступа: http:// www.westminster.edu/staff/brennie/eliade/ mebio.htm Barbosa da Silva A. The Phenomenology of Religion as a Philosophical Problem with Particular Reference to Mircea Eliade’s Phenomenological Approach. – Uppsala, 1982. 274 p. Berner U. Mircha Eliade and Myth of Adonis. – Режим доступа: http: // www.westminster.edu/staff/brennie/eliade/Berner.htm Beth K. Die Urreligion. – Berlin-Lichterfelde: Runge, 1917. – 24 s. Beth K. Religion und Magie bei den Naturvцlkern. – Leipzig, Teu- bner, 1914. – 238 s. Corless R. Building on Eliade’s MAgnificent Failure. – Режим доступа: http: // www.westminster.edu/staff/brennie/eliade/RogeCorl.htm Cox J.L. Religion without God: Methodological Agnosticism and the Future of Religious Studies. – Режим доступа: http://www. thehibberttrust.org.uk/documents/hibbert_lecture_2003.pdf Culianu I.P. Mahaparinirvana // El Hilo de Ariadna. Vol. 2. Ac- cess: www.elhilodeariadna.org/volumen2/art17_pensa_02.asp Damann E. Die Religionen Afrikas. – Stuttgart, 1963. – 132 s. Douglas A. Mircea Eliade‘s View of the Study of Religion as the Basis for Cultural and Spiritual Renewal. – Режим доступа: http:// www.westminster.edu/staff/brennie/eliade/DougAlle.htm Eliade M. Autobiography of Mircea Eliade. Chicago – London, 1990. Vol. I, 335 p. Elwood R. The Politic of Myth: A Study of C.G. Jung, Mircea Eliade and Joseph Campbell. SUNY-Press, 1999. 207 p. Hong C.C. Mircea Eliade’s Creative Hermeneutics and the Dialectic of the Sacred and the Profane. – Режим доступа: http://www. westminster.edu/staff/brennie/eliade/Chung.htm Itu M. Mircea Eliade and the Metaphysics of the Upanishads. – Режим доступа: http://www.westminster.edu/staff/brennie/eliade/ Itu.htm Kitagawa J.M. Eliade Mirchea // Encyclopedia of Religion. – New York-London, 1995. – V. 5. PP. 85-88. Mccutcheon R.T. «The Commov Ground On Which Students of Re- ligion Meet»: Methodology and Theory Within the IAHR // Marburg Journal of Religion, 1996. July.V. 1, No. 2. PP. 1-12. Mircea Eliade’s Vision and the Global Understanding of Religion. – Режим доступа: http://www.westminster.edu/staff/brennie/ eliade/flyer.htm Orton Y. S. Mircea Eliade and A «New Humannism». – M.- L.,1970. – 133 p. Rennie B. Changing Religious Worlds: The Meaning and End of Mir- cea Eliade. – Режим доступа: http://www.westminster.edu/staff/ brennie/eliade/introduction.htm Ricketts M.L. The United State’s Response to Eliade’s Fiction. – Режим доступа: http: //www.westminster.edu/staff/brennie/eliade/ MacLRick.htm Schmidt W., Dr. P. Ursprung und Werden der Religion. Theorien und Tatsachen. – Mьnster, 1930. – 296 s. Spineto N. Mircea Eliade and ‘Traditionalist’ Thought. – Режим доступа: http: //www.westminster.edu/staff/brennie/eliade/Spin- eto.htm The History of Religions: Essays in Methodology by Mircea Eliade and Joseph M. Kitagawa (eds.). – Режим доступа: http: // www.reli- gion-online.org/showchapter.asp?title=580&C=762 Ursprung der Religion. Ergebnisse der vorgeschichtlichen und vцlerkundlichen Forschungen. – Herausgegeben von Paul Schebesta. – Berlin, 1961. – 264 s. Waardenburg J. Leeuw, Gerardus Van der // Encyclopedia of Reli- gion. – New York-London, 1995. – V. 8. – P. 495. приложение Краткий словарь терминов, употребляемых в религиоведческих трудах М. Элиаде
архетип – Само слово архетип означает образец. Это слово вошло в обиход западной философии со времен Платона, который считал архетипами те вечные идеи, благодаря, которым Демиург творит точные земные копии этих идей, т.е. вещи. Из античности понятие архетип перешло в лексикон христианской мысли. Это понятие встречается в «Corpus’е Areopagiticum». Там этим поня- тием обозначены также божественные идеи, но не как самобыт- ные и самодовлеющие, а существующие в Боге и открывающие Его миру. Встречается данное понятие и в творениях блаженного Августина, который, тоже подразумевал под этим понятием бо- жественные идеи. Отличие «Corpus’а Areopagiticum» и вообще греческой патристики от блаженного Августина в том, что там эти идеи принадлежат миру божественных энергий, а у Августи- на пребывают в уме Бога, т.е. в Его Сущности, что не может не быть отражением неоплатонического влияния на мысль блажен- ного Августина. Элиаде считал, что он заимствовал свою концепцию архети- пов у блаженного Августина. Августиновские истоки концепции архетипа у Элиаде признают также такие исследователи как, на- пример, Джон Маквари (Macquarrie) «Религиозная мысль XX сто- летия» (Twentieth Century Religious Thought) (1963), В. Р. Кабо «Происхождение религии: история проблемы» (2002). Среди дру- гих исследователей преобладает иная точка зрения, в частности, Барбоса да Сильва считает, что Элиаде использует «архетипаль- ные символы или образы» в смысле К. Г. Юнга, т.е. обращается к мифологическим мотивам, которые встречаются постоянно и об- щезначимы по всему миру независимо от времени и пространства. Исследователь, главным образом, ссылается на работу Элиаде «Образы и символы», а также на публикации в сборниках «Eranos- Jahrbuch». Выдающийся отечественный филолог, специалист по мифу Е.М. Мелетинский, который первым из российских ученых проанализировал роль Элиаде среди исследователей мифа, так- же считал, что тот «испытал некоторое влияние юнгианства»306. Сам Элиаде сближал мир архетипов Юнга с миром идей Плато- на. Поэтому следует, конечно, согласиться с мнением Барбосы да Сильва о влиянии идей Юнга на понимание Элиаде значения архе- типальных символов. Однако и Барбоса да Сильва отнюдь не гово- рит о простом заимствовании Элиаде концепции архетипов Юнга. Он говорит лишь о влиянии Юнга на Элиаде. Это влияние самим Элиаде, безусловно, творчески переосмыслялось. Поэтому подхо- ды двух групп ученых, рассматривающих использование Элиаде термина архетип, можно считать взаимодополняющими307. иерофания – является у Элиаде религиозным критерием. В определении «иерофании» Элиаде принимает во внимание его греческое происхождение. Первый термин конституирован по- средством ίερός (священный, святой) и φαίνω (являть, показывать, обнаруживать)308. Элиаде использует термин «иерофания» для всех видов «явлений» сакрального во всех формах духовности. Од- нако, в связи с персоналистической формой духовности, он очень часто использует термины «теофания» и «эпифания», когда он рас- сматривает «явление» Личного Бога. крипторелигиозность – Элиаде постулирует концепцию скрытой религиозности современного человека, притом, если тот даже объявляет себя атеистом либо агностиком. Поскольку рели- гиозное чувство является частью человеческого сознания, даже искривляясь и искажаясь, оно не перестает проявлять себя. 306 Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М., 2000. – С. 72. 307 Этот взгляд можно подтвердить точкой зрения В.Р. Кабо: «Элиаде разъясняет, что употребляет понятие «архетипы» в ином значении, чем Юнг – не как структуры коллективного бессознательного, но как некие прооб- разы, парадигмы, укорененные в мифологическом сознании». См. Кабо В. Р. Происхождение религии: история проблемы. – К., 2002. – С. 133. 308 Перевод греческих терминов дан по изданию: Вейсман А.Д. Греческо- русский словарь. – Репринтное издание. М., 1991. новый гуманизм – Элиаде считал, что для западной культу- ры необходимо изучать и постигать духовное наследие Азии и мира архаических народов. Он утверждает, что при приспособлении «значения» экзистенциальных ситуаций как выражений религи- озного опыта архаического человека, современный человек может получить новое самопонимание себя. В свою очередь, это способно открыть для западного человека новые горизонты, обновить дегра- дировавшую культуру Запада и привести западный мир к тому, что Элиаде называет Новым гуманизмом (отличия его от гуманизма эпохи Возрождения) или «планетаризацией» культуры. первобытный монотеизм – М. Элиаде осмысляет проблему Высшего Существа автохтонных религий в тесной связи с точкой зрения двух других европейских религиоведов: В. Шмидта и Р. Пет- тацони. Первобытная религия, как полагал В. Шмидт, нигде не со- хранилась в первозданном виде. Шмидт считал, что возможно рекон- струировать первоначальную религию на основе исследований ре- лигиозности наиболее архаических народов: племен юго-восточной Австралии, пигмеев, некоторых народов севера Азии и Америки. Он и предпринял такую попытку в своем 12-ти томном труде «Проис- хождение идеи Бога». Элиаде использовал идеи Шмидта в своей по- лемике с религиоведческим редукционизмом. Как и Шмидт, Элиаде полагал, что «не вызывает никаких сомнений, практически универ- сальное верование в Небесное Божественное Существо, Которое со- творило мир и которое обеспечивает плодородность земли, посылая на нее дождь. Это Существо наделено даром безграничного предви- дения и мудрости. Оно установило моральные законы»309. Ученый проводит обширный исторический обзор религий древ- них народов и цивилизаций, свидетельствующий об изначальности монотеизма для всего человечества на заре его истории. Прамоно- теизму М. Элиаде, нужно дать условное название созерцательно- экзистенциального в противовес логически-причинному прамоно- теизму В. Шмидта. 309 Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. С. 50. сакральное – Как синоним к слову «религия» Элиаде исполь- зует термин «Сакральное». Это же он делает по отношению к по- нятиям «религиозного опыта» и «идеи Бога». Понятие «Сакральное» Элиаде рассматривает не в социологи- ческом плане Э. Дюркгейма и М. Мосса, а в ключе феноменологии религии Р. Отто. Так, Элиаде принимает использование термина «Святое» Отто в феноменологическом и онтологическом смыслах и соотносит термин «Святое» Отто со своим термином «Сакраль- ное». Как «Святое» Отто, так и «Сакральное» Элиаде предстает априорным концептом в концепциях обоих мыслителей. Однако здесь следует внести определенные коррективы. В онтологическом смысле «Святое» в рассмотрении Отто обозначает сущность вне человеческого сознания, которую ученый рассматривает как при- чину таинственного опыта, так называемый Субъект нуминозно- го опыта. Отто идентифицирует эту онтологически объективную сущность с христианским Богом. Элиаде же используя термин «Сакральное» в онтологическом смысле, главным образом, пользу- ется индийскими концептуальными схемами, взятыми в основном из систем санхьи-йоги и адвайта-веданты. Сакральное в онтологи- ческом плане встречается в трудах Элиаде в смысле «Предельной Реальности», «Основы», «Бытия», «Абсолютного Бытия», «Жиз- ни», «Космической силы», «Космического ритма», «Трансцендент- ного» или «Трансэмпирической реальности», «Бога», «Брахмана», «Космоса как целого». Элиаде прилагает его
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.149 (0.017 с.) |