Влияние политики перестройки на состояние исторической науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние политики перестройки на состояние исторической науки.



Кризисные явления в советской исторической науке середины 1980-х гг. Воздействие "перестроечных" процессов в социально-политической жизни СССР на практику исторических исследований. Критика сталинских традиций в советской историографии и борьба за ликвидацию "белых пятен" в истории КПСС и советского общества. Влияние художественно-публицистической литературы на формирование исторического сознания ученых.Доклад М.С. Горбачева "Октябрь и перестройка" (1987 г. Реабилитация видных деятелей партийной оппозиции. Критика марксистской идеологии, методологии и практики строительства социализма в СССР в отечественной публицистике конца 1980-х гг. (Ю. Афанасьев, Л. Баткин, Ю. Буртин, А. Бутенко, И. Клямкин, В. Селюнин, Г. Ппов, А. Ципко). Переиздание произведений крупнейших историков и философов России конца XIX - первой половины XX вв.: Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, А.С. Лаппо-Данилевского, П.Н. Милюкова, А.А. Корнилова, П.Б. Струве и др.

Создание системы альтернативных учебников по истории России для школ и вузов страны. Издание трехтомной "Истории России. С древнейших времен до конца XX века" (Под ред. А.И. Сахарова).

Работа в архивах СССР в 1988-1991 гг. по уточнению режима хранения архивных документов и снятию с них ограничений на доступ: идеологические и научные аспекты.

 

54. Гістарычная думка Заходняй Еўропы і ЗША пасля Другой сусветнай вайны: метадалагічныя падыходы і накірункі даследаванняў.-

Разгром фашизма во второй мировой войне, возникновение социалистического содружества, крушение колониальной системы империализма и дальнейшее углубление его общего кризиса, подъем в странах капитала борьбы рабочих и демократические движения 60—70-х годов—эти события обусловили обстановку в современном мире, наложили отпечаток на развитие исторической науки. Наиболее существенной чертой историографии в рассматриваемый период является противоборство по кардинальным методологическим и конкретно-историческим вопросам марксистско-ленинской и буржуазной, а также социал-реформистской исторической мысли.

Сложные процессы происходили в послевоенный период в латиноамериканской историографии. Под воздействием всего вышеназванного комплекса событий, а также бурного подъема классовой борьбы, демократического и антиимпериалистического движения в странах Латинской Америки и Кубинской революции 1959 г. в исторической науке усилилась поляризация течений, возникло влиятельное прогрессивное, антиимпериалистическое направление, на новый этап поднялась марксистско-ленинская историография.

В то же самое время ускорился упадок традиционной либеральной историографии. Как и в капиталистических странах Европы и в США, но только в гораздо менее развитых формах здесь начинается процесс консолидации основных течений буржуазной историографии на буржуазно-реформистской платформе.

 

54-55. Гістарычная навука ЗША і Вялікабрытаніі пасля Другой сусветнай вайны.

Великобритания после Второй мировой войны. Лейбористская историография. “История социалистической мысли” Дж.Д.Г.Коула. Труды К.Хилла, Э.Томпсона, Ж.Рюдэ, Р.Пейдж Арнота. Значение трилогии Э.Хобсбаума по мировой истории.

Глобальная политика США после второй мировой войны обусловила гораздо большее, чем прежде, внимание американской историографии к внешнеполитическим проблемам. В стране выросли десятки исследовательских центров, занимающихся изучением современной внешней политики и международными отношениями. В 1946 г. был создан факультет международных отношений в Колумбийском университете, в 1948 г. - корпорация "РЭНД", строившая военно-стратегические модели международных конфликтов, в 1951 г. - Центр международных исследований при школе Вудро Вильсона в Принстонском университете и Центр для изучения меж­дународных отношений в Массачусетском технологическом институте и др.; в послевоенные годы были образованы многочисленные институты по изучению отдельных стран и регионов. Литература по истории внешней политики США также чрезвычайно обширна, по существу, изучение внешнеполитической проблематики стало самостоятельной отраслью исторической науки.

После второй мировой войны ведущее место в изучении современных международных отношений и истории внешней политики заняли школы "политического идеализма" (Д. Перкинс, С. Бэмис и др.) и "реальной политики" (Г. Моргентау, Р. Осгуд, Дж. Кеннан и др.). Первая школа, продолжая традиции старого "официального" направления, по-прежнему оперирует категориями правовых и моральных ценностей, объявляет экспансионистские устремления США выражением национальных настроений. В противовес ей школа "реальной политики" исходит из теории "баланса сил" и "национальных интересов" и критикует ряд внешнеполитических акций США в настоящем и прошлом как нереалистические.

Большинство американских историков присоединилось к официальной версии "холодной войны". Вся ответственность за нее возлагалась на Советский Союз, который обвинялся в стремлении распространить коммунистическую тиранию на весь мир. С другой стороны, политика США оправдывалась как ответ на коммунистическую агрессию, которая была остановлена с помощью доктрины Трумена, осуществления плана Маршалла и угрозы "массированного возмездия".

Другой важнейшей темой, выдвинувшейся на первый план в 40-50-е годы, стали проблемы второй мировой войны. Развернувшиеся среди историков споры как бы продолжали внешнеполитические дебаты конца 30-х годов. Наибольшие разногласия вызвал вопрос о причинах вступления США в войну и в связи с этим о сущности предвоенной политики нейтралитета и ответственности за нее

Особую известность приобрело двухтомное исследование У. Л. Лангера и С. Е. Глисона "Вызов изоляционизму" (1952) и "Необъявленная война" (1953). Хотя работа написана на основе широкого круга источников, но фактически в ней лишь развивалась официальная версия событий. Лейтмотивом было стремление объяснить деятельность американского государственного руководства по проведению политики нейтралитета США распространенным ими в стране изоляционистскими настроениями, которые блокировали все попытки правительства США принять меры, чтобы остановить агрессора.

В отличие от официальной историографии, возникшее в конце 40-х годов так называемое ревизионистское направление выступило с резкой критикой внешнеполитического курса США накануне и во время войны. Оно поставило вопрос о целесообразности былого военного союза с СССР, заявляя, что это был "ошибочный союз". Ч. К. Тэнзил в книге "Война с черного хода" (1952), занимающей центральное место в ревизионистской историографии, писал: "Германию вовлекли в войну с Англией и Францией, тогда как она предпочла бы войну с Россией из-за Украины"

Сдвиги в 60-80-е гг. Теоретико-методологические перемены. Сдвиг в исторической науке США получил выражение и в оформлении радикальной школы. Она возникла в лоне нового левого движения 60-х гг. и долгое время именовалась как новая левая историография. Со временем радикальная школа стала все более тесно контактировать с наследниками прогрессистской школы, составив вместе с ней то направление исторической науки США, которое можно определить как радикально-демократическое.

Важным явлением современного этапа в развитии историографии США стало формирование "новой исторической науки". Развитие этого направления, опирающегося на методы современных общественных наук, в первую очередь таких, как социология, политология, экономика, антропология, характерно для большинства стран Запада эпохи научно-технической революции, но каждая из них имеет свои особенности. В США такая особенность заключалась в том, что развитие новой научной истории началось там с освоения количественных методов и складывания первоначально школы "новой экономической истории". По этой причине "новая историческая наука" Соединенных Штатов даже получила название клиометрии ("измеряющая историография").

Неоконсерватизм. В 70-е годы в США зарождается идейно-политическое течение, нареченное неоконсерватизмом, которое оказало влияние на все стороны общественной жизни, в том числе и на историографию. Своего пика неоконсерватизм достиг в 80-90-е гг., в период пребывания у власти республиканского правительства Р. Рейгана, а затем Д. Буша. Позиции неоконсерватизма упрочились и вследствие распада мировой социалистической системы, ослабления в целом влияния социалистических идей. Неоконсервативная интерпретация исторического опыта США нашла наиболее полное воплощение в монографиях Р. Бертофа и Р. Керка

 

56. Гістарычная думка Францыі ў другой палове ХХ ст.

Французская историческая наука "славного тридцатилетия" (1945-1975).

Создание новых центров исторической науки - Национального центра научных исследований (CNRS). "Критическая философия истории" Р. Арона. Труды А. Марру. Д. Герен "Борьба классов в эпоху первой Республики". Буржуазия и "bras nus" (1793-1797): парижские санкюлоты как авангард пролетарской революции.

Развитие "линии Лефевра" его учениками (А. Собуль, Р. Кобб, Дж. Рюде и др.). Утверждение специфичности городских масс и автономности их революционной деятельности. Докторская диссертация А. Собуля "Парижские санкюлоты II года Республики. Народное движение и революционное правительство. Дж. Рюде "Толпа во Французской революции". Р. Кобб "Революционные армии, инструмент Террора в департаментах". М. Рейнхард о социальных последствиях демографического роста и их значении для истории Французской революции.

Историография рабочего движения. Ж. Брюа, К. Виллар.

Новый этап развития школы "Анналов".

Л. Февр во главе журнала "Анналы", расширение круга изучаемых вопросов. "История чувств". Ф. Бродель и развитие школы "Анналов". Структурализм (М. Фуко, К. Леви-Стросс).

Основание "Дома наук о человеке". Труды Э. Ле Руа Ладюри, П. Шоню.

Исследования по истории России. Ж. Дюлак, В. Берелович.

Новаторство Ф. Броделя. Один из руководителей журнала "Анналы" (1946-1985). Преемник Л. Февра в Коллеж де Франс (1949). Президент Дома наук о человеке, член Французской Академии.- Диссертация "Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II". "Всеобъемлющая (глобальная)" история Ф. Броделя. Концепция исторического времени ("длительное время" и "короткое время"). Основные идеи сочинения "Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв." (1979).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.20.57 (0.007 с.)