Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: «патофизиология водно-солевого обмена. Синдромы дегидратации и гипергидратации»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мотивационная характеристика темы Изменение количества воды и электролитов в организме нарушает течение химических и физико-химических процессов. Патология водно-электролитного обмена заключается в развитии де- и гипергидратации. Важную роль в этом играет изменение обмена натрия. В настоящее время известны основные закономерности обмена жидкости между сосудами и тканями, некоторые нейрогуморальные механизмы регуляции количества воды и электролитов в организме, нарушение которых приводит к возникновению патологических состояний.
Цели Общая цель: Сформулировать у студентов для выполнения профессиональных задач знание механизмов развития патологических явлений в организме при расстройствах водно-электролитного обмена.
Конкретные цели
План практического занятия:
3.Ориентировочная основа действия:
Вопросы, изученные ранее и необходимые для усвоения материала по теме
Самостоятельная работа студентов 1. Подвергнуть патофизиологическому анализу изменения циркуляции жидкости в организме в условиях патологии. В выводах отразить изменения циркуляции жидкости в организме в условиях патологии. Изменение показателей циркуляции жидкости при нарушении поступления воды и ионов натрия.
Задания для контроля результатов формирования компетенций 5.1. Тестовые задания 1. Наибольшее содержание воды в организме находится в секторе: 1. внутриклеточном 2. интерстициальном 3. внутрисосудистом
4. трансцеллюлярном 2. Для гиперосмолярной дегидратации характерно: 1. увеличение общего содержания воды в организме при сохранении нормальной осмолярности 2. уменьшение общего содержания воды в организме при сохранении нормальной осмолярности 3.уменьшение общего содержания воды в организме при увеличении осмолярности 4.увеличение общего содержания воды в организме при увеличении осмолярности 3. Гормон, отвечающий за сохранение в организме натрия: 1. альдостерон 2. антидиуретический гормон 3. натрийуретический гормон 4. эстрадиол 4. Гормон, отвечающий за выведение из организма натрия: 1. инсулин 2. альдостерон 3. антидиуретический гормон 4. натрийуретический гормон 5. Повышению поступления воды в сосуды способствует: 1. снижение осмотического давления плазмы крови 2. увеличение онкотичекого давления плазмы крови 3. гиперкалиемия 4. снижение онкотического давления плазмы крови 6. Секреция АДГ увеличивается при: 1. увеличении содержания воды в организме 2. уменьшении осмотического давления крови 3. гиперальбуминемии 4. повышении осмотического давления крови 7. Изменение со стороны крови при синдроме общей гипергидратации: 1. увеличение гематокрита 2. уменьшение концентрации альбуминов в плазме крови 3. увеличение эритроцитов 4. увеличение глобулинов 8. Фактор, определяющий ток жидкости на участке «клетка - интерстиций»: 1. концентрация альбуминов 2. уровень натрия 3. концентрация глобулинов 4. уровень фосфора 9. Симптом клеточной дегидратации: 1. рвота 2. тошнота при приеме воды 3. жажда 4. головная боль 5. снижение тургора кожи 10. Симптом клеточной гипергидратации: 1. рвота 2. снижение тургора кожи 3. повышение артериального давления 4. галлюцинации 5. жажда
Ситуационные задачи 1. У больного 52 лет «миокардиодистрофия в стадии декомпенсации». Больной нормального телосложения, подкожная клетчатка развита слабо. При росте 165 см масса тела составляет 81 кг. Объективно: вынужденное полусидячее положение, одышка, акроцианоз, выраженная пастозность нижних конечностей, застойные хрипы в легких. Обнаружено скопление жидкости в брюшной полости, печень увеличена. Ударный и минутный объемы сердца снижены, Нt - 38%. Диурез снижен. В крови обнаружено увеличение активности ренина и содержания натрия в плазме крови. Вопросы: 1. Имеются ли признаки нарушений водного обмена? 2. Какой тип дисгидрии имеется у больного? 3. Связано ли этиологически скопление жидкости в подкожной клетчатке, брюшной полости и в легких? Ответ обоснуйте.
2. Длительное потребление морской воды приводит к смерти вследствие повреждения клеток мозга. В морской воде концентрация Na+ вдвое выше, чем в моче здорового человека. Содержание натрия в крови регулируют почки, выводя его излишки с мочой. Уровень ионов Na+ в моче может достигать 340 мМ. Вопросы: 1. Имеются ли признаки нарушений водного обмена? 2. Какой тип дисгидрии при данном состоянии? 3. Связано ли этиологически потребление морской воды с развитием дисгидрии? 4. Почему потребление морской воды приводит к повреждению клеток?
3.Больной К., 25 лет поступил в клинику с черепно-мозговой травмой с жалобами на выраженную полиурию, жажду. Анализ мочи: удельный вес 1007; сахар, эритроциты, лейкоциты, белок – отсутствуют. Вопросы: 1. Имеются ли признаки нарушений водного обмена? 2. Какой тип дисгидрии имеется у больного? 3. Связано ли этиологически черепно-мозговая травма с развитием дисгидрии? 4. Ответ обоснуйте.
4. Больной В., 20 лет доставлен в стационар в тяжелом состоянии. Объективно: сознание угнетено, жалуется на общую слабость, сильную жажду, сухость во рту. Состояние больного связано с тем, что он, заблудившись в пустыне, в течение 6 часов прошел свыше 30 км при температуре воздуха +440С (воды с собой не было). Артериальное давление 90/60 мм.рт.ст. Пульс 132 в минуту. Дыхание частое, 34 в минуту и временами периодическое. Температура тела 38,30С. Масса тела уменьшилась на 5 кг. Анализ крови: эритроциты - 6,0х1012/л и гемоглобин - 170 г/л, гематокрит – 0,54л. Прием воды заметно улучшил состояние больного. Вопросы: 1. Имеются ли признаки нарушений водного обмена? 2. Какой тип дисгидрии имеется у больного? 3. Связано ли этиологически с развитием дисгидрии? 4. Обезвоживание какого водного сектора развивается? 5. Появление жажды указывает на обезвоживание преимущественно какого водного сектора? Ответ обоснуйте.
5. Трое больных доставлены в состоянии дегидратации. У одного - изотоническая, у другого - гипотоническая, у третьего - гипертоническая. Вопросы: 1. Укажите причины дегидратации у больных. 2. Обезвоживание какого водного сектора развивается? Ответ обоснуйте. 3. У кого из больных в большей мере выражено сгущение крови и более высокий гематокрит и почему? 4. У кого из больных увеличен содержание эритроцитов в крови, у кого - снижен, у кого - не изменен и почему? 5. У кого из больных могут быть симптомы нарушения функции центральной нервной системы? С чем это связано?
6. У ребёнка установлено острое нарушение пищеварения, сопровождающееся большой потерей жидкости. С лечебной целью было назначено обильное питьё: изотонический раствор натрия хлорида, внутривенно раствор Рингера, дезоксикортикостерон (минералокортикоид). Через некоторое время у ребёнка развилась выраженная мышечная слабость. Со стороны пищеварительного канала наблюдается вздутие, динамическая непроходимость кишечника. При этом содержание натрия в плазме составляло 210 ммоль/л, калия - 3,0 ммоль/л (в норме – 140 и 3,8-5,2 ммоль/л соответственно). Правильно ли в данном случае была разработана лечебная тактика? Определите форму нарушений водно-электролитного обмена и объясните механизмы развития возможных последствий этих нарушений.
7. При работе в горячем цехе развивается усиленное потоотделение и гипервентиляция лёгких. К какому нарушению водно-электролитного обмена это может привести? Если жажда утоляется питьём воды, то какое, в свою очередь, нарушение водно-электролитного обмена может развиться? Каковы патогенетические механизмы последствий этих нарушений?
Список рекомендуемой литературы к теме 6.1. Основная литература 1.Литвицкий П.Ф. Патофизиология [Текст]: учебник // М.: ГЭОТАР Медиа, 2015 – 624 с. 6.2. Дополнительная литература 1.Порядин Г.В., Патофизиология [Электронный ресурс] / под ред. Г. В. Порядина - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 592 с. - ISBN 978-5-9704-2903-7 - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970429037.html 2.Новицкий В.В., Патофизиология [Электронный ресурс] / Новицкий В.В., Уразова О.И. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 896 с. - ISBN 978-5-9704-3995-1 - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970439951.html 3. Зайко Н.Н (ред.), Быць Ю.В (ред.) Патологическая физиология. Учебник: 3-е изд. МЕДпресс- информ, 2006 – 640 с.
Занятие № 13
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.57.57 (0.009 с.) |