Правовые основы ксппэ по искам о воспитании ребенка при раздельном проживании родителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые основы ксппэ по искам о воспитании ребенка при раздельном проживании родителей



 

Разрешение судебных споров, возникающих вследствие нарушения брачно‑семейных отношений в России, регулируется СК РФ и постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 27 мая 1998 г. «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей».

В семейном законодательстве и судебной практике выделены конкретные виды споров, связанные с воспитанием детей.

Это споры о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (ч. 3 ст. 65 СК РФ), об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (ч. 2 ст. 66 СК РФ), об устранении препятствий к общению с ребенком (ч. 3 ст. 67 СК РФ), о возврате ребенка (ч. 1 ст. 68, ч. 2 ст. 150, ч. 3 ст. 153 СК РФ), о лишении родительских прав (ч. 1 ст. 7 СК РФ), о восстановлении родительских прав (ч. 2 ст. 72 СК РФ), об ограничении родительских прав (ч. 1 ст. 73 СК РФ), об отмене ограничения родительских прав (ч. 1 ст. 76 СК РФ), об установлении усыновления (ч. 1 ст. 125 СК РФ), об отмене усыновления (ч. 1 ст. 14 СК РФ).

Расторжение брака «при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей» производится в судебном порядке (ст. 21 СК РФ). При отсутствии соглашения о детях, а также в случае, если это соглашение нарушает интересы детей или одного из супругов, «суд обязан определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода» (ст. 24 СК РФ). Согласно действующему семейному законодательству, родители имеют равные права и равные обязанности в отношении своих детей. Место жительства ребенка при раздельном проживании родителей и отсутствии соглашения между ними определяется судом «исходя из интересов ребенка и с учетом мнения детей» (ст. 65 СК РФ). Родитель, проживающий отдельно, имеет право на «общение с ребенком, участие в его воспитании и решение вопросов получения ребенком образования» (ст. 66 СК РФ). Таким образом, законодатель устанавливает, с одной стороны, приоритетность и необходимость наилучшего осуществления законных прав и интересов ребенка, а с другой – должен учитывать интересы матери и отца. В связи с этими правовыми условиями, при рассмотрении спора между разводящимися супругами о месте жительства ребенка (детей) суд берет под свою защиту совпадающие интересы и ребенка, и одной из сторон спора (матери или отца).

В ч. 3 ст. 65 СК РФ разъясняется, что при разрешении спора о порядке осуществления родительских прав суд должен учитывать привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое). Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», при рассмотрении таких дел суд учитывает реальную возможность родителя обеспечить надлежащее воспитание ребенка, характер сложившихся взаимоотношений родителя с ребенком, привязанность ребенка к лицам, у которых он находится, и другие конкретные обстоятельства, влияющие на создание нормальных условий жизни и воспитания ребенка родителем, а также лицами, у которых фактически проживает и воспитывается несовершеннолетний. В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления» указано, что под интересами ребенка следует понимать обеспечение условий, необходимых для его полноценного физического, психического и духовного развития.

В СК РФ отдельно выделены нормы, устанавливающие порядок реализации родителями прав и обязанностей:

а) «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей» (ст. 65);

б) «родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию» (ст. 66 СК РФ).

Очевидно, здесь речь идет не только об интересах ребенка, но и о риске вреда психическому здоровью.

Одним из важнейших факторов, учитываемых судом при определении места жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании родителей, является привязанность ребенка к каждому из родителей. «Желание ребенка жить с отцом или матерью имеет большое значение, так как любовь и уважение ребенка к родителю являются одним из решающих факторов, способствующих лучшему воспитанию детей» (Ильина, 2004, с. 72).

Статья 12 Конвенции о правах ребенка закрепляет норму международного права, согласно которой государства‑участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. Положение о необходимости учета мнения ребенка в семейных спорах закреплено в ст. 57 СК РФ, согласно которой ребенок имеет право «выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного заседания». При этом «учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит интересам ребенка». Данное обстоятельство диктует необходимость при судебном разрешении спора между родителями учитывать мнение ребенка о месте его проживания, принимая во внимание особенности и уровень возрастного психического развития ребенка, а также влияние на его психическое состояние сложившейся конфликтной ситуации. В то же время, учитывая привязанность ребенка и его желание воспитываться у одного из спорящих родителей, суд не может придавать решающего значения его желанию, если выбор ребенка неудачен и не отвечает его интересам. С одной стороны, ребенок, в силу отсутствия жизненного опыта, не всегда и в 10 лет может сам определить свои подлинные интересы и выбрать более достойного воспитателя (Ильина, 2004, с. 72–73). С другой стороны, передача ребенка на воспитание одному из родителей вопреки его желанию может травмировать ребенка и в более раннем возрасте, чем 10 лет.

Как указывает Ю.Ф. Беспалов (2010, с. 107–108), если при разрешении спора, связанного с воспитанием детей, суд придет к выводу о необходимости опроса в судебном заседании несовершеннолетнего в целях выяснения его мнения по рассматриваемому вопросу, предварительно следует выяснить мнение органа опеки и попечительства о том, не окажет ли неблагоприятного воздействия на ребенка его присутствие в суде. При опросе ребенка суду необходимо выяснить, не является ли мнение ребенка следствием воздействия на него одного из родителей или других заинтересованных лиц, осознает ли он свои собственные интересы при выражении собственного мнения и как он его обосновывает.

Анализируя деятельность суда по защите интересов ребенка, Ю.Ф. Беспалов (2010) выделяет следующие принципы семейного права в РФ:

1. Обеспечение приоритетной защиты прав и интересов ребенка (ст. 54, 56, 65, 68, 72, 73, 76, 131 СК РФ), который состоит в том, что суд, разрешая спор о воспитании детей, обязан принять решение в интересах ребенка, оставляя в отдельных случаях без удовлетворения законные требования других лиц (родителей), если эти требования не соответствуют интересам ребенка, независимо от того, что права этих лиц нарушены. Так, с учетом мнения ребенка, суд вправе отказать родителю в требовании к третьему лицу о возврате ему ребенка, если суд придет к выводу, что передача ребенка родителю не отвечает его интересам.

2. Приоритет семейного воспитания ребенка (ст. 54, 63, 68, 123 СК РФ).

3. Определение ребенка как самостоятельного участника правоотношения (ст. 56, 57, 142 СК РФ).

4. Участие обоих родителей в воспитании детей (ст. 63, 65, 66, 68 СК РФ).

5. Профилактическая направленность (ст. 68, 69, 72, 73, 76, 130, 14 СК РФ): нормы, регулирующие вопросы, касающиеся прав и интересов ребенка, направлены на пресечение и предупреждение нарушений интересов ребенка.

 

1.3. Соотношение норм семейного права и клинико‑психологических экспертных категорий при решении вопросов о воспитании ребенка при раздельном проживании родителей

 

Клинико‑психологические экспертные категории производства КСППЭ в гражданском процессе по делам, связанным с воспитанием ребенка при раздельном проживании родителей, определяются существующими нормами семейного права. Однако для обеспечения возможности правоприменения клинические и общепсихологические понятия должны быть трансформированы в понятия судебно‑психологические, экспертные, которые, не теряя своей психологической основы, соотносятся с теорией гражданского права, в частности, с правовым значением этих психологических категорий (Сафуанов, 2003 6,2007).

Недостаточное понимание этого положения приводит к тому, что многие эксперты‑психологи в своих заключениях указывают, с кем из родителей должен проживать ребенок или какой порядок и график встреч отдельно проживающего родителя с ребенком целесообразен. Между тем специальные знания эксперта – это всегда научные знания неправового характера, реализуемые с помощью адекватных (признанных) прикладных методик, используемых для достижения определенных юридических целей (Сахнова, 2000), и эксперт‑психолог не должен решать правовые вопросы, входящие в компетенцию суда (Махов, 1986). Как отмечает Т.В. Аверьянова (2006), судебная практика знает многочисленные случаи отклонения заключения эксперта как доказательства по делу на том основании, что эксперт при обосновании своих выводов вышел за пределы своей компетенции и присвоил несвойственные ему функции судебных органов по оценке имеющихся в деле доказательств.

Для анализа научно‑методологических основ судебных психолого‑психиатрических экспертных исследований при спорах родителей о праве на воспитание и месте проживания детей ключевым является понятие «интересы ребенка», которое носит правовой характер и в то же время включает в себя психологическое содержание. Определение методологических основ КСППЭ при спорах о праве на воспитание детей опирается на принципиальные правовые положения нового семейного статуса ребенка, заложенного в СК РФ: признания ребенка самостоятельным субъектом семейного права; выделения самостоятельного семейно‑правового понятия «интересы ребенка», которое установлено законодательно как приоритетное и составляет ядро правового регулирования семейных споров.

Предметом комплексной психолого‑психиатрической экспертизы в судебных спорах о воспитании детей является выявление имеющего правовое значение вреда психическому здоровью и психическому развитию ребенка вследствие его проживания (общения) с одним из родителей. С другой стороны, при решении споров о воспитании суду необходимо раскрыть и выявить действительные интересы и истца, и ответчика, и ребенка, что заставляет обращаться к внутренним мотивам поведения и особенностям личных отношений родителей друг к другу и к ребенку. Именно в раскрытии этих внутренних аспектов судебной проблемы состоит для суда значение комплексного психолого‑психиатрического исследования.

Соотношение правовых и экспертных понятий иллюстрирует таблица 2 (Сафуанов, 2007).

 

 

1.4. Алгоритм проведения комплексного судебного психолого‑психиатрического экспертного исследования лиц при рассмотрении споров о праве на воспитание детей

 

Основываясь на изложенных теоретических положениях, рассмотрим методологию производства КСППЭ в гражданском процессе по делам, связанным с воспитанием ребенка при раздельном проживании родителей, выделив при этом три взаимосвязанных проблемы:

– Этапы судебно‑экспертного исследования.

– Основные судебные клинико‑психологические экспертные понятия, определяемые на каждом этапе.

– Компетенция судебных экспертов – психологов и психиатров – на каждом этапе.

 

Алгоритм проведения комплексного судебного психолого‑психиатрического экспертного исследования лиц в спорах о воспитании детей ранее был описан в работах Ф.С. Сафуанова (2003 а), Н.К. Вострокнутова, Н.К. Харитоновой, Ф.С. Сафуанова (2004).

Методологический анализ КСППЭ экспертизы по семейным спорам о воспитании или месте проживания ребенка при раздельном проживании родителей позволяет выделить три важных обстоятельства.

Во‑первых, это совместное применение познаний в научной психологии и в психиатрии при четком разделении компетенции экспертов‑психологов и экспертов‑психиатров на разных этапах проведения экспертизы.

Во‑вторых, при проведении данного вида экспертизы важна не только актуальная, но и ретроспективная и прогностическая экспертная диагностика и оценка изучаемых явлений.

В‑третьих, и это главное, обсуждаемая разновидность экспертизы в гражданском процессе является не только диагностической, но и ситуационной. С позиций судебной экспертологии ее отнесение к классу диагностических экспертиз обусловлено установлением юридически значимых признаков отдельных исследуемых объектов, в качестве которых выступают психические особенности участников спорного правоотношения (индивидуально‑психологические особенности, особенности психической деятельности родителей, уровень и особенности психического развития ребенка). В то же время экспертиза является ситуационной, поскольку для нее характерно установление комплекса клинико‑психологических особенностей родителей и ребенка, их поведения, их взаимоотношений, на основе анализа которых и слагается целостная психологическая картина семейной ситуации.

Основываясь на этих обстоятельствах, можно выделить три этапа экспертного исследования, на каждом из которых основное значение имеет установление различных судебных клинико‑психологических экспертных понятий, относящихся к большей компетенции экспертов‑психологов или психиатров.

 

Этап I. Индивидуальная диагностика членов семьи

 

Основными задачами, решаемыми на данном этапе экспертизы, являются:

1. Экспертная диагностика индивидуально‑психологических особенностей каждого из родителей (отца и матери или других фактических воспитателей), возможного психического расстройства каждого из родителей, и, при их выявлении, выделение личностных особенностей, обусловленных характером и течением психического расстройства. Правомерность выделения данной задачи обусловлена требованием ч. 3 ст. 65 СК РФ при судебном разрешении спора между родителями учитывать «нравственные и иные личные качества родителей».

2. Экспертная диагностика индивидуально‑психологических особенностей ребенка, особенности и уровень психического развития ребенка. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 указывается, что к числу обстоятельств, которые необходимо устанавливать при рассмотрении подобных дел, относятся «возраст ребенка <…> и другие обстоятельства, способные оказать влияние на <…> психическое развитие ребенка».

3. Согласно ч. 3 ст. 65 СК РФ, спор между родителями о месте проживания ребенка решается судом «с учетом мнения детей». Право ребенка выражать свое мнение и быть заслушанным в ходе судебного разбирательства отражено в ст. 57 СК РФ, при этом «учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам». Данное обстоятельство диктует необходимость при выяснении мнения ребенка учитывать особенности и уровень психического развития ребенка, а также влияние на его психическое состояние сложившейся конфликтной ситуации. В связи с этим еще одной задачей заключительного этапа экспертного исследования является диагностика способности ребенка к выработке и принятию самостоятельных решений.

Как сложный психологический феномен отношение ребенка к родителям подвержено влиянию множества различных факторов (индивидуально‑личностные особенности ребенка и родителей, характер отношения к ребенку в семье, стиль воспитания, факты жестокости и физического насилия). В тех случаях, когда ребенок оказывается вовлеченным в длительно существующие конфликтные взаимоотношения между супругами, создаются предпосылки для нарушения характера детско‑родительских взаимоотношений и возможного формирования негативного отношения к одному из родителей.

При психодиагностике каждого из родителей в компетенцию психолога входит определение их индивидуально‑психологических особенностей, а в компетенцию психиатра – установление наличия или отсутствия каких‑либо психических расстройств. В случае если у одного родителя (или у обоих) обнаруживается какое‑либо психическое расстройство, совместной компетенцией психолога и психиатра будет являться определение личностных особенностей, которые обусловлены характером выявленной психической патологии, и их влияния на поведение, связанное с воспитанием ребенка.

При психодиагностике ребенка к компетенции психолога относится определение его индивидуально‑психологических особенностей, к компетенции психиатра – установление или исключение патологии или отставания в психическом развитии, наличия или отсутствия психопатологических нарушений, связанных с ситуацией семейного конфликта или с характером взаимоотношений с одним из родителей, а к сфере совместной компетенции (при диагностике дизонтогенеза) – интегративное заключение о клинико‑психологических особенностях и уровне психического развития.

Основой диагностики на первом этапе комплексного экспертного исследования является ретроспективный анализ особенностей психического развития каждого из участников процесса, а также актуальная клинико‑психологическая оценка их личностных, эмоционально‑волевых, мотивационных, интеллектуальных особенностей.

Необходимость ретроспективной диагностики определяется тем, что без анамнестических данных невозможно установить индивидуально‑психологические особенности каждого из членов семьи, возможные психические расстройства у них, а также нарушения возрастного психического развития ребенка. Кроме того, необходимо учитывать, что, как правило, сложившаяся конфликтная ситуация в семье определяет высокий уровень эмоциональной напряженности каждого из ее членов, влияющий на их актуальное психическое состояние и поведенческие проявления, поэтому выявляемые, к примеру, в экспериментально‑психологическом исследовании личностные особенности членов семьи могут отражать не только их стабильные качества, но и ситуационно обусловленные особенности. Для обоснованного прогноза особенностей психического развития ребенка и особенностей поведения каждого из родителей следует учитывать этот фактор.

 

Этап 2. Ситуационная диагностика семейных отношений

 

На данном этапе индивидуальная экспертная диагностика уже используется для анализа ситуации семейных взаимоотношений членов семьи в целом. Ситуационный анализ семейных отношений основывается на решении следующих основных задач комплексного клинико‑психологического исследования:

1. Экспертная диагностика отношения отца и матери к ребенку. Как следует из ч. 3 ст. 65 СК РФ, суд при разрешении спора между родителями о месте жительства ребенка должен учитывать «отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком».

2. Экспертная диагностика отношения ребенка к каждому из родителей, а также к другим членам семьи. Постановка данной задачи определяется необходимостью при судебном разбирательстве выяснения «привязанности ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам» (ч. 3 ст. 65 СК РФ). Суд при определении привязанности ребенка к другим членам семьи не должен опираться только на объяснения сторон, в том числе и ребенка, без необходимой их оценки и проверки, в основу решения суда должны быть положены все доступные доказательства по делу. Высказанное перед судом или органами опеки и попечительства мнение ребенка (особенно при длительном его проживании с одним из родителей при изоляции от другого) может быть следствием явного или неявного влияния окружающих его взрослых, поэтому для установления не декларируемого, а истинного отношения ребенка к членам своей семьи необходимо решение данной экспертной задачи.

Решение задач второго этапа комплексного экспертного исследования является в основном прерогативой психолога, однако при выявленном влиянии на взаимоотношения между членами семьи психических расстройств кого‑либо из них их решение будет входить в совместную компетенцию психологов и психиатров. Основой экспертной оценки семейных отношений, как и на первом этапе, является ретроспективная и актуальная их диагностика.

 

Этап 3. Прогностическая кдинико‑психодогическая оценка психического развития ребенка

 

Этот этап комплексного судебного психолого‑психиатрического экспертного исследования является завершающим, на нем синтезируются данные первого и второго этапов экспертизы и вырабатывается комплексная клинико‑психологическая прогностическая оценка психического развития ребенка.

Таким образом, основной задачей, требующей определения на заключительном этапе КСППЭ, является диагностика возможного негативного влияния психического состояния (если есть психические расстройства или недостатки), индивидуально‑психологических особенностей отца (матери, другого фактического воспитателя), семейного конфликта на психическое состояние и особенности психического развития ребенка. В широком смысле задача определения данного экспертного понятия соподчинена судебному установлению возможности каждого из родителей «создания ребенку условий для воспитания и развития» (ч. 3 ст. 65 СК РФ) при определении места жительства детей при раздельном проживании родителей, а также требованию ч. 1 ст. 66 СК РФ, чтобы общение родителя с ребенком, проживающим с другим родителем, не причиняло «вред… психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию». Как писал Г. Фигдор, «в некоторых случаях уже с самого начала бывает совершенно ясно, что именно в данном случае противоречит благополучию ребенка, и это прежде всего тогда, когда применение психопатологических критериев настойчиво выступает против одного из альтернативных решений. В отличие от этого, позитивное решение… часто вызывает принципиальную трудность в определении, что именно будет лучше всего способствовать „благополучию ребенка“… однако в определенных обстоятельствах мы тем не менее можем с уверенностью сказать, что „со всех точек зрения“ для ребенка плохо и чего следует избегать…». Эксперт, как правило, «в состоянии осветить альтернативные возможности развития в психологическом и педагогическом аспектах», предоставив судье возможность знать, из чего он делает свой выбор (Фигдор, 2006, с. 272).

На третьем этапе комплексная клинико‑психологическая оценка психического развития ребенка является уже полностью прогностической. На данном этапе в ходе совместного обсуждения члены экспертной комиссии – психологи и психиатры – интегрируют все результаты, полученные в ходе клинико‑психологического исследования.

 

1.5. Методы проведения комплексного судебного психолого‑психиатрического экспертного исследования

 

При производстве комплексных судебных экспертиз используются следующие методы.

 

Клинико‑психопатологический. Анализ объективизированных источников информации гражданского дела, приобщенной к нему медицинской документации и иных документов (видеозаписи, фотографии, письма и т. п.), клиническая беседа, наблюдение, анамнез, описание психического состояния, анализ имеющихся симптомов психических расстройств.

 

Клинико‑психологический. Психологический анализ материалов гражданского дела; направленная беседа, методы психологического наблюдения за поведением родителя в ситуации экспертного исследования, за поведением и игровой деятельностью ребенка, за совместной деятельностью ребенка с родителями.

 

Клинико‑психологический анализ материалов гражданского дела. В гражданских спорах о порядке воспитания детей при раздельном проживании родителей каждая из сторон считает, что именно она может в наилучшей форме обеспечить необходимые условия развития и воспитания ребенка. Исходя из этого, сторонами могут быть представлены различные доказательства, которые должны быть оценены экспертами.

Как правило, уже в исковых заявлениях родителей освещается история семейного конфликта с точки зрения одной из сторон, указываются основания возникновения спора о воспитании, индивидуально‑психологические черты или особенности психического состояния другой стороны, которые, по мнению истца, осложняют условия воспитания и развития ребенка. Также в исковых заявлениях часто указывается, с кем из родителей проживал ребенок и с кем он проживает в настоящее время.

Каждая сторона может представить доказательства, в которых указываются индивидуально‑психологические черты или особенности психического состояния другой стороны, которые, по мнению сторон, осложняют условия воспитания и развития ребенка. Среди них данные о том, что один из родителей состоит под наблюдением психоневрологического диспансера, склонен к злоупотреблению спиртными напитками, привлекался к уголовной ответственности за противоправные действия в отношении другого родителя или ребенка, пренебрегает основными потребностями ребенка, использует в воспитании жестокое, грубое обращение с ребенком. Подобные доказательства всегда имеют отношение к характеристикам конфликтной ситуации в семье, в связи с чем требуют обязательного учета при экспертном заключении. В то же время при отсутствии соответствующей медицинской документации, данных о возбуждении уголовного дела по факту противоправных действий или результатов проверки они не могут считаться объективными данными, характеризующими другого родителя.

Большое количество сведений, имеющих значение для экспертного исследования, содержится в истории развития ребенка. Это данные о гинекологическом анамнезе его матери, сведения о течении беременности и родах, о динамике психического развития ребенка на первом году жизни. Следует обращать внимание, насколько регулярно осуществлялось медицинское наблюдение за ребенком, на данные о наличии у ребенка рецидивирующих и хронических заболеваний, гипо‑ и паратрофии, о систематическом отказе родителей от рекомендуемых медицинских процедур, госпитализаций. В истории развития содержатся сведения о темпах психомоторного развития ребенка, сведения о речевом развитии. Большое значение имеют записи о консультациях ребенка у невропатолога, логопеда, имевшиеся обращения к психиатру, психотерапевту, как до, так и во время конфликтной ситуации в семье. В ряде случаев в истории развития имелись указания на то, что в поликлинику с ребенком систематически приходил отец или бабушка, что также должно быть отражено в описательной части экспертного заключения.

Как правило, в материалах дела представлены характеристики ребенка из различных образовательных учреждений (школы, детские сады, кружки, секции), которые содержат информацию о характерологических особенностях ребенка, его отношениях со сверстниками, адаптации, академической успеваемости, увлечениях; данные об имевшихся проблемах в поведении. Иногда в характеристиках имеются сведения о том, насколько каждый из родителей был вовлечен в образовательный процесс, участвовал в деятельности образовательного учреждения. В представленных характеристиках могут содержаться указания на динамику психического состояния ребенка в ситуации развития конфликтной ситуации в семье. Могут иметься сведения о выражаемом ребенком негативном отношении к одному из родителей.

Органы опеки и попечительства представляют суду Акт обследования жилищно‑бытовых условий проживания несовершеннолетнего и заключение о порядке воспитания несовершеннолетнего при раздельном проживании родителей. В Акте обследования жилищно‑бытовых условий проживания несовершеннолетнего содержится информация об условиях проживания ребенка, о наличии или отсутствии у несовершеннолетнего спального места, места для занятий, игрушек, детских книг. В некоторых случаях органы опеки и попечительства представляют суду неформальное описание условий проживания ребенка: «В детской комнате очень чисто, уютно. На стенах развешаны детские рисунки. Среди игрушек много самодельных, сделанных их матерью. В комнате стоит телескоп…» В ряде случаев сотрудники органов опеки и попечительства описывают характер взаимодействия между членами семьи, опрашивают ребенка по поводу его отношения к родителям. Следует обращать внимание, в присутствии кого из родных проводилась беседа с несовершеннолетним.

Рекомендации по вопросу воспитания ребенка одним из родителей, порядку общения с другим родителем отражены в заключении органов опеки и попечительства.

При анализе показаний свидетелей следует обращать внимание на описание ими поведения родителей, их взаимоотношений, характера взаимодействия каждого из родителей с ребенком. В случаях, когда один из родителей отрицает участие другого родителя в воспитании детей, показания свидетелей (например, что другой родитель часто гулял с детьми, когда он приезжал домой, дети бросались к нему навстречу, были рады его видеть) имеют большое экспертное значение.

Сбор анамнеза и клинико‑психологическая беседа с родителями в КСППЭ по спорам о воспитании имеет ряд особенностей, определяющихся предметом исследования. Их задачей является составление представления об общей картине условий психического развития подэкспертного, процесса формирования его характера, привычек, интересов, устойчивых форм поведения, представлений о разных сторонах жизни, в том числе об истории отношений с бывшим супругом, причинах разрыва, особенностях пред‑ и постразводных отношений. В рамках экспертного исследования возможна оценка того, как каждый из родителей воспринимает свои отношения с ребенком, сфокусирован он на ребенке или на своих отношениях с супругом, насколько каждый из родителей чувствителен к психологическим потребностям ребенка. Важнейшей характеристикой родителей как субъектов воспитания является мотивация отношения к ребенку и ее субъективное осознание. Воспитательная позиция родителей обусловлена сложным взаимодействием осознаваемых и неосознаваемых мотивов. При этом реально действующие мотивы, которые определяют взаимоотношения с детьми, могут вытесняться или быть представлены в сознании родителей замещающими, социально одобряемыми мотивами. Для психологической характеристики степени участия родителя в воспитании необходимо оценить его осведомленность в касающихся ребенка вопросах. Каждого из родителей целесообразно расспросить об истории развития ребенка, его индивидуально‑психологических особенностях, друзьях, любимых и нелюбимых занятиях, режиме, распорядке его жизни. Следует расспросить родителя об используемых им методах воспитания, формах поощрения и наказания и о реакциях на них ребенка. При этом вопросы целесообразно формулировать таким образом, чтобы повысить достоверность ответов. Например, вместо вопроса «Наказываете ли вы ребенка?», на который родители, как правило, отвечают отрицательно, стоит спросить «Как часто, за что вам приходится наказывать ребенка?». При наличии у ребенка особых потребностей, обусловленных наличием какого‑либо заболевания (ДЦП, тугоухость, нарушение психического развития), необходимо оценить, насколько каждый из родителей осведомлен о состоянии ребенка и его психолого‑педагогических потребностях. Содержание беседы должно быть отражено в экспертном заключении, что позволяет суду оценивать эти данные наряду с другими юридически важными обстоятельствами психологической природы.

Клинико‑психопатологическое исследование ребенка. При высококонфликтных разводах, сопровождающихся судебным спором о воспитании, у детей часто отмечаются симптомы психических расстройств и психологического неблагополучия, которые являются непосредственной реакцией ребенка на сложившуюся семейную ситуацию и не связаны с личностными особенностями одного из родителей. С другой стороны, психические нарушения могут возникать в связи с психопатологическими или индивидуально‑психологическими особенностями, стилем воспитания одного из родителей. Установление причинно‑следственной связи между проживанием (общением) ребенка с одним из родителей (особенностями его отношения к ребенку, поведением, стилем воспитания, созданными им условиями развития ребенка) и возникновением у несовершеннолетнего психического расстройства имеет юридические последствия. В связи с этим выявление у ребенка психического расстройства требует от экспертов‑психиатров максимально развернутого анализа патогенетического значения различных этиологических и этиопатогенетических факторов в развитии заболевания. Помимо этого, имеющееся у ребенка психическое расстройство может определять наличие у него особых потребностей, связанных с его психическим состоянием, и требует оценки способности каждого из родителей обеспечить эти потребности.

В клинико‑психологической беседе с ребенком должно быть изучено детское восприятие сложившейся семейной ситуации, представление ребенка о роли каждого из родителей в его жизни. Какой каждый из них, в представлении ребенка, по характеру; кто отводил его в детский сад и школу, помогал ему с выполнением домашних заданий, укладывал спать; в какие игры играли и чем занимались во время прогулки; что он любит делать с отцом, а что – с матерью. Во всех случаях целесообразно просить ребенка привести примеры конкретных жизненных ситуаций. Следует иметь в виду, что в силу возрастных особенностей представления ребенка не являются полностью самостоятельными, а в большой степени отражают мнение значимых взрослых, которыми чаще являются взрослые, с которыми ребенок проживает. Содержание и форма вопросов должны учитывать возраст ребенка, его психическое состояние и уровень психического развития, особенности конкретной семейной ситуации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.197 (0.045 с.)