Понятие инновации: сущность, классификация, этапы распространения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие инновации: сущность, классификация, этапы распространения



 

В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых услугах и технологиях.

Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п. [1]

В литературе насчитывается множество определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т.п.

Различные ученые, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, В.Д. Хартман, Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твисс, Й. Шумпетер, Э. Роджерс и др.), трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Их мнения представлены в таблице 1.1.1. [2, 3, 4, 5].

 

Таблица 1.1.1.

Дефиниции инноваций

Автор Определение инновации
Б. Твисс деятельность, в результате которой изобретение или идея приобретает экономическое содержание
Ф. Никсон мероприятия, в результате которых на рынке появляются новые или улучшенные технологические процессы и оборудование
Б. Санто процесс, превращающий идеи и изобретения в новые качественно лучшие продукты и технологии, с целью получения дополнительной прибыли
Й. Шумпетер совокупность производственных факторов, исходящих из предпринимательской деятельности
Н. Мончев цепь последовательных операций, проходящих через стадию научных разработок и завершающихся в промышленно-производственной сфере
Ю.П. Морозов прибыльное использование новаций в виде новых технологий, видов продукции, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого или иного характера
А.И. Пригожин развитие технологий, техники, управления на стадиях их зарождения, освоения, диффузии на других объектах
М.Хучек внедрение чего-либо нового, какой-либо новой вещи, новинку, реформу
П.Н. Завлин, А.К. Казанцев, Л.Э. Миндели использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов
Р.А. Фатхутдинов как конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта
В.Г. Медынский объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога

 

Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения [6].

Австрийский ученый Й. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

1) использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа);

2) внедрение продукции с новыми свойствами;

3) использование нового сырья;

4) измененияворганизациипроизводстваиего материального и технического обеспечения;

5) появление новых рынков сбыта.

Эти положения Й. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее, в 30-е годы, он уже ввел понятие инновации, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности [7].

Иногда инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной услуги, внедренной на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам [8, с.483].

Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ) [9].

Термины «инновация» и «инновационный процесс» близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций [26].

Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.

Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации – конечный результат. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инновации (НТИ) – это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия.

Из сказанного следует, что инновацию как результат нужно рассматривать неразрывно с инновационным процессом. Инновации присущи в равной мере все три свойства:

1) научно-техническая новизна;

2) производственная применимость;

3) коммерческая реализуемость.

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Обратим внимание на два момента: «материализацию» инновации в новые технически совершенные виды услуг и технологий, а также «коммерциализацию», превращающую их в источник дохода.

Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

Следовательно, научно-технические инновации должны:

1) обладать новизной;

2) удовлетворять рыночному спросу;

3) приносить прибыль производителю.

Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса (ИП).

Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный [10].

Простой внутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы.

При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.

Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств производимых услуг. В условиях инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество – технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.

Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы: 1) создание новшества и его распространение; 2) диффузия нововведения. Первая фаза – это последовательные этапы научных исследований, опытно- конструкторских работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства. На первой фазе ещё не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе общественно полезный эффект перераспределяется между производителями нововведениями, а также между производителями и потребителями.

Распространение инновации – это инновационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п. Дело в том, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.

Диффузия инновации – процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т.п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами, диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. В результате диффузии возрастает число как производителей, так и потребителей и изменяются их качественные характеристики. Непрерывность нововведенческих процессов определяет скорость и границы диффузии нововведений в рыночной экономике [11].

В реальных инновационных процессах скорость диффузии нововведений зависит от различных факторов:

1) формы принятия решения;

2) способа передачи информации;

3) свойств социальной системы и нововведения.

Свойствами нововведений являются: относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой; сложность; накопленный опыт внедрения и др.

Один из важных факторов распространения любой инновации состоит в ее взаимодействии с соответствующим социально-экономическим окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии. Согласно теории нововведений Й. Шумпетера, диффузия нововведений – это процесс кумулятивного увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих нововведения вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.

Субъекты инновационного процесса можно разделить на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие.

Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений. Они получили название «пионерских» организаций. Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам.

Й. Шумпетер считал ожидание сверхприбылей главной движущей силой принятия нововведений. Однако на ранних стадиях диффузии нововведений никто из хозяйствующих субъектов не имеет достаточной информации об относительных преимуществах конкурирующих нововведений. Но хозяйствующие субъекты вынуждены внедрять одно из альтернативных нововведений под угрозой вытеснения с рынка [12]. Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Изменения не являются технологическими инновациями, если они не относятся прямо к внедрению новых или значительно улучшенных услуг либо способов их производства (передачи):

1)  организационные и управленческие изменения, включая переход на передовые методы управления, внедрение существенно измененных организационных структур, реализацию новых или значительно измененных направлений в экономической стратегии предприятия;

2) внедрение стандартов качества, например, ISO 9000.

Классификация инноваций представлена в таблице 1.1.2: [13, 14].

 

Таблица 1.1.2

Сводная таблица классификации инноваций

Признак классификации (автор) Виды инноваций

По охвату ожидаемой доли рынка (Пригожин А.И.)

Стратегические
Локальные
Системные

По механизму осуществления (Пригожин А.И.)

Единичные
Диффузные
Завершенные и незавершенные
Успешные и неуспешные

По глубине вносимых изменений (Пригожин А.И.)

Модификационные
Радикальные
Улучшающие

По типу новизны (Завлин П.Н., Степаненко Д. М., Фатхудинов Р.А.)

Для одного предприятия
Для отрасли в стране
Для отрасли в мире

По характеру инновационного процесса (А.И. Пригожин)

Внутриорганизационные
Межорганизационные

По эффективности (А.И. Пригожин)

Эффективность производства и управления
Улучшение условий труда

По характеру общественных целей (Завлин П.Н.)

Экономические, ориентированные на прибыль
Экономические, не ориентированные на прибыль
Специальные

По сфере деятельности предприятия (А.И. Пригожин)

Социальные
Экономические
Технологические
Производственные
Торговые
В области управления
Правовые
Педагогические
Материально-технические

По месту на предприятии

В самой структуре предприятия
На входе предприятия (например, материалы)
На выходе предприятия (например, услуги)

По преемственности (А.И. Пригожин)

Ретровведения
Возвратные
Замещающие
Отменяющие
Открывающие

По инновационному потенциалу (А.И. Пригожин, Степаненко Д. М.)

Совершенствующие
Радикальные
Комбинаторные

По комплексности

Сложные
Простые

По субъекту применения

Для производителя и потребителя
Для всего общества
Для рынка

По цикличности развития технологий (Ю.В. Яковец)

Крупнейшие
Крупные
Средние
Мелкие

Характер инновации (Степаненко Д. М.)

Продуктовые инновации
Процессные инновации
Организационные инновации
Экономические инновации
Социальные инновации

Частота применения инновации (Степаненко Д. М.)

Разовые инновации
Повторяющиеся инновации

В зависимости от степени использования научных знаний (Пэвит и Уолкер)

Основанные на использовании фундаментальных научных знаний
Опирающиеся на научные исследования, но имеющие ограниченную область применения
Разработанные с использованием уже существующих технических знаний с ограниченной сферой применения
Входящие в комбинации различных типов знаний в одном продукте
Использование одного продукта в различных областях
Появившиеся как побочный результат крупных исследований
Применение уже известной техники или методов в новой области  

Сфера народного хозяйства, где внедряется инновация (Степаненко Д. М.)

Материальное производство
Наука
Сфера услуг
Социальная сфера

Область применения инновации (Степаненко Д. М.)

Инновации для внутреннего применения на предприятии
Инновации для накопления на предприятии
Инновации, предназначенные для продажи

Форма инновации (Степаненко Д. М., Фатхудинов Р.А.)

Открытия, изобретения, патенты
Рационализаторские предложения
Ноу-хау
Товарные знаки, торговые марки, эмблемы
Новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции

Вид эффекта, получаемого в результате внедрения инновации (Степаненко Д. М., Фатхудинов Р.А.)

Экономический
Экологический
Научно-технический
Социальный
Интегральный

По степени радикальности (Завлин П.Н., Казанцев А.К., Миндели Л.Э.)

Базисные
Улучшающие
Псевдоинновации (рационализирующие)

На основе критерия отрасли народного хозяйства (Хучек М.)

Твёрдые (материализованные)
Мягкие (управленческие, нематериализованные)

По критерию приносимой обществу пользы (Хучек М.)

Ведущие к сокращению затрат
Приводящие к улучшению качества услуг и изделий
Способствующие увеличению объёма производства
Сберегающий человеческий труд
Ведущие к охране окружающей среды

 

Направления классификации по охвату ожидаемой доли рынка и по инновационному потенциалу, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения, в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснованности управленческих решений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.03 с.)