Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Частицы не изменяются и не являются членами предложения.

Поиск

 

Частицы «бы», «же» и «ли» пишутся отдельно: купил бы, всё же, едва ли и т. д.

Также отдельно пишутся частицы «ведь», «вот», «будто» и т. п.

 

Вам ведь известно, что я не терплю поучений и готов выслушивать их только от Атоса.

(Александр Дюма. «Три мушкетёра»)

 

 

Но де Тревиль ничего не знал, кроме того, что в тот день, когда он в последний раз видел кардинала, короля и королеву, кардинал казался озабоченным, король как будто был чем-то обеспокоен, а покрасневшие глаза королевы говорили о том, что она либо не спала ночь, либо плакала.

(Александр Дюма. «Три мушкетёра»)

 

Гораздо сложнее всё обстоит с таким словом, как «мол». Кто-то считает его вводным словом, указывающим на то, что говорящий передает чужие слова, чужое мнение или приводит свои слова, сказанные в другой ситуации. Тогда «мол» выделяется знаками препинания, обычно запятыми.

 

Работа, сами понимаете, нехитрая, с утра до вечера сижу на посту в вестибюле, выдаю ключи от кабинетов, по телефону на звонки отвечаю – мол, институт слушает, и вообще слежу за порядком.

(Григорий Горин. «Протекция»)

 

 

Старик, мол, в горячке был, а нынче, мол, в память пришел.

(Аркадий Аверченко. «Чёрным по белому»)

 

Однако в некоторых словарях принадлежность слова «мол» определяется как частица и приводятся примеры необособленного употребления данного слова. Например: «Уверяет: я мол не виноват».

Примерно то же самое можно сказать и про слово «дескать».

А вот частицы «то», «либо», «нибудь», «кое» в составе неопределенных местоимений и наречий пишутся через дефис.

 

Этот алмаз, который д’Артаньян, повинуясь своим честолюбивым замыслам, хотел сохранить, чтобы когда-нибудь в случае надобности он послужил ему отличительным признаком в глазах королевы, – этот драгоценный камень, поскольку он не мог расстаться с ним, имел пока что не большую ценность, чем те камешки, которые он топтал ногами.

(Александр Дюма. «Три мушкетёра»)

 

Частицы «ка» и «де» тоже пишутся через дефис.

 

– Обернитесь, обернитесь-ка, сударь, чтобы мне не пришлось ударить вас сзади!

(Александр Дюма. «Три мушкетёра»)

 

 

На что Пугачёв сказал: «Врёшь-де, дурак». На то Зарубин говорил: «Я-де в том Караваеву дал клятву, чтоб никому о том не сказывал».

(Емельян Пугачёв на следствии. Сборник документов и материалов)

 

При этом частица «кое», отделенная от местоимения предлогом, пишется отдельно.

 

Кое у кого в руках были здоровые палки, выдернутые из плетня.

(Алексей Толстой. «Хлеб: Оборона Царицына»)

 

 

Я кое-что предпринял, связался кое с кем и в результате узнал вещи, достаточно интересные.

(Екатерина Вильмонт. «Маскировка для злодейки»)

 

Частица «таки» пишется через дефис только после наречий (прямо-таки), глаголов (пришёл-таки) и других частиц (неужели-таки), а в остальных случаях пишется отдельно.

 

Его слова произвели прямо-таки магическое действие: крепыш, полное впечатление, пытался стать ниже ростом.

(Александр Бушков. «Волк прыгнул»)

 

 

Он таки успел подняться на ноги, мимоходом поднял чужой щит с земли.

(Александр Логинов. «Боярин»)

 

 

Междометие

 

Есть ещё одна особая часть речи, служащая для выражения различных чувств или волевых побуждений: «ай», «ах», «ой», «увы», «боже мой» и т. д.

Это междометие. То есть восклицание, способное выражать удивление, негодование, восхищение, радость, печаль, раздражение, испуг и т. п.

Междометия выражают разные порывы или движения духа односложным или двухсложным звуком, чем придают речи дополнительную живость.

Междометия выражают полноту чувств, но их следует отличать от частиц «ну», «ишь ты» и т. п. Эти частицы не выделяются запятыми. Междометия же всегда выделяются интонационно, произносясь как отдельное слово.

В силу того что междометия находятся вне предложения, при его сопровождении они выделяются либо запятыми, либо восклицательным знаком.

Сравните:

«Ах, вон ты как заговорил!» (междометие)

«Ах ты обжора! Ах злодей!» (частица)

Повторим еще раз. Междометия выражают чувства или побуждения, но не называют их. Междометия не могут поясняться другими словами, не отвечают на вопросы и не являются членами предложения. В отличие от них, частицы – это служебные слова, которые придают различные дополнительные оттенки словам и предложениям.

 

КСТАТИ

Самое длинное междометие в русском языке – физкульт-привет (15 или 14 букв в зависимости от статуса дефиса).

 

 

Предложение

 

В одной очень умной книге сказано, что предложение – это «единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью».

Ничего не понятно…

В другой (не менее умной) книге утверждается, что предложение – это «наименьшая единица общения».

Что за единица общения? Вообще – ерунда какая-то…

А вот ещё одно определение: «Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли».

Так единица речи или единица общения? Но общаться же можно и без слов. Недаром же утверждается, что мимика и жесты порой значат гораздо больше, чем сказанное словами.

А что, нельзя написать просто, что предложение – это слово или ряд (цепочка) слов, связанных по смыслу и служащих общению?

 

АВТОРИТЕТНЫЙ СОВЕТ

«Возьмите любое существительное, сложите с любым глаголом, и вот вам предложение».

Стивен Кинг

 

При помощи предложения выражается законченная мысль. И каждое предложение непременно содержит в себе какую-нибудь мысль. Таким образом, где нет мысли или смысла, там нет и предложения.

А наукой, изучающей предложение, как мы уже знаем, является синтаксис.

 

АВТОРИТЕТНЫЙ СОВЕТ

«Существительные и глаголы – необходимые составляющие письма. Без любой из них ни одна группа слов не может быть предложением, поскольку предложение по определению является группой слов, содержащей подлежащее (существительное) и сказуемое (глагол); таковые последовательности слов начинаются с прописной буквы и кончаются точкой и в совокупности выражают законченную мысль, рождающуюся в голове пишущего и переносящуюся в голову читателя».

Стивен Кинг

 

 

Словосочетание

 

Словосочетание – это два и более самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Словосочетание более точно, чем одно слово, называет предмет, признак, явление или действие.

При этом в большинстве словосочетаний имеются два слова, из которых одно главное, а другое зависимое.

Примеры словосочетаний: «хорошая погода», «длинная дорога», «разбросанные вещи», «бегает быстро»…

Для сравнения: «погода быстро» – это не словосочетание, ибо тут нет никакой ни смысловой, ни грамматической связи.

Словосочетание (в отличие от предложения) не имеет законченной мысли. И предложение никогда не может быть словосочетанием.

А вот словосочетание может стать простым предложением, если его произнести с определенной интонацией. Например: «Хорошая погода».

 

Текст

 

Но вернёмся к предложению. По сути, это суждение (мысль), выраженное словами.

 

АВТОРИТЕТНЫЙ СОВЕТ

«Слова имеют вес – спросите любого работника книжного склада или большой библиотеки».

Стивен Кинг

 

А что такое текст?

Текст – это группа предложений, объединённых в целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны между собой с помощью лексических и грамматических средств.

Мысль в тексте развивается: каждое следующее предложение несёт с собой новые сведения.

А что такое тема текста?

Тема – это то, о чём говорится в тексте. Тема текста часто отражается в его заголовке.

Текст, предложение и словосочетание – это основные единицы синтаксиса. Причём словосочетание – это самая маленькая единица, а текст – самая большая.

А вот слово (повторимся) изучается морфологией.

 

Абзац

 

Абзац – это отрезок письменной речи между двумя красными строками.

Абзац является единицей членения текста. То, что меньше абзаца, это фраза, что больше – глава. Абзац служит для группировки однородных единиц изложения, исчерпывая какой-нибудь его момент (тематический, сюжетный и т. д.). Выделение какой-нибудь фразы в особый абзац усиливает падающий на неё смысловой акцент.

 

АВТОРИТЕТНЫЙ СОВЕТ

«В лёгких книгах абзацы короткие, в том числе абзацы диалогов, которые могут вообще состоять из двух слов, а пустого места много. Они воздушны, как конические стаканчики с мороженым. Трудные книги, полные мыслей, повествования или описаний, выглядят солиднее. Упакованнее, если можно так выразиться. Вид абзацев почти так же важен, как их содержание; они – карта предназначений книги».

Стивен Кинг

 

Итак, абзац – это фрагмент текста, выделенный графически, то есть отступом.

Деление на абзацы выявляет структуру текста: абзац составляет шаг в его конструировании, порцию смысла, и чтение «по абзацам» помогает воспринимать текст.

А ещё абзацем называют и сам отступ в тексте. Другими словами – это красная строка, отступ на начальной строке, указывающий на смысловую самостоятельность следующего за этим текстового фрагмента.

 

АВТОРИТЕТНЫЙ СОВЕТ

«Я готов отстаивать точку зрения, что именно абзац, а не предложение есть основная единица письма – место, где начинается сцепление, где слово получает шанс стать больше, чем словом. Если наступает момент оживления, он наступает на уровне абзаца. Это инструмент поразительный и гибкий – он может состоять из одного слова или тянуться на страницы (у Дона Робертсона один абзац в историческом романе «Парадиз-Фоллз» тянется на шестнадцать страниц, а у Росса Локриджа в «Округе Рейнтри» есть абзацы ненамного короче). Если собираетесь хорошо писать, вам надо научиться хорошо им пользоваться. А это означает многие часы практики; надо научиться слышать ритм».

Стивен Кинг

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.27 (0.007 с.)