Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности диагностических заключений, выносившихся при ксппэ по семейным спорамСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Выявление у ребенка при КСППЭ психических расстройств и отклонений возрастного психического развития имеет большое экспертное значение. С одной стороны, установление причинно‑следственной связи между проживанием (общением) ребенка с одним из родителей (особенностями его отношения к ребенку, поведением, стилем воспитания, созданными им условиями развития ребенка) и возникновением у несовершеннолетнего психического расстройства имеет юридические последствия. В связи с этим выявление у ребенка психического расстройства требует максимально развернутого анализа патогенетического значения различных этиологических и этио‑патогенетических факторов в развитии заболевания. С другой стороны, имеющееся у ребенка психическое расстройство может определять наличие особых потребностей, связанных с его психическим состоянием и требует оценки судом способности каждого из родителей обеспечить эти потребности. Таким образом, установление у ребенка при КСППЭ диагноза психического расстройства имеет многофакторное юридическое значение. На момент экспертизы 64 ребенка (78 %) не страдали каким‑либо психическим расстройством. В отношении детей, у которых в анамнезе в связи с конфликтной ситуацией в семье, началом раздельного проживания родителей, высоким уровнем конфликта между родителями в период раздельного проживания отмечались какие‑либо психические нарушения, в диагностическом заключении давались соответствующие разъяснения (8 человек, 9,76 %).
Например, в отношении подэкспертного Г., 3 лет, диагностическое заключение было сформулировано следующим образом: «Г. психическим расстройством не страдает. В ситуации выраженного конфликта между родителями, зимой – весной 2009 г., у него отмечались невротические реакции, проявляющиеся нарушениями сна, патологическими привычными действиями (сосание пальцев), которые купировались самостоятельно».
В ряде случаев, для того чтобы подчеркнуть преходящий характер психических нарушений, отмечавшихся у ребенка в связи с конфликтной ситуацией в семье и разводом родителей, в заключении указывалось, что в настоящее время у ребенка отсутствуют противопоказания для общения с отдельно проживающим родителем.
При выявлении у ребенка на момент проведения экспертизы психического расстройства устанавливалось наличие или отсутствие этиологической или патогенетической связи между конфликтными взаимоотношениями в семье, разводом родителей, проживанием ребенка с одним из родителей, общением с родителем, проживающим отдельно. Причинно‑следственная связь между возникновением у ребенка психического расстройства и характером семейных взаимоотношений была выявлена в пяти случаях (6,1 %). В одном случае связь была установлена с возникновением у ребенка несоциализированного расстройства поведения, в двух случаях – с развитием эмоционального расстройства детского возраста, в одном случае – с развитием расстройства адаптации; в одном случае на фоне конфликтных отношений в семье у ребенка отмечался вторичный энурез неорганической природы.
Так, в отношении подэкспертного М. было дано заключение, что у него обнаруживаются признаки эмоционального расстройства, начавшегося в детском возрасте (F 98), о чем свидетельствуют данные о возникновении у него в условиях психотравмирующей ситуации, обусловленной изменением жизненного стереотипа (расторжение брака родителей, вступление матери в гражданский брак, смена места жительства, детского дошкольного учреждения), сниженного фона настроения, эмоциональной лабильности, повышенной тревожности; о формировании у него личностных особенностей в виде впечатлительности, ранимости, капризности с последующим присоединением неврозоподобных расстройств в виде психогенного энуреза, стереотипных двигательных расстройств (привычное потирание и щелканье пальцами, накручивание волос), ночных и дневных страхов, нарушений сна в виде ночных пробуждений и кошмарных сновидений.
* * *
В отношении подэкспертной 3. было дано заключение, что у нее имеется эмоциональное расстройство детского возраста, неуточненное (F 93.9). Указывалось, что в материалах гражданского дела и в медицинской документации отсутствуют достаточные указания на наличие причинно‑следственной связи между возникновением указанного психического расстройства и сложившейся конфликтной ситуацией между родителями испытуемой, в том числе общением с отдельно проживающим родителем.
В двух случаях (2,44 %) давалось заключение о том, что возникновение у ребенка заболевания находится в причинно‑следственной связи не только с конфликтной ситуацией в семье, но и с патологизирующим стилем воспитания родителя, с которым проживает ребенок, что, с нашей точки зрения, может определять судебное решение.
В отношении подэкспертного Т., 6 лет, было дано заключение, что у него на фоне резидуального органического поражения ЦНС в 2,5 года выявлялись особенности поведения в виде повышенной возбудимости, агрессивности, капризности; с 3,5 года в детском коллективе отмечались его повышенная застенчивость, выраженные трудности в общении со сверстниками и посторонними людьми. За время посещения детского сада, в условиях систематического общения со сверстниками, регулярных развивающих занятий в коллективе детей, ежедневного общения с обоими родителями и сестрой в его состоянии отмечалась положительная динамика (стал общительнее, не отмечались нарушения поведения: капризность, агрессивность). После резкого изменения семейной ситуации (прекращение посещения детского сада, выход матери на работу и появление няни, конфликт между родителями, уход отца из семьи в январе 2009 г.), как следует из показаний отца подэкспертного и свидетелей, отмечались эмоциональная напряженность и повышение агрессивности мальчика. С сентября 2009 г. по настоящее время ребенок проживает с отцом в ситуации ограничения контактов со сверстниками (непродолжительного и только в ситуации организованных групповых развивающих занятий); крайне ограниченных контактов с матерью и сестрой, что усугубило имевшиеся у него особенности в виде замкнутости, тревожности, нарушений коммуникативности, привело к нарушению эмоциональных связей с матерью и сестрой. При настоящем обследовании у подэкспертного выявляется социальное тревожное расстройство детского возраста (F 93.2), сформировавшееся в психосоциальной ситуации воспитания в аномальной семье (Z 80.1) (воспитание одним родителем, отсутствие устойчивых взаимоотношений с другим родителем), проявляющееся повышенной тревожностью, выраженными опасениями перед социальными ситуациями (неструктурированное учебными занятиями общение со сверстниками, посещение детского сада, школы), стремлением к избеганию подобных ситуаций, недостаточной социальной компетентностью мальчика; невротической симптоматикой (нарушения сна, ночные кошмары, неспособность спать без света, недифференцированные страхи); нарушениями поведения в социальных ситуациях (возбудимость, необоснованные реакции раздражения, повышенная агрессивность).
Патогенетическое влияние конфликтной ситуации в семье устанавливалось в 6 случаях (7,32 %). Конфликтные отношения в семье утяжеляли течение расстройств поведения, эмоциональных расстройств, транзиторного тикозного расстройства, неорганического энуреза, расстройств адаптации.
В отношении подэкспертного Ш. было дано заключение, что он с трехлетнего возраста страдает заиканием, обусловленным в большей степени органическими факторами (патологией беременности, родов) (F 98.5). Конфликтные отношения между родителями в период совместного проживания, смена привычной жизненной ситуации (места жительства, семейного окружения, детского сада), сохраняющиеся конфликтные отношения между родителями, недостаточное общение с одним из родителей (матерью) являются дополнительными факторами, утяжеляющими течение основного психического расстройства.
* * *
В отношении подэкспертного К. было дано заключение, что он психическим расстройством не страдает, у него имеется энурез неорганической природы (F 98.0). Возникновение заболевания у К. не находится в прямой причинно‑следственной связи с конфликтной ситуацией в семье, однако затяжной семейный конфликт может способствовать поддержанию энуреза.
При специфических расстройствах психического развития (6 человек, 7,32 %), которые были обусловлены во всех случаях органическими факторами, психотравмирующая семейная ситуация оказывала существенное влияние на развитие психических функций у двоих детей, что было отражено в диагностическом заключении. В трех случаях имевшееся у ребенка психическое расстройство определяло прогностический характер экспертного заключения.
Так, в отношении подэкспертного К. было дано заключение, что он психическим расстройством не страдает, у него выявляется транзиторное тикозное расстройство (F 95.0), о чем свидетельствовали данные анамнеза о том, что у него на фоне ранней резидуально‑органической симптоматики примерно с четырехлетнего возраста отмечались кратковременные эпизоды простых моторных и вокальных тиков, проявлявшихся морганием и покашливанием. Указывалось, что при настоящем исследовании не было выявлено причинно‑следственной связи между общением К. с отцом и отмечающимся у него транзиторным тикозным расстройством, однако в материалах дела содержатся сведения о возобновлении указанного расстройства при изменении привычного жизненного стереотипа (смена образовательной группы и воспитателей).
* * *
В отношении подэкспертного Ф. было дано заключение, что он страдает социальным тревожным расстройством детского возраста (F 93.2) на фоне расстройства психического развития (F 89). В настоящее время общение с отцом, отношение к которому у ребенка негативное, может привести к ухудшению психического состояния мальчика в виде учащения и усиления тревожно‑невротических реакций (эмоциональной неустойчивости, страха остаться одному без матери, плаксивости, нарушений сна, усиления тревоги при изменении привычной ситуации, двигательного беспокойства).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.78.146 (0.01 с.) |