Социальная ответственность бизнеса как основной принцип формирования входных барьеров на рынок гостиничных услуг региона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная ответственность бизнеса как основной принцип формирования входных барьеров на рынок гостиничных услуг региона



 

Современный гостиничный бизнес втянут во множество связей и отношений: с потребителями и экспертами, партнерами и конкурентами, кредиторами и инвесторами, властями и консультантами, журналистами и общественными организациями.

От успешной реализации кластерной политики, возможно, зависит весь успех реализации стратегии развития гостиничного бизнеса в хозяйственной сфере.

 

Таблица 1.2.1

Составляющие социальной ответственности бизнеса

Виды социальной ответственности Предмет ответственности Объект ответственности
юридическая потребители, работники, инвесторы, акционеры, кредиторы, деловые партнеры, население, государство любые действия в рамках юридической законности считаются социально ответственными
имущественная инвесторы, акционеры и кредиторы частная собственность
качественная потребители и клиенты качество товаров и услуг
профессиональная работники за рабочие места, соблюдение норм трудового права, охрана труда, социальное благополучие работников
финансовая деловые партнеры работа в соответствии с правовыми и этическими нормами ведения бизнеса, построение отношений с партнерами на соблюдении профессиональных принципов и стандартов, финансовой ответственности
экологическая населением охрану и восстановление окружающей среды, благоустройство и социальное развитие территории своего размещения
государственная государством за соблюдение законов, включая уплату налогов

Различные уровни социальной ответственности представляют собой комбинации требований и ожиданий к бизнесу со стороны общества и государства и выгодности/невыгодности социальной активности для бизнеса.

В соответствии с этим можно представить социальную ответственность в виде иерархии (по уровню социально ответственного поведения). (См. рис.1.2.2)

 

Соблюдение законодательства

Рис. 1.2.2 Уровни социальной ответственности бизнеса

 

Первый уровень, нижний, базовый - обязательная составляющая социальной ответственности – это соблюдение законов (налоговое законодательство, трудовой и гражданский кодексы).

Если законодательство не соблюдается, то ни о какой социальной ответственности речи идти не может – таким образом, предприниматель нарушает обязательства, установленные для его деятельности изначально.

Второй и третий уровни – относятся к добровольной составляющей социальной ответственности. Эти две ступени отличаются мотивами реализации социально ответственного поведения.

Второй уровень представляет собой реализацию социально ответственного поведения ради экономической выгоды. Экономической выгодой может быть улучшение имиджа организации для потребителей её продукции и для её работников, повышение инвестиционной привлекательности, создание более благоприятных условий для существования и развития компании со стороны власти или общества.

Третий уровень охватывает те виды социально ответственного поведения, которые не имеют своей целью получение экономических выгод. Это более высокий уровень осознания положения и роли организации в обществе.

Подобные действия могут приносить экономическую прибыль, но это не их цель. Помощь социально незащищенным слоям населения, перечисление пожертвований часто оказываются замалчиваемыми действиями, поскольку СМИ не могут бесплатно размещать информацию о подобных акциях (по закону о скрытой рекламе), да и по законодательству не всегда потраченные деньги освобождаются от начисления налогов.

Если все же отойти от общемирового понимания «социальной ответственности», то социальная ответственность по-русски - это реакция на государственные социальные вызовы.

Социальная ответственность бизнеса не может быть равнозначной и единой для бизнеса крупного, среднего и малого. В малом бизнесе социальная миссия заложена изначально, оно по определению самое массовое.

Это главный резерв и источник создания рабочих мест, реальный инструмент удовлетворения потребительских и социальных запросов населения. А значит, действенный механизм борьбы с бедностью и насыщения рабочими местами рынка труда [31].

На рисунке 3 показаны основные цели реализации стратегии компании в области социальной ответственности бизнеса. Данные были получены на основании исследований, проводимых независимой общественной организацией «Ассоциация Менеджеров» в 2008 году [16].

 

Рис. 1.2.3 Основные цели реализации стратегии компании в области социальной ответственности бизнеса

 

Таким образом, можно сделать вывод, что социальная ответственность бизнеса представляет собой концепцию поведения компании в основной и дополнительной общественно-значимой деятельности.

При этом социальная ответственность бизнеса не является обязательной и неотъемлемой частью деятельности компании, социальную ответственность бизнеса должна быть добровольной.

 

Таблица 1.2.2

Характеристика социальной активности российского бизнеса (доля компаний каждой отрасли, реализующих социальные программы)

Отрасли экономики Доля социально-ориентированных компаний (в %)
Финансовый сектор 15,2
Машиностроение 13,9
Пищевая промышленность 12,6
Топливный комплекс 10,1
Цветная металлургия 7
Торговля 5,7
Профессиональные услуги 5,1
Телекоммуникации 5,1
Химическая промышленность 5,1
Транспорт 3,8
Лесная и лесоперерабатывающая промышленность 3,2
Строительство 3,2
Прочая промышленность 3,5
Черная металлургия 2,6
Сельское хозяйство 1,3
Сервис 1,3
Электроэнергетика 1,3

 

По мнению Европейской комиссии, быть социально ответственной коммерческой организацией в условиях высокого уровня развития европейской экономики и благосостояния населения – значит не ограничиваться соблюдением законодательно установленных требований и обязательств, а инвестировать в человеческий капитал, окружающую среду и отношения со всеми заинтересованными сторонами (stakeholders), что является залогом устойчивого развития коммерческой организации, повышения инновационного потенциала и конкурентоспособности [30].

Для гостиничного бизнеса корпоративная ответственность означает действовать в соответствии с глобальными ценностями – гостеприимством, справедливостью в отношении сотрудников и партнеров, помощь нуждающимся людям и обязательства по охране окружающей среды. (см. рис.1.2.4).

 

Для того чтобы усилия работников гостиничного бизнеса были результативными, нужно:

1. установить в гостиницах энергоэффективное оборудование;

2. при реконструкции и строительстве новых гостиниц внедрять передовые достижения в области энергосбережения;

3. сотрудничать только с теми компаниями, которые гарантируют грамотную утилизацию отходов и поддерживают внедрение передовых стандартов управления отходами;

4. использовать сантехнику, обеспечивающую экономное пользование пресной водой;

5. ограничить использование бумаги в делопроизводстве и продвижении услуг;

6. предлагать гостям возможность менять постельное белье и банные принадлежности по мере необходимости;

7. выключать персональные компьютеры и другое электрооборудование в нерабочее время;

8. тщательно ухаживать за растениями на прилегающей территории; украшать интерьеры живыми многолетними растениями.

 

Рис. 1.2.4. Социальная ответственность гостиничного бизнеса

 

В гостиничной индустрии можно привести пример гостиничной сети Four Seasons. На сегодняшний день приоритетными направлениям деятельности Four Seasons, помимо индустрии гостеприимства, являются обеспечении устойчивого развития мира, поддержание местного населения и содействие исследованиям в области онкологических заболеваний.

Компания Four Seasons уделяет большое внимание проблеме сохранения и защиты окружающей среды от негативных последствий деятельности человека. Одним из ключевых направлений в работе компании является экологический туризм, призванный сохранять и улучшать состояние той местности, на территории которой открыты отели. Так, например, Four Seasons занимается охраной прибрежных прудов на Гавайских островах, возрождением коралловых рифов на Мальдивах, спасением морских черепашек на острове Невис и защитой слонов в Тайланде, а также способствует сокращению загрязнения окружающей среды, расходов энергии и воды на курортах и отелях, принадлежащим сети по всему миру.

Сеть отелей и курортов Four Seasons предпринимает активные меры по улучшению качества жизни людей в тех странах, на территории которых открыты отели. Направления деятельности в этой области включают в себя развитие инновационных образовательных и воспитательных программ для молодежи. Примером может служить сотрудничество компании с организацией по защите бездомных детей в городе Мумбай (Vatsalya Foundationin Mumbai); содействие в разработке образовательных программ на Мальдивах: предоставление учебных пособий и ремонт школ в республике Коста-Рика; строительство детских домов в штате Флорида; поддержка приютов в городах Джакарта, Эр-Рияд, китайском административном районе Макао, на острове Бали и многое другое.

Уже более 30 лет гостиничная сеть Four Seasons активно поддерживает исследования в области онкологических заболеваний. На это направлены как отдельные проекты компании, так и более обширные мероприятия. Деятельность компании в этой сфере включает в себя пожертвования на исследования, сбором которых занимаются организаторы ежегодных благотворительных забегов имени Терри Фокса (Terry Fox Run) в 50 странах мира. Сегодня эти благотворительные пробеги входят в число лидеров по сбору средств. Совместными усилиями офисы, гостиницы и курорты Four Seasons ежегодно направляют миллионы долларов на исследования онкологических заболеваний и поиски способов их лечения.[18]

В российском гостиничном бизнесе пока таких примеров очень мало, можно выделить пожалуй, сеть мини-отелей «Valka Hotels Group», которая стала номинантом престижного конкурса «Социальная ответственность бизнеса», московское ОАО "Гостиничная компания" которая оказывает посильную помощь детским и молодежным организациям, Советам ветеранов ВОВ и Труда, участникам различных культурных и спортивных мероприятиях города и санкт-петербургский Гранд-Отель Европа Отель, который реализует уникальный проект по предоставлению первых рабочих мест подопечным «Детской деревни – SOS Пушкин» и Центра по работе с детьми и подростками групп социального риска «Остров». Программа направлена на социализацию и адаптацию выпускников к нормальной жизни [19].

Благотворительность – не только проявление благородных чувств, патриотизма или прихоти и своеволия, личностных амбиций состоятельного человека. Она вполне может сочетаться с конкретным расчетом. Рационально организованная, она может быть эффективной, результативной.[20]

Часто можно услышать, что в тяжелые кризисные времена говорить о социальной ответственности бессмысленно, поскольку главной целью деятельности компаний во время трудных финансовых условий является выживание на рынке. Речь идет о сохранении социальной ответственности вообще как явления. Однако, по мнению автора, социальная ответственность не исчезнет, а несколько реструктуризируется.

Во-первых, приобретут приоритетность вопросы повышения энергоэффективности предприятий, уменьшения выбросов и использования отходов, во-вторых, улучшится сотрудничество бизнеса с разными группами влияния (например, местными органами власти, международными институциями), в-третьих, приуменьшится важность PR - компании станут больше делать, чем говорить о том, что сделано.

Социальная ответственность должна стать частью стратегии большего количества компаний (частных и государственных, закрытых и публичных), рассматриваться наблюдательными советами и внедряться на основе долгосрочных планов. Такие стратегии обязательно должны учитывать национальные и международные приоритеты социально-экономического развития, международные тенденции (в частности, отраслевые) и наилучшие наработки относительно внедрения. В свою очередь, финансово-кредитные институции и рынки капиталов (в частности, международные) должны учитывать критерии социальной ответственности, финансово стимулируя социально ответственные компании. Также эксперты прогнозируют улучшение системности отчетности компаний, углубления профессиональности ознакомленных, заинтересованных и компетентных в социальной ответственности менеджеров и роста уровня профессионального диалога (в частности, в СМИ) между бизнесом, неправительственными и правительственными организациями относительно вопросов социальной ответственности и социально-экономического развития в целом и тому подобное [21].

В самом общем виде модель КСО локального гостиничного кластера может быть представлена в виде пирамиды (см. рис. 4), в основании которой лежат проблемы, связанные с оптимизацией качества самого гостиничного бизнеса, образующих его бизнес-процессов. Далее – смягчение негативных последствий бизнеса на окружающую природную и социальную среду, а также партнерские программы, способствующие развитию социальной инфраструктуры бизнеса. Крупные гостиничные сети могут себе позволить и занятия благотворительностью [17].

 


Рис. 1.2.5 Модель корпоративной социальной ответственности гостиничного бизнеса

 

Положительной стороной социальной активности гостиничных кластеров является создание благоприятных для гостиничного бизнеса долгосрочных перспектив. Действия гостиничных предприятий, улучшающие жизнь местного сообщества или устраняющие необходимость государственного регулирования, могут осуществляться в собственных интересах предприятий в силу выгод, обеспечиваемых участием в жизни общества. В обществе, более благополучном с социальной точки зрения, условия для деятельности бизнеса благоприятнее. Даже если краткосрочные издержки в связи с социальной активностью высоки, в долгосрочной перспективе они могут стабилизировать прибыль, поскольку у потребителей, поставщиков и местного сообщества формируется более привлекательный образ предприятия, что непосредственно влияет на увеличение продаж и на позицию на рынке.

Многие исследования показали, что работники позитивно реагируют на социальную активность своего предприятия, увеличивая производительность труда. Также предприятие становится более привлекательным для ищущих работу.

Социально ответственное поведение способствует созданию дружественных отношений с органами власти.

Предприятие становится более привлекательным для инвесторов, поскольку они рассматривают не только экономические показатели компании. Особенно это касается иностранных инвесторов.

Предприниматели должны отлично понимать, что социальная ответственность – это, прежде всего следующие преимущества:

1. формирование более привлекательного образа кластера;

2. влияние на объем продаж, позицию на рынке и привлекательность для инвесторов;

3.  увеличение производительности труда, сплоченность коллектива и повышение лояльности к руководству;

4. создание дружественных отношений с органами власти;

5. в благополучном обществе условия для бизнеса более благоприятные [20]. (См. рис.1.2.6.)

Предложенная концепция социальной ответственности являются хорошей моделью, которую можно использовать при разработке системы мер, поощряющих социально ответственное поведение предпринимателей.

В заключении можно сделать вывод о том, что для преодоления входных барьеров на рынок гостиничных услуг очень важно осознание предпринимателями взаимосвязи экономической и социальной сущности социальной функции предпринимательства, а главное - реальные действия государства и бизнеса, создающих более благоприятные условия для гармонизации их интересов, перераспределения бремени по решению социальных проблем общества и снижению негативных последствий кризисного периода [32].


Рис. 1.2.6. Модель социальной ответственности гостиничного кластера

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.034 с.)