Московско-Петербургская школа гос права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Московско-Петербургская школа гос права.



Ее основатели Кавелин, Чечерин.

Кавелин: - стремился к созданию единой теории чел-го разв-я, - приверженец Соловьева, принял его схему развития России. - государство закономерный итог развития чел союзов, но оно не существует без личности, которая развивает общество.

Чичерин: - занимался общественной деятельностью, публицистикой; - обращал внимание на особую роль государства в России, создано желанием быть едиными и защищенными, государство содействует развитию общества.

 

39. Гістарычныя веды Беларусі і беларусазнаўства ў першай палове 19 ст

После присоед к Ри рос власти предприняли попытки изучения нов. территорий (экспедиция Ив. Лепехина), но большинство документов находится в частных коллекциях.

1803 год кафедра всеобщей истории в Вилен-ом университете, откуда быстро распространились идеи романтизма. Войцех Голуховский предлагал писать ист-ю с романт-х позиций. Иахим Лялевель чит лекции в университете, его история больше касается ВКЛ. При изучении ист необходимо учитывать регион и природн условия- краеведческий подход. Отредакт-л учебник «История польских князей и королей», вставил туда факты из истории ВКЛ.

Вайнилович «Летописец Литвы», «Русская хр-а», «Пролитовский летописец».- попытся осмыслить роль бел-го летописания в истории европ-го летописания.

Ярошевич занимался ист-ей права. Его произведения не дошли. Обосновал идею сущ-я феод. Отношений в ВКЛ, считал что они сформировались на местной основе.

Лобойко - краеведение, Бобровский, Даленго-Хадаковский, Станевич.

Другим центром был румянцевский кружок в Гомеле. В него входили Малиновский, Григоровский.

1812-1820гг Полоцкая иезуитская академия, свой музей и архив, нет информации. В 30 гг историей занимались любители т.к. Вил универ был закрыт, а кружок распался.

Во вт трети 19 ст после закрытия Вил универа, Пол академии, распада кружка историей в основном занимались любители: Киркор, Турчинович. При этом шло противостояние царских властей и местных интеллектуалов(нац движение).

1840г. в Париже вышла работа «Беларусь» Радван-Рыпинского (родом из Вос Бел).- исторически и культурно белорусы ближе к полякам, чем к русским.

 

40. Пазітывізм у еўрапейскай гістарыяграфіі. Англійская гістарычная навука ў другой палове ХІХ ст.

Позитиви́зм— философское учение, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.

Во вторую половину XIX в. английский капитализм вступил в расцвете своего могущества: промышленная революция и огромные колониальные владения позволили Англии выйти на первое место в мировом промышленном производстве и торговле. Ее флот господствовал на морях.

Однако к концу века появились признаки того, что экономическая гегемония Англии идет к концу: по темпам развития ее обгоняли другие страны, в первую очередь США и Германия. На этой почве слабела самоуверенность английской буржуазии. В то же время консервативная партия укрепляла свои позиции.

Прогресс исторической науки выразился прежде всего в расширении ее интересов и совершенствовании методов исследования, в растущей его специализации, в увеличении численности преподавательских и профессорских кадров, а также количества исторических сочинений — книг и статей. В 1886 г. начал выходить «Английский исторический журнал».

Положительным явлением был рост числа документальных публикаций.

Большую роль в прогрессе исторической науки сыграл классический труд Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859). Его значение выходило далеко за рамки биологии: он опрокидывал прежние представления о неизменности окружающего мира и общества и, способствуя победе идеи развития, подводил под нее прочную базу.

В 70—80-е годы в стране сложились два основных центра исторических исследований — в университетах Оксфорда и Кембриджа. В Оксфорде самым крупным историком являлся Уильям Стеббс Основателем и главой кембриджской школы был Джон Эмери Актон.

Джон Сили прочел курс лекций по истории английской колониальной политики, привлекший к себе большое внимание Автор упрекал английскую публику в отсутствии интереса к колониальным владениям, непонимании их важности для страны и ее судеб.

Джеймс Фруд воспевал мудрость и дальновидность колониальной и внешней политики Генриха VIII и Елизаветы I и восхищался «подвигами» английских морских пиратов и колонизаторов.

сильно влияние позитивизма, главным образом идей Герберта Спенсера (1820—1903). Философия Спенсера имела для своего времени известное положительное значение, вера в прогресс, попытки создать цельную картину мира, а также убеждение в могуществе человеческого знания. Однако идея развития имела у Спенсера примитивный характер: основным законом он считал постепенную эволюцию, а естественным состоянием и в природе и в обществе — равновесие.

идей позитивизма

Уильям Лекки исходил из убеждения, что прогресс человечества прямо зависит от прогресса науки и точных знаний, что господство церкви в прошлом надолго задержало духовное развитие человечества.

У. Бэджгота «Физика и политика».

Генри Бокль «История цивилизации в Англии»,

Сэмюэль Гардинер.

Торольд Роджерс

Арнольд Тойнби «Промышленный переворот в Англии в XVIII в.»

Ричард Грин

В эти годы в Англии делаются первые попытки осветить историю рабочего движения.

Джорджа Хауэлла «Столкновение капитала и труда».он был активным деятелем профессионального движения.

Под влиянием сдвигов в рабочем движении в последние десятилетия XIX в. к его истории обратились наконец и буржуазные ученые. Первыми буржуазными исследователями этой тематики были супруги Сидней и Беатриса Вебб. Супруги Вебб издали книгу «История тред-юнионизма».

 Генри Гайндман «Исторические основания социализма в Англии» дал краткую историю экономического развития страны начиная с XV в.

Э. Бакса и У. Морриса «Социализм, его развитие и результаты». Авторы дали критический анализ капиталистической системы и подробное изложение идей научного социализма.

41.Гістарычная навука і развіццё пазітывізма ў Францыі ў другой палове 19 ст.

Позитиви́зм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.

У 50-60 г. на развіцце фр. Гістарыяграфіі ўплывалі ідэі пазітывізма. Пазітывізм станоўча адбіўся на фр. гістарыяграфіі- прызнанне пазнавальнасці мінулага грамадства, пазітывісты адмаўлялі высокую ступень абагульнення, лічылі, што трэба вывучаць гісторыю фактаў. Заснавальнікам яго быў А. Конт. Навука аб гр-ве.. Гэтая навука павінна быць заснавана на дакладных назіраннях і фактах. Конт быў супраь таго, каб гістар. Навука была макс. Насычана фактамі, факты – толькі тыя, якія вызначалі развіцце гісторыі. Навука не можа даць адказ на? аб прычынах і сут-ці грам. Раз-ця, а можа учтанавіць самыя прымітыўныя сувязі.

Імануіл Тэн -  яго працы прысвячаліся гісторыі культуры. “Паходжанне сучасн. Фр” – яго асн. Праца-сучасная яму Фр. Пачалася пасля ВФР, Тэн не бачыць станоўчых момантаў ў рэв- Фр. Яго працы далі напрамак развіццю кансерватыўнаму накірунку фр. гістарыяграфіі.

Пач. 20 ст- крызіс пазітывізму выраз. ў адносінах да дакументаў. Фр пазітывісты лічылі, што факты, атрымліваюцца з дакументаў. Ацэнка фактаў выключаецца. Пазітывісты адыходзяць ад праблемы гісторыі і пераходзяць да гісторыі фактанапісанняў.

Эрнест Лавіс – афіцыйны гісторык 3 Рэспублікі, сумесна з Раьбо выдаў “Усеагульую гісторыю” у 12 т, Гісторык не павінен быць суддзей. Усіх паліт дзеячоў ен падзяліў на тых, хто спрыяў Фр і тых, хто не (якабінцы аслабілі Фр).

Крызіс пазітывізма у к. 19 ст. - крытыка гісторыкаў-пазітывістаў. Цэнтрам крытыкаў стала сацыялаг. Школа на чале з Э. Дюркгеймам, яго падтрымў А. Бер-лічыў, што пазітывісты скаціліся да гіст. Апісання. Бэр “сінтэз гіст ведаў” – гіст. і філ. Павінны стаць асновай навукі гіст. Сінтэзу.

 

42. Гістарычная думкаГерманіі ў другой палове19 ст. Малагерманская гістарычная школа.

Господ полож 2пол XIX в. занимали малогерманские историки (назв за активное участие в полит борьбе вокруг объединения Герм под руководством Пруссии и после 1871 г. ставшие официозной ист школой Герм империи.

Основой ист воззрений малогерм ист-ков была их антиреволюц идеология. их выступления за нац объедине Герм, борьба с феодализмом, путем компромисса со старыми порядками, прусской монархией. Наибольшие достижения в этой области принадлежали Зибелю, написавш «Историю революционного времени с 1789 по 1800 г.» -противопост свое поним ВФР. признавал прогрессивное знач революции в смысле уничтожения феод порядков, но подчеркивал, что для ист предпочтит путь реформ сверху. Зибель «Основание Герм империи». Она была написана по прямому пожеланию Бисмарка. Объединение Германии по его концепции было возможно лишь путем бисмарковской «революции сверху».

Во время фр-прус войны, завершившей объединение Герм, малогерм историки выдали публицист стати где не переставали доказывать, что со стороны Германии война является справедливой.

Малогерм шк удел вниман соц-эк проблеме(эк рост Герм).Они проб переубед, что эк бум-заслуга объединен державы во гл с Прус.Они прославляли милитаристск курс Прус- Трейчке «нем история 19го века». пропагандировал легенду об ист миссии Пруссии.

Иоганн Густав Дройзен занимался проблемами античности и в опубликовал «Историю Александра Великого» (1836), за которой последовала двухтомная «История эллинизма» (1853). Уже в этих первых работах Дройзен расценивал проведенное военным путем объединение. «История прусской политики» Дройзена, представл апологию ист права Пруссии на гегемонию в Герм.

Генрих фон Трейчке ратовал за национальное единство на осн конституц монархии.

Макс Леман руководил изданием семитомной серии документов «Пруссия и католическая церковь с 1640 года». Теоретико-метод-взгляды Лемана носили идеалистич хар-р: описал велик деят-лей истор, Реформы-гл герои его произведений.

 

 

43. Гістарыяграфія ЗША ў другой палове ХІХ ст.

Этапом огромной важности в истории мировой исторической науки, и в частности, в развитии ее в Америке, явилось возникновение научного коммунизма. С его распространением в США начинается и принципиально новый период развития американской историографии.
В 50-х годах XIX в. в США уже имелось свыше миллиона промышленных рабочих и завязались первые связи между сторонниками научного коммунизма в США и его последователями в Европе. После революции 1848 г. в США переселились некоторые члены «Союза коммунистов», тесно связанные с Марксом и Энгельсом: в 1850 г. пионер марксизма в США Иосиф Вейдемейер; в 1852 г. Фридрих Зорге. В 50-х годах в США был издан «Манифест Коммунистической партии Гораций Грили помещал статьи Маркса в «Ньюйоркской ежедневной трибуне».

Развитие буржуазной историографии гражданской войны открывается работами Грили, Дрепера и др., приходили к идеалистическому объяснению гражданской войны, игнорировали ее экономические предпосылки и изображали ее только как борьбу против— рабства, как столкновение идей свободы и рабства. Историки же, вышедшие из среды рабовладельцев (Дж. Дэвис, А. Стефенс), изображали гражданскую войну не как классовую борьбу, а как международную войну двух государств.

 

Новым этапом в развитии буржуазной историографии явилось выступление в 90-х годах прошлого века Фредерика Джексона Тернера — историка, преподавателя Висконсинского университета. «Проблемы американской истории»; В американской исторической ассоциации и поныне существует «Общество Тернера». Тернер попытался дать более или менее развернутое теоретическое объяснение закономерностей американской истории, отправляясь при этом не от политических учреждений, а от наличия значительного фонда «свободных» земель и процесса их колонизации.

Наиболее ярко сущность концепции Тернера выразил один из его последователей и любимых учеников, Э. М. Саймонс: Соединенные Штаты являлись единственной страной в мире, где в течение многих поколений жители могли по собственному усмотрению выбирать, в какой из исторических эпох социального развития им жить. Политический смысл тернерианства состоял не в создании концепции об историческом значении колонизации западных земель США, а в провозглашении экспансии основным законом США даже тогда, когда продвижение на западные земли уже закончилось.
Следующий важный этап в развитии американской буржуазной историографии — это возникновение реакционной геополитической школы. Конец XIX ознаменовался появлением в США большой группы историков-расистов, работы которых стали в дальнейшем одним из источников формирования идеологии американского империализма. Расистскую концепцию в конце XIX — начале XX в. развивали Фиске, Барджесс, Осборн, Госмер и др. Их политическим
единомышленником был адмирал Мехэн, который стал одним из родоначальников так называемой «геополитики».
Геополитика — одно из «обоснований» захватнической политики. сторонники этой концепции утверждают, что политика зависит от географической конфигурации страны и от «расовых свойств» ее населения.
В конце XIX — начале XX в. возникает так называемое «экономическое направление», наиболее видным представителем которого явился Чарльз Остин Бирд. историки «экономической школы» затушевывали роль народных масс в истории США, признавали «исключительность» американского капитализма. Историки «экономического направления» вели борьбу против марксизма. Реакционное крыло экономического направления защищает рабовладение, стоит на расистских позициях.
В 1925 г. в работах, изданных в связи с юбилеем войны за независимость, многие буржуазные историки Соединенных Штатов отказываются от «экономического материализма» и переходят к объяснению важнейших событий истории Соединенных Штатов. К этому же времени относится появление работ К. Беккера, Дж. X. Робинсона и др.

После мирового экономического кризиса 1929—1933 гг., концепции «экономического направления» в историографии еще имеют некоторое хождение, Возникла целая школа историков «большого бизнеса» (Н. Грасс, А. Невинс и др.), восхваляющих деятельность Морганов, Рокфеллера, Форда и капиталистические монополии в целом.

 

 

44.Умацаванне пазітывізма ў расійскай гістарыяграфіі ў др пал 19 ст. Ключэўскі.

Ключевский, Василий Осипович - знаменитый историк (1841 - 1911). го.

Василий Осипович Ключевский стал легендой русской историографии. (ученик Соловьева). Его имя носит планета. Пробуждение интереса к истории было подготовлено отцом. Он научил сына читать «Жития святых». Именно житиям, став историком, Ключевский посвятил свою первую диссертацию. Одновременно он читал лекции в Московской духовной академии. Началось накопление знаний и научных выводов, которые позже легли в основу знаменитого «Курса русской истории». Ключевский предложил проблемное изложение русской истории.

"Курс русской истории" Ключевского - единственная в русской историографии попытка путем постановки основных (по мнению историка) теоретических проследить процесс исторического развития России и обосновать общие закономерности развития народа и общества. "Курс русской истории" неоднократно переиздавался в нашей стране.

Ключевский дает свое строго субъективное понимание русского исторического процесса, совершенно устраняя обзор и критику литературы предмета, ни с кем не вступая в полемику. Ключевский выдвигает на первый план историю политического социально-экономического быта..

Константин Николаевич Бестужев-Рюмин (1829—1897) — русский историк.Проведя тщательное изучение летописей, Константин Николаевич убедительно показал, что «Повесть временных лет» является летописным сводом, что свод был составлен в XII веке и источники его могут быть определены. Бестужев-Рюмин поставил своей целью показать, из каких именно частей состояли летописные своды. Таким образом, Бестужев-Рюмин существенно расширил хронологические представления о начале летописания на Руси. Более того, он обнаружил существование и не вошедших в свод материалов, которые дошли в составе более поздних сводов XV—XVII веков.

В лекциях по источникам русской истории Бестужев-Рюмин придавал большое значение источникам как самостоятельному объекту изучения, то есть тому, что впоследствии сложилось в специальную историческую дисциплину — источниковедение. Он неоднократно высказал мысль о том, что материалом для историка служат не только исторические факты, описанные в летописях и грамотах, но и сами эти летописи и грамоты,

Наиболее значительной работой Бестужева-Рюмина 1850-ых годов была статья «Современное состояние русской истории, как науки», в ней впервые давалась краткая история развития русской исторической науки с XVIII века до современного автору времени.

Главный труд Бестужева-Рюмина — «Русская история ученый выступил противником теоретических умозаключений и сам избегал высказывать категоричные суждения. Автор планировал дать сжатую историю от древнейших времен до начала XIX века включительно.

КОСТОМАРОВ Николай. Костомаров стал одним из инициаторов организации Кирилло-Мефодиевского общества, целью к-рого было создание вольной федерации славянских народов и освобождение крестьян от крепостничества. Труд Костомаров "Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей".

Позитиви́зм— философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.

А.С. Лаппо-Данилевский принадлежит ряд работ по социально-экономической и политической истории России, по истории культуры, источниковедению. Учение О. Конта и теория позитивизма оказали большое влияние на А.С. Лаппо-Данилевского, но он не был слепым подражателям европейских учений. Свидетельством тому его работа «Основные принципы социологической доктрины О. Конта», В центре внимания А.С. Лаппо-Данилевского была русская история. В основу ее изложения был положен европейский подход — вне культурно-исторической периодизации. был первый среди русских историков который занялся исследованиями по экономической истории России 17-18 веков.

«История политических идей в России в XVIII в. в связи с развитием ее культуры и ходом ее политики».

Н.И. Кареев крупнейший представитель классического позитивизма. Политические взгляды Кареева можно охарактеризовать как умеренный либерализм, В курсе Кареева «История Западной Европы в новое время» отводилось существенное место социально-экономическим процессам. опубликовал 3-томную работу «Историки Французской революции» — первый сводный обзор историографии Великой французской революции не только в русской, но и в зарубежной литературе.

Сергей Фёдорович Платонов — русский историк, академик Российской академии наук. По Платонову, отправной точкой, определившей особенности русской истории на много веков вперёд, является «военный характер» Московского государства, возникшего в конце XV века. «раскрепощённые» сословия вылившемся, в конце концов, в террор «народовольцев» и революционные потрясения начала XX века.

 

45.Разнастайнасць падыходаў у расійскай гістарыяграфіі “сярэбранага стагоддзя”

Серебряный век— период в истории русской культуры, хронологически связываемый с началом XX века, совпавший с эпохой модернизма. Так был назван рубеж XIX-XX вв. - время духовного новаторства, крупного скачка в развитии отечественной культуры. Именно в этот период родились новые литературные жанры, обогатилась эстетика художественного творчества, прославилась целая плеяда выдающихся просветителей, деятелей науки, писателей, поэтов, художников.

Отечественная история пополнилась работами В. О. Ключевского, П. Н. Милюкова. А. Е. Преснякова, С. Ф. Платонова. Вышли первые труды будущих советских историков Е. В. Тарле, Б. Д. Грекова.

Сергей Фёдорович Платонов — русский историк, академик Российской академии наук. По Платонову, отправной точкой, определившей особенности русской истории на много веков вперёд, является «военный характер» Московского государства, возникшего в конце XV века. «раскрепощённые» сословия вылившемся, в конце концов, в террор «народовольцев» и революционные потрясения начала XX века.

Ключевский, Василий Осипович - знаменитый историк (1841 - 1911). го.

Василий Осипович Ключевский стал легендой русской историографии. (ученик Соловьева). Его имя носит планета. Пробуждение интереса к истории было подготовлено отцом. Он научил сына читать «Жития святых». Именно житиям, став историком, Ключевский посвятил свою первую диссертацию. Одновременно он читал лекции в Московской духовной академии. Началось накопление знаний и научных выводов, которые позже легли в основу знаменитого «Курса русской истории». Ключевский предложил проблемное изложение русской истории.

"Курс русской истории" Ключевского - единственная в русской историографии попытка путем постановки основных (по мнению историка) теоретических проследить процесс исторического развития России и обосновать общие закономерности развития народа и общества. "Курс русской истории" неоднократно переиздавался в нашей стране.

Ключевский дает свое строго субъективное понимание русского исторического процесса, совершенно устраняя обзор и критику литературы предмета, ни с кем не вступая в полемику. Ключевский выдвигает на первый план историю политического социально-экономического быта..

А.С. Лаппо-Данилевский принадлежит ряд работ по социально-экономической и политической истории России, по истории культуры, источниковедению. Учение О. Конта и теория позитивизма оказали большое влияние на А.С. Лаппо-Данилевского, но он не был слепым подражателям европейских учений. Свидетельством тому его работа «Основные принципы социологической доктрины О. Конта», В центре внимания А.С. Лаппо-Данилевского была русская история. В основу ее изложения был положен европейский подход — вне культурно-исторической периодизации. был первый среди русских историков который занялся исследованиями по экономической истории России 17-18 веков.

«История политических идей в России в XVIII в. в связи с развитием ее культуры и ходом ее политики».

Н.И. Кареев крупнейший представитель классического позитивизма. Политические взгляды Кареева можно охарактеризовать как умеренный либерализм, В курсе Кареева «История Западной Европы в новое время» отводилось существенное место социально-экономическим процессам. опубликовал 3-томную работу «Историки Французской революции» — первый сводный обзор историографии Великой французской революции не только в русской, но и в зарубежной литературе.

46. Гісторыя і беларусазнаўства ў другой палове 19 – пач. 20 ст.

Григорович Іва́н Іва́навіч— беларускі гісторык. Аўтар шматлікіх археаграфічных прац пераважна па гісторыі зямель сучаснай Беларусі. выдае «Белорусский архив древних грамот». Быў таксама аўтарам духоўнай літаратуры, напісаў «Исторические сведения о жизни Святого Митрофания»

Ігнат Мікалаевіч ДАНІЛОВІЧ— гісторык права і археограф. Займаўся юрыдычнай спадчынай ВКЛ — упершыню апісаў усе рукапісныя і друкаваныя экзэмпляры Статута ВКЛ, падрыхтаваў да выдання Статут 1529. Даў пачатак навуковым даследаванням бел.-літоўскіх летапісаў. Марыў пра адраджэнне ВКЛ і старабел. мовы.

Тео́дор На́рбут. собирая письменные исторические источники, начал одним из первых их публиковать. Издал «Хронику Быховца». Основной труд «История литовского народа» крупнейшая по объёму и первая история Литвы, обособленная от истории Польши; доведена до 1572. Первый том «Истории литовского народа» занимает описание литовской мифологии.

Мі́хал Во́сіпавіч Бе́з-Карніло́віч Паводле сабраных ім зьвестак даў гістарычныя даведкі пра многія месты Беларусі. Ён апісаў помнікі дойлідзтва, археалёгіі, этнаграфіі, побыт беларускіх сялянаў.

Адам Ганоры КІРКОР Творы Историко-статистические очерки Виленской губернии. Этнографический взгляд на Виленскую губернию

Павел Міхайлавіч ШПІЛЕЎСКІ: "Белорусские поверья" "Белоруссия в характерических описаниях и фантастических поверьях""Заметки белорусца о белорусском языке"

Асноўная навуковая праца І. І. Насовіча тлумачальна-перакладны «Слоўнік беларускай мовы» у які ўвайшло больш за 30 тыс. слоў. Аўтарству І. І. Насовіча належыць гістарычны нарыс «Aб плямёнах да часоў Рурыка, што засялялі беларускую тэрыторыю». Пакінуў мемуары «Успамінаў майго жыцця».

 

47.Еўрапейская гістарыяграфія у п.п. ХХ ст.:разнастайнаць нцэпцый і пашырэнне праблемнага поля даледавання

На рубяжы ХІХ – ХХ ст. грамадства Заходняй Еўропы аказалася ва ўмовах нарастаючага сістэмнага крызіса. Дзякуючы Шпенглеру гэта эпоха атрымала назву “заката Еўропы”. З адного боку, гэта перадавыя дасягненні індустрыяльнай цывілізацыі, а з другога – абвастрэнне філасофскіх, сацыяльна-псіхалагічных, палітычных супярэчнасцей, якія пазней знойдуць выйсце ў першай сусветнай вайне.

 Складаныя працэсы адбываліся ў сферы светапогляду. Чалавецтва ўступала ў ХХ ст. з ілюзіяй поўнай і канчатковай перамогі над прыродай, упэўненасцю ў сваіх сілах, адчуваннем перавагі над мінулымі пакаленнямі.

Навука на рубяжы стагоддзяў адчувала ўплыў адкрыццяў ў галіне квантавай і атамнай фізікі, радыяактыўнасці, тэорыі адноснасці, астрафізікі, касмічнага эвалюцыянізма, інш. Пазітывізм, які ў свой час адыграў станоўчую ролю, да пачатку ХХ ст. паказаў сваю абмежаванасць і аднабаковасць. Пры гэтым сам ідэал “пазітыўных ведаў” заставаўся характэрным для заходняй навукі. Успрыняцце навукі як асновы прагрэса чалавецтва і ўвасаблення яго дасягненняў, а ведаў – як сродкаў актыўнага ператварэння прыроды і грамадства, устаноўка на строгую навуковасць пазнання як асновы творчага ператварэння чалавекам свету сталі асновай сцыентызма. Асаблівую інтэрпрэтацыю прынцыпы сцыентызма атрымалі ў канцэпцыях дыялектычнага матэрыялізма. Родапачынальнікам эмпірыякрытыцызма, ці “другога пазітывізма” стаў швейцарскі філосаф Рыхард Авенарыус, Эрнста Маха. Пачуццевае пазнанне з’яўляецца толькі формай прыстасавання арганізма да навакольнага асяроддзя, а любыя з’явы навакольнага свету не з’яўляюцца пастаяннымі і безадноснымі.

У метадалагічнай дыскусіі з пазітывізмам удзельнічала шмат філасофскіх плыняў. Найбольш значнымі з сцыентысцкіх накірункаў у гэтай палеміцы можна лічыць неаканціянства у выглядзе Марбургскай і Бадэнскай школ. Марбургскія філосафы Герман Коген, Пауль Наторп, Эрнст Касірэр вылучылі заклік “Вярнуцца да Канта!”, выступаючы супраць вульгарызаванага матэрыялізма. Яны лічылі, што адзінай крыніцай пазнання з’яўляецца само мысленне, заснаванае на лагічных заканамернасцях і апрыёрных паняццяхю У трактоўцы Магбургскай школы навука выступала як найвышэйшая форма ўпарадкавання ў культуры.

Іншую інтэрпрэтацыю набылі ідэі Канта ў філосафаў Бадэнскай школы – Вільгельма Віндэльбанда і Генрыха Рыкерта. Бадэнцы лічылі, што мэтай філасофіі з’яўляецца не абгрунтаванне агульнанавуковай метадалогіі, а асэнсаванне асноў чалавечага светапогляду.

Макс Вебер бачыў задачу гісторыі ў тым, каб устанавіць сувязі прычын і наступстваў паміж індывідуальнымі гістарычнымі з’явамі, а ў сацыялогіі – каб устанавіць агульныя законы падзей незалежна ад месца і часу. Вебер адзначаў, што на адным і тым жа матэрыяле можна сканструяваць самыя разнастайныя гістарычныя тыпы.

Да праблематыкі філасофіі культуры звярталася і неагегельянства. Брытанскія неагегельянцы Фйрэнсіс Брэдлі, Джон Мак-Тагарт, Робін Калінгвуд разглядалі феномен Абсалютнага духа з пункту гледжання рэалізацыі чалавечага вопыта пазнання. Сама асоба трактавалася як сацыяльная істота, інтэргаваная ў пэўнае культурнае асяроддзе і валодаючая пэўнымі апрыёрнымі ідэямі ў ўяўленнямі.

Радыкальным выражэннем суб’ектывізма ў філасофіі на мяжы стагоддзяў стала “філасофія жыцця” – цэлы спектр канцэпцый і тэорый. Дадзены накірунак атрымаў назву “віталізма” (ад. лац. “vita” – жыццё). Ідэя віталізма была сфармулявана ў працах Луі Дзюма, які вылучыў ідэю аб наяўнасці пэўнай “жыццёвай сілы”, недаступнай для аналіза метадамі прыродазнаўчых навук. Фрыдрых Ніцшэ спробы абгрунтаваць сэнс і каштоўнасці чалавечага жыцця “па той бок дабра і зла”, г. зн. межамі маральных норм.

Разуменне навукі як апісальнай схемы, выклікала крытыку з боку прадстаўнікоў марксісцкай філасофіі. Вядучымі лідэрамі “другога пакалення” марксістаў сталі Антоніа Лабрыёла, Поль Лафарг, Франц Мерынг, Карл Кауцкі, Георгій Пляханаў); Пры гэтым другое пакаленне марксістаў сістэматызавала і абагульняла ідэі гістарычнага матэрыялізма, займалася праблемамі гісторыі, рэлігіі, этыкі, эстэтыкі і г.д., а таксама папулярызавала іх у рабочым асяроддзі. Усе вядучыя ідэолагі “трэцяга пакалення” марксістаў Уладзімір Ульянаў (Ленін), Роза Люксембург, Рудольф Гільфердынг, Леў Троцкі сталі лідэрамі палітычных партый і рухаў.

 

 

48.Германская гістарыяграфія ў п.п. ХХ ст.

Для германскай гістарычнай навукі характэрная спрэчка паміж пазітывістамі і прыхільнікамі неаканціянства, а таксама аптымізм гістарычных канцэпцый пасля абвяшчэння Германскай імперыі, які, аднак, сціхае да пачатку ХХ ст.Пасля абвяшчэння Германскай імперыі набыла распаўсюджанне пангерманская ідэя, якая грунтавалася на расавай тэорыі, геапалітыцы і сацыяльным дарвінізму. Пангерманізм меў даволі шырокую сацыяльную базу, але вырашальную ролю адыгрывалі універсітэцкія прафесары, члены Пангерманскага саюза Георг фон Белоў і Дзітрых Шэфер. Яны ідэалізавалі гісторыю германскай нацыі. Ен лічыў, што гісторыя з’яўляецца перш за ўсё палітычнай навукай, задачча якой – дапамагчы зацверджанню Германскай імперыі на сусветнай арэне.

На мяжы стагоддзяў у германскай гістарыяграфіі вядучае месца займала неаранкеанства, якое змяніла малагерманскую школу. Дадзены накірунак падзяляўся на кансерватыўную і ліберальную плыні.

Вядучымі прадстаўнікамі кансерватыўнага накірунку неаранкеанцаў былі Макс Ленц, Эрых Маркс, Фелікс Рахфаль.

У тэарэтыка-метадалагічных адносінах неаранкеанцаў аб’ядноўваў ідэал аб’ектыўнасці гістарычнага пазнання. Яны згаджаліся з кансерватарамі ў неабходнасці актыўнай знешнепалітычнай экспансіі, аднак разыходзіліся ў разуменні праблем унутранай палітыкі,

Адным з буйнейшых прадстаўнікоў ліберальнага накірунка быў Герман Онкен, Ганс Дэльбрук, Фрыдрых Мейнэке, Эрнста, Отта Хінтцэ і Вернер Зомбарт

Сацыял-рэфармісцкая гістарыяграфія перажывала працэс размежавання, а найбольш вядомым яе прадстаўніком быў Людвіг Вольтман, які пераносіў біялагічныя законы на развіццё грамадства і лічыў, што марксізм з’яўляецца біялагічным вучэннем аб грамадстве. Найбольш значным гісторыкам-марксістам быў Франц Мерынг, як пакінуў пасля сябе вялізарную спадчыну не толькі па гісторыі марксізма, але і гісторыі Германіі з канца сярэднявечча, ваеннай справе, знешняй палітыцы і напалеонаўскіх войнах, гісторыі сацыял-дэмакратыі і г.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.213.126 (0.066 с.)