Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Инновационная деятельность в сфере гостеприимства РФСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Тенденции, которые развиваются в туристской отрасли в последние годы, свидетельствуют о том, что дальнейшее развитие гостеприимства будет осуществляться путем широкого внедрения инноваций. Значительное влияние будет оказывать дальнейший технический прогресс, появление и внедрение базовых инноваций (нанотехнологии, биотехнологии и др.), широкое использование знания. Инновации в туризме должны рассматриваться как перманентный, глобальный и динамический процесс. Исследователи выделяют два основных вектора, по которым идет развитие инновационных технологий туристской индустрии - усовершенствование качества туристского продукта и внедрение новых форм туристических услуг. Первый вектор связан с общемировым процессом глобализации, который воздействует на все сферы человеческой деятельности. Развитие средств коммуникации стирает пространственные барьеры между частями света и континентами. Одним из важнейших ограничений перехода России на инновационный путь развития является проблема слабости позиций России на мировом рынке инноваций и высокотехнологичных продуктов и услуг. Объем мирового рынка наукоемкой продукции оценивается в настоящее время в 2 трлн. 300 млрд. долл. США. Из этой суммы на долю США приходится 39%, Японии – 30%, Германии – 16%. Доля России составляет лишь 0,3%. В том, что касается экспорта из России патентов и лицензий, следует отметить, что при общем его незначительном объеме более половины приходится на сделки по примитивной переуступке авторских прав на изобретения. Это отражает неспособность отечественной экономики утилизировать проводимые внутри нее собственные исследования и разработки. Среди других проблем, выдвигаемых туризмом, очень важной является проблема обслуживания и гостеприимства. Внедрение инноваций в эту сферу – путь решения этих проблем. В ряде государств гостиничный бизнес, обеспечивающий функционирование туристского сектора экономики, превратился в ведущую индустрию, гарантируя прирост ВВП и занятость основной части населения. Статистика утверждает, что туристическая индустрия приносит 3,8% дохода в мировой ВВП напрямую и более 10% с учетом косвенного влияния. Сегодня индустрия гостеприимства в России претерпевает значительные изменения. В крупных мегаполисах уже привыкли к таким понятиям, как «гостиничные цепи или сети», «франчайзинг», управляющая компания и т.д. Однако существуют некоторые проблемы при введении инноваций: в регионах изменения происходят более медленно, а новые управленческие и социальные инновации наталкиваются на многочисленные препятствия. В настоящее время в стране насчитывается почти 8 тысяч гостиниц, тогда как в 2005 г. их было только 4,8 тысячи [63]. Численность российских граждан, проживавших в 2005 г. в гостиницах, санаторно-курортных организациях и организациях отдыха, составила 28,5 млн. человек, из них в гостиницах - 18,5 млн. человек. В 2010 году эти показатели выросли соответственно до 30,5 и 21,3 млн. человек соответственно [64]. Наблюдается ежегодный рост объема туристических услуг, оказываемых российскому населению в России, который в 2005 г. составил 13,8 млрд. руб., а в 2010 году 19,8 млрд. руб., что на 43% превышает показатели 2005 г. [65]. Гостиничная индустрия в настоящее время является не только основным звеном индустрии гостеприимства, но и основой всей туристской сферы, так как на нее (включая услуги любых видов средств размещения) приходится около 65% работников отрасли. С ростом платных услуг необходимо повышать качество обслуживания путем внедрения инноваций. Успешные «инноваторы» туризма своим опытом доказывают, что сегодня создание новшеств и их внедрение не просто желательно, но и необходимо в конкурентной борьбе как фактор выживания. Примером этому служит постоянно ужесточающаяся конкуренция между туристскими предприятиями. Инновационный подход в гостиничном бизнесе может сводиться к использованию не только прогрессивных информационных технологий и выпуску новых товаров, но и целого комплекса нововведений, затрагивающих все сферы и области управления (управление качеством, финансами, персоналом и т. д.), причем наиболее эффективной инновационная политика предприятия будет в случае одновременного внедрения различных типов инноваций. Второй вектор обусловлен потребностью жителей мегаполисов в отдыхе от техногенных и информационных перегрузок, в желании побыть наедине с природой и самими собой, поправить здоровье в экологически чистых зонах. Городские жители ожидают спокойствия и размеренности сельской жизни, чистого воздуха, тишины и натуральных продуктов, комфортных условий проживания, домашней атмосферы, приемлемых цен, ощущения близости с природой, получения новых впечатлений, возможности развлечения для детей и проведения досуга для взрослых. Наряду с этим возрастает популярность экотуризма, талассотерапии, лечебно-оздоровительного отдыха, уик-эндов на конноспортивных базах и в гольф-клубах, где человек получает возможность психологический разгрузки, релаксации, восстановления физических сил. Новые виды услуг благополучно находят свои ниши в туриндустрии, тем самым создаются принципиально новые виды туризма. Также наряду с развитием традиционного туризма появляются его новые формы, включая более инновационные, специализированные, «иммигрантские», созданные на заказ и основанные на западном опыте. В связи с процессом глобализации мировой экономики одним из наиболее востребованных направлений в отрасли становится конгрессный туризм. Согласно международной статистике, на его долю приходится примерно 10-12% объема делового туризма [66]. Россия не остается в стороне от мировых тенденций. В связи с постоянным увеличением выставочных площадей с каждым годом возрастает число интернациональных мероприятий, проводимых в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи. Востребованными для конгресс-туризма становятся такие региональные центры РФ, как Казань, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Челябинск и др. Так, в российской столице, согласно официальным данным, действует около 190 гостиниц. Из них: конференц-возможностями обладает 80% двухзвездных отелей и 90% трехзвездных. Иная ситуация с четырех- и пятизвездными отелями. Все они предлагают соответствующие услуги для бизнес-туристов. Поэтому, ставка делового туризма делается именно на них. Современные российские отели являются не только средством размещения участников конгрессов, но и обладают всем необходимым для их проведения: большими (до 1500 чел.) и малыми конференц-залами, переговорными комнатами; возможностью аренды высокотехнологичного оборудования, в том числе для синхронного перевода. В отличие от конгресс-центров, гостиницы и пансионаты предлагают больше возможностей для совмещения работы и отдыха. Известно, что главная проблема успешного развития бизнеса напрямую зависит от скорости передачи и обмена информацией, от ее актуальности, своевременности получения. Это касается любого предприятия сферы туризма, то есть успешное развитие туристских организаций предполагает широкое использование новейших технологий, ускоряющих обмен информацией на расстоянии. На сегодняшний день в гостиничной индустрии используется достаточно много новейших инновационных компьютерных технологий: глобальные компьютерные системы резервирования, интегрированные коммуникационные сети, системы мультимедиа, бесконтактных карт, информационные системы менеджмента и др. На российском рынке представлены в основном такие системы глобального резервирования как: Amadeus, Galileo, Wordspan. Высокая надежность и удобство компьютерных систем резервирования CRS (Computer Reservation System) способствовали их быстрому и широкому распространению. В последние годы многие гостиничные предприятия создали свои собственные сайты в Интернете. Это направление следует рассматривать как весьма перспективное. На Web-сайтах туристических компаний и объектов размещения можно видеть интерьер заказанного гостиничного номера, каюты круизного лайнера, можно уточнить перечень услуг вплоть до меню в ресторане. Посещение интернет-форумов на туристических Web-сайтах позволяет из первых уст бывалых путешественников узнать полезные детали, которые пригодятся в поездке и при посещении той или иной страны. С развитием телекоммуникаций в мире не остается информационных тайн. Если европейские компании туристского профиля почти всю свою деятельность ведут на интернет-уровне, то в России данная система развита еще относительно слабо. Хотя, положительные тенденции выявлены. В Европе наблюдается в последнее время электронное наступление на туристский бизнес. Появилась электронная коммерция. Ее преимущества очевидны - это экономия на выплате агентских комиссионных, уменьшение расходов на издание рекламно-информационных материалов, создание нетрадиционных сбытовых каналов и т.д. По оценкам экспертов Всемирной туристской организации, около 25% - 40% всех продаж туристских услуг в ближайшем будущем будут реализовано через электронную коммерцию. Программный комплекс автоматизации гостиницы (система автоматизации гостиничного комплекса) — это совокупность взаимосвязи программных средств, обеспечивающих автоматизацию всех функций управления. По прогнозам, в последующие годы 90% услуг будет реализовываться подобными Интернет-компаниями. При этом комиссионные уменьшатся вдвое. В последние годы стремительно растет доля самостоятельных бронирований авиабилетов в Интернете. Сегодня в Европе каждый третий билет покупается на специализированных сайтах или сайтах авиакомпаний – это более 400 млн. человек по всему миру. Российские авиакомпании стали предлагать эту услугу сравнительно недавно, и доля онлайн-продаж авиабилетов все еще невелика - менее 1 %. Однако в самом ближайшем будущем ситуация должна коренным образом измениться. В настоящее время около 30% продаваемых в мире билетов - электронные, а в США их доля превышает 70%. Электронный авиабилет удобнее бумажного аналога. Основное отличие от привычного интернет-бронирования - после выбора маршрута на сайте и оплаты по банковской карточке необходимо самостоятельно распечатать посадочный талон на принтере. Отпадает необходимость посещать офис продаж или обязательно приезжать в аэропорт заранее. К тому же электронный билет невозможно потерять. Еще один приятный момент: многие зарубежные авиакомпании при покупке электронного билета предлагают пятипроцентную скидку. Российские же перевозчики пока не могут предложить пассажирам полноценное данное электронное обслуживание - не позволяет законодательство. Билет уже можно забронировать и оплатить через сайт перевозчика или агента, но за его бумажным аналогом все равно приходится ехать в авиакассу или забирать билет в аэропорту. Трудности с переходом к электронному билету заключаются в том, что билет является формой строгой отчетности, а российские налоговые службы не принимают к аудиту электронные аналоги. По законодательству РФ, документ должен быть обязательно бумажным и заверен соответствующим образом. По подсчетам Транспортной клиринговой палаты, осуществляющей взаиморасчеты между перевозчиками и агентствами, изготовление одного бумажного билета стоит сейчас примерно 10 рублей. Объем перевозок российскими компаниями составляет около 35 млн. человек в год, и только на бумаге при полном переходе на электронные билеты можно было бы экономить до 350 млн. рублей ежегодно. Одним из основных направлений инноваций в гостиничном и туристском бизнесе так же является внедрение мультимедийных технологий, в частности - справочников, буклетов, каталогов. В настоящее время туристские фирмы и гостиницы выпускают справочники и каталоги в книжном исполнении, на видеокассетах, на лазерных дисках, в сети Интернет. Использование мультимедийных технологий дает возможность оперативно предоставлять потенциальному гостю информацию, тем самым, позволяет быстро и безошибочно выбрать тот туристский продукт, в котором нуждается гость. Электронные каталоги по гостинице позволяют виртуально путешествовать по номерам различных категорий, залам ресторанов, конгресс-центрам, вестибюлю, посмотреть полную информацию о гостиничном предприятии, ознакомиться со спектром предоставляемых услуг, системой льгот и скидок. Среди негативных факторов, сдерживающих развитие индустрии туризма, исследователи выделили боязнь терроризма и катастроф, а также колебаний цен на рынке недвижимости. Проблема обеспечения безопасности гостиничного предприятия также решается с помощью инновационных технологий. Так, в индустрии гостеприимства безопасность гостя можно обеспечить: телевизионной системой наблюдения, системой контроля за доступом, системой защиты. Но процент предприятий оснащенных защитой очень мал. Еще одним эффективным средством являются внутриномерные электронные сейфы. Такая инновационная услуга существует в гостиничных предприятиях категории четыре и пять звезд. Установка системы электронных замков - одно из самых эффективных профилактических средств защиты от краж. Внедрение этой системы, по словам директоров московских гостиниц, сократило кражи вещей из гостиничных номеров на 95%. Практически невозможна подделка конкретного ключа, а также можно определить, какими карточками был открыт номер, в какое время и кто их выдал. В инновационной деятельности туристских предприятий необходимо учитывать инновационный потенциал самих работников (к позитивно-критическому восприятию новой информации, приращению общих и профессиональных знаний, выдвижению новых конкурентоспособных идей, нахождению решений нестандартных задач и новых методов решения традиционных задач, использованию знаний для практической реализации новшеств). Мир бизнеса меняется быстро, знания устаревают, и, для того чтобы быть профессионально-компетентными современному менеджеру, а так же любому работнику сферы туризма, необходимо постоянно пополнять свои знания. С целью развития инновационных технологий, в сфере туризма перед отечественным туристским рынком стоят следующие задачи: повышение общей ответственности правительства, делающего ставку на развитие туризма; обеспечение мер безопасности и своевременного обеспечения туристов информацией; усиление роли государственно-частных партнёрств в развитии туристской инфраструктуры. Однако, несмотря на рост числа предприятий гостеприимства их эффективность, эту отрасль нельзя назвать инновационной, как и всю российскую экономику. При этом существующая в Российской Федерации система статистического учета фиксирует инновационную активность только в отрасли связи, а также в сфере услуг, связанных с использованием вычислительной техники, и инфокоммуникационных технологий (ИКТ). Это крайне затрудняет оценку общего уровня инновационной активности и вклада сферы гостеприимства в развитие российской экономики, а также проведение полноценных международных сопоставлений [67]. Поэтому анализ показателей инновационной деятельности в сфере гостеприимства можно вести только по сфере услуг, связанной с вычислительной техникой, поскольку предприятия сферы гостеприимства активно используют в своей деятельности и для продвижения своих услуг сеть Интернет, а соответственно и вычислительные технологии. Анализ доли затрат на технологические инновации в объеме оказанных услуг организаций промышленного производства и сферы услуг по видам экономической деятельности (рисунок 2.2.1) не дал определённого тренда развития в частности сферы гостеприимства, однако показывает, что именно предприятия этой сферы направляют наибольшую часть средств на инновации, что указывает на сильную инновационную активность в сфере вычислительной техники, а вместе с тем и гостеприимства [68].
Рисунок 2.2.1. Удельный вес затрат на технологические инновации.
Анализ доли предприятий, осуществляющих технологические инновации (рисунок 2.2.2), показывает небольшой рост числа активных предприятий в инновационной деятельности.
Рисунок 2.2.2. Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации
Легенда рисунков 2.2.1 и 2.2.2: 1) всего 2) промышленное производство 3) добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 4) добыча других полезных ископаемых 5) обрабатывающие производства 6) производство и распределение электроэнергии, газа и воды 7) связь 8) деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий Следующая диаграмма (рисунок 2.2.3) сравнивает Россию по инновационной деятельностью с другими странами. Видно, что наша страна среди отсталых стран по инновационной деятельности, так как только 0,8% от ВВП идёт на разработку новшеств, что практически в 5 раз меньше, чем у соседней Финляндии [69].
Рисунок 2.2.3. Сравнение стран по затратам на исследования Следующая таблица сравнивает Россию по трём параметрам с другими странами. По ней видно, что в России наименьшая доля инновационноактивных предприятий и затрат на инновационную деятельность, соответственно наша экономика выпускает в целом наименее инновационную продукцию и услуги. С одной стороны это плохо, показывает отсталость российской экономики в целом, но с другой указывает на большую потенциальную возможность предприятиям гостеприимства увеличить свою конкурентоспособность за счёт увеличения своей инновационной деятельности, так как более новые услуги скорее найдут спрос у потребителя.
Таблица 2.2.1. Сравнение стран по инновационной активности
* Данные по России представлены за 2009 г., по зарубежным странам – за 2004–2006 гг. ** Включая оказанные услуги и выполненные работы. Источник: Россия – Росстат; по странам ЕС показатели рассчитаны на основе базы данных Евростата, обращение к БД 11.11.2010.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.124.119 (0.016 с.) |