Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Визуальные конструкции Визуальные воспоминанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Аудиальные Воспоминания Аудиальные конструкции
Кинестетика Аудиальные представления, (ощущения, осязание, обоняние, вкус) внутренний диалог, контроль речи Рис. 1 Типичная схема глазных сигналов доступа (для правшей) Функцию поиска и извлечения информации в виде образов, звуков или ощущений выполняет ведущая система – особый внутренний канал, который извлекает необходимый материал из памяти для последующего сознательного обдумывания (работает ниже уровня осознавания, поэтому ее можно определить только по направлению, куда глаза идут первыми при поиске ответа на вопрос). Система, которая предоставляет информацию сознанию, – первичная РС, является предпочитаемой системой мышления субъекта. Выявляется по словам-предикатам. Наконец, существует референтная система (ее определяют по тому, куда последними идут глаза перед началом ответа на вопрос). Референтная система служит для проверки извлеченной в сознание информации (истинная она или ложная), а также для принятия решений. При несовпадении ведущей и первичной РС могут быть проблемы, поскольку субъект извлекает информацию, например, визуально, а в сознание она поступает в виде чувств и не понятно, как они возникают. Например, женщина испытывает ревность. При этом она говорит об этом чувстве, а глаза идут вправо и вверх (конструирует неосознаваемые картины измены мужа). Осознается лишь безотчетное, тягостное чувство ревности, которое возникло как бы само по себе. Поэтому важно определить, находится ли ведущая система в пределах осознавания или нет, что необходимо для построения адекватных терапевтических стратегий. Внутренние стратегии – последовательность внутренних процессов, т.е. шагов, которые определяют поведение субъекта и вызывают у него различные чувства. Например, человек может создавать или воспроизводить в сознании картины которые вызывают у него те или иные чувства, а затем он говорит сам себе об этих чувствах, т. е. это – последовательность В > К > А. Эту стратегию нередко используют при покупках. Стратегии могут быть удачными и неудачными. Удачные – эффективно приводят к полезному результату. Неудачные – эффективны, но не являются полезными. Например, спеллинг – стратегия грамотного письма. Известно, что независимо от языка и страны, люди, которые хорошо владеют правописанием, пользуются одной и той же стратегией. Они вызывают визуальный (эдейтический) образ слова, а затем проверяют правильность кинестетически (ориентируются на изменения ощущений поблизости от средней линии тела). Менее эффективная стратегия – проверять написание аудиально (проговаривать слово про себя). Большинство людей использует мало стратегий достижения (2–3–4). Р. Бендлер и Д. Гриндер (1996) утверждают, что гибкая, эффективно функционирующая личность имеет до 10–12 поведенческих стратегий. Используя информацию о внутренних стратегиях принятия решения, можно организовать своё сообщение так, что оно легко будет понято и принято человеком. Для этого слова-предикаты должны чередоваться в сообщении так же, как чередуются соответствующие внутренние стратегии клиента. Субмодальности – тонкие различия внутри каждой из трех модальностей. Они и позволяют людям воспринимать мир или ярким, эмоционально насыщенным, или тусклым и неинтересным. От того, как сконструирован наш внутренний опыт, как он организован, во многом зависит и наше к нему отношение. Субмодальности – это фактические характеристики структуры опыта. Визуальные субмодальности: цвет, яркость, размер, форма, контрастность, резкость, расстояние до картинки, движение (фильм или слайд), ассоциированное (вижу своими глазами) или диссоциированное (вижу себя со стороны) восприятие. Аудиальные субмодальности: громкость, стерео или моно звук, тон, тембр, ритм, резкость, чистота звука, продолжительность, местоположение источника звука и расстояние до него. Кинестетические субмодальности: локализация, интенсивность, давление, текстура, тяжесть, температура, длительность ощущений. В НЛП считают, что есть хороший способ сделать себя неудачником: весь позитивный опыт хранить в виде черно-белых фото, далеко и нечетко, а весь отрицательный опыт представлять ярко, объемно, крупным планом, в движении. На этом принципе основаны техники работы с субмодальностями, например, взмах, визуально-кинестетическая диссоциация и др. Тройное описание. Д. Гриндер и Дж. Делозье выделили три основных позиции восприятия. Первая позиция позволяет субъекту смотреть на мир полностью со своей точки зрения, изнутри своей собственной реальности, не принимая в расчет другие возможные точки зрения. Вторая позиция часто известна как эмпатия. Субъект может представить себе, что бы он увидел, почувствовал и услышал с точки зрения другого человека. Очевидно, что одна и та же ситуация или поведение могут иметь различные смыслы для различных людей. Третья позиция – опыт наблюдения за ситуацией со стороны. Эта отстраненность позволяет субъекту более объективно оценивать происходящее. Все три позиции одинаково важны, и полезно уметь свободно менять, переходя от одной к другой. Они помогают человеку лучше понять любой результат и любую ситуацию. Различия, которые можно заметить, если смотреть на мир под различными углами зрения, - это то, что делает мир разнообразным, и то, что дает людям возможность выбора. Линия времени. Общий способ организации картин прошлого, настоящего и будущего в представлениях человека заключается в их пространственном расположении. Прошлое чаще всего располагается слева от субъекта. Чем дальше в прошлое, тем дальше располагается картинка. Будущее будет уходить вправо, причем картины более далекого будущего будут находиться дальше. Картинки по обе стороны могут располагаться друг над другом либо каким-то другим способом, позволяющим легко увидеть и рассортировать их. Многие люди используют визуальную систему для представления временной последовательности событий, хотя могут существовать некоторые субмодальные различия и в других системах. Звук может усиливаться по мере приближения к настоящему, ощущения могут становиться более интенсивными. Такой способ организации времени согласуется с нормальными глазными сигналами доступа (и способом чтения) и является весьма распространенным. Есть и другие способы организации временной линии. И хотя не существует неправильной временной линии, то, где и как субъект ее выстраивает, будет влиять на то, как он думает. Например, если прошлое находится прямо перед ним, то всегда будет попадать в поле зрения и привлекать внимание человека. Прошлое становится важной и влиятельной частью опыта. Большие и яркие картинки далекого будущего сделают его весьма привлекательным, субъект будет ориентирован в будущее. Известно, что люди, ориентированные таким образом, обычно справляются с болезнями быстрее, и медицинские исследования подтверждают это. Линии времени важны в терапии. Если клиент не может увидеть своего будущего, то многие техники не будут работать, поскольку предполагается, что он способен мысленно передвигаться во времени, получать доступ к ресурсам прошлого или конструировать привлекательнее будущее. Система логических уровней Г. Бейтсона. На любую проблему можно посмотреть под разными углами, с разных уровней. Чтобы кто-то существовал в мире, что-то с ним происходило, это должно быть где-то. Это – уровень окружения (1). Вопросы, обращенные к уровню окружения: «Где? Когда?» На этом уровне трудно говорить о проблемах, скорее можно решать какие-то задачи. Например, неудобно сидеть на этом стуле – можно пересесть на другой. Не нравится человек – можно исключить его из своего окружения. Следующий – уровень поведения (2). Ведь в любом окружении человек что-то делает (говорит, двигается, испытывает эмоции, дышит, ест и т. п.). Причем можно делать что-то в этом окружении, а можно совсем в другом. Вопросы поведенческого уровня: «Что? Что Вы делаете?» Уровень способностей и возможностей (3). является определяющим для поведения. Ведь чтобы осуществить то или иное поведение, нужны способности и возможности, которые позволяют сделать нечто в данном окружении. Способности – более сложная система, чем поведение. Имея способность писать, это можно делать многими способами, т. е. некая способность определяет достаточно широкий спектр поведения и, соответственно расширяет окружение. Вопрос этого уровня: «Как?». Уровень убеждений и ценностей (4) позволяет понять, почему могут быть и способности и возможности, но человек не хочет что-то делать. Вопрос этого уровня: «Почему?» Все то, чему человек осознанно и неосознанно придает значение, определяет его поведение, способности, возможность выбирать себе окружение. Если человек убежден, что он не может что-либо делать (петь, плавать, выступать перед аудиторией), то у него не будет соответствующих способностей и возможностей, поэтому он будет всячески избегать поведения, которое ему якобы недоступно. На уровне убеждений существует максимум ограничений, которые могут создавать жесткую и ригидную модель мира. Иногда уровень убеждений диссоциируется, и человек перестает осознавать свои убеждения и ценности, а начинает жить исходя из требований окружения. Это создает основу для формирования невротического поведения и зависимостей. Ибо существует внутренний конфликт, а значит психический дискомфорт, который нужно снимать. Поэтому одна из задач терапии – вернуть человека к его истинным убеждениям и ценностям. Сущностный уровень или идентичность (5) – это базисное ощущение самого себя, связанное с основными личностными ценностямисубъекта.Отвечает на вопрос: «Кто я?». Он малоосознаваем, но очень важен, поскольку определяет все остальное. Если женщина говорит: «Я – мать» – в том смысле, что материнство является ее предназначением это – уровень идентичности. На каждом логическом уровне есть своя симптоматика, свои проблемы, а также свои подходы к коррекции и техники работы. Разработана техника, позволяющая развести логические уровни, которые могут быть у человека перепутаны. Чем выше логический уровень проблемы, тем сложнее работать. Больше всего техник поведенческого уровня: интеграция якорей, техника быстрого лечения фобий и т. д. Сразу на двух уровнях (поведения, а также способностей и возможностей) работает техника взмаха и шестишаговый рефрейминг. На уровне убеждений и ценностей работает техника изменения убеждений, а реимпринтинг затрагивает не только уровень убеждений, но и идентичность. Подстройка (присоединение) – техника установления раппорта путем уподобления психотерапевта своему клиенту в речи и поведении. Специалист делает похожей какую-то часть своего поведения на аналогичную часть поведения клиента. Существуют различные виды подстройки: подстройка к позе (прямая и непрямая); подстройка к движениям; подстройка к дыханию (говорят на выдохе клиента); присоединение к речи (отражают особенности речи клиента). Калибровка – использование остроты восприятия психотерапевта для выявления малейших сдвигов во внешне наблюдаемом состоянии человека (ориентируясь преимущественно на невербальные каналы информации), по которым можно определить, когда в его внутреннем состоянии происходят изменения. С этой целью калибруют (внимательно изучают и запоминают для последующего сравнения) видимые невербальные реакции клиента: ширину зрачков, движения глазных яблок, ритм и глубину дыхания, цвет кожных покровов, мышечный тонус, мимику и микродвижения. При использовании техник вначале калибруют текущее состояние (например, предлагая погрузиться в проблему). После выполнения психотерапевтической интервенции вновь предлагают клиентувспомнить проблемную ситуацию и следят, как изменилось его невербальное поведение. Мета-модель — это набор лингвистических средств для сбора информации, направленных на то, чтобы восстановить связь языка человека и того опыта, который он в этом языке представляет. Язык – это не опыт, а представление опыта, как карта – представление территории. Существует поверхностная структура языка – то, что мы слышим от другого человека на уровне обыденной речи. Она малоинформативна, поскольку в процессе кодирования чувственного опыта в слова и в процессе декодирования слушателем, когда он расшифровывает для себя смысл этих слов, информация может теряться и искажаться. Глубинная структура языка – то, что на самом деле подразумевается и тесно связано с моделью мира человека. Но, чтобы перейти от глубинной структуры к поверхностной, люди используют три универсальных процесса: они обобщают, упускают либо искажают часть информации. Поэтому, изменяя поверхностную структуру при помощи мета-модели, можно восстановить утраченную информацию, а также в какой-то степени повлиять на глубинную структуру языка и собственно модель мира субъекта. Ниже приведены названия и примеры лингвистических паттернов, которые нуждаются в уточнении с помощью вопросов метамодели: •Чтение мыслей. «Я Вам не нравлюсь». – «Почему Вы думаете, что мне не нравитесь?» •Безличность. «Критиковать плохо». – «Почему Вы решили, что это плохо? Кто так считает? Кто сказал, что это плохо?» •Причинно-следственные обороты. «Вы заставляете меня сердиться». – «По какой причине мои поступки заставляют Вас выбирать реакцию гнева?». •Сложная равнозначность. «Вы всегда на меня кричите, то есть совершенно ко мне равнодушны!». – «Почему то, что я кричу, означает, что Вы мне безразличны? Вы никогда не повышали голос на того, кто Вам не безразличен?». •Пресуппозиции. «Если бы начальник знал, сколько у меня работы, он не просил бы меня об этом». – «Почему Вы уверены, что он не знает, сколько у Вас работы? Почему Вы считаете, что у Вас слишком много работы?». •Кванторы общности. «Она никогда меня не слушается». – «Совсем никогда? Что случилось бы, если бы она Вас послушалась?». •Модальные операторы необходимости. Ключевые слова: «следует», «не следует», «должен», «не должен», «обязан», «нужно», «необходимо». «Мне нужно сделать это к вечеру». – «Что произойдет, если Вы этого не сделаете?». •Модальные операторы возможности. Ключевые слова: «можешь», «не можешь», «смогу», «не смогу», «способен», «не способен», «возможно», «невозможно». «Я не смогу сдать этот экзамен». – «Что помешает Вам его сдать? Что случится, если Вы все-таки его сдадите?». •Номинализации. «Общение здесь невозможно». – «Кому не удается общаться и с кем именно? Как именно Вы хотели бы общаться?». •Неопределенные глаголы. «Он меня обидел». – «Чем и как именно он Вас обидел?». •Простое опущение. «Я сыт по горло». – «Чем? Кем? Что именно случилось?». •Отсутствие точной ссылки. «Никого это не волнует». – «Кто именно проявляет безразличие?». •Опущение при сравнении. Ключевые слова: «хорошо», «лучше», «лучший», «больше», «меньше», «самый», «плохо», «хуже», «худший». «Он плохой друг». – «По сравнению с кем?». Итак, мета-модель используется: 1) для сбора информации о клиенте и его проблеме; 2) для выяснения истинного значения сказанного клиентом (что именно он имеет в виду?); 3) для выявления ограничений в модели мира клиента; 4) с целью помощи в обнаружении новых выборов; 5) как способ коррекции мышления клиента.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.74 (0.016 с.) |