Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 5. Синтаксис и пунктуацияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Виды предложений
Какая часть речи первой появилась в языке? Наверное – междометие. Если же исключить его, то первенство должно принадлежать глаголу. Ведь человек в младенчестве ума своего, когда ещё вовсю играет его детское воображение, должен скорее замечать действие, нежели действующий предмет, и по действию он уже отличает предмет. Слова «кукует» и «мычит» явно появились раньше, чем слова «кукушка» и «корова». За глаголом появилось прилагательное – также звукоподражательное, а уже по прилагательному составилось имя существительное: предмет стали именовать по его отличительному свойству. Образование других частей речи произошло гораздо позже. Человек, составляя слова, играл ими, как ребёнок играет кубиками: он то прислушивался к природе, то давал волю своему воображению. В самом начале слова были односложные. Потом от них развились ветви и отростки. Потом всё это стало составляться во фразы и предложения. Языки поначалу были бедны, и эта бедность исходного материала заставляла человеческий ум прибегать к помощи воображения, чтобы найти слова для своих понятий. Языки мужали и крепли, а народ, достигнув известной степени образования, перестал расти таким проявлением ума, как язык. И тогда за дело взялись грамотеи. Общенародность постепенно лишилась своего голоса, и все права в этой области перешли к немногим избранным, то есть к учёным. Перелом произошёл с введением грамоты, с изображением звуков письменами. Люди передали зрению то, что до того принадлежало одному слуху. Как следствие – пошли всевозможные правила, а за ними – исключения из правил. Предложения в языке стали не просто единицей языка индивида, а группой слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль. Они стали грамматически организованной цепочкой словоформ. В современном русском языке имеется несколько видов предложений: односоставные, сложноподчинённые, сложносочинённые, придаточные, повествовательные, вопросительные и т. д. Проще говоря, по своему строению предложения бывают простые и сложные. Простые предложения имеют одну грамматическую основу. Сложное предложение имеет две или более частей, которые по своему строению являются простыми предложениями. Примеры простого предложения:
Буквально через несколько секунд в зале появился Дамблдор. (Джоанн Роулинг. «Гарри Поттер и философский камень»)
В нескольких шагах от неё на ветке какого-то дерева сидел Чеширский Кот. (Льюис Кэрролл. «Алиса в Стране чудес»)
Примеры сложного предложения:
Стоило Гарри войти в дверь, как в зале наступила полная тишина, а в следующую секунду все одновременно заговорили. (Джоанн Роулинг. «Гарри Поттер и философский камень»)
Игроки били по шарам все сразу, никто не соблюдал очереди хода, зато все непрерывно скандалили и спорили, а то и прямо дрались из-за ежей; игра только началась, а Королева была уже в безумной ярости и вопила «Отрубить ему голову!» (или «Отрубить ей голову!») ежеминутно, а то и чаще. (Льюис Кэрролл. «Алиса в Стране чудес»)
Простые предложения в сложном могут быть независимыми друг от друга по содержанию или включать головную часть и зависимую. От головной части к зависимой можно задать вопрос. Пример сложного предложения с не зависимыми друг от друга частями:
В его узелке оказалась всего одна сорочка, а в кошельке – одиннадцать экю. (Александр Дюма. «Три мушкетёра»)
Пример сложного предложения с зависимыми друг от друга частями:
Кто дрогнет хоть на мгновение, возможно, упустит случай, который именно в это мгновение ему предоставляла фортуна. (Александр Дюма. «Три мушкетёра»)
По цели высказывания предложения делятся на: • повествовательные, то есть содержащие сообщение или описание (Гарри рассказал им все); • вопросительные, то есть содержащие вопрос о чём-то неизвестном (Кто рассказал им все? Неужели Гарри рассказал им все?); • побудительные, то есть выражающие желание говорящего заставить что-то делать других людей (Гарри, расскажи им все). По эмоциональной окраске выделяют предложения: • восклицательные, то есть сопровождающиеся выражением чувств говорящего (Гарри, ни в коем случае не рассказывай им все!); • невосклицательные, в которых говорящий излагает содержание без выражения собственных эмоций (Гарри должен рассказать им все).
Главные члены предложения
Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Они образуют его грамматическую основу. Подлежащим называется главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащим может быть слово или группа слов, отвечающих на вопросы КТО? ЧТО? и связанных со сказуемым по смыслу и грамматически.
Юноша искал письмо тщательно и терпеливо. (Александр Дюма. «Три мушкетёра»)
Дамблдор что-то мурлыкал себе под нос и рассеянно улыбался. (Джоанн Роулинг. «Гарри Поттер и философский камень»)
Сказуемое – это тоже главный член предложения, но оно обозначает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ЭТО ТАКОЕ? КТО ОН ТАКОЙ? КАКОВ ОН? Сказуемое чаще всего выражается глаголом:
Д’Артаньян (что сделал?) бросился в указанном направлении. (Александр Дюма. «Три мушкетёра»)
Оно может быть выражено также именем существительным или прилагательным:
Этот господин (кто он такой?) – мушкетёр из роты господина де Тревиля. Песенка про сардинок (какова?) забавна.
Итак, слово, означающее то, о чём говорится в предложении, называется подлежащим, а слово, показывающее то, что говорится о подлежащем, называется сказуемым. Тут всё легко и просто. Все остальные слова в предложении прибавляются только для большей ясности выражения. Но для составления предложения другие слова не обязательны. Подлежащее и сказуемое, выражая вместе одну мысль, составляя одно предложение, находятся в неразрывной связи между собой. Эта связь обозначается окончаниями глагола, так что с изменением подлежащего непременно изменяется и сказуемое. Например, если мы хотим сказать об одной птице, мы говорим: «птица летает и поёт»; а если о многих птицах, то – «птицы летают и поют». Вот бы и всё остальное в русском языке было таким же понятным. Но не тут-то было, и мы будем иметь возможность убедиться в этом множество раз.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.108 (0.006 с.) |