Ревизия 10 заповедей. Может ли По ним жить прогрессивный человек. 42 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ревизия 10 заповедей. Может ли По ним жить прогрессивный человек. 42



Кейс

На 50-й день после исхода евреев из Египта на горе Синай Бог дал Моисею скрижали Завета. На них были начертаны 10 основных заповедей, по которым должен был жить его народ. Эти заповеди почитаются не только в иудаизме, но и в христианстве. А значит, уже много веков именно на них ориентируется весь западный, иудеохристианский, мир, когда речь идет о морально-этических нормах.

Катя: Поговорим о самом важном — о том, на чем строилась этика до того, как появился подкаст «Так вышло». О 10 заповедях.

Андрей: Итак, номер один. «Я, Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим». Мне эта заповедь напомнила, что произошла удивительная вещь — из нашей жизни совершенно пропала религиозная риторика. Никто больше ее не использует. Очевидно, что есть люди, которые живут и поверяются религиозной этикой, но ты вряд ли встретишь человека, который будет ссылаться на Бога, объясняя какое-то явление. А еще 100 лет назад это было абсолютно естественно. Смысл и статус религии очень изменились.

К: А мне эта заповедь кажется абсолютно универсальной. Она говорит нам о том, что есть некая константа, есть истина, она существует. Она одна и только такая. Да, в систему координат современного человека толерантных взглядов включены элементы разных религий, но, сколько бы ты ни вертелся и ни объяснял, что не бывает черного и белого, добра и зла, ось координат все равно одна. И забывать об этом нельзя.

А: Получается, что эту заповедь может примерить на себя любой человек.

К: И если, нарушая другие заповеди, можно оправдываться тем, что жизнь немножко сложнее, чем эти прямолинейные доисторические законы, то здесь просто нет вариантов — либо ты веришь, либо нет.

А: То есть для гуманитарной сферы это все равно что «дважды два четыре» для математической. О многих вещах можно спорить, но иногда надо остановиться и сказать: «В нас есть что-то хорошее, что-то высшее и добродетельное, и мы от него начинаем свой разговор».

К: Вот мы с тобой как раз так и сделали. Перейдем ко второй заповеди. «Не сотвори себе кумира». Это моя любимая, кстати. В современном мире все бесконечно создают себе кумиров. Как будто какие-то люди, которые играют в театре, пишут книжки или открывают новые химические элементы...

А: …Или ведут подкасты…

К: …Или ведут подкасты, ответят за них на все вопросы — добра и зла, политики, экономики, куда вкладывать деньги, за кого голосовать. Это какая-то удивительная потребность человека все время искать себе авторитет и образец. Но все эти авторитеты — живые люди, и рано или поздно они падают со своих пьедесталов. Раньше было проще. Казалось, что каждое слово кумира — золото. А теперь с появлением социальных сетей мы видим все, что думают люди. И нет ни одного человека, который хотя бы раз не сказал какую-нибудь несусветную глупость.

А: Даже если у авторитета нет аккаунта в соцсетях, отношение к нему может измениться просто потому, что меняется взгляд на какие-то слова и поступки. Вот уже несколько лет идут споры про Поля Гогена — был он хорошим человеком или плохим. То, что он, уехав на Таити, стал жить там с несовершеннолетними девушками, и в его времена считалось сомнительным поведением. Но теперь это настолько неприемлемо, что все обсуждают, должны ли мы всякий раз вспоминать об этом, когда смотрим на его произведения. Должны ли кураторы выставки писать об этом в экспликациях к его картинам43. Мне кажется, почему бы и не писать? Это важная часть его жизни, которую он особо не скрывал, и мы имеем право знать, что он гад, и имеем право, несмотря на это, прийти на его выставку.

К: С творческими людьми, особенно близкими к гениальности, всегда что-то не в порядке. Внутри них борются демоны, и так появляется великое искусство. Чтобы каждый раз не мучиться с оценкой и отношением, можно просто решить, что художники — априори последние люди на земле.

А: Когда-то было вполне естественной мыслью, что художник, или писатель, или тем более актер — это, скорее всего, аморальный человек. А теперь мы просто знаем, что, если ты не разочаровался в ком-то из своих героев, значит, тебе о нем мало известно.

К: Не оглядывайся на авторитеты, не жди от них ничего, разбирайся сам, потому что, пока ты им молишься, ты не решаешь свои проблемы. Очень актуальная заповедь во времена становления гражданского общества. Иди полей цветы и не жди, пока пойдет дождь.

А: Не будем тогда ничего ждать и перейдем к заповеди номер три.

К: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно». Я трактую это так: не надо прикрываться идеологией.

А: Не надо говорить «Я, как либерал…».

К: «Я, как либерал» или «я, как феминистка» или «я, как русская». Не важно, какой общностью ты пытаешься прикрыться, это всегда плохо. Мне кажется, эту заповедь нужно помнить, когда вступаешь в любые нынешние споры. Всегда говори от себя и конкретные вещи. Например, если это спор о домашнем насилии — «никто никого не должен бить». Не нужно обобщать и обсуждать все и сразу пакетом — роли в семье, у кого какие права и так далее. Если это спор о налогах — «хочу, чтобы на мои налоги медицина и образование выглядели так-то», а не рассуждать о природе коррупции.

А: Абсолютно с тобой согласен, жутко бесит, когда в обычных разговорах переключаются на уровень обобщения. Эти слова и рассуждения бывают полезны, но за ними простые мысли и идеи как-то теряются.

К: Более того, теряются и сами идеологии, которыми люди прикрываются в споре, причем часто еще до того, как они проникнут в массы. До сих пор не все в нашей стране понимают, что такое феминизм, но это слово стало настолько окрашенным, что в разговорах все чаще встречается фраза: «Я ни в коем случае не феминистка».

А: Я, кстати, давно заметил, что всуе люди обычно упоминают имена чужих богов, а такие слова, как «феминистка», «либерал», «марксист», и так далее уж точно не реже, а, может быть, гораздо чаще используют не те, кто за феминизм, демократию и марксизм, а те, кто против.

К: Мое любимое словосочетание из этой серии — «либеральная интеллигенция». Очень хочется узнать, кто это. Потому что люди, которых, казалось бы, можно было так назвать, сами почему-то ругают либеральную интеллигенцию.

А: Потому что все это говорится всуе. О чем третья заповедь? Произноси имя, когда ты думаешь о боге, а не просто, когда тебе надо словечко вставить.

К: А когда, по-твоему, уместно сказать «либеральная интеллигенция»?

А: По-моему, «либеральная интеллигенция» просто отвратительное словосочетание, а слово «феминистка», или «марксист», или «либертарианец» уместно произнести, если ты думаешь о том, что это значит, что ты хочешь поменять в политике и в себе и так далее.

К: У меня всегда проблема с пакетной идеологией. Мне близки и некоторые принципы патриархального мира, и некоторые левые идеи. Но, произнеси я хотя бы один из этих принципов или одну из этих идей вслух, как мне сразу же припишут множество других взглядов. Тебе не кажется, что вообще не должно быть пакетной идеологии, этих обобщений?

А: Не кажется. Потому что такие слова позволяют тебе предсказать с большой долей вероятности, с кем ты имеешь дело. Что человек скажет и сделает в определенных обстоятельствах. Иногда это бывает полезно.

К: Еще одна моя любимая заповедь — возможно, я просто очень люблю заповеди — «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой, суббота — Господу Богу твоему. Не делай в оный никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих». Это самая важная, самая актуальная заповедь, которую теперь соблюдает каждый прогрессивный человек, и в современном мире она называется «work-life balance»44.

А: Я полностью ее поддерживаю. То, что она существовала уже несколько тысяч лет назад, свидетельствует, что человечество всегда было очень умным.

К: И всегда уставало за те шесть дней, что работало.

А: Я стараюсь черным толстым маркером рисовать границы. Вот здесь закончился рабочий день, вот суббота — мы сегодня не работаем, дорогие коллеги, я не отвечаю в мессенджерах.

К: Тут важно еще увидеть ту часть заповеди, где сказано, что и другие вокруг тебя не должны работать. Что же получается, вызывать сантехника на час в субботу тоже грех? Но когда его в таком случае вызывать?

А: Ну это уже перебор, может, он остальные пять дней отдыхает. Человек сам выбирает, в какой день работать, но то, что он должен провести границу между работой и личной жизнью, это совершенно точно. Когда границы нет, страдает не только он, но и все вокруг.

К: Простая заповедь оказалась.

А: Сейчас обсудим пятую. «Почитай отца твоего и мать твою». Эта заповедь сейчас актуальна как никогда. Потому что она была втоптана в грязь и забыта.

К: А кто помог ее забыть? Психоаналитики. Они нам объяснили, что почти все наши проблемы из детства, из семьи. Папа — нарцисс, дед — нарцисс, прадед — нарцисс. Мама — не знаю, что с ней не так, но что-то точно. Бабка после войны вообще свои чувства не показывала. Все виноваты, и только ты достаточно хорошая мать для своих детей, потому что делаешь все, что можешь.

А: Дальше твои дети вырастают, идут к психотерапевту…

К: …И говорят, что мама считала, что с ней все в порядке, поэтому не уделяла достаточно внимания и травмировала, проговаривая все проблемы. С появлением в нашей жизни психотерапии возникла новая заповедь — «Сепарируйся от отца своего и матери своей». А уж если они не разделяют современный взгляд на норму, так вообще отринь их и иди защищать права человека. В какой-то момент все сказали родителям, что ничего им не должны и будут жить отдельно.

А: Лет в 28 примерно.

К: Да, но прошло время, никто не молодеет — ни они, ни мы. Стало ясно: сепарируйся сколько угодно, но нет и не будет у тебя другой семьи, других отца и матери. Спустя несколько лет психотерапии все рано или поздно приходят к мысли, что, даже если родителей втоптать в землю, отринуть и сепарироваться, проблемы не решатся.

А: Родители — это, вероятно, единственные люди на Земле, которые любят безусловно, и глупо не ценить этого.

К: Да, кстати, в отличие от детей. Мы говорим, что много чего должны своим детям, но никто не гарантирует, что они в нас потом не плюнут. А родители всегда будут любить безусловно, даже когда ты их отринул и сепарировался.

А: Поэтому минимальное чувство справедливости и гармонии требует ценить родителей.

К: По крайней мере задуматься об этом.

А: Заповедь номер шесть. «Не убивай». Мне кажется, это самая триумфальная заповедь. Все остальные интерпретируются по-новому, переосмысляются, а эта последовательно завоевывает человечество. Мы даже смертную казнь уже называем убийством, и много где в мире она запрещена.

К: Потому и споры вокруг эвтаназии и абортов такие жаркие. Если признать их убийством, их уже невозможно будет оправдать. Интересно, что такую общепризнанную заповедь никогда не толкуют расширительно. Мы знаем, что существует огромное количество действий и обстоятельств, которые приводят к смерти или убивают медленно и мучительно. Почему не трактовать эту заповедь шире — «Не мучай ближнего своего».

А: Может, когда-нибудь так и будет. Не исключено, что вся наша идея ненасильственности выходит как раз из этой заповеди. И если бы стояла задача коротко описать человеческую природу, то именно с ее помощью это можно было бы сделать. «Не убивай» сидит в каждом, вне зависимости от культуры, материка, религии.

К: Следующая заповедь тоже имеет принципиальное значение для большинства людей — «Не прелюбодействуй». С ней произошла интересная история. В какой-то момент, когда появилась новая мораль, мир стал открытым и свободным, казалось, что эта заповедь вот-вот перестанет быть актуальной.

А: Да-да, в конце 1960-х — начале 1970-х про это говорили как про что-то неизбежное, как сейчас говорят про глобальное потепление.

К: Но вся эта открытость привела к тому, что заповедь «Не прелюбодействуй» снова актуальна. На ней зиждется вся новая система сексуальных договоренностей. Мы можем договориться между собой о чем угодно, о любой форме отношений. Это наше право, это наша свобода. Но нарушать договор нельзя — «Не прелюбодействуй», не изменяй тому, о чем договорились.

А: Более того, эта заповедь запрещает и ложь, потому что прелюбодеяние — одна из немногих ситуаций в современном мире, когда человек окружает себя враньем. А ко лжи мы теперь относимся как к страшному греху, способу все испортить.

К: Восьмая заповедь. «Не укради». Воровать — плохо. Казалось бы, тоже довольно простая мысль, и очень долго она не подвергалась сомнению. Но в новом цифровом мире не очень понятно, как соблюдать эту заповедь, потому что мы все бесконечно воруем — мы скачиваем торренты, мы копипейстим, мы используем чужие исследования. И, честно говоря, все это не кажется таким уж ужасным грехом.

А: Есть вещи, про которые очень сложно сказать, что они кому-то принадлежат. Что такое собственность на PDF-файл? А еще иногда мы говорим, что, может, и готовы были бы заплатить, но так все устроено по-дурацки, что взять бесплатно гораздо удобнее. Да что говорить — в нашем постсоциалистическом изобильном мире и физический предмет не всегда зазорно украсть. Очень сложно сейчас осуждать человека, который с голоду украл буханку хлеба. И ты можешь говорить, что хлеб — чья-то собственность, результат труда, но в глубине души понимаешь, что все это ерунда.

К: У меня есть ощущение, что точно нельзя брать то, что для человека имеет ценность. А стащить что-нибудь в магазине — это общемировое увлечение. Кражу у корпорации — из сетевого супермаркета, у кинокомпании, издательства — гораздо сложнее осознать как воровство.

А: Если ребенок крадет яблоко в супермаркете, то это не просто 20 рублей убытка — часть этих денег принадлежит какому-то пенсионному фонду, часть вложена в какие-то акции и так далее. Это даже не деньги того человека, который яблоко вырастил или сорвал с ветки. Более того, возможная потеря этого яблока заложена в бюджет супермаркета.

К: Да, но ты же все равно объясняешь детям, что воровать нехорошо.

А: Да, конечно. И мне кажется, надо не рассказывать им про несчастного человека, вырастившего яблоко, а говорить, что воровство — это очень плохой рефлекс.

К: Потому что однажды тебя поймают.

А: Даже не в этом дело. Если у тебя появится привычка брать то, что тебе не принадлежит, она может испортить твои отношения с людьми и в итоге тебе навредит.

К: Получается, с восьмой заповедью в современном мире не все гладко.

А: А девятая заповедь — это настоящее поле сражений. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Лжесвидетельство — гораздо хуже, чем ложь.

К: Потому что это прямое нанесение ущерба другому человеку.

А: Помимо этого очевидного измерения, о котором даже странно было бы спорить, лжесвидетельство может проявить себя в еще одном важном месте — в интерпретации истории. Ведь про прошлое мы свидетельствуем, а не говорим.

К: И про настоящее мы, вообще-то, свидетельствуем.

А: Да. И у нас есть ответственность рассказывать своим детям о том, как все было на самом деле. За этой ответственностью стоит важная идея, что люди — умные, осознанные существа и, если им рассказать факты, выводы они смогут сделать сами. К сожалению, сейчас в России все, что связано с историей, чересчур политизировано. Обществу «Мемориал», которое, собственно, и было создано для того, чтобы сохранить свидетельства о том, что происходило в нашей стране, мешают работать, постоянно назначают какие-то чудовищные штрафы45. А в то же время фильм про героев-панфиловцев, которых на самом деле не существовало, получает гранты от государства и призы.

К: Справедливости ради я должна сказать, что девятую заповедь нарушают не только чиновники. Просто потому, что, описывая какое-нибудь событие, люди почему-то стремятся обязательно встать на какую-то позицию. Не домысливай, не интерпретируй, не ругай, а просто свидетельствуй — произошло то-то и то-то. И тогда из этих свидетельств можно будет составить картину.

А: Так что девятую заповедь мы будем считать актуальной, а вот заповедь номер десять, мне кажется, умерла за ненадобностью. «Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни, ни вола, ни осла, ничего, что у ближнего твоего».

К: Она не просто не умерла, это очень актуальная заповедь. Она про чувство, которое по-английски называют FOMO — fear of missing out46. Когда ты смотришь инстаграм и думаешь: «Хочу дом, как у него». Когда ты приходишь в чужую семью и думаешь: «Хочу жизнь, как у них». И не важно, что за картинкой в соцсетях может скрываться настоящий ад — муж бьет жену…

А: …И яхту они взяли в аренду.

К: Не надо желать чужого, ты не знаешь, сколько за такую жизнь придется заплатить. Научись радоваться тому, что есть у тебя. Ну и, конечно, психотерапевтический момент — если не умеешь радоваться малому, то и чужой дом тебе не поможет.

А: Да, это правда. Тебя не спасет, если чужой инстаграм станет твоим.

К: Просто купи себе классный телефон, снимай свою унылую кухню классной камерой и украшай собственную страницу.

 

Часть II



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.028 с.)