Влияние развода родителей на психическое состояние и особенности психического развития детей (по данным зарубежных исследований) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние развода родителей на психическое состояние и особенности психического развития детей (по данным зарубежных исследований)



 

С 60‑х гг. прошлого века в семейной психологии и психологии развития было накоплено множество экспериментальных, социально‑психологических и клинических данных, описывающих типичные реакции детей на развод родителей, оценивающих выраженность и продолжительность данных реакций в зависимости от различных факторов, позитивно и негативно влияющих на переживание ребенком развода родителей.

В 60‑е, 70‑е гг. между специалистами в области психического здоровья не было единого мнения по вопросу о том, какое влияние оказывает развод родителей на психическое и психологическое состояние детей. Различались мнения и о том, являются ли последствия развода в большей степени негативными или позитивными, и о том, какова продолжительность реакции детей на данное событие. Некоторые исследователи рассматривали развод как кратковременный стресс, при котором нет оснований говорить о каких‑либо отдаленных негативных последствиях для ребенка (Rutter, 1981). Другие считали развод психотравмирующей ситуацией, которая вследствие своей значимости для ребенка неминуемо негативно сказывается на всей его последующей жизни (Wallerstein, 1987, 1991; Frost, Pakiz, 1990).

Несмотря на огромное количество исследований данной проблемы, из‑за различий в методологии и методах результаты их часто не совпадают и противоречат друг другу. Затруднено сопоставление результатов, полученных в разных исследованиях. В некоторых исследованиях сочетаются результаты психометрических оценок с самоотчетами; в других – сопоставляются национальные статистические данные с данными, полученными при исследовании небольшой группы семей, обратившихся за психотерапевтической помощью.

В зависимости от методологии проводимые исследования можно разделить на несколько групп, у каждой из которых есть свои ограничения.

1) Клинические исследования оценивают характер реагирования на развод детей, родители которых обращаются к специалистам за консультацией или лечением в связи с отмечающимся у ребенка после развода родителей ухудшением психического состояния. Основными методами данных исследований являются клиническое интервью и самоотчеты. Их существенными недостатками являются отсутствие стандартизированных методов оценки, неконтролируемый характер исследований, клиническая интерпретация данных беседы с ребенком. Кроме того, в связи с ограничениями исследуемых объектов (крайние случаи с выраженностью психических нарушений и расстройств поведения, достигающих клинического уровня) их результаты не могут быть в полной мере перенесены на генеральную выборку.

2) Сравнительные исследования, претендуя на большую объективность, сравнивают по стандартизированным параметрам детей из разведенных и полных (благополучных и неблагополучных) семей; детей, чьи родители вступили или не вступили в повторный брак. Основными методами этих исследований являются статистическая оценка некоторых объективных показателей (школьные оценки, заболеваемость, частота совершения правонарушений в подростковом возрасте, возраст вступления в брак, частота разводов в собственных семьях, результаты экспериментально‑психологических методик и др.) и психометрический. К недостаткам данного направления исследований можно отнести редкое оценивание таких факторов, как изменение социоэкономического уровня семьи после развода, выраженность конфликта между родителями в до‑ и послеразводный период, характер отношений ребенка с каждым из родителей. В связи с этим невозможно оценить их компенсирующее или психотравмирующее влияние. Другим недостатком данных исследований является невозможность оценки особенностей субъективного переживания развода детьми и родителями.

3) Лонгитюдные исследования. В течение длительного времени наблюдаются и сравниваются дети, проживающие в одной большой географической зоне из полных и разведенных семей. Основными недостатками данных исследований является зависимость результата от используемых методов и выборки. К примеру, в исследовании Дж. С. Валлерштейн (1987, 1991,2000,2002) был использован только клинический метод и анализ самоотчетов 25‑летнего наблюдения 60 семей, обратившихся за психологической помощью в связи с нарушениями психологической адаптации детей после развода. Естественно, специфика выборки и применяемых методов обусловили вывод автора о крайне негативных отдаленных последствиях ситуации развода для их психологического здоровья (Wallerstein, Lewis, Blakeslee, 2000).

Несмотря на все ограничения, большинство исследований демонстрируют типичность реакции детей на развод родителей и показывают четкую картину факторов, которые повышают риск развития у детей различного рода психических и психологических нарушений в постразводный период.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.004 с.)