Типовые ситуации в спорах об определении порядка общения ребенка с родителем, проживающим отдельно 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типовые ситуации в спорах об определении порядка общения ребенка с родителем, проживающим отдельно



 

Первая типовая ситуация (8,99 %) имела место в случаях, когда ответчик считал, что проживающий отдельно родитель страдает психическим расстройством и общение с ним представляет для ребенка опасность.

Вторая типовая ситуация (6,7 %) была связана с тем, что ответчик считал, что вследствие общения с истцом у ребенка ухудшается психическое состояние, что негативно сказывается на его психическом здоровье.

Третья типовая ситуация (3,4 %) возникала тогда, когда, по мнению ответчика, общение с отдельно проживающим родителем будет негативно сказываться на психологическом состоянии ребенка вследствие выраженных индивидуально‑психологических особенностей отдельно проживающего родителя.

Четвертая типовая ситуация (6,4 %) охватывала случаи, когда истец в период совместного или раздельного проживания совершал действия, которые непосредственно привели к ухудшению психического состояния ребенка, вследствие чего ребенок стал испытывать страх перед отдельно проживающим родителем. Ответчик считал, что общение ребенка с родителем, проживающим отдельно, негативно скажется на его психическом состоянии.

Пятая типовая ситуация (5,6 %) имела место в случаях, когда ответчик считал, что предложенный истцом порядок общения будет негативно сказываться на состоянии ребенка вследствие возрастных, индивидуально‑психологических особенностей ребенка или вследствие наличия у ребенка соматического заболевания. Так, мать двоих несовершеннолетних Я. (4 г. 3 мес. и 1 г. 3 мес.) возражала против искового заявления отца, просившего определить следующий порядок общения с детьми: в будние дни три дня в неделю с 17 до 21 часа по месту жительства детей в отсутствие посторонних лиц; первые и третьи выходные каждого месяца с 9 до 21 часа по месту жительства отца в отсутствие посторонних лиц; в дни рождения детей – по месту жительства детей; ежегодно отпуск с детьми со 2 по 12 января и с 10 по 30 июля в отсутствие посторонних лиц – в месте по выбору отца. Считала, что в связи с малолетним возрастом и индивидуально‑психологическими особенностями детей (тревожность, привязанность к матери) дети могут общаться с отцом только в ее присутствии без вреда для их психического здоровья.

Шестая типовая ситуация (5,6 %) возникала в случаях, когда ответчица (мать) ограничивала общение ребенка с отдельно проживающим родителем, считая, что ребенок к отцу не привязан или не знает о его существовании, считает своим отцом нынешнего супруга ответчицы, вследствие чего общение с биологическим родителем нарушит стабильность его жизни и причинит вред его психическому здоровью.

Седьмая типовая ситуация (4,5 %) связана со случаями, когда ответчик возражал против исковых требований отдельно проживающего родителя, ссылаясь на высказываемое ребенком нежелание общаться с данным родителем.

В ряде случаев дополнительно предъявлялись исковые требования о лишении (16,6 %) или ограничении (13,3 %) родительских прав одного из родителей.

Таким образом, развод при судебном споре о порядке воспитания, определении места жительства ребенка при раздельном проживании родителей имеет целый ряд социально‑психологических особенностей, которые отличают его от разводов в общей практике, когда родители, исходя из интересов ребенка, приходят к взаимному соглашению и не препятствуют участию другого родителя в воспитании. Данные разводы сопровождаются высоким уровнем эмоциональной напряженности, вербальной и невербальной агрессии, повышенным уровнем домашней жестокости, вовлечением детей в конфликтные отношения супругов, которые в большинстве случаев с началом раздельного проживания родителей только усиливаются. Неспособность родителей достичь соглашения о месте жительства детей и порядке их общения с родителем, проживающим отдельно, связана с их личностными особенностями и особенностями взаимоотношений в постразводный период (неспособность сфокусироваться на нуждах детей и отстраниться от своих проблем, а также неспособность защитить ребенка от собственного эмоционального недовольства и от участия в родительских конфликтах). В этой борьбе дети оказываются в психологически сложной ситуации, что повышает у них риск нарушений психического здоровья и личностного развития. Обращение родителей в суд для разрешения спора о порядке воспитания ребенка во многих случаях происходит в первые 1–2 года после начала раздельного проживания, когда более оптимальные способы разрешения конфликта могут быть не исчерпаны, что связано с недостаточным развитием в нашей стране служб психологической помощи семье в кризисной ситуации.

 

 

Глава 3

Клинико‑психопатологический анализ психического состояния детей – объектов судебных споров о воспитании

 

Расторжение брака во всех случаях затрагивает интересы ребенка и отражается на его психическом и психологическом состоянии. В соответствии с МКБ‑10 воспитание ребенка в ситуации конфликтных и враждебных отношений между родителями является «аномальным и создает риск развития у ребенка различного рода психических нарушений». Дети, перенесшие развод родителей, значительно чаще обнаруживают симптомы пограничных психических расстройств (Захаров, 1988; Исаев, 1996; Шевченко, 2011), имеют значительно больше проблем адаптации (Camara, Resnick, 1989; Emery, 1988; Amato, Keith, 1991). Оценка психического состояния ребенка в ситуации развода родителей приобретает особую актуальность при судебном разрешении споров о воспитании, к которым в настоящее время часто привлекаются специалисты – психологи и/или психиатры. Установление имеющегося вреда психическому и психологическому здоровью ребенка вследствие его воспитания одним из родителей или общения с ним имеет юридическое значение и может повлечь за собой передачу ребенка на воспитание другому родителю или изменение порядка общения. Столь серьезные последствия требуют от специалиста особой ответственности и обоснованного заключения о риске вреда психическому здоровью, предполагающего учет имеющихся научных исследований.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.005 с.)