Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная французская историография.

Поиск

Историки "круга Собуля" (К. Мазорик, М. Вовель, Р. Робен и др.) Критика "классической" концепции истории Французской революции. Ф. Фюре "Постижение Французской революции" (1978), Д. Рише и их последователи.

Проблема "кризиса истории". Третий этап школы "Анналов": Э. Ле Руа Ладюри, М. Ферро. Работа Дюби о битве Бувин (1214). Коллекция Seuil "Тридцать дней которые сделали Францию". Расширение круга изучаемых проблем. Исследования посвященные женщинам в истории, истории хлеба, повседневной жизни. Исследование истории и культуры Африки, Арабского мира.

 

 

57. Гістарычная навука Заходняй Германіі ў пасляваенны час

В конце 60-х гг. на волне бурного студенческого движения, либерализации и демократизации системы высшего образования, широкой популярности "критической теории", разработанной лидерами неомарксистской Франкфуртской школы Теодором Адорно и особенно Юргеном, в западногерманской исторической науке зародилось и окрепло радикально-демократическое направление. Социал-демократические ученые подчеркивают, что изучение истории способствует формированию общественного сознания, нацеленного на укрепление мира и недопущение войны, на сохранение демократических свобод и правового государства.

Признанным лидером консервативного направления - Герхард Риттер, антифашист. В книге "Карл Гёрделер и немецкое движение Сопротив­ления".

 консервативного направления Ганс Иоахим Шёпс В своих много­численных работах он ратовал не только за восстановление Прус­сии, но и даже за реставрацию монархии. "Духовной ис­тории Германии нового времени"

Фрица Фишера "Рывок к мировому господству". Вспыхнувшая в связи с этим ожесточенная дискуссия означала поворотный пункт в развитии западногерманской исторической науки. Споры вызвали два основных тезиса Фишера. Во-первых, он подчеркнул, что германское правительство не только сознательно пошло на риск развязывания мировой войны, но и активно содействовало этому своей прежней политикой. Вторая мысль заключалась в том, что далеко идущие аннексионистские планы были присущи не только пангерманцам и немецкому генералитету, но встретили поддержку и содействие большинства политических течений от консерваторов до партии Центра, либералов и правых социал-демократов.

Вернер Конц приоритет структурно-социального подхода и необходимость изучения не индивидуальных явлений, а "типичных коллективных феноменов"

Более значительное место в социальной истории заняли ученые молодого поколения Г.-Ю. Пуле, Р. Козеллека, Д. Штегмана, М. Штюрмера. Социально-политические проблемы Германской империи нашли отражение во многих работах Михаэля Штюрмера (1938 г.р.), автора книг "Правительство и рейхстаг в бисмарковском государстве, 1871-1880." Цезаризм или парламентаризм" (1974), "Беспокойная империя" (1983), "Основание империи" (1984). Специфика западногерманской социальной истории проявилась и в произведении Рейнхарта Козеллека (1923 г.р.) "Пруссия между реформой и революцией" Книга Козеллека отразила стремление автора выйти за пределы политико-биографической истории и обратиться к анализу долго­временных структур, сочетая при этом традиционные "историко-филологические методы" с новыми системно-структурными.

 

 

59.Гістарычная думка Еўропы і ЗША ў канцы 20 – пачатку 21 ст. Змена парадыгм і міждысцыплінарны падыход.

 Многие ученые начали понимать и писать историю по-другому. В центре их внимания оказываются теперь не действия выдающихся исторических пер­сонажей, не безличные структуры и процессы развития общества и экономи­ки, а экзистенциональные переживания отдельных людей, которые прежде не были видны, потому что они находились в тени истории, на ее задвор­ках. Но теперь они выступили на свет и стали главным объектом изучения формирующейся новой социокультурной истории. В 70-е годы казалось, что историческая наука достигла пика научности. В трехтомной антологии "Творить историю" (1974) под редакцией Жака Ле Гоффа и Пьера Норa говорилось, что наступила эпоха взрыва интереса к истории, а она сама как дисциплина изменила свои методы, цели и струк­туры, обогатилась привлечением идей из смежных наук, обратилась к ис­следованию материальной культуры, цивилизаций и менталитета.Заговорили о том, что история всту­пила в фазу "лингвистического поворота" и "семиотического вызова", что сложилась новая постмодернистская парадигма, изложенная ее гуру, кали­форнийским историком Хайденом Уайтом в книге "Метаистория" (1973), ко­торую одни объявили "самым значительным произведением по исторической теории в XX веке", а другие - "опасной и деструктивной" концепцией, разрушающей "все критерии истины". Сейчас все большее значение приобретает изучение отношений между по­лами и поколениями, религиозных убеждений и верований, роли и традиций воспитания и образования, локальной и региональной истории. В центре внимания находятся уже не коллективные феномены, а маленькие группы и даже отдельные индивиды, так как может быть и социальная история бур­жуазии, и социальная история одного предпринимателя икс. Если охарактеризовать состояние, переживаемое мировой исторической наукой на рубеже XX-XXI веков, как "историографическую революцию", то эта революция не первая и, скорее всего - не последняя.

методологические подходы в исторической науке на рубеже 20-21вв. 1)обновленный марксистский подход(формационный,стадиальный,унитарно-стадиальный),2)цивилизационный(признание уникальности,многомерности каждой науки),3)модернизационный.Постмодернизм явл.заменой всех сущ.методологий.Суть П:историка должна интересовать не реальность,а представление об этой реальности в обществе,в отд.группах,отд.людей.П-это реакция общества уставшего от засилья теорий,концепций,парадигм.П не признаёт исторических источников-текст.Междисциплинарные направления:1)антропологическое:в центр ставит человека,против марксизма;2)интеллектуальная история:история идей на СТЫКЕ философии,лит-ры,искусства,языка и т.д.изучение истории научных школ,направлений,полит.течения.3)Устная история;4)квантитативная история:наличие 2групп квалиф.математиков увлечённых историей и историков,заним.мат-ой.;5)гендерная история:история про женщин;6)повседневная история:нет общепринятого определения истории.

 

58. Гістарычная навука Расіі постсавецкага перыяду.

58, 60. Новыя тэндэнцыі і праблемы гістарычнай навукі ў Беларусі на сучасным этапе.

Распад СССР привел к распаду бывшей советской историче­ской науки и в прямом, и в переносном смыслах этого слова; историки, ранее принадлежавшие к единой интернациональной советской школе, теперь ориентировались на различные государ­ственные, национальные интересы и традиции, и это еще более усложнило обстановку в исторической науке. В 1991 окончилось существование советской исторической науки.

После отказа от марксистской парадигмы истории, что было связано с развалом СССР и крушением монопольной власти КПСС, историческая наука на постсоветском пространстве на какое-то время утратила методологические ориентиры. Сказалась также длительная изоляция советской науки от мировой, недостаточная осведомленность отечественных ученых относительно достижений американской и европейской исторической мысли. Образовавшийся теоретический вакуум белорусские, как и российские, историки стали заполнять самыми разнообразными идеями и концепциями, заимствованными из арсенала не только современной западной науки, но и историографии второй половины ХІХ-начала ХХ в. На современное состояние белорусской исторической науки значительно повлияло и ее прошлое провинциальное положение относительно центров исторических исследований и образования в рамках СССР.

Закрываются, перепро­филируются или реорганизуются научные исторические учреждения которые были связа­ны с советским прошлым: Институт марксизма-ленннитма при ЦК КПСС. Академия общественных нак при ЦК КПСС, Ин­ститут общественных наук при ЦК КПСС и их структуры в реги­онах. В Республике Беларусь это Институт истории партии при ЦК КПБ и Минская высшая партийная школа. С другой стороны, в академическом Институте источение истории были значительно уточнены направления научных исследований и соответственно усовершенствована структура. Такого рода изменения происходили на исторических факультетах высших учебных учреждений, а также других вузов, где историко-партийные кафедры были перепрофилированы, как и соответствующие учебные курсы. В начале 90-х годов была создана, в восстановленном порядке зарегистрировано, а затем и перерегистрировано Ассоциация историков Беларуси. Позднее был организован Национальный комитет историков Республики Беларусь.

Белорусские ученые предпринимают попытки реально оценить современное состояние своей науки и определить перспективы ее развития. Анализу общих моментов развития национальной белорусской историографии посвящены статьи академика М.П.Костюка и В.П.Грицкевича. В их работах рассматриваются трудности становления национальной историографии и дается авторское видение решения возникших проблем. Сущность кризисных явлений в современной историографии в целом, ведущиеся в ней дискуссии о соотношении формационного и цивилизационного подходов к истории раскрываются в публикациях В.С.Кошелева, Д.В.Карева и А.Н.Нечухрина и др.

Заслуживает упоминания переизданная и дополненная книга Л.В.Алексеева «Археология и краеведение Беларуси ХVI в. –30 г. ХХ в.» (Мн., 1996). Автор отводит значительное место персоналиям, нередко безвестным деятелям, внесшим вклад в изучение родного края и его древностей. В центре работы ХIХ век, когда создавалась материальная база для изучения отечественной истории. Развитие науки в ту или иную эпоху автор тесно увязывает с современностью.

Среди обобщающих историографических исследований следует выделить работы В.И.Меньковского «Англо-американская советология: история, современность, академические ресурсы»(Мн., 2000) и «Власть и советское общество в 1930-е г.: англо-американская историография проблемы» (Мн., 2001), отличающиеся высоким теоретико-методологическим уровнем. Это первые в белорусской историографии серьезные обобщающие научные публикации по западной советологии.

Среди авторов историографических, источниковедческих иархеографических работ, посвященных белорусской тематике, активностью выделяются Э.Г.Иоффе, В.Н.Михнюк, М.Ф.Шумейко, З.З.Яцкевич, Е.Г.Андреева, К.А.Ревяко, А.М.Сувалов, Я.И.Трещенок, В.В.Швед, М.И.Матюшевская, М.Б.Ботвинник, А.Полипский, Г.А. и А.Г.Кохановские и другие.

В середине 90-х годов вышли в свет 40-тысячным тиражом «Очерки истории Беларуси» в 2 частях. Они появились изданием нового поколения исторической литературы в Республике Беларусь. Активно выдавали свои работы И. Игнатенко, Е. Павлов, Р. Платонов, Статкевич. Плодотворно и сегодня работают Г. Голенченко, Л. Лыч, В. Новицкий и многие другие представители белорусского исторической науки. В 2000 году, вышел в свет 1 том 6томнай «Истории Беларуси».

Инициаторами разработки проблем теоретической историографии и методологии истории в Беларуси стали кафедра всеобщей истории Гродненского государственного университета имени Янки Купалы (ГрГУ) и кафедра источниковедения и новой и новейшей истории Белорусского государственного университета(БГУ).

В период перестройки, цензура постепенно ослаблялась, сойдя к 1991 году почти на нет. Ослабление цензуры выразилось в декларировании руководством СССР с 25 февраля 1986 года политики «гласности». С 1987 г. начала работу Комиссия Политбюро по реабилитации жертв политических репрессий («комиссия А. Н. Яковлева»). Были реабилитированы Бухарин, Зиновьев, Каменев, признаны незаконными приговоры внесудебных «троек», репрессии в отношении крестьян периода коллективизации

Случилось невероятное: тираж популярных литературно-художественных журналов перевалил за миллион экземпляров. Страна бросилась наверстывать упущенное, читать то, что было у нее отнято в прежние годы: произведения 20—30-х гг. («Мы» Е. И. Замятина, «Котлован» А. П. Платонова, «Повесть непогашенной луны» Б. А. Пильняка), книги Б. Л. Пастернака («Доктор Живаго»), А. Н. Рыбакова («Дети Арбата»), В. С. Гроссмана («Жизнь и судьба»), сочинения старых и новых эмигрантов («Окаянные дни» И. А. Бунина, «Архипелаг ГУЛАГ» А. И. Солженицына, «Маленькая повесть» В. П. Некрасова, «Верный Руслан» Г. Н. Владимова, «Семь дней творения» В. Е. Максимова), публицистические статьи И. Клямкина, О. Лациса, Г. Попова, философские опусы Н. А. Бердяева, В. С. Соловьева, П. А. Сорокина... На экраны вышли фильмы «Покаяние», «Комиссар» и др.

Белорусская литература обратилась к теме истории белорусского народа. Роман Леонида Дайнеко «Меч князя Вячка» посвящен временам Полоцкого княжества, вставшего на пути завоевателей-крестоносцев. Полоцкий князь Всеслав Чародей – главный герой романа «След ваўкалака» этого же автора. Восстановлению исторической памяти народа содействуют литературные произведения Владимира Орлова, посвятившего свою деятельность освещению истории Полонка. Заслуженной популярностью пользуются произведения Константина Тарасова «Памяць пра легенды», «Пагоня на Грунвальд», «Тры жыцці Рагнеды». На широком историческом фоне, с учетом общечеловеческих ценностей, рассматривается судьба белорусского народа в XX в. в повестях Василя Быкова «Сцюжа», «Сцяна».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при всех трудностях, стоящих на пути развития исторической науки в Республике Беларусь, очевидны и позитивные сдвиги в последнее десятилетие, что дает основание рассчитывать на ее успешную интеграцию в европейскую историографию в скором будущем.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.36 (0.015 с.)