Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тест на совместимость в условиях изоляции78↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Кейс В 1997 году американский психолог Артур Арон опубликовал исследование, которое доказало, что чем больше люди знают друг о друге, тем ближе они становятся. Исследование было основано на эксперименте, в котором участвовало несколько пар, ранее незнакомых между собой людей. В течение 45 минут они задали друг другу 36 вопросов, составленных профессором Ароном и его коллегами. Вопросы были поделены на три части, каждая из которых требовала от испытуемых большей откровенности, чем предыдущая. В результате эксперимента испытуемые не только почувствовали, что стали ближе друг к другу — кто-то продолжил общаться, а некоторые пары и вовсе вскоре поженились. Катя: Когда мы оказались в изоляции, нам стало труднее мириться с недостатками других людей, особенно наших близких, от которых мы теперь никуда не можем деться. Этические проблемы отступили на второй план, меня больше волнует вопрос «Как выжить?», и в частности «Как выжить с тобой?». Чтобы нам стать терпимее друг к другу в эти сложные недели, давай воспользуемся экспериментом профессора Арона и зададим друг другу по несколько вопросов. Но не таких, как у него, — все же у нас нет цели пожениться — а таких, которые нам кажутся особенно важными. Я начну. Ты узнал страшный секрет, который очень хочется обсудить, расскажешь ли ты о нем кому-нибудь и если расскажешь, то кому? Андрей: Я всю жизнь был очень болтливым, несколько раз рассказывал чужие секреты, и потом мне было по-настоящему стыдно. Поэтому теперь я ударился в другую крайность — я стараюсь не рассказывать вещи, которые даже теоретически могли бы быть секретом. В то же время своей девушке я рассказываю практически все, и получается, что все-таки иногда сплетничаю. Я, конечно, говорю ей «Только это адский секрет», но меня это не очень утешает. К: Мы с тобой в этом похожи. Я ужасно не люблю такие страшные секреты, которые нельзя выдавать, чтобы не сглазить: про беременность, свадьбу, переход на новую работу. Если это секрет, зачем вы мне об этом рассказываете? Бывает, конечно, что человеку нужно выговориться и он не хочет, чтобы узнали все остальные. Но в других случаях я этого не понимаю. Особенно, если люди заводят секреты от других членов семьи. А: То есть ты считаешь, что единственная тайна, которую надо уважать, — это тайна исповеди? К: Да. А: У меня тогда такой естественный вопрос. Что ты не сможешь простить другому человеку? К: Есть одна вещь, которую я точно не могу простить. Когда человек закрывается. Вчера мы разговаривали, а сегодня он выстроил стену, и я не могу достучаться. И не важно, чем он отгораживается — этическими взглядами или принципами, — мне просто становится неинтересно. А: А как быть с плохими людьми? Которые врут, воруют… К: Вокруг меня таких нет. И в этом смысле мне очень повезло в жизни. Мне не приходилось разочаровываться в людях, мои близкие и друзья никогда не превращались в тех, кто врет, ворует или говорит какие-то вещи, за которые мне ужасно неловко. Конечно, бывает, что их позиция по какому-то вопросу не совпадает с моей. Но они же при этом готовы разговаривать, спорить, доказывать свою точку зрения. А: Мне кажется, когда ты говоришь «Мне не приходилось разочаровываться в людях», это значит, что ты проделываешь довольно большую работу, когда их выбираешь. Потому что, если, не дай бог, кто-то из моих близких знакомых окажется серийным маньяком, я буду испытывать шок и чувство вины. Я не верю, что нельзя не увидеть этого в человеке. К: А ты из-за чего перестанешь разговаривать с человеком? А: У меня очень простой, отсекающий принцип — насилие. Я более-менее любому человеку готов простить все, кроме насилия, и более-менее никому не готов простить насилие. К: У меня бывают состояния гнева, когда я действительно могу физически что-то сделать. Давно такого не было, но пока дети были маленькие — случалось. Мне в какой-то момент стало ясно — хорошо, что я это про себя знаю, потому что самые ужасные вещи происходят, когда человек думает, что он так не может. А когда ты знаешь, можно со временем научиться не доводить себя до этого состояния — сворачивать разговор или конфликт заранее. А: У меня такого не бывает, зато я иногда представляю себе, что стою на перроне, подходит поезд, а рядом кто-то ненавистный. Можно его толкнуть, а можно не толкать. Я часто задаю себе вопрос: «Как бы я поступил в этом случае?» И даже если этот злодей заслужил, чтобы его толкнули под поезд, я понимаю, что не смог бы этого сделать. И не потому, что веду этический подкаст, просто для меня это физически невозможно. К: Мне кажется, тебе надо открыть в себе новые грани, понять, что ты способен на большее, и это позволит, может быть, твоей пассивной агрессии выйти наружу. Уметь ее выпустить тоже важно. А: Бывает, что ты ведешь себя безнравственно, осознаешь это, но все равно продолжаешь? К: Нравственность очень ситуативная вещь. Да, были случаи, когда я считала, что веду себя безнравственно, и у меня были по этому поводу сложные внутренние метания. А это самое плохое, что бывает. Нравственные переживания запускают защитный механизм, который ищет оправдание безнравственному поступку. А: Я придумал этот вопрос, потому что, мне кажется, он отражает одно из главных свойств русской культуры — все проблемы возникают не от того, что ты сделал что-то плохое, а от того, что, сделав что-то плохое, ты не можешь извиниться и попытаться это исправить. В нашей культуре нет для этого инструментов. Если ты понял, что неправ, ты должен встать на табуретку и всем объяснить, либо что ты был прав, либо что вокруг враги и у тебя не было выбора. Но, в принципе, ситуация, когда человек неправ, знает, что неправ и ничего по этому поводу не делает, совершенно типична. Я и сам часто в нее попадаю, когда, например, с кем-то ссорюсь. К: Есть еще один момент, когда я боюсь поступить безнравственно — в разговоре с посторонними рассказать что-то про близких мне людей. Мне кажется, это ужасная гадость, и, чтобы не сделать ее случайно, лучше никого никогда ни с кем не обсуждать. А: Да, это правда, но, с другой стороны, мы же ведем этот подкаст. Я, между прочим, осознаю, что занимаюсь этим не потому, что хочу кого-то научить жить или даже развлечь, а потому, что это мой способ стать лучше — говорить про то, как можно или нельзя себя вести. К: А для меня это возможность проговорить вещи, которые неприлично думать. Очень многие вопросы мы с тобой рассматривали с позиций, которые публично занимать не принято. Я иногда чувствую, что думаю не так, как думают окружающие меня умные, хорошие люди, и для меня наш подкаст — попытка объяснить, почему я так чувствую и почему это нормальное чувство, почему это нормальная эмоция или нормальная позиция. А: То есть ты используешь подкаст как оправдание, а я как путеводную звезду. И кто из нас лучше? К: Ты станешь лучше, а я объясню тебе, почему я не такой плохой человек, как может показаться. А: Когда-нибудь возможно. К: У меня к тебе неожиданный, простой бытовой вопрос. Тебя попросили убрать со стола, что именно ты сделаешь в ответ на эту просьбу? А: Я все, что надо выкинуть, выкину, посуду сложу в раковину, чашки поставлю рядом с раковиной, потому что не складываю их в раковину, потом я еще, вероятно, помою посуду. Ты просто не понимаешь, какую бездну сейчас открываешь. Потому что у каждого человека есть нервянка. Моя нервянка — чистый стол, и я просто готов уничтожить всех за это. Но, может быть, ты имела в виду что-то другое. К: Нет, ты прошел мой маленький этический тест. Очень часто люди, когда их просят убрать со стола, просто складывают все, например, в раковину и не моют посуду. И мне кажется, это самая ужасная бытовая проблема, когда я прошу тебя убрать со стола, ты убираешь со стола и считаешь, что ты много сделал, после чего я иду, вижу полную раковину грязной посуды, мою посуду и считаю, что я очень много сделала, и получается, что одно действие делают два человека, в итоге все очень устают, и каждый считает, что сделал очень много, а другой — нет. А: Я, честно говоря, думаю, что единственный способ наладить быт — сделать его главным драйвером не стремление к идеалу, а человеческие неврозы. Есть люди, которых жутко нервирует неподметенный пол, есть те, кто не переносит горы нестираной одежды. Идеальный быт получается тогда, когда каждому позволено реализовывать свои неврозы. А вот отказ от быта я считаю этическим действием. Это сигнал, что человек отказался от цивилизации. К: Это, скорее, сигнал, что он не ищет уюта. Когда у тебя заброшенный быт, ты не ищешь уюта, не ищешь покоя, красоты вокруг. А: Сейчас это все особенно важно. Как ты знаешь, я считаю, что эпидемия — большая проблема и не надо делать вид, что мы живем, как жили раньше. Нужно пересматривать свою обычную эффективность, обычный уклад, важно расставлять приоритеты. Я считаю, что моя эффективность упала на 25%, и в этой ситуации чем ты пожертвуешь первым — попыткой выполнить все дедлайны или мытьем посуды? Я посудой стараюсь не жертвовать до конца — если все плохо, посуда меня успокаивает. А вот про покой и красоту вокруг мой тебе следующий вопрос: ты веришь в счастье, ты стремишься к нему, ты считаешь, что ты должна быть счастливой? К: Счастье — слишком замыленное слово. Я верю в радость. У меня многое вызывает радость — разные сиюминутные вещи, из которых складываются картинки. Столик, кафе, бокал вина. Или я с друзьями лежу на поле, и просекко стекает у нас по щекам. Есть тихая радость — чистая кухня, тишина, и я сижу и просто наслаждаюсь тем, как все красиво и уютно. Самые ужасные времена моей жизни — когда ничто не вызывает во мне радость. Если я перестаю стремиться к радости, значит все очень плохо. А: Считается, что человеку свойственно стремиться к счастью или к радости, а вот я не стремлюсь. Наверное, это мой главный недостаток. Есть вещи, которые доставляют мне гарантированную радость, — например, я пойду и скачаю книжку про чуму 1348 года и прочитаю историю про булочника, который поймал заразившую его блоху и отомстил ей. Какую-нибудь найду цитату или историю, какую-нибудь идиотскую научную статью или просто смешной факт. К: Но? А: Но я очень быстро начинаю думать: «Нет, я не хочу никакого удовольствия, я буду механически играть в шахматы в приложении». К: Но почему ты не стремишься к счастью? Ты считаешь, что человек не для того рожден на свет, а жизнь — боль? По-моему, если ты не стремишься сам к радости, ты не стремишься создать ее и для других. А: У меня нет рационального объяснения. Я радуюсь, если кто-то другой получает удовольствие и считаю, что фраза из декларации независимости — «человек имеет право стремиться к счастью» — великая и очень точно описывает человеческую сущность. К: Все ужасное в мире происходит потому, что люди вместо радости стремятся к каким-то другим вещам — например, к деньгам, к славе. Но важно понимать, что ничего, кроме радости, счастья и, может быть, любви, не получится разделить с кем-то, кто тебе дорог. Возможно, ответ на следующий вопрос позволит нам понять, почему ты так устроен. Скажи мне, какой сериал, фильм или книга изменили тебя настолько, что ты возвращался к ним не раз? А: Я очень жаден до новых впечатлений, поэтому мне сложно вернуться и перечитать целую книжку, хотя есть книжки, из которых я перечитываю абзацы и главы. Было несколько книг, которые когда-то меня довольно сильно поменяли. Одна из них — эссе английского философа Джона Стюарта Милля, которое называется «О свободе» — небольшой текст, написанный в 1859 году. Подкупает меня в таких книгах не только рациональный аргумент, а еще интонация — мне нравится, когда человек что-то сложное тебе рассказывает уважительно, мило, остроумно. Для меня книжка — это разговор. Ну вот как можно вернуться к разговору? У Аристотеля была идея, что настоящее счастье не может сводиться к тому, что способно почувствовать и оценить животное, — например, к вкусной еде. И в этом я с ним не согласен, я считаю, что вкусные помидоры — это самая высокая вещь на земле. В некотором смысле помидорам я обязан больше, чем многим книгам. Но, хотя я не согласен с Аристотелем в том, что радости должны быть только книжного порядка, я, конечно же, считаю, что день прожит не зря, если мне попался абзац, размышлений о котором хватило на две сигареты или три чашки чая. К: Я начинаю понимать, что ты недостаточно ценишь себя и, может быть, в этом есть и моя вина — я недостаточно вселяю в тебя уверенность, чтобы ты мог получать удовольствие и от того, что ты делаешь сам, и от того, что с тобой происходит. Теперь я тебе назову два произведения, которые произвели на меня совершенно противоположное впечатление. Одно — сериал «Друзья». Это просто моя радость, произведение, из которого состоит мой культурный код, оно дало мне огромное количество цитат и реакций примерно на все жизненные ситуации. А второе — книга канадского историка Нила Каплана про арабо-израильский конфликт. Он высказывает довольно простую мысль, которая совершенно меня потрясла, — обе стороны этого конфликта считают себя жертвами, поэтому он неразрешим. И это многое объясняет про всю нашу эпоху и про множество конфликтов, которые мы наблюдаем и наблюдали в последнее время. А: В некотором смысле это природа любого конфликта. Когда ты считаешь себя жертвой, ты отказываешься быть субъектом, который может что-то сделать, что-то изменить. Вот по поводу жертв как раз у меня к тебе вопрос. Ты все время говоришь «новая этика» в нашем подкасте и произносишь это так, будто «этика один» одним движением превратилась в «этику два» и у нас новые правила. Ты на самом деле веришь, что этика 2020 года отличается от этики 1996-го или 1870-го? К: Да. Такая забота о себе, о собственном благополучии, в том числе психологическом комфорте, — новая вещь, раньше это не считалось приличным. Кроме того, ты можешь всерьез обсуждать с кем-то то, что раньше позволялось сказать только на исповеди, — это, безусловно, этический сдвиг. А: Ладно, а тебе это нравится? К: Мне это нравилось, когда совпадало с моим интуитивным представлением о том, что хорошо, а что плохо, но это был очень короткий период. Я сейчас уже точно знаю, что у меня нет этического чутья в каких-то современных вопросах — например, объективации и культуры жертвы, о которой мы с тобой только что говорили. А еще я люблю токсичные шутки. А: Боже мой, кто не любит хорошие токсичные шутки? К: Мне, конечно, стало очень непросто, когда это все стало неэтичным. Притом что я, в отличие от многих, отказываюсь спорить с изменениями. Новая этика приходит, и не важно, хочешь ты этого или нет, актуален ты в этой новой этике или оказался мамонтом. Иногда я даже чувствую себя, как те несчастные, которых задним числом обвинили в сексуальном насилии, хотя они, казалось бы, просто кокетничали, поступали так, как было принято в их культуре. А: Я, кстати, очень часто и в фейсбуке, и в жизни вижу людей, которые обижены на то, что существуют какие-то неформализованные правила, их надо угадывать, и молодежь с этим справляется лучше. Точно так же, как молодежь лучше справляется с новыми технологиями. Я верю в моральный прогресс, и я не один такой на земле — на эту тему есть книга Стивена Пинкера про актуальность идеи просвещения, здравомыслия и обычной человеческой этики79. Мы с Пинкером верим в моральный прогресс. К: То есть все, что изменилось, стало лучше, чем было? А: В целом — да. Конечно, бывает хуже, бывает лучше. Очевидно, что китайские лагеря для уйгуров — это хуже, чем многое из того, что было раньше… К: Но все моральные принципы лучше, чем предыдущие. А: В целом человечество меняет и принципы, и поведение так, чтобы все меньше людей страдало, умирало, отправлялось в тюрьму. Поэтому для меня, например, довольно очевидно, что требования феминисток абсолютно оправданны. У меня есть даже тест, который позволяет легко проверить, сексизм перед нами или нет: каждый раз, когда ты видишь сомнительное высказывание, практику или закон, замени в нем «мужчин» на «женщин», а «женщин» на «мужчин» и посмотри, производит ли получившийся текст абсурдное впечатление. И главное, точно так же можно легко проверить на сексизм и себя. К: Мне кажется, очень часто дело бывает в обобщениях — когда хочется обобщить и сказать что-то вообще про женщин, вообще про мужчин, вообще про евреев или вообще про геев, лучше еще раз подумать, стоит ли. А: Да, конечно, но иногда сексизм появляется и без обобщений — когда кто-нибудь поздравляет коллегу в фейсбуке с днем рождения и говорит «с твоим появлением наш офис стал прекраснее»… К: …«Цвести и пахнуть». А: Тут нет никакого обобщения, тут просто сексизм, и все. Я понимаю, что нам еще надо пройти большой путь, и я понимаю, куда идти. В каждом случае есть направление движения, поэтому я не боюсь новой этики, даже когда вижу ее перегибы. К: Любишь ли ты что-нибудь настолько сильно, что эта любовь тебе кажется нездоровой и скорее зависимостью? А: Честно говоря, я весь состою из зависимостей. Легко в них впадаю и почти так же легко выпадаю. Есть зависимость совсем суровая — курю я очень давно, много раз бросал, и это долгая мучительная история. Есть зависимости ситуативные — когда я нахожу любимую кофейню и обнаруживаю, что бываю там слишком часто. Некоторые зависимости я придумываю себе сам — скачиваю карточки со словами какого-нибудь языка в телефон и начинаю их крутить. К: Академик Зализняк так учил языки: вычитывал весь словарь, понимал грамматику — и готово! А: Я не академик Зализняк, если у кого-то были сомнения. Ни одного языка я так не выучил, по-немецки, например, знаю уже много сотен слов, но читать книги, конечно, не могу. Я все превращаю в зависимость, и это меня пугает. К: То, что ты называешь зависимостями, кроме курения, пожалуй, я называю увлечениями, «хобби». У меня есть много увлечений, в которые я впадаю. Если делаю настойки — то столько, что уже возникает вопрос, нет ли у меня зависимости от алкоголя, пеку хлеб — зачем-то каждый день по два багета. Интересно, что тебе все это кажется нездоровым, даже вполне симпатичные привычки. А: Потому что это невротическое. К: Такое ощущение, что ты вообще не даешь себе спуску. А: Почему? У меня тоже есть маленькие радости. Я, например, совершенно импульсивно и невротически играю в шахматы в телефоне с незнакомыми людьми. Я даже вижу, что, когда у меня плохое настроение или я отлыниваю от работы, я играю хуже, чем, когда я это делаю не невротически. Я играю в быстрые шахматы, быстрый ход — это всегда интуитивное решение, а не расчет. И, когда я выигрываю благодаря такому интуитивному решению, это улучшает мне настроение. Мой следующий вопрос тебе. У тебя такое бывает, что ты пошутишь смешное, а потом тебе очень стыдно? К: Это случается со мной постоянно. Один раз я пошутила про человека, сменившего фамилию, что он сменил одну еврейскую фамилию на другую, чтобы никто не подумал, что он еврей. Реакция была чудовищная — человек, сам довольно нервный и очень ревностно относящийся к своему образу, смотрел на меня с ужасом. То, что я произнесла, было лишено смысла, никому не смешно, кроме меня. Я не могла ничего поделать, даже не стала ничего объяснять — нет ничего хуже, чем когда меня загоняют в угол, даже если это сделала я сама. Так что я просто встала и ушла, и мы больше никогда не разговаривали. Менее драматические ситуации, в которые я попадаю из-за своих шуток, случаются со мной постоянно, поэтому я решила создать себе образ человека с патологическим чувством юмора — у всех свои недостатки, вот у меня такое странное чувство юмора. Последний вопрос на сегодня. Если тебе скажут, что ты заболеешь коронавирусом и умрешь через три месяца, какие твои действия? Ты изолируешься, пустишься во все тяжкие или успеешь сделать что-то ценное? А: Это сложный вопрос. Конечно, я захочу сделать что-то ценное по работе, но не смогу, потому что, когда я нервный, я очень плохо работаю. Мне будет проще пуститься во все тяжкие, и самое рациональное, что я могу сделать в этой ситуации, — сказать «Эй, у меня осталось три месяца, я слушаю ваши предложения», потому что я знаю, что вокруг много экспертов по тому, как пуститься во все тяжкие. К: Я вот даже не могу ответить на этот вопрос, потому что в мирное время я бы отправилась в путешествие в один конец, но сейчас это совершенно невозможно, потому что конец этот наступит примерно в аэропорту Шереметьево. Я знаю точно, что не успею сделать ничего ценного, так что я бы написала смешные токсичные письма всем своим родным и близким и устроила бы какой-то акционистский проект на последние три месяца. А: Я ставлю все-таки на «все тяжкие». К: Но как? Сейчас «все тяжкие» закрыты. А: Они закрыты для людей, которым есть чего терять, а для людей, которым нечего терять, у них всегда открыто. Я все же надеюсь, что мы протянем больше, чем три месяца. К: И пустимся во все тяжкие! А: И то, что мы сегодня узнали друг о друге, не станет препятствием на этом пути.
Благодарности Авторы бесконечно и глубоко признательны редактору книги Дарье Тимченко, продюсеру и сооснователю подкаста Лике Кремер, редактору подкаста Андрею Борзенко и звукорежиссеру Ильдару Фаттахову.
1 Об этом мы говорили в двух выпусках — 8 и 15 мая 2020 года. 2 Подробнее о проекте Ильи Хржановского «Дау» см. в главе «Надо ли защищать людей, которые нас об этом не просили?». 3 В 1971 году американский психолог Филипп Зимбардо провел эксперимент в Стэнфордском университете, чтобы изучить, как меняется поведение человека в условиях заключения. Испытуемых разделили на две группы: одни выступали в роли охранников, другие — в роли заключенных. Многие «охранники» оказались склонны к насилию, а «заключенные» получили настоящие психологические травмы. Эксперимент пришлось завершить досрочно. 4 Серия экспериментов, начатая в 1963 году психологом Стэнли Милгрэмом, изучавших поведение человека, который вынужден причинять боль другим людям. В результате экспериментов оказалось, что человек продолжает выполнять указание начальства, даже если то, что от него требуют, вызывает в нем моральные страдания. 5 Эксперимент американских психологов Джона Дарли и Дэниела Батсона, проведенный в 1970 году, исследовал связь между религиозностью и состраданием. Оказалось, что прямой связи между ними нет, а люди склонны помогать незнакомому человеку, только если сами никуда не спешат. 6 Ханна Арендт (1906–1975) — писатель и философ. Одна из идей Арендт — о банальности зла: человек может совершать страшные вещи не из злого умысла, а просто по долгу службы. 7 Адольф Эйхман (1906–1962) — немецкий офицер, возглавлявший отдел гестапо, который занимался «окончательным решением еврейского вопроса». После войны скрылся в Южной Америке, в 1960 году был похищен военной разведкой Израиля из Аргентины и доставлен на суд в Иерусалим. Процесс Эйхмана был открытым, на суде выступали свидетели, было обнародовано множество важных документов. Эйхман был признан виновным и приговорен к смертной казни. В книге «Банальность зла» Ханна Арендт высказывает идею, что Эйхман был не «сверхзлодеем», а обычным человеком, винтиком тоталитарной машины. 8 Статья «Civic honesty around the globe» вышла в журнале Science 5 июля 2019 года. 9 Статья Григория Дашевского вышла в «Коммерсантъ Weekend» 12 октября 2012 года. 10 Об этом мы говорили 21 ноября 2017 года. 11 Об этом мы говорили 27 января 2019 года. 12 Статья Юрия Сапрыкина «DAU. Темные начала» вышла в журнале«Сеанс»23 января 2019 года; статья Татьяны Толстой и Александра Тимофеевского «DAU. Я червь —я бог» — 25 января 2019 года. 13 Настя Рыбка (Анастасия Вашукевич) опубликовала в инстаграме информацию, позволившую Фонду борьбы с коррупцией Алексея Навального провести расследование неформальных отношений предпринимателя Олега Дерипаски и чиновника Сергея Приходько. Настя Рыбка и ее наставник Алекс Лесли (Александр Кириллов) были арестованы в феврале 2018 года, через две недели после выхода расследования Навального, в Таиланде по обвинению в проведении секс-тренингов и депортированы в Россию в январе 2019 года. В России им было предъявлено обвинение в вовлечении в занятие проституцией, они находятся на свободе, но дело не закрыто. 14 Настя Рыбка — автор книги «Дневник по соблазнению Миллиардера, или Клон для олигарха». 15 См. главу «Почему мы сочувствуем роботам?». 16 Книга Уильяма Голдинга «Повелитель мух» обсуждается и в главе «Человек — он плохой или хороший?». 17 Об этом мы говорили 18 декабря 2019 года. 18 Колонка Катерины Мурашовой «Я его сдала. История матери и сына-инвалида» вышла на сайте snob.ru 4 февраля 2019 года. 19 Об этом мы говорили 18 июля 2017 года. 20 Цитата из стихотворения немецкого пастора Мартина Нимёллера, узника концлагеря Дахау: «Когда нацисты хватали коммунистов, я молчал: я не был коммунистом. Когда они сажали социал-демократов, я молчал: я не был социал-демократом. Когда они хватали членов профсоюза, я молчал: я не был членом профсоюза. Когда они пришли за мной, заступиться за меня было уже некому». 21 Передача, посвященная ВИЧ и СПИД, вышла на телеканале «Спас» летом 2008 года. В сентябре 2017 года в передаче радиостанции «Радонеж» Дмитрий Смирнов опроверг обвинения в том, что он отрицает существование ВИЧ. 22 Статья Людмилы Петрановской «Избы, полные сора. Как уберечь своих детей от домогательств» вышла на сайте «Спектр» 8 сентября 2016 года. 23 Мерчант Б. Универсальное устройство: Неизвестная история создания iPhone. — М.: Бомбора, 2019. 24 Об этом мы говорили 19 сентября 2019 года. 25 Статья «Славянское гнездо» вышла в «Новой газете» 9 августа 2019 года. 26 Об этом мы говорили 26 июня 2018 года. 27 Подкаст называется Where should we begin. 28 «Слишком свободный человек», 2017 — документальный фильм Михаила Фишмана и Веры Кричевской. 29 Документальный сериал Chef's table, выходящий с 2015 года на Netflix. 30 «Упс, я уронил лимонный тарт» (англ.). 31 Об этом мы говорили 12 июня 2018 года. 32 Чуа Э. Боевой гимн матери-тигрицы. — М.: Corpus, 2013. 33 Об этом мы говорили 24 мая 2019 года. 34 Об этом мы говорили 30 августа 2019 года. 35 Статья «Ася Казанцева о продаже яйцеклетки: Прикольно скрещивать людей — и смотреть, что получится» вышла на портале «Фонтанка.ру» 22 августа 2019 года. 36 Об этом мы говорили 15 ноября 2019 года. 37 Статья Олеси Герасименко и Светланы Рейтер «"Лучше бы тебя не было". Почему матери убивают своих детей» опубликована на сайте ВВС 12 июля 2019 года. 38 Статья Люка Малоуна «Тебе 16. Ты — педофил. Ты не хочешь никому сделать больно. Как быть?» (Luke Malone «You're 16. You're a Pedophile. You Don't Want to Hurt Anyone. What Do You Do Now?») вышла на сайте Medium 11 августа 2014 года. 39 Об этом мы говорили 5 декабря 2019 года. 40 Андерс Брейвик совершил в 2011 году в Норвегии два теракта, в результате которых погибли 77 человек. Он содержится в одиночной камере площадью 24 квадратных метра, состоящей из трех комнат: спальни, кабинета и спортзала. Брейвику разрешено вести переписку, прогуливаться во внутреннем дворике под надзором охраны. 41 Движение #MeToo началось в октябре 2017 года после того, как продюсер Харви Вайнштейн был обвинен в сексуальных домогательствах. С таким хештегом женщины, а потом и мужчины публиковали в социальных сетях свои истории о пережитом сексуальном насилии. Украинский, российский и белорусский аналоги этого движения — #ЯНеБоюсьсказать. 42 Об этом мы говорили 19 декабря 2019 года. 43 В Национальной галерее в Лондоне 7 октября 2019 года открылась выставка портретов Поля Гогена. Текст, записанный для аудиогида выставки, начинался с вопроса: «Не пора ли отменить Гогена?» 44 Это выражение означает, что работа и личная жизнь находятся в равновесии, ни одна из них не мешает другой. 45 УФСБ Республики Ингушетия отправило более 20 жалоб в Роскомнадзор в связи с отсутствием на страницах соцсетей правозащитного общества «Мемориал» и страницах проектов, в которых участвовал «Мемориал», маркировки «иностранный агент». Международное историко-просветительское общество «Мемориал», которое занимается исследованием политических репрессий в СССР и России, было внесено в список иностранных агентов в 2016 году. Сумма штрафов, назначенных судом по протоколам Роскомнадзора, к июню 2020 года достигла 5,2 миллиона рублей. 46 Страх пропустить что-то интересное и важное, что происходит где-то в другом месте. 47 Об этом мы говорили 25 июля 2017 года. 48 Статья «Шведская семья» вышла на сайте The Village 5 марта 2014 года. 49 Об этом мы говорили 11 апреля 2019 года. 50 Об этом мы говорили 26 декабря 2017 года. 51 Статья «I'm 32 and spent $200k on biohacking. Became calmer, thinner, extroverted, healthier & happier» (в русской версии она называется «Мне 32 года, и я потратил 200 000 долларов на биохакинг») вышла на сайте Hackernoon.com 24 сентября 2017 года. 52 Об этом мы говорили 24 июля 2018 года. 53 Главный герой фильма, чтобы пробиться наверх, готов на все — он выдает себя за другого человека, пользуется его деньгами и положением в обществе. 54 Об этом мы говорили 19 июня 2018 года. 55 Эта и похожие истории собраны в статье «"Расстрелы — это просто здорово". Почему чат-бот "Алиса" так быстро научился плохому», которая вышла 25 октября 2017 года в издании «Сноб». 56 Тест, придуманный математиком Аланом Тьюрингом в 1950 году для того, чтобы отличать искусственный интеллект от человека. 57 Об этом мы говорили 3 июля 2018 года. 58 Об этом мы говорили 29 марта 2019 года. 59 Статья Анны Наринской «Музыка наказана» вышла в «Новой газете» 18 марта 2019 года. 60 Об этом мы говорили 3 октября 2019 года. 61 Циклотимия — психическое расстройство, которое характеризуется колебаниями настроения от депрессивного до гипоманиакального. 62 Об этом мы говорили 30 декабря 2018 года. 63 Об этом мы говорили 12 сентября 2017 года. 64 См.: Chambaere K., Vander Stichele R. et al. Recent Trends in Euthanasia and Other End-of-Life Practices in Belgium. — The New England Journal of Medicine, March 19, 2015. 65 Об этом мы говорили 4 февраля 2019 года. 66 Пост Андрея Мовчана «Государство точно определяет их "точку слабости"» был опубликован на сайте радио «Эхо Москвы» 30 января 2019 года. 67 Исследование «Возраст — одна из основных проблем трудоустройства лиц в возрасте 45 лет и старше» опубликовано на сайте Headhunter в сентябре 2018 года. 68 Amelia Hill. UK is «completely and institutionally ageist». — The Guardian, December 26, 2018. 69 Об этом мы говорили 10 февраля 2019 года. 70 Об этом мы говорили 17 октября 2017 года. 71 https://varlamov.ru/2584621.html. 72 Никита Белоголовцев покинул пост главного редактора «Мела», портала, посвященного образованию, в 2018 году. 73 Silvia Bellezza, Neeru Paharia, Anat Keinan. Conspicuous Consumption of Time: When Busyness and Lack of Leisure Time Become a Status Symbol. — Journal of Consumer Research, 2017. 74 См. главы «Что считать согласием на секс?» и «Может ли художник быть сволочью?». 75 Об этом мы говорили 24 октября 2017 года. 76 В 2018 году в суде была рассмотрена апелляция Анны Стабблфилд. Она признала себя частично виновной, срок ее заключения был сокращен, и она была выпущена из тюрьмы. 77 Об этом мы говорили 13 сентября 2019 года. 78 Об этом мы говорили 10 апреля 2020 года, после введения в Москве режима самоизоляции из-за пандемии коронавируса COVID-19. 79 Pinker S. Enlightenment Now: The Case for Reason, Science, Humanism, and Progress. —Viking, 2018.
[1] Об этом мы говорили в двух выпусках – 8 и 15 мая 2020 года.
[2] Подробнее о проекте Ильи Хржановского «Дау» см. в главе «Надо ли защищать людей, которые нас об этом не просили?».
[3] В 1971 году американский психолог Филипп Зимбардо провел эксперимент в Стэнфордском университете, чтобы изучить, как меняется поведение человека в условиях заключения. Испытуемых разделили на две группы: одни выступали в роли охранников, другие – в роли заключенных. Многие «охранники» оказались склонны к насилию, а «заключенные» получили настоящие психологические травмы. Эксперимент пришлось завершить досрочно.
[4] Серия экспериментов, начатая в 1963 году психологом Стэнли Милгрэмом, изучавших поведение человека, который вынужден причинять боль другим людям. В результате экспериментов оказалось, что человек продолжает выполнять указание начальства, даже если то, что от него требуют, вызывает в нем моральные страдания.
[5] Эксперимент американских психологов Джона Дарли и Дэниела Батсона, проведенный в 1970 году, исследовал связь между религиозностью и состраданием. Оказалось, что прямой связи между ними нет, а люди склонны помогать незнакомому человеку, только если сами никуда не спешат.
[6] Ханна Арендт (1906–1975) – писатель и философ. Одна из идей Арендт – о банальности зла: человек может совершать страшные вещи не из злого умысла, а просто по долгу службы.
[7] Адольф Эйхман (1906–1962) – немецкий офицер, возглавлявший отдел гестапо, который занимался «окончательным решением еврейского вопроса». После войны скрылся в Южной Америке, в 1960 году был похищен военной разведкой Израиля из Аргентины и доставлен на суд в Иерусалим. Процесс Эйхмана был открытым, на суде выступали свидетели, было обнародовано множество важных документов. Эйхман был признан виновным и приговорен к смертной казни. В книге «Банальность зла» Ханна Арендт высказывает идею, что Эйхман был не «сверхзлодеем», а обычным человеком, винтиком тоталитарной машины.
[8] Статья «Civic honesty around the globe» вышла в журнале Science 5 июля 2019 года.
[9] Статья Григория Дашевского вышла в «Коммерсантъ Weekend» 12 октября 2012 года.
[10] Об этом мы говорили 21 ноября 2017 года.
[11] Об этом мы говорили 27 января 2019 года.
[12] Статья Юрия Сапрыкина «DAU. Темные начала» вышла в журнале «Сеанс»23 января 2019 года; статья Татьяны Толстой и Александра Тимофеевского «DAU. Я червь – я бог» – 25 января 2019 года.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.37.43 (0.02 с.) |