Сопротивление различным предложениям психотерапевта просто указывает на то, что нужно установить более адекватный раппорт, а сами предложения должны соответствовать картине мира клиента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сопротивление различным предложениям психотерапевта просто указывает на то, что нужно установить более адекватный раппорт, а сами предложения должны соответствовать картине мира клиента.



Сознание и тело – две части единой системы. Поэтому через работу на когнитивном уровне можно воздействовать на тело и наоборот.

Все поведенческие стереотипы (симптомы) имели в прошлом и, вероятно, имеют в настоящем адаптивные функции. Эти скрытые позитивные намерения симптомов необходимо учитывать при их коррекции.

Весь наш жизненный опыт закодирован в мозге в виде образов, звуков, чувств, вкусовых ощущений и запахов, а не в форме логических рассуждений. Субъективное восприятие опыта зависит от того, как структурирована хранящаяся в памяти информация. Меняя структуру опыта, мы меняем отношение к событиям прошлого. Мышление – это интерпретация опыта, который мы превращаем в словесное описание.

Если один человек может сделать нечто, то это может сделать и другой человек. Любые навыки и достижения имеют структуру, которая может быть скопирована и использована для их моделирования.

Измениться легко. Само по себе изменение занимает меньше времени, чем долгое пребывание в неизменном состоянии.

Люди располагают необходимыми ресурсами для решения возникающих перед ними проблем, но не всегда имеют доступ к этим внутренним ресурсам.

Все полученные результаты (позитивные и негативные) представляют собой полезную обратную связь при дальнейшем взаимодействии.

Пеpвое описание HЛП включает лингвистические паттеpны (мета-модель) и их взаимодействие с глyбинной стpyктypой опыта, идеи о подстройке, о pепpезентативных системах, сyбмодальностях, стpатегиях, о pазделении намеpений и поведения, а также ряд техник, созданных на этой основе, в частности, якоpение, изменение личностной истоpии, шестишаговый pефpейминг, взмах, визyально-кинестетическая диссоциация, работа с убеждениями, реимпринтинг и др.

Втоpое описание НЛП (Новый код НЛП), предложили Дж. Гpиндеp и Дж. Делозье (1993). Его основное отличие состоит в том, что производимые изменения, (в том числе, выбор состояния, ресурсов и новых вариантов поведения) совершаются с помощью бессознательного. В основе подхода лежит доверие бессознательному мышлению и использование его мудрости. Одной из главных целей в Новом коде НЛП является развитие раппорта между сознательным и бессознательным, и, как следствие, достижение человеком собственной конгруэнтности.Вариантом такого взаимодействия сознательного и бессознательного является т. н. состояние высокой эффективности (СВЭ). В этом состоянии человек не производит сознательного поиска решения задачи, а остается спонтанным, позволяя решению прийти самому, из бессознательного. Вызов СВЭ выполняется с помощью специальных паттернов дыхания или игр Нового кода НЛП. Особенность последних состоит в активизации работы обоих полушарий мозга, задействовании всех каналов восприятия, одновременном выполнении нескольких параллельных процессов, присутствии четкого ритма и постепенном усложнении задач. Эти игры позволяют человеку быстрее и точнее войти в СВЭ. При наработке определенного опыта использования этого состояния, оно может достигаться более простыми способами. Новый код НЛП не ограничивается раппортом сознательного и бессознательного, конгруэнтностью и работой с состояниями. Он включает в себя также управление фильтрами внимания, моделирование из второй позиции и системное НЛП (множественное описание, учет петель обратной связи при создании изменений и работа на мета-уровнях).

Практические аспекты применения метода

 Сбор информации о клиенте в НЛП (способы изучения его модели мира)

Собрать необходимую информацию о клиенте позволяет расспрос, включающий изучение особенностей речи человека, отражающих его способ восприятия мира и работу с мета-моделью, а также наблюдение за поведением субъекта, его невербальными реакциями в ходе общения.

Изучение содержания речи человека может рассказать о его представлениях, анализ ее особенностей (привычного использования в разговоре слов-предикатов – глаголов, прилагательных и наречий, т. е. слов, определяющих взаимоотношения между вещами) показывает, как человек достиг этих представлений, какие сенсорные системы он предпочитает использовать для этого. Люди мыслят в одной из трех систем. Они могут создавать внутри себя зрительные образы, испытывать ощущения или что-то говорить сам себе. Эти основные сенсорные системы (визуальная, аудиальная и кинестетическая) в НЛП обозначаются как репрезентативные системы. Это пути, посредством которых человек познает и представляет окружающий мир. Их еще называют модальностями внутреннего опыта, поскольку весь наш опыт закодирован в структурах мозга в виде образов, звуков, ощущений (к последним относят осязание, обоняние и вкус). В норме у человека задействованы все системы, поэтому, строго говоря, не существует чистых визуалов или кинестетиков (за исключением случаев, когда в результате травмы или заболевания, один или два сенсорных канала отрезаны). В то же время, люди склонны действовать в той системе, где сознательно представлена большая часть их опыта. Они пользуются ею чаще и полнее других, особенно в стрессовых ситуациях. Привычное использование в речи множества слов-предикатов, относящихся, например, к визуальной системе, указывает на первичную репрезентативную систему (РС), т. е. ту внутреннюю систему, которая больше других развита и шире используется. Поиск слов-предикатов в речи пациента позволяет выявить его первичную РС – ту систему, благодаря которой внутренний опыт человека становится доступным сознанию. Она же является преимущественным каналом информации о внешнем мире. Визуальные слова-предикаты: видеть, рисовать, яркий, ясный, туманный, прозрачный, перспектива и т. д. Аудиальные: слышать, звучать, громкий, шумный, звонкий и т. д. Кинестетические: чувствовать, ощущать, трогать, теплый, мягкий, гладкий, зажатый, колючий, сухой и т. д. Следует помнить, что речь идет о переносном, метафорическом словоупотреблении («ты сегодня очень кислый», «она просто сияла»), потому что независимо от первичной РС все скажут: «Кислый лимон».

Необходима некоторая практика для автоматического вылавливания слов-предикатов из речи. Это важно, т. к. некоторые люди буквально видят то, что им говорят, другие ощущают, а третьи слышат. Чтобы человек лучше Вас понял, надо говорить с ним на его языке, используя слова-предикаты, относящиеся к предпочитаемой им РС.

Ключи доступа. Доступом в НЛП называется процесс получения внутренней информации – картин, звуков, слов, ощущений, составляющих воспоминания или фантазии человека. Ключи доступа – движения глаз и физиологические признаки, указывающие на способы обработки внутреннего опыта, т.е. как человек думает в картинках, словах или ощущениях. В 1969 г. Р. Бакан (США) установил соотношения между сигналами мозга и движениями глаз. При ответе на вопрос, требующий обдумывания, субъект уходит в себя (смотрит сквозь собеседника, вверх или вниз). В этот момент он обращается к памяти, своему внутреннему опыту. Например, визуальное воспоминание запускает вопрос: «Какого цвета Ваша входная дверь?», а визуального конструирования требует вопрос: «Вы можете представить себе черный треугольник внутри красного квадрата?». Аудиальные воспоминания стимулирует вопрос: «Как звучит звонок в Вашем телефоне?», а аудиальное конструирование происходит при вопросе: «Как будет звучать Ваш голос под водой?» Внутренний диалог стимулирует просьба: «Прочитайте детский стишок про себя», а кинестетический канал восприятия включается в ответ на предложение: «Вспомните вкус лимона». На рис. 1 представлена схема глазных сигналов доступа для праворуких. У леворуких все глазные сигналы инвертированы (расположены наоборот). У амбидекстров (равноруких) могут быть инвертированы только визуальные сигналы, либо, напротив, кинестетические и внутренний диалог.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.006 с.)