Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Есть у А. С. Пушкина в стихотворении «к чаадаеву» такие слова – «души прекрасные порывы». Так вот, «души» тут – это не глагол.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Причастие
Причастие – это тоже не только церковное таинство, в котором православный христианин под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Тело и Кровь Иисуса Христа, но и особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного. Ничего не понятно? А если так: причастие – это особая форма глагола, которая отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? Возможны также вопросы ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ? Например: сломанный, плачущая, палящее, растворенное, говорившие. Причастие обладает свойствами как глагола (оно образовано с помощью его корня), так и имени прилагательного (оно образовано с помощью его окончания). То есть причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного. Причастия бывают разных видов. В частности, страдательные причастия – это те причастия, которыми обозначается признак, создающийся у одного предмета под действием другого. Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов.
Д’Артаньян между тем, весь во власти своих планов – стать образцом учтивости и вежливости, приблизился к молодым людям и отвесил им изысканнейший поклон, сопровождаемый самой приветливой улыбкой. (Александр Дюма. «Три мушкетёра»)
Действительные причастия – это причастия, которыми обозначается признак, производимый самим субъектом (предметом). Действительные причастия бывают образованы от глаголов в настоящем и прошедшем времени с помощью суффиксов «ущ», «ющ», «ащ», «ящ».
Торгуя галантереей, я скопил капиталец, приносящий в год тысячи две-три экю. (Александр Дюма. «Три мушкетёра»)
Сначала ему показалось, что перед ним судья, изучающий некое дело. (Александр Дюма. «Три мушкетёра»)
Причастие с зависимыми от него словами называется причастным оборотом.
– Какие у вас странные часы, – сказала Алиса, с большим интересом наблюдавшая за манипуляциями Зайца. (Льюис Кэрролл. «Алиса в Стране чудес»)
Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он с обеих сторон выделяется запятыми.
Д’Артаньян, не имевший большого опыта, но зато помнивший теорию, удвоил быстроту движений. (Александр Дюма. «Три мушкетёра»)
Деепричастие
Деепричастие – это самостоятельная часть речи или особая неизменяемая форма глагола, обозначающая добавочное действие при основном действии. Эта часть речи соединяет в себе признаки глагола (вид, залог, переходность и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства). Деепричастие отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? КАК? КОГДА? ПОЧЕМУ? и др. Например: свернувшись, прибежав, читая, не задумываясь. Как и глагол, деепричастие обозначает действие и, подобно наречию, называет признак действия, то есть показывает, как оно совершается.
Преисполненный этого сознания, он шагнул вперед, схватившись одной рукой за эфес шпаги и подбоченясь другой. (Александр Дюма. «Три мушкетёра»)
В этом примере глагол «шагнул» показывает основное действие. А глаголы «схватиться» и «подбочениться» заменены деепричастиями «схватившись» и «подбоченясь», обозначающими добавочные действия и одновременно характеризующими основное действие. Деепричастие с зависимыми от него словами называется деепричастным оборотом. Деепричастный оборот всегда выделяется запятыми.
Он бросился из комнаты, запер за собой дверь и стал ждать в коридоре, с пикой солдата в руке, точно заменяя на посту часового. (Александр Дюма. «Три мушкетёра»)
Злосчастные садовники кинулись, умоляя о спасении, к кому бы вы думали? Да, да, именно к Алисе! (Льюис Кэрролл. «Алиса в Стране чудес»)
Имя числительное
А вот вам ещё одна самостоятельная часть речи. Она обозначает число, количество и порядок предметов. Это имя числительное, и оно отвечает на вопросы: СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ?
На нижних ступеньках четверо мушкетёров забавлялись весёлой игрой, в то время как столпившиеся на площадке десять или двенадцать их приятелей ожидали своей очереди, чтобы принять участие в забаве. (Александр Дюма. «Три мушкетёра»)
Числительные делятся на четыре группы: • количественные (три, пятьдесят, двести, триста сорок шесть); • порядковые (первый, второй, пятидесятый); • собирательные (оба, двое, трое); • дробные (одна пятая, две третьих, три десятых). Количественное числительное может быть любым членом предложения, а вот порядковое – обычно бывает определением. Все числительные изменяются по падежам, а некоторые также по родам и числам. Значение количества могут иметь не только числительные, но и другие части речи, например, существительные (тройка, десяток, сотня) и прилагательные (тройной, двухлетний, пятиэтажный). Однако числительные можно, как правило, записать словами и цифрами, а вот другие части речи со значением числа можно записать только словами. По количеству слов числительные бывают простые, сложные и составные. Простые состоят из одной основы, составные – из двух основ или нескольких слов. Простые числительные: один, второй, три, шесть. Сложные числительные: тринадцать, пятьдесят, пятисотый (они описывают две цифры и пишутся слитно). Составные числительные: две тысячи восемнадцать, сто пятьдесят шесть (они состоят из нескольких слов и пишутся раздельно). Числительные, оканчивающиеся на «тысячный», «миллионный», «миллиардный» и т. д., пишутся слитно: пятитысячная (купюра), стомиллионный (бюджет). В середине числительных Ь не пишется. Например: «пять», но «пятнадцатый». А вот числительные от 50 до 80 и от 500 до 900 пишутся с Ь в середине. Например: пятьдесят, восемьдесят семьсот.
* * *
Мы же уже не сомневаемся, что изучение русского языка с его порой весьма заковыристыми правилами – это дело непростое? А чтобы в этом убедиться ещё раз, вот вам такое маленькое задание. Попробуйте без предварительного проговаривания вслух поставить в творительный падеж составное числительное в сочетании: я владею 2584 книгами. Даже девять взрослых из десяти этого сделать не смогут, а десятый (который сможет) всё равно хотя бы немного запнётся. Попробовали? А теперь проверьте себя. Надо было сказать так: я владею двумя тысячами пятьюстами восемьюдесятью четырьмя книгами. «Пятистами» здесь – категорически неверно. А вот, например, имя числительное «восемь» в творительном падеже имеет две формы (восемью и восьмью), и при обозначении восьми сотен употребляется также две формы: восемьюстами и восьмьюстами. Вообще-то – это страшное дело! Сейчас в СМИ идет множество разной числовой информации. И если в газетах числительные читаются глазами, то на радио и в телевизоре диктор или ведущий должен их произнести вслух. И сколько же тут возникает проблем! Делают ошибки даже самые авторитетные товарищи.
АВТОРИТЕТНЫЙ СОВЕТ «Хватит повторять старые ошибки! Время делать новые!» Андрей Кнышев
Но при этом, что характерно, дикторы старой (еще советской) школы с длинными числительными справлялись отлично. Это не старческое брюзжание. Типа вот раньше и небо было голубее, и трава – зеленее. К сожалению, сейчас на радио и телевидение пришли совсем другие люди, у которых масса всевозможных достоинств, но вот солидная лингвистическая подготовка и высокая культура речи в них не входят. Да и зачем? Главное же – высокий рейтинг, эта погремушка для взрослых детей, желающих удовлетворить своё тщеславие.
КТО БЫ МОГ ПОДУМАТЬ В русском языке названия числительных, делящихся на 10, образуются сложением названия цифры и «десять»: двадцать, тридцать, пятьдесят, восемьдесят и т. д. Исключением из этого ряда является число «сорок». Объясняется это тем, что в древности условной единицей торговли меховыми шкурками была связка из 40 их штук. Ткань, в которую заворачивались эти шкурки, и называлась «сорок» (от этого же корня, кстати, происходит слово «сорочка»). Таким образом название «сорок» вытеснило более древнее «четыре десте».
Наречие
Нет, мы не будем тут говорить про «семантические отношения между полной и свернутой пропозициями в предложениях с наречиями». Не станем трогать и «предикативное наречие, которое может утрачивать предикативность»… Пусть этим забивают себе головы студенты-филологи, а в обычной жизни это совершенно никому не нужно. Зато точно нужно знать, что наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия (чаще всего) и отвечает на вопросы КАК? КУДА? КОГДА? ГДЕ? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ? Например: стоять насмерть, доделать завтра, бежать быстро, смотреть вниз. Наречие – это неизменяемая часть речи, то есть наречия – это неизменяемые слова, а это значит, что они не склоняются, не спрягаются и не имеют окончаний. Наречия обычно зависят от глаголов. Они усиливают их значение или обобщают смысл целого. Но это, как говорится, в идеале. На практике же многие известные писатели терпеть не могут наречия. Например, Михаил Веллер утверждает: «Наречия – это описательные слова, они ничего не добавляют к тому, что вы пишите». А вот еще одна его фраза-совет: «Если контекст слабоват, то наречия не спасут вас». Над этим стоит задуматься. Американский писатель Рой Питер Кларк тоже уверен, что наречия могут «обескровить» глагол или дублировать его значение. В книге «50 приемов письма» Кларк разбирает популярные в США рассказы о приключениях юного изобретателя Тома Свифта, созданные неким коллективом авторов под псевдонимом Виктор Эпплтон (Viktor Appleton). Он, в частности, рассматривает такой небольшой отрывок:
«Смотри! – внезапно вскрикнул Нед. – Вон человек!.. Я собираюсь заговорить с ним!» – горячо заявил Нед.
По мнению Кларка, восклицательного знака после «смотри» могло бы быть вполне достаточно, но авторы добавляют «внезапно» и «горячо» для пущей верности. Несколько слов, и они вновь используют наречие: не для того, чтобы изменить наше восприятие глагола, а в качестве «усилителя». Вывод Кларка однозначен: «Глупость этого стиля привела к тому, что родилась фигура речи, названная «по-томсвифтовски», когда употребление наречий превращает прозу в анекдот». Кстати, и знаменитый Стивен Кинг, получивший прозвище «Король ужасов» и продавший более 350 миллионов экземпляров своих произведений, в книге «Как писать книги» также предостерегает: «Наречие вам не друг». Он уверен, что во фразе «Он резко закрыл дверь» совершенно не нужно слово «резко». Можно, например, сказать: «Он захлопнул дверь». Всё зависит от контекста. А слово «резко» – избыточное.
АВТОРИТЕТНЫЙ СОВЕТ «Я считаю, что дорога в ад вымощена наречиями ‹…› Если сказать по-другому, то они вроде одуванчиков. Один на газоне выглядит и симпатично, и оригинально. Но если его не выполоть, на следующий день их будет пять… потом пятьдесят… а потом, братие и сестры, газон будет полностью, окончательно и бесповоротно ими покрыт. Тогда вы поймёте, что это сорняки, но будет – АХ! – поздно». Стивен Кинг
Самое длинное наречие в словаре русского языка – «неудовлетворительно» (19 букв). Впрочем, следует учесть, что от подавляющего большинства качественных прилагательных, оканчивающихся на ЫЙ/ИЙ, образуются наречия на О/Е, далеко не всегда фиксируемые словарём. Так что если есть такое длиннющее прилагательное, как «частнопредпринимательский» (25 букв), то вполне может быть и наречие «частнопредпринимательски» (24 буквы). Точно так же может быть и наречие «человеконенавистнически» (23 буквы).
Местоимение
Слова, не несущие смысловой нагрузки, принято называть сорняками. Или паразитами. Но сами по себе слова не являются сорняками (в языке, между прочим, ненужных слов вообще нет), но они могут становиться ими в речи отдельных людей. Каких? Ну, например, недостаточно владеющих языком. В роли слов-сорняков часто выступают и местоимения. Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их. К местоимениям можно задать вопросы имён существительных (КТО? ЧТО?), имён прилагательных (КАКОЙ? ЧЕЙ?), числительных (СКОЛЬКО?) и наречий (КАК? КОГДА? ГДЕ?). А чем местоимение отличается от существительного? Во-первых, предметностью. Существительное называет предмет, и сразу становится понятно, о чём идёт речь. Местоимение же не обозначает предмет, оно на него только указывает. Например, к местоимениям относятся: тот, этот, я, ты, он, она, вы, мы. Местоимение, как уже говорилось, может отвечать на вопросы разных частей речи – в зависимости от того, какую часть речи оно заменяет в предложении. А теперь вернемся к местоимениям-сорнякам. По сути, это уточнения, которые лишь раздражают читательский глаз. Лишние местоимения вредны не только сами по себе, но и тем, что тянут шлейф подробностей – утомительных, ненужных, а порой и вовсе нелепых. Вот несколько классических ляпов, взятых из современных книг: • «Ян провел своей рукой по его щеке и заглянул ему в глаза». (А разве этот Ян мог бы провести по чьей-то щеке чужой рукой?); • «Ощущая всей своей кожей энергию, исходящую от стен, я испытывал смешанное чувство вины и страха». (А разве можно что-то ощутить не своей кожей, а чужой?) и т. д. Правило тут может быть только одно: каждый должен сам проверять свой текст и нещадно бороться с местоимениями-паразитами. И не только с местоимениями – просто в этом разделе мы говорим о них. Ну, а местоимения бывают разные, и их нужно уметь различать. • Личные местоимения: я, ты, мы, вы, он (она, оно, они). Они указывают на лица, которые участвуют в речи (это местоимения-существительные). • Притяжательные местоимения: мой, твой, наш, ваш, свой. Они указывают на признак предмета по его принадлежности (это местоимения-прилагательные). • Вопросительные местоимения: кто? что? какой? чей? который? сколько? где? когда? куда? откуда? зачем? и др.
Лорда Винтера на этот раз не было, и весь вечер гостя занимала одна миледи. По-видимому, она очень интересовалась молодым человеком – спросила, откуда он родом, кто его друзья и не было ли у него намерения поступить на службу к кардиналу. (Александр Дюма. «Три мушкетёра»)
• Относительные местоимения: кто, что, какой, чей, который, сколько, где, когда, куда, откуда, зачем и др. Они совпадают с вопросительными, но употребляются не в роли вопросительных слов, а в роли союзных слов в придаточных предложениях.
Он знал, что цена такому коню самое большее двадцать ливров. (Александр Дюма. «Три мушкетёра»)
• Неопределённые местоимения: некто, нечто, некий, какой-то, чей-нибудь, некоторый, несколько, сколько-либо, где-то, кто-то, когда-либо, кое-куда, откуда-то, зачем-то и др. Они указывают на неопределённые, неизвестные предметы, признаки, количество.
Вечером, на другой день после ареста несчастного Бонасье, после ухода Атоса, который отправился к господину де Тревилю, едва часы пробили девять, и Планше, еще не постеливший на ночь постель, собирался приняться за это дело, кто-то постучался с улицы во входную дверь. Дверь сразу же отворилась, затем захлопнулась: кто-то попал в мышеловку. (Александр Дюма. «Три мушкетёра»)
• Отрицательные местоимения: никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, негде, никогда, ниоткуда, незачем и др. Они указывают на отсутствие предметов, признаков, количества. • Указательные местоимения: тот, этот, сей, оный, такой, столько, там, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и др. Они являются средством указания на определённые предметы, признаки, количество (с различением одного от другого). • Определительные местоимения: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой, всюду, везде, всегда и др. Они служат средством уточнения того предмета, признака, о котором идёт речь. А есть еще возвратное местоимение «себя». Оно обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо (это тоже местоимение-существительное).
Повторение пройденного
Самостоятельные части речи – это имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие и местоимение. А вот служебные части речи – это предлог, союз и частица. Служебные части речи не имеют собственного значения, так как не называют ни предметов, ни признаков, ни действий. К ним нельзя поставить вопрос. Их основная роль – быть помощниками самостоятельных частей речи, служить им.
Предлог
Предлоги служат для связи существительного, местоимения или числительного с другими словами. Примеры предлогов: в, на, за, под, около, перед, из-за, из-под и др. И не надо искать предлог, чтобы использовать предлог! В речи мы часто пользуемся предлогами, без них не обойтись. Нужно просто научиться правильно их употреблять. Вот написал слово «просто» и задумался. Нет, это совсем не просто. Точнее, не так просто, как может показаться. Иногда бывает весьма затруднительно отличить предлог от приставки. Бывает непросто понять – писать слово слитно или раздельно? Например:
«Меня твой вопрос поставил в тупик».
Тут рекомендуется задать падежный вопрос ВО ЧТО? В тупик. Или вставить определение между предлогом и словом: в серьёзный тупик, в безнадёжный тупик, в тот ещё тупик. То есть правило тут такое: между существительным и предлогом всегда можно вставить прилагательное или местоимение. Например:
Я поднял голову кверху.
Поднял КУДА? Слово «кверху» тут – наречие. Пишем его слитно. Еще примеры: «канаты подрезали, и шар поднялся кверху»; «дымок нежным столбиком восходил кверху» и т. д.
К верху палатки прикрепили флаг.
К верху КАКОМУ? Палатки. К самому верху палатки. Слово «верх» тут существительное, и с предлогом его надо писать раздельно. Еще примеры: «прикрепил шест к верху крыши»; «достал кинжал и с его помощью вскарабкался выше, к верху стены»; «вся эта плывущая махина подбиралась к верху плотины». Но это были относительно простые случаи. А есть и сложные. И даже очень сложные. У Дюма в моих любимых «Трех мушкетёрах», например, написано:
Д’Артаньян был бы наверху блаженства, если бы не миледи, которая, как чёрная туча на горизонте, маячила перед его мысленным взором.
С другой стороны, в одном из рассказов А.П. Чехова читаем:
Нужно быть бесчувственным балбесом, чтобы устоять против её улыбки, против неги, которою так и дышит её миниатюрный, словно выточенный бюстик. Ах, какою надо быть деревянной скотиной, чтобы не чувствовать себя на верху блаженства, когда она говорит, смеётся, показывает свои ослепительно белые зубки!
В одном случае написано «наверху блаженства», в другом – «на верху блаженства». Что за дела? Не задумываясь, я бы сам написал слитно… Но вот если подумать… Быть наверху блаженства – это чувствовать себя наверху благополучия. Быть глубоко удовлетворённым, безгранично счастливым, пребывать в нирване. И никакого «верха» или «низа» у блаженства быть не может. С другой стороны, Василий Аксенов в книге «Круглые сутки нон-стоп» пишет:
Он был наверху блаженства, на самом верху, он качался на остренькой спице блаженства и чувствовал, что его «типичное американское приключение» близится к счастливому концу.
То есть что же это получается: он был на самом верху блаженства? Можно вставить слово? Значит, верх у блаженства всё-таки имеется? Значит, он был на верху блаженства и вниз его совсем не тянуло? Это очень сложный вопрос, и даже у признанных специалистов-лингвистов по этому поводу имеются большие расхождения. И что тогда говорить про писателей? И что – про простых людей? В таких случаях совет может быть только один:
АВТОРИТЕТНЫЙ СОВЕТ «И что, надо каждый раз, всякий раз писать полными предложениями? Гоните такую мысль. Если даже ваша работа состоит из фрагментов и отрывочных фраз». Стивен Кинг
Не обязательно писать полными предложениями. Не устану повторять: любые сложные «моменты» в письме нужно просто обходить, заменяя их чем-то более понятным и однозначным. Например, можно написать так: «Д’Артаньяну было бы очень хорошо, если бы не миледи, которая, как чёрная туча на горизонте, маячила перед его мысленным взором». Или: «У д’Артаньяна было бы все прекрасно, если бы не миледи, которая, как чёрная туча на горизонте, маячила перед его мысленным взором».
КСТАТИ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.83.211 (0.011 с.) |