Тема: «Иммунопатологические процессы. Аллергия. Псевдоаллергические реакции». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Иммунопатологические процессы. Аллергия. Псевдоаллергические реакции».



 

Мотивационная характеристика темы Иммунологическая реактивность является актуальной проблемой современной медицины. Основная функция системы иммунобиологического надзора это поддержание антигенного гомеостаза организма, как к инфекционным, так и неинфекционным факторам окружающей среды. Иммунологические реакции оказывают с одной стороны защитные механизмы, развивающиеся при различных заболеваниях, с другой вызывают повреждение, с развитием угрожающих состояний для организма – аллергия (шок, отек Квинке). Изучение нарушений иммунологической реактивности является необходимым условием их иммунокоррекции и противоаллергическому лечению.

 

Цели

Общая цель: Сформировать умение решать профессиональные врачебные задачи на основе патофизиологического анализа данных о причинах и условиях возникновения, механизмах развития и исходах аллергии

Конкретные цели

Студент должен

знать: уметь:
1 2
1. Определение понятия «аллергия» (ОПК-9, ПК-1, ПК-6). 2. Классификацию аллергических реакций. Типы аллергических реакций по Джелу и Кумбсу (ОПК-9, ПК-1, ПК-6). 3. Стадии аллергических реакций и их механизмы (ОПК-9, ПК-1, ПК-6). 4. Понятие о псевдоаллергических реакциях (ОПК-9, ПК-1, ПК-6). 5. Принципы гиперсенсибилизации организма при аллергии. Методы профилактики и терапии (ОПК-9, ПК-1, ПК-6). 1. Подвергать анализу механизмы развития различных видов аллергических реакций. (ОПК-9, ПК-1, ПК-6).   2. Подвергать особенности формирования иммунологической реактивности в раннем детском возрасте (ОПК-9, ПК-1, ПК-6).

 

 

План практического занятия:

№ п/п Этапы занятия Время Помещение ТСО
1 2 3 4 5
1 Введение, создание мотивации для изучения темы   5 мин Учебная комната Методические рекомендации к практическому занятию
2 Опрос студентов, обсуждение вопросов 45 мин Учебная комната Методические рекомендации к практическому занятию, рабочая тетрадь
3 Самостоятельная работа студентов (СРС): · проведение эксперимента · интерпретация данных, полученных в эксперименте Обсуждение результатов СРС 90 мин     35 мин Учебная комната   Таблицы с показателями иммунограммы, схемы иммунного ответа, рабочая тетрадь
4 Итоговый контроль. Задание на следующее занятие. 5 мин Учебная комната Набор контрольных тестовых заданий

3.Ориентировочная основа действия:

№ п/п Задание Указания к заданию
1. Использовать для выполнения задания рабочую тетрадь по патофизиологии клинической патофизиологии. Выполнить задания по теме данные преподавателем.

Вопросы, изученные ранее и необходимые для усвоения материала по теме

№ п/п Вопросы Дисциплина (модуль)
1 2 3
1. Свойства факторов окружающей среды, способных вызывать возникновение болезней Физика, неорганическая и органическая химия, биология, микробиология, социология
2. Свойств организма и законов его деятельности в условиях нормы Анатомия человека, гистология, нормальная физиология, биохимия, иммунология, генетика

 

 

Самостоятельная работа студентов

1.Изучить принципы диагностики, профилактики и принципов лечения поллиноза.

 

2. Воспроизведение анафилактического шока у морской свинки, проанализировать механизмы его развития по стадиям.

Ход выполнения практической работы: За 14-18 дней морскую свинку сенсибилизуют внутрибрюшинным введением 0,2-0,5 мл нормальной лошадиной сыворотки. Повторное введение антигена делают внутривенно на занятии. Для этого у морской свинки выстригают шерсть на одной из задних конечностей, кожу надсекают ножницами и в поверхностную вену конечности вводят 1,0-1,5 мл нормальной лошадиной сыворотки. Обычно через 1-2 мин. у животных появляются первые симптомы анафилактического шока. Результаты своих наблюдений занести в таблицу.

 

Проявления анафилактического шока у морской свинки

    Время наблдения Общее состояние     Частота дыханий в минуту Развитие асфиксии Возникновение рвотных движений Непроизволь- ная дефекация Непроизвольное мочеиспускание Появление зуда
После 2-го введения лошадиной сыворотки                

3.Воспроизведение в эксперименте феномен Артюса.

    Подвергнуть патофизиологическому анализу проявления феномена Артюса.

Ход выполнения работы: За 40 дней до даты проведения практического занятия кролику еженедельно вводят стерильно под кожу по 2мл лошадиной сыворотки пятикратно.

После 4-й, 5-й инъекции на месте введения сыворотки возникает воспаление. В дальнейшем участок подвергается некрозу, образуется инфильтрат (плотный, сухой, буро-черный) с развитием некроза (язва).

Подвергнуть патофизиологическому анализу проявления феномена Артюса.

 

Задания для контроля результатов формирования компетенций

5.1. Тестовые задания

1. В основе классификации аллергических реакций по П.Джеллу и Р.Кумбсу лежит:

1.время появления клинических проявлений аллергических реакций

2.этиология аллергических реакций

3.патогенез аллергических реакций

4.степень тяжести аллергических реакций

5.характер клинических проявлений

2. В основе иммунологической фазе аллергических реакций лежит

1.образование медиаторов аллергии

2.дегрануляция тучных клеток

3.реакция клеток на действие медиаторов аллергии

4.образование антител, сенсибилизированых Т-лимфоцитов 

5.снижение титра антител

3. Патохимическая фаза аллергических реакций характеризуется

1.нарушением микроциркуляции

2.спазмом гладкомышечных элементов

3.повышением проницаемости стенок сосудов

4.освобождением медиаторов аллергии  

5.образованием иммунных комплексов

4. Патофизиологическая фаза аллергических реакций характеризуется

1.образованием иммунных комплексов

2.активацией биологически активных веществ

3.структурными и функциональными нарушениями в органах и тканях

4.синтезом антител

5.образованием сенсибилизированных лимфоцитов

5.Сенсибилизация организма развивается

1.при повторном введении анафилактогена

2.при первичном поступлении аллергена

3.после перенесенного анафилактического шока

4.после иммунотерапии аллергенами

5.после введения разрешающей дозы аллергена

6.Аллергены - причины поллинозов

1.домашняя пыль

2.пыльца злаковых трав 

3.постельные микроклещи

4.пыльца деревьев

5.пыльца сорняков 

7.Заболевание, для диагностики которого используется кожная проба с аллергеном:

1. лекарственная аллергия

2. иммунный агранулоцитоз

3. поллиноз

4. аутоиммунная гемолитическая анемия

5. аутоиммунный гломерулонефрит

8. При аллергической, в отличие от иммунной, реакции наблюдается

1.образование антител

2.плазматизация В-лимфоцитов

3.уничтожение антигена

4.повреждение собственных тканей организма  

5.повышение фагоцитарной активности макрофагов

9. Для иммунологической стадии аллергических реакций цитотоксического типа характерно

1.взаимодействие аллергенов с реагинами на поверхности тучных

клеток

2.взаимодействие антител с измененными компонентами клеточной

мембраны

3.взаимодействие антигенов с антителами на поверхности

базофильных лейкоцитов

4.взаимодействие Т-лимфоцитов с аллергеном

5.образование циркулирующих в крови иммунных комплексов

10. Псевдоаллергические реакции отличаются от истинных

1.наличием патофизиологической стадии

2.наличием патохимической стадии

3.отсутствием иммунологической стадии

4.отсутствием дегрануляции тучных клеток

5.отсутствием выделения медиаторов

 

 

Ситуационные задачи

1. У больного С., 25 лет, после введения новокаина через 10 мин появились головная боль, головокружение, одышка, боли в животе. Артериальное давление снизилось до 60/40 мм. рт. ст., пульс 120 в мин, нитевидный.

Вопросы: 1. О какой патологии следует думать? 2. Является ли новокаин полным аллергеном? 3. Укажите тип аллергической реакции по Джеллу и Кумбсу, развившейся у больного после инъекции препарата. 4. Каковы возможные механизмы развития указанных симптомов?

 

2.Больная Ц., 28 лет, по поводу острого бронхита в течение 5 дней получала ежедневно инъекции пенициллина. На 10-й день после первого введения препарата у больной появились бляшки, приподнимающиеся над поверхностью отечной кожи. Сыпь покрыла кожу лица, спины, живота и бедер. Веки, щеки, губы распухли. Больная жаловалась на зуд и боли в суставах. Температура тела колебалась от 37,7 до 38,30С.

Вопросы: 1. О какой патологии следует думать? 2. Является ли пенициллин полным аллергеном? 3. Укажите тип аллергической реакции по Джеллу и Кумбсу, развившейся у больного после инъекции препарата. 4. Каковы возможные механизмы развития указанных симптомов? 5. Как объяснить отек кожи и появление крапивницы у больной?

 

3. Больной К., 50 лет, в течение 3 недель лечился левомицетином по поводу сальмонеллеза. К концу этого периода у больного развилась выраженная анемия. Обследование выявило в крови у больного наличие антител к эритроцитам.

Вопросы: 1. О какой патологии следует думать? 2. Укажите тип аллергической реакции по Джеллу и Кумбсу. 3. Каков механизм развития анемии, возникшей у больного?

 

4.Больная С., 30 лет, обратилась к дерматологу с жалобами на покраснение кистей рук, зуд и жжение. Объективно: отмечается эритема кожи рук, имеются плотные папулезные и микровезикулярные высыпания, корочки. Больная работает на заводе синтетических моющих средств. Покраснение и зуд вышеуказанных участков кожи впервые появились 4 мес. назад, однако подошло время очередного отпуска, и эти симптомы быстро, за несколько дней, исчезли. По возвращении на рабочее место клинические признаки появились вновь.

Вопросы: 1. О какой патологии следует думать? 2. Укажите тип аллергической реакции по Джеллу и Кумбсу. 3. Каковы возможные механизмы развития указанных симптомов? 4. Каков клеточный состав кожного инфильтрата? 5. Какими методами можно его подтвердить?

 

5. Больной В., занимается тэквандо 5 лет. В течение последних 5 месяцев во время тренировок стал отмечать зуд кожи груди, шеи, появление мелкой уртикарной сыпи. При обследовании больного у аллерголога вкрови обнаружено увеличение уровня IgЕ. Скарификационный тест с аллергеном из пыли спортзала, где проходят тренировки, положительный.

Вопросы: 1. О какой патологии следует думать? 2. Укажите тип аллергической реакции по Джеллу и Кумбсу. 3. Каковы возможные механизмы развития указанных симптомов?

 

6. Больной П., 8 лет, по поводу травмы ноги получил с профилактической целью 3000 ед. противостолбнячной сыворотки по методу Безредки. На 9-й день после введения сыворотки у ребенка возникли сильные боли и припухание плечевых и коленных суставов. Появилась генерализованная сыпь. Одновременно наблюдались резкая слабость, глухость сердечных тонов, низкое артериальное давление. Ребенок был госпитализирован.

Вопросы: 1. О какой патологии следует думать? 2. Укажите тип аллергической реакции по Джеллу и Кумбсу. 3. Каковы возможные механизмы развития указанных симптомов?

 

7. Больная Ш., 38 лет, обратилась к врачу-аллергологу с жалобами на появление красных зудящих пятен на коже лица в холодную погоду. Отмечает также, что при умывании холодной водой у нее возникает зуд и резкий отек кожи в месте соприкосновения с водой. Холодовая экспозиционная проба на коже плеча путем прикладывания кубика льда в течение 30 с была резко положительная. На месте прикладывания кусочка льда возникла гиперемия, волдырь.

Вопросы: 1. Указать механизмы развития аллергии у больной. 2. Что, выполняет роль аллергена?

 

8. Пациенту Михаилу, 45 лет, с диагностической целью ввели урографин. Ранее урографин и другие йодсодержащие препараты не назначались. Аллергологический анамнез не отягощен.

Через несколько минут после введения препарата внезапно возник дискомфорт, ощущение тревоги, страх смерти. На фоне внезапно наступившей общей слабости возникло чувство жара, тяжесть и стеснение грудной клетке, боль в области сердца, затрудненное дыхание, головокружение, головная боль. Затем появились тошнота, рвота.

Объективно:кожные покровы бледные, холодный пот, ЧСС - 130 в мин., АД 60/20 мм. рт. ст.

Вопросы: 1. Какое заболевание можно предполагать у данного больного? 2. Почему подобная реакция могла возникнуть на первое введение препарата? 3. Каковы возможные механизмы развития указанных симптомов? 4. Может ли помочь в профилактике данного заболевания исследование титра антител к препарату? Ответ обоснуйте.

9. К врачу обратился больной с жалобами на зуд век, слезотечение, сильный насморк, чихание которые, беспокоят его второй год подряд в апреле - мае. В анализе крови у больного найдено много эозинофилов. Отец больного страдает бронхиальной астмой.

Вопросы: 1. Какое заболевание наиболее вероятно, по Вашему мнению, у больного? 2. Дайте обоснование Вашему заключению. 3. Какие методы обследования помогут Вам в подтверждении Вашего диагноза? 4. Объясните патогенез симптомов заболевания. 5. Объясните роль эозинофилов при данном заболевании. 6. Целесообразно ли данному больному назначать антигенспецифическую иммунотерапию?

 

10. Роды у пациентки Лены, 32 лет. Группа крови родильницы 0(I) Rh(-), группа крови отца ребенка 0(I) Rh(+). Беременность первая. За время беременности несколько раз находилась в отделении патологии беременности в связи с угрозой выкидыша. В начальные сроки резус-антитела не обнаруживались. На 36-й неделе беременности обнаружены резус-антитела в сыворотке крови в титре 1:16. В 37 недель решено провести родовозбуждение. Родовая деятельность развивалась удовлетворительно, родилась живая девочка массой 3200 г. Состояние ребенка удовлетворительное, кожа желтушная. В крови ребенка выявлены анемия и увеличение непрямого билирубина.

Вопросы: 1. О какой патологии можно думать в данном случае? 2. Какие признаки указывают на данную патологию? 3. Что является антигеном, и какой тип антител вырабатывается при данной патологии? 4. Почему резус-конфликт возник уже во время первой беременности? 5. К какому типу аллергических реакций по Gell et Coombs относится данное заболевание? 6. Объясните патогенез симптомов заболевания.

 

11. Больная М., 32-х лет, поступила в клинику с жалобами на сильную слабость, головокружение, желтушность кожи и склер. При обследовании выявлено снижение гемоглобина и эритроцитов, повышенное содержание билирубина в крови и положительная проба Кумбса. Из анамнеза известно, что больная длительное время применяла сульфаниламидные препараты. Был поставлен диагноз – иммунная гемолитическая анемия.

Вопросы: 1. Какую роль в развитии данного заболевания сыграли сульфаниламиды? 2. Объясните патогенез данной гемолитической анемии. 3. Могут ли сульфаниламидные препараты и другие лекарства вызывать псевдоаллергию? 4. Что такое псевдоаллергия?

 

12. Ребёнок (мальчик) В., 3 мес., находится на смешанном вскармливании (получает грудное молоко и адаптированную кисломолочную смесь). На 3-4 сутки после введения в рацион кисломолочной смеси у ребёнка появилась яркорозовая сыпь на коже щёк, разгибательных поверхностей конечностей, живота. Признаков инфекционного заболевания у ребёнка не выявлено. Диагностирован атопический дерматит. Из анамнеза известно, что мать ребёнка страдает сезонным аллергическим ринитом, а отец – атопической бронхиальной астмой. Молодая семья проживает с родителями мужа. Отец мужа курит в комнате.

Вопросы: 1. Каковы причины развития атопического дерматита у ребёнка? 2. Какие условия могли бы способствовать развитию атопии у ребёнка? 3. К какому типу аллергических реакций по Gell et Coombs относится данное заболевание? 4. Охарактеризуйте изменения в организме, происходящие в течение различных фаз аллергической реакции этого типа.

 

13. Больной С., занимается борьбой самбо 6 лет. В течение последних 5 месяцев во время тренировок стал отмечать зуд кожи груди, шеи, появление в этих местах мелкой уртикарной сыпи. При его обследовании у врача-аллерголога обнаружено резкое увеличение в крови уровня иммуноглобулина Е. Скарификационный тест с аллергеном из пыли спортзала, где проходят тренировки, положительный.

Вопросы: 1. О какой патологии можно думать в данном случае? 2. Какие признаки указывают на данную патологию? 3. Что является антигеном, и какой тип антител вырабатывается при данной патологии? 4. К какому типу аллергических реакций по Gell et Coombs относится данное заболевание? 5. Объясните патогенез симптомов заболевания.

 

14. Больная С., 9 лет, жалуется на общее недомогание, слабость, потерю аппетита. По вечерам температура тела повышается до 37,50С. При рентгеноскопии легких справа выявлено увеличение прикорневых лимфатических узлов. Ребенку сделана реакция Манту, которая оказалась резко положительной: через 24 ч на месте нанесения туберкулина обнаружена папула (узелок) диаметром 15 мм с зоной гиперемии (ареолой) в окружности. Из анамнеза известно, что 3 месяца назад реакция Манту была отрицательной.

Вопросы: 1. О какой патологии можно думать в данном случае? 2. Какие признаки указывают на данную патологию? 3. К какому типу аллергических реакций по Gell et Coombs относится данное заболевание? 4. Объясните патогенез симптомов заболевания.

 

15. К пациенту Леониду, 45 лет, вызвана бригада скорой медицинской помощи. Около 20 минут назад появились жалобы на беспокойство, резкую головную боль, затруднение дыхания, кожные высыпания по всему телу с зудом. Установлено, что за 30 минут до прибытия бригады скорой помощи больному по поводу двусторонней мелкоочаговой пневмонии была сделана первая инъекция ампициллина внутримышечно. В возрасте 20 лет при лечении антибиотиками по поводу острого гнойного отита была реакция в виде кратковременной сыпи.

Объективно: больной заторможен, на коже лица, туловища и конечностей - волдыри различного размера, сливного характера, на гиперемированном основании. Холодный, липкий пот. Частота дыхания 56 в мин., выдох удлинен, выслушиваются свистящие хрипы. Границы сердца не расширены, тоны приглушены. АД 60/20 мм. рт. ст., пульс 160 в мин., нитевидный.

Вопросы: 1. Какое заболевание можно предполагать у данного больного? 2. Каков тип (дайте название) аллергического взаимодействия аллергенов и антител по классификации Джелла и Кумбса? 4. Можно ли считать ампициллин полноценным аллергеном? 5. Каков механизм развития клинических проявлений при данной патологии?

 

 

Список рекомендуемой литературы к теме

6.1. Основная литература

1.Литвицкий П.Ф. Патофизиология [Текст]: учебник // М.: ГЭОТАР Медиа, 2015 – 624 с.

6.2. Дополнительная литература

1.Порядин Г.В., Патофизиология [Электронный ресурс] / под ред. Г. В. Порядина - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 592 с. - ISBN 978-5-9704-2903-7 - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970429037.html

2.Новицкий В.В., Патофизиология [Электронный ресурс] / Новицкий В.В., Уразова О.И. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 896 с. - ISBN 978-5-9704-3995-1 - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970439951.html

3. Зайко Н.Н (ред.), Быць Ю.В (ред.) Патологическая физиология. Учебник: 3-е изд. МЕДпресс- информ, 2006 – 640 с.

 

 

Занятие № 8

Тема: «Итоговое занятие №1»

 

Цели

Общая цель: Знать основные понятия общей нозологии.

Конкретные цели

Студент должен

знать: уметь:
1 2
Вопросы по темам: «Общая нозология, этиология, патогенез, общий адаптационный синдром», «Повреждающее действие факторов окружающей среды», «Повреждение клетки», «Роль реактивности в патологии. Наследственная патология», Патология иммунологической реактивности» (ОПК-9, ПК-1, ПК-6). 1. Подвергать анализу причины и механизмы расстройств, вызванные факторами окружающей среди и влияющие на состояние организма (ОПК-9, ПК-1, ПК-6).    

 

 

План практического занятия:

№ п/п Этапы занятия Время Помещение ТСО
1 2 3 4 5
1 Опрос студентов 150 мин. Учебная комната Методические рекомендации к практическому занятию, рабочая тетрадь  
2 Итоговый контроль. Задание на следующее занятие.   30 мин Учебная комната Набор контрольных тестовых заданий

 

 

Самостоятельная работа студентов

    Задание 1. Студентам повторить контрольные вопросы и тестовые задания по этим темам общей нозологии к коллоквиуму.

    Задание 2. Студентам самостоятельно проработать и знать: принципы классификации болезней; учение об этиологии и патогенезе; фазы патологического процесса; стадии болезни; повреждающую роль факторов окружающей среды; патологию наследственности, учение о реактивности организма и патологии системы иммунобиологического надзора.

Занятие № 9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.094 с.)